Урок музыки «Музыка Коми народа» 4 класс

Урок по музыке на тему «Музыка Коми народа» для учащихся 4-х классов Главная идея урока - это комплексный подход в развитии учащихся - соединение музыки, хореографии, истории творчества народа. Ребята через сказки пословицы, поговорки, раскрывают для себя понятия добра и зла, честности, уважения к старости, взаимопомощи. Дети подбирают пословицы, загадки, знакомятся с коми народными инструментами, коми композитором, поют песни языке коми народа, воспевая красоту коми и русского языка, музыкальных образов, добрый юмор.
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУрок музыки «Музыка Коми народа» 4 классуниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Войвож»



РЕГИОНАЛЬНО - НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.


Урок музыки в 4 классе по теме:

«МУЗЫКА КОМИ НАРОДА»



учитель музыки: Царук Жанна

Александровна

МБОУ «СОШ» пгт. Войвож



пгт. Войвож

Цель урока: формирование основ музыкальной культуры учащихся. Развитие эмоционального отклика на музыкальные произведения.

Задачи:

Воспитательные:

-воспитывать любовь к Родине;

-формирование уважения к труду коми народа;

- способствовать возникновению интереса к культуре и традициям коми народа;

-познакомить с народной и композиторской музыкой Коми, раскрыть

своеобразие и самобытность коми музыкальной и художественной культуры;

- привить интерес и бережное отношение к искусству и культуре своего края.

Развивающие:

- развивать вокально-хоровые навыки;

- развивать слушательскую культуру;

- развивать чувство ритма;

- развивать активное восприятие коми музыки, прочувствованное и

продуманное.

Образовательные:

- повторение коми песни "« Коч йокто, йокто» ";

- закрепление знаний о жанрах коми песенности;

- закрепление знаний ребят по истории освоения коми народа, о занятиях

коми;

- загадки коми народа.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения), метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие, частично-поисковый (импровизация).

Музыкальный материал: «Коми му», « Коч йокто, йокто», «ШОР»

Оборудование урока:

Фортепиано.

Магнитофон, аудиозаписи (кассеты).

Хрестоматии.

Наглядности (коми народные музыкальные инструменты).

Ход урока

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

"Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение,
И чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть внимательны,
Послушны и старательны
И выучить все ноты до одной:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до,
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до".

У.: Я как всегда рада видеть вас на уроке. Сегодня мы продолжим разговор о песнях Коми, будем их петь, слушать коми музыку, отгадывать загадки, танцевать, играть в игры.


У.: Вы узнали музыку, которая встретила нас в начале урока? Как она называется?

Кто её автор? (Прометей Иванович Чисталев «Коми му»)

У.: Ребята, а кто же такой коми народ? (Это наши с вами отцы, земляки, которые трудятся, продолжая дело своих дедов, отцов. Освоение коми началось в XIII веке…)
Много песен изучили мы с Вами раньше, много изучим еще, но все их объединяет одно: принадлежат они коми народу. Их сочиняли наши прадедушки и прабабушки. Сегодня на уроке мы повторим разученные ранее песни, обогатим наши знания о коми народных инструментах.

РАСПЕВАНИЕ

Считалка.

Урок музыки «Музыка Коми народа» 4 класс

За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами.
Мишка-мишенька, дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить-то будешь ты!

2. Исполнение песни.

У.: - Слушать музыку умеете, а петь любите? (Да!)

Исполнение песни « Коч йокто, йокто» (заяц скачет, скачет) коми народная песня.

Игра.

У.:- Что ж, песни петь умеете складно, да ладно! Тогда иное Вам задание: сейчас зазвучит музыка, а Вы постарайтесь движениями, мимикой показать переживания героя (а может быть героев!), его чувства.

Знакомство с народными коми инструментами

СЯРГАН (Вычегда, Сысола, Ижма, Печора, Прилузье, коми-перм.), сяргей (Удора) - трещотка, относится к виду скребковых идиофонов. Сярган представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки. На верху трещоток иногда прикрепляется для украшения фигура человека или птицы.

