- Преподавателю
- Музыка
- Урок по теме музыка и литература
Урок по теме музыка и литература
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Хакимова Е.Н. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по музыке в 5 классе по теме:
«Связь музыки и литературы».
Урок подготовила учитель музыки - Антипова М.В.
Цели урока: 1.Расширить и углубить знания учащихся по теме;
2. Повторить сведения о связи видов искусств;
3. Воспитывать любовь к музыке средствами музыки и
Литературы.
Оборудование: портреты, сказки А.С.Пушкина, басни А.И.Крылова, фортепиано,
запись фрагмента оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане».
Ход урока.
-
Орг.момент. Приветствие.
-
Введение в тему урока.
На прошлом уроке мы с вами узнали, что искусство - понятие широкое. В него входят несколько видов.
- Какие виды искусства вы знаете? - (ответ учащихся).
Мы с вами знаем, что некоторые виды искусства взаимосвязаны между собой.
- Например, какие? - (музыка и литература).
Давайте подумаем, что бы стало с музыкой без литературы? Из музыки исчезли бы все вокальные жанры, то есть жанры, предназначенные для пения. Ярким примером связи двух видов искусств: музыки и литературы - является связь мелодии и стихотворения в песнях. Ведь в создании песен участвуют не только композиторы, но и поэт.
Давайте вспомним и исполним песню композитора Е.Крылатова и поэта Ю.Энтина «Ты - человек». (Хоровое исполнение).
- Какова главная мысль этой песни? - (ответ учащихся).
- Помогает ли характер мелодии понять этот смысл? - (ответ учащихся).
-
Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Связь музыки и литературы».
- Помните ли вы сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (учитель цитирует первые строчки из сказки).
В ней происходят такие необыкновенные чудеса, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».
- О каких же чудесах рассказывается в сказке? - (ответ учащихся).
А теперь послушайте, как сам Пушкин пишет об этих чудесах ( чтение отрывка из сказки).
Сказка А.С.Пушкина вдохновила композитора Н.А.Римского-Корсакова на создание оперы. И в своём произведении композитор настолько мастерски описал эти три чуда, что, слушая музыку, мы живо представляем их. В опере о каждом чуде возвещает сигнал трубы. Он как бы призывает полюбоваться очередным чудом. Сейчас вы услышите этот фрагмент из оперы. (Слушание).
- А теперь расскажите о характере музыки каждого чуда. - (ответ учащихся).
(Дополнение учителя). В музыкальной картине, рисующей волшебную белку, композитор следует указанию, содержащемуся в пушкинских стихах:
«И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе
Во саду ли, в огороде…»
Римский-Корсаков использует мелодию народной песни «Во саду ли, в огороде», а «с присвисточкой» звучит в оркестре флейта-пикколо.
- А какие тембры использует композитор во второй картине? - (ответ учащихся).
Маршевую тему 33 богатырей подчёркивает звучание медных духовых инструментов - валторн и тромбонов, а струнные и деревянные духовые создают звуковую картину бурлящего моря.
- А каким рисуется море в третьем чуде? - (ответ учащихся).
В конце третьего чуда песенная нежная, мягкая мелодия превращается в гимн красоте и добру. И праздничные фанфары завершают картину.
Вот как ярко и живо воссоздал чудесный мир пушкинской сказки Н.А.Римский -Корсаков.
- А появилась ли бы опера Римского-Корсакова, если бы А.С.Пушкин не написал «Сказку о царе Салтане»? - (ответ учащихся).
-
Образы сказок живут и в песнях Г.Гладкова. Одну из них мы начали учить на прошлом уроке . Назовите её ( «Песня-спор»).
- О чём спорят герои этой песни? - (ответ учащихся).
Продолжим разучивание песни ( вокально-хоровая работа).
-
Музыка связана не только с таким жанром как сказка, но и с басней.
Вспомним очень интересную басню И.Крылова «Квартет».
- Что такое квартет? - (ответ учащихся).
- Какие инструменты называются в басне? - (ответ учащихся).
- Какова главная мысль басни? - (ответ учащихся).
- А мог ли И.Крылов написать басню такого содержания, если бы не было музыки и музыкальных инструментов? - (ответ учащихся).
Вывод. - Итак, в чём мы ещё раз убедились, на сегодняшнем уроке?
Действительно, музыка и литература взаимосвязаны между собой.