Открытый урок по игре на гитаре на тему Авторская песня. барды

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Починковский Центр дополнительного образования »







Конспект открытого занятия на тему:

Авторская песня. Барды.












Выполнил:

Педагог дополнительного

образования

Шигонцева Ирина Владимировна




Починки, 2015

Открытый урок на тему: "Авторская песня. Барды"

Цель: формирование интереса к авторской песне

Задачи:

-Познакомить детей с известными бардами

- Воспитывать любовь к музыке через игру на гитаре.

-Развивать музыкальный слух, чувство ритма, сообразительность, познавательную и творческую активность.

-Создание творческой атмосферы с целью включения участников открытого занятия в процесс сочинения авторской песни.

-Воспитание позитивного отношения к авторской песне.

Оборудование:

компьютер, акустические гитары, карточки с аккордами, аудиозаписи игры на струнных музыкальных инструментах, карточки со словами для составления стихов, флэш-накопитель

Этапы занятия:

1.Организационный этап

Приветствие. Введение в тему занятия. Настройка инструментов

2.Основной этап.

Слушание аудиозаписей известных бардов. Введение в творческую деятельность. составление рифм, подбор мелодии, исполнение песни, обсуждение.

3.Заключительный этап:

Подведение итогов, установление обратной связи

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Тихо играет гитара. Дети размещаются «творческим полукругом». Звучит песня Виктора Мельникова «Тихая звезда».

Учитель: Ребята, ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО МЫ С ВАМИ СИДИМ У КОСТРА. ВОКРУГ НАС СКЛОНИЛИСЬ ЗЕЛЕНЫЕ БЕРЕЗКИ, ЕЛИ, ГДЕ-ТО СЛЫШИТСЯ КРИК ПТИЦЫ, звучит гитара….

«Как вы думаете, что объединяет понятия: КОСТЕР, ГИТАРА, природа? КАКИЕ ассоциации возникают? Сегодня мы ответим на эти вопросы.

Что такое авторская песня. Немного из истории бардов.

Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме.

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б. Окуджава, Н. Матвеева и А. Дулов.

Позднее, в 1960-х - 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий,Александр Галич, Владимир Туриянский, Виктор Берковский, Сергей Никитин,Александр Городницкий, Вадим Егоров, Арон Крупп, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Мирзаян, Владимир Бережков, Вера Матвеева, Виктор Луферов, Александр Ткачёв, Пётр Старчик, Александр Суханов, Владимир Ланцберг, Вероника Долина, Александр Дольский, Леонид Семаков, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева(«Иваси»).

Власти в свое время всячески препятствовали развитию авторской песни изнутри. Но это удавалось им не слишком хорошо.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Учитель: Ребята, сейчас я хочу предложить вам послушать самые знаменитые произведения бардов. Возможно некоторые будут вам уже знакомы. (слушание)

Учитель: Друзья, как вы думаете, почему барды выбирают для себя именно гитару -как музыкальный инструмент?

Учитель: Сегодня, я хочу, чтобы каждый из вас попробовал стать сам автором будущей песни.

Участникам открытого занятия предлагается стать соавторами новой песни.

С этой целью раздаются карточки, на которых печатаны слова: «мир», «желания», «пропасть», «холод», «зной», «мечта», «ошибка», «небеса», «образ», «судьба», «молод», «тобой», «не хворай», «телом», «любуйся», «страдания», «рвешься», «смотришь», «веришь», «обманываешь», «смелым», «лучший», «улыбка», «душа», «влюбляйся», «думай», «помогай», «прячься», «волнуйся», «жизнь», «смерть». Используются приемы: сравнения, отбора. В процессе коллективной творческой работы педагог помогает выбрать слова, подходящие по смыслу.

