Урок-калейдоскоп «Над Кубанью песни-соколы летят»

Данный конспект содержит разработку урока по музыке на тему «Над Кубанью песни-соколы летят». Во время урока учащимся предлагается слушание Кубанских казачьих песен, также школьники сами исполняют народные казачьи песни и читают стихи. Задачи урока: 1.Образовательные а) подробное изучение истории создания песни «Ты Кубань, ты наша Родина!»,  ставшей гимном казачества Кубани; б) на примере казачьих песен сформировать у учащихся представление о жизни, быте и духовных ценностях кубанских казаков; ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по музыке «Над Кубанью песни-соколы летят»

Цель: На примере гимна Кубани и казачьих песен показать многогранность и богатство народной души.

Задачи:

1.Образовательные

а) подробное изучение истории создания песни «Ты Кубань, ты наша Родина!», ставшей гимном казачества Кубани;

б) на примере казачьих песен сформировать у учащихся представление о жизни, быте и духовных ценностях кубанских казаков;

в) формирование умений выражать свои мысли и делать выводы.

2.Развивающие

а) развитие навыков слухового анализа, чувств, эмоций, глубокого переживания при исполнении песен и их прослушивании;

б) развитие познавательного интереса учащихся к музыкальному творчеству казаков края.

3.Воспитательные

а) воспитание любви к родному краю, гражданственности и патриотизма;

б) расширение представлений детей о жизни казаков через изучение и исполнение гимна края, песен казаков.

Оборудование: ноутбук, проектор, синтезатор, фонограммы

Ход урока: Дети входят под музыку в класс, приветствуют учителя, рассаживаются на свои места.

Учитель: Кубань, Кубань - души моей отрада

Сияньем зорь налитые поля,

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла!!

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами совершим путешествие во времена, в которые жили наши предки - кубанские казаки и окунемся в историю и культуру этого поистине величественного народа. А что, по-вашему мнению, может помочь нам лучше понять казачий быт, культуру, ценности? Откуда мы можем узнать обо всем этом?

Ученик: Из картин, рассказов, стихов, песен.

Учитель: Совершенно верно. А какая песня о Кубани самая известная, самая главная?

Ученик: Гимн Кубани.

Учитель: Правильно. Давайте его послушаем.

Слушание Гимна Кубани

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о создании этой песни, о ее авторах, и о том, когда она стала гимном. Автором слов песни был священник первого Кавказского полка Кубанского казачьего войска Константин Образцов, человек с большой душой и глубоким содержанием. Стихотворный размер гимна указывает на то, что в этом стихотворении, в этой исповеди нет случайных слов. Самые глубинные и характерные чаяния казака-воина находят здесь свое воплощение. Ребята, а как вы думаете, о чем эти мысли и думы удалого казака?

Ученик: О любви к Родине, о служении на благо Отечества.

Ученик: О любви к родной стороне.

Учитель: Правильно, ребята. Отцу Константину, священнику первого полка, приходилось исповедовать многих участников боевых походов. К нему несли казаки свои думы - чаяния, а он знал, конечно, что поддерживает казака на войне, вселяет мужество, ведет в бой. И этот дух кубанского воинства и отразился в прекрасной песне «Ты Кубань, ты наша Родина!». А вы знаете, кто написал музыку к словам этого гимна?

Ученик: Музыку к песне написал дирижер Кубанского симфонического оркестра М.Ф.Сириньяно.

Учитель: Какими словами начинается песня?

Ученик: Песнь начинается с обращения казачества к своей Родине:

«Ты Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная

Разлилась ты вдаль и вширь».

Ученик: С древнейших времен в бассейне реки Кубани проживали представители различных народов, каждый из которых называл Кубань по-своему: адыги - Пшиз, древние греки - Гипанис, скифы - Вардан. Основные притоки р. Кубань - р. Белая, р. Лаба, р. Уруп, р.Псекупс.