Урок музыки «Музыка Коми народа» 4 класс

СярганУрок музыки «Музыка Коми народа» 4 класс

Сярган

Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Такое звучание трещотки соответствовало его функции - устрашения лошадей ("вöв повзьöдлан"), забравшихся на посевы. В домашних ансамблях использовались различные предметы хозяйственного обихода в натуральном неомузыкаленном виде: пач п.öдан (заслонки), гырничьяс (горшки), пу паньяс (деревянные ложки), си пож (волосяное сито) и др. Вот что сообщил нам коми-пермяцкий писатель В.В.Климов: "Раньше коми-пермяки очень бурно проводили игрища (рождественские), а также вечера на помочах. Если надо было играть для пляски, пермяки приспосабливали для игры разного рода предметы домашнего обихода, как-то: заслонку, горшки, деревянные ложки, сито или лукошко, зыбку (люльку), столешницу и др., сопровождая "музыку" пением "та-та-ра-ра" и т.

Многоствольные флейты

Урок музыки «Музыка Коми народа» 4 класс

Многоствольные флейты - куима чипсет, пöлянъяс,
пöляннэз и губно-щелевые флейты öтика (гум) пöлян





Урок музыки «Музыка Коми народа» 4 класс

Чернышские чипсанистки (исполнительницы на многоствольных флейтах)

ТОТШКÖДЧАН (от слова - стучать) - колотушка, относится к виду соударяемых идиофонов и представляет собой долбленую колодку - рукоятку с укрепленным билом или привязанным деревянным шариком.

Урок музыки «Музыка Коми народа» 4 класс Колотушка выполняла оповещательно-собирательскую и охранительную роль: ею подавали сигнал-сбор на обед людей, работавших артельно, в компании.

У.: Немало легенд, сказок и преданий сложено в прошлом. Тысячи песен бережно хранит память народа. Многие десятки названий и сотни вариантов записаны.

Устное народное творчество на протяжении веков было основным видом национального искусства. Песенное творчество охватывает различные жанры: исторические, трудовые, семейно-бытовые, детские. Они часто отражают далекое прошлое народа.

Коми композиторы в песнях воспевают свою землю, прославляют коми край, пишут о родине, о северных зорях, о сказочной тайге, ночных поселках Севера. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Георгиевича Осипова.

Знакомство с композитором

Александр Геогриевич Осипов

Осипов А.Г. родился 15.03.23 г. в селе Сторожевск Корткеросского района Коми АССР. У воспитанника детского дома рано появился музыкальный талант. А.Г.Осипов учился в Вологодском музыкальном училище игре на домбре и скрипке. Судьба его приводит в Сыктывкар в оркестр народных инструментов. С фронта Осипов А.Г. вернулся с тяжелым ранением в левую руку. Молодой музыкант не мог играть и поэтому посвятил себя песенно-хоровому искусству. В 24 года он поступает в Горьковскую консерваторию, а через два года продолжает образование в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1954-59 - работает в Сыктывкарском училище. Одна из основных заслуг его в том, что он собрал, обработал и опубликовал все мелодии выдающегося коми драматурга, поэта, композитора В.Савина.Осипов первый профессиональный композитор. Он автор песен, романсов, музыки к спектаклям драматического театра. Его песни легко запоминаются благодаря глубокой, чистой лирике. От его мелодий словно теплеет коми земля.

У.:Прослушайте музыку и дайте ответ, каков характер звучания произведения: сумрачный, задумчивый или оживленный, радостный?

Слушание песни в исполнении учителя «ШОР» (ручеек)

Беседа:

Как выбранный музыкальный регистр (средний или низкий) помогает созданию радостного настроения?

Какие средства музыкальной выразительности были использованы? (лад, темп и т.д.)

В какой форме написана песня? (куплетная)

У.: - Молодцы, верно, справились с заданием, несмотря на то, что впервые слышали песню «Шор»

Разучивание песни «Шор» - 1 куплет. (работа над песней)

Загадки:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(ель)

На далеком севере живет.

Где бегают красавчики олени.

Он никогда почти не устает.

Он никогда не знает лени.

(оленевод)

За зверем он плетется

Хоть на месте остается.

(следы зверей)

Стройный, быстрый,

Рога ветвистые,

Пасется весь день.

Кто же это?

(олень)




У.: Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу.

- Какими чувствами вы прожили этот урок?

Выход под песню


© 2010-2022