Теперь, когда мы выбрали нужные слова, необходимо сочинить всю песню (куплеты). Начнем с рифм. Найдем пары слов, которые рифмуются, например: нес-вопрос, лиса-краса

(Под руководством педагога участники открытого занятия составляют рифмы, которые записывают на доске в два столбика.) Например,

МОЛОД

ХОЛОД

ЧУДЕСА

НЕБЕСА

ТОБОЙ

СУДЬБОЙ

ЖЕЛАНИЕ

СТРАДАНИЕ

СМЕЛЫМ

ТЕЛОМ

ПОМОГАЙ

НЕ ХВОРАЙ

УЛЫБКА

ОШИБКА

ЛЮБУЙСЯ

ВОЛНУЙСЯ

Учитель: ВОТ ТАКИЕ ПОЛУЧИЛИСЬ РИФМЫ.

КАК ДУМАЕТЕ, ЧТО НАМ ОСТАЛОСЬ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛИСЬ КУПЛЕТЫ ПЕСНИ?

(Организуется работа по подгруппам. Педагог предлагает первой подгруппе использовать первые четыре рифмы, второй подгруппе - вторые четыре рифмы. Для работы раздает листы бумаги формата А-4 и ручки. В процессе работы педагог консультирует рабочие подгруппы. Подводит итого работы.)

Учитель: ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА НАШИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МЫ НЕ ВОЛШЕБНИКИ, НО УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ СТИХИ

(Результаты обсуждаются, окончательный вариант педагог фиксирует на доске. Затем педагог берет гитару и поет два куплета новой песни, демонстрируя результаты сотворчества)

Учитель: Что у нас получилось? Получилась настоящая песня!

Хотите вместе со мной исполнить эту песню?

(Педагог раздает инструменты. Предлагает разделиться на подгруппы. Каждой группе дает творческое задание)

СЕЙЧАС Я ВАМ РАЗДАМ ИНСТРУМЕНТЫ. ПЕРВАЯ ПОДГРУППА БУДЕТ С ПОМОЩЬЮ ЛАДОНЕЙ ОТСУКИВАТЬ РИТМ ПЕСНИ, ПРИМЕРНО ТАК… ВТОРАЯ ПОДГРУППА БУДЕТ ПРОВОДИТЬ ПАЛЬЦЕМ ПРАВОЙ РУКИ ПО СТРУНАМ. ВОТ ТАК, ПРИ ЭТОМ, ПОСТАВИВ АККОРД, КОТОРЫЙ Я ПОКАЖУ…ТРЕТЬЯ ПОДГРУППА БУДЕТ ПЕТЬ ВМЕСТЕ СО МНОЙ ПЕСНЮ… И У НАС ПОЛУЧИТСЯ ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ АНСАМБЛЬ…

(По мере необходимости педагог дает дополнительные инструкции каждой подгруппе, демонстрирует технику игры на гитаре. Поощряет участников импровизированного ансамбля.)

Учитель: ПОЗДРАВЛЯЮ. ВОТ МЫ И СТАЛИ СОАВТОРАМИ И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ НОВОЙ ПЕСНИ. ПРОШУ ВАС ПРИДУМАТЬ ЕЙ НАЗВАНИЕ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Заключительный этап занятия направлен на уяснение характера совместной работы, значимости занятия в конкретном отрезке жизненного опыта участников открытого занятия, степени применения приобретенных знаний и умений в жизни. На данном этапе необходимо установить обратную связь. )

Учитель: ПОНРАВИЛАСЬ ЛИ ВАМ НАША ПРОГУЛКА В ЛЕС? ТРУДНО ЛИ БЫТЬ АВТОРАМИ СТИХОВ И МУЗЫКИ? ПРИВЛЕКАЕТ ЛИ ВАС ЭТОТ ПРОЦЕСС?(звучит музыка)

. 1.Когда совсем еще ты молод, весь мир перед тобой.

Нипочем ни зной, ни холод, ты рвешься в бой с судьбой.

Ты веришь в чудеса и в исполнение желаний.

Ты смотришь в небеса, нет места для страданий.

ПРИПЕВ:

Все только начинается и можно ошибаться.

Но жизнь-то продолжается, давай же улыбаться!

2.Будь лучшим ты и самым смелым, и слабым помогай.

Будь силен душой и телом, но только не хворай.

Смотри на мир с улыбкой, влюбляйся и любуйся!

Не думай об ошибках, живи и не волнуйся!



© 2010-2022