Учитель: Но было в казачьей душе и другое идеальное представление о «многоводной и раздольной» стихии. Река Кубань в песне - это не столько конкретное географическое понятие, сколько обобщенное, нравственное. В системе христианской символики вода всегда ассоциировалась с самим Иисусом Христом, одним из эпитетов которого была «река жизни».

Укладываясь на ночлег, иногда за тысячи верст от дома, казак уносился в своих сновидениях к свежевыбеленной саманной хате, речке за околицей - месту желанных встреч.

Исполнение песни «Над Кубанью реченькой»

Учитель: Ребята, а вы знаете, кто такой казак?

Ученик: Это отважный воин, защитник Родины, верный сын Отечества.

Учитель: Верно.

Казак - полномерная воля.

Казак - безоглядная доля.

Казак - нерушимая крепь.

Казак - не тупящийся меч.

Казак - правды маяк.

Казак - веры оплот.

Казак - мужества грань.

Казак - благородства дань!

А как вы думаете, ребята, чем была для казака Родина?

Ученик: Родина для казака священна, и при любой угрозе, опасности он не жалел жизни своей, чтобы защитить ее.

Учитель: Правильно, Родина была частью его самого. А теперь давайте найдем в тексте нашего гимна те строки, в которых мы можем узнать о любви казака к Родине.

Ученик: «.. Бьем челом тебе, родимая,

Твои верные сыны…. »,

« … О тебе здесь вспоминаючи,

За тебя ли не постоять,

За твою ли славу старую

Жизнь свою ли не отдать?

Исполнение песни «Во Кубанской во станице»

Учитель: Кто был самым верным и преданным другом казака? Чем казак силен и крепок?

Ученик: Конь казака. Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конем, Сильнее этой дружбы для него нет ничего. Казак и конь - это одно целое.

Исполнение песни «На заре казак коня поил»

Учитель: Молодцы ребята. А что казаки любят и ценят большего всего на свете?

Ученик: Волю, свободу.

Учитель: Верно. И в подтверждение давайте споем песню «Степь Кубанская».

Исполнение песни «Степь Кубанская»

Учитель: История показывает нам казаков людьми веселыми. По песням шуточного и плясового характера можно познать быт людей, их обычаи.

Инсценировки песен «Галушечки», «Не ходи ты, хлопчик…»

Учитель: Велика и красива Россия! В ее народе есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омывают границы: Черное и Азовское. Здесь раскинулись плодороднейшие поля и уникальные леса, отроги гор Северного Кавказа, богатые рыбой реки, озера и лиманы. В народе наш край называют Кубанью, по названию реки, делящей его на две части: северную, где расстилаются необозримые просторы и южную - зону предгорий и гор. Для каждого из нас она дорога и любима по-своему. Ребята, вам было задано домашнее задание, выучить стихи о нашем крае.

Ученики читают стихи о родном крае

Учитель: Ребята, а что сегодня на уроке мы слушали и пели?

Ученик: «Ты Кубань, ты наша Родина!», «Над Кубанью реченькой».

Ученик: «Во Кубанской во станице», «На заре казак коня поил».

Ученик: «Галушечки», «Не ходи ты, хлопчик…», «Степь Кубанская»

Учитель: Ребята, а как вы думаете о чем можно узнать по словам пенсии?

Ученик: Как жили казаки, как они сражались, как пели, плясали, отдыхали.

Учитель: Правильно. А если не было бы слов, не было бы музыки, не было бы песен, смогли бы мы узнать о жизни настоящих казаков?

Ученик: Нет.

Учитель: Значит ли, что песня - это жизнь народа, его душа?

Ученик: Да.

Учитель: Молодцы ребята! За исполнение песен ну нашем уроке, за знание истории гимна Кубани, вы получаете отличные оценки. У нас на Кубани существует богатая устная народная традиция - это мудрые пословицы и поговорки, загадки. Все жанры сразу не перечислить, многие из них возникли из обрядовой поэзии. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов, связанных со временами года, семейными традициями, с крестьянским трудом. Ваше домашнее задание - найти материал по данной теме.

Урок окончен

© 2010-2022