- Преподавателю
- Музыка
- Урок-калейдоскоп «Над Кубанью песни-соколы летят»
Урок-калейдоскоп «Над Кубанью песни-соколы летят»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мовсесова К.Г. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по музыке «Над Кубанью песни-соколы летят»
Цель: На примере гимна Кубани и казачьих песен показать многогранность и богатство народной души.
Задачи:
1.Образовательные
а) подробное изучение истории создания песни «Ты Кубань, ты наша Родина!», ставшей гимном казачества Кубани;
б) на примере казачьих песен сформировать у учащихся представление о жизни, быте и духовных ценностях кубанских казаков;
в) формирование умений выражать свои мысли и делать выводы.
2.Развивающие
а) развитие навыков слухового анализа, чувств, эмоций, глубокого переживания при исполнении песен и их прослушивании;
б) развитие познавательного интереса учащихся к музыкальному творчеству казаков края.
3.Воспитательные
а) воспитание любви к родному краю, гражданственности и патриотизма;
б) расширение представлений детей о жизни казаков через изучение и исполнение гимна края, песен казаков.
Оборудование: ноутбук, проектор, синтезатор, фонограммы
Ход урока: Дети входят под музыку в класс, приветствуют учителя, рассаживаются на свои места.
Учитель: Кубань, Кубань - души моей отрада
Сияньем зорь налитые поля,
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла!!
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами совершим путешествие во времена, в которые жили наши предки - кубанские казаки и окунемся в историю и культуру этого поистине величественного народа. А что, по-вашему мнению, может помочь нам лучше понять казачий быт, культуру, ценности? Откуда мы можем узнать обо всем этом?
Ученик: Из картин, рассказов, стихов, песен.
Учитель: Совершенно верно. А какая песня о Кубани самая известная, самая главная?
Ученик: Гимн Кубани.
Учитель: Правильно. Давайте его послушаем.
Слушание Гимна Кубани
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о создании этой песни, о ее авторах, и о том, когда она стала гимном. Автором слов песни был священник первого Кавказского полка Кубанского казачьего войска Константин Образцов, человек с большой душой и глубоким содержанием. Стихотворный размер гимна указывает на то, что в этом стихотворении, в этой исповеди нет случайных слов. Самые глубинные и характерные чаяния казака-воина находят здесь свое воплощение. Ребята, а как вы думаете, о чем эти мысли и думы удалого казака?
Ученик: О любви к Родине, о служении на благо Отечества.
Ученик: О любви к родной стороне.
Учитель: Правильно, ребята. Отцу Константину, священнику первого полка, приходилось исповедовать многих участников боевых походов. К нему несли казаки свои думы - чаяния, а он знал, конечно, что поддерживает казака на войне, вселяет мужество, ведет в бой. И этот дух кубанского воинства и отразился в прекрасной песне «Ты Кубань, ты наша Родина!». А вы знаете, кто написал музыку к словам этого гимна?
Ученик: Музыку к песне написал дирижер Кубанского симфонического оркестра М.Ф.Сириньяно.
Учитель: Какими словами начинается песня?
Ученик: Песнь начинается с обращения казачества к своей Родине:
«Ты Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная
Разлилась ты вдаль и вширь».
Ученик: С древнейших времен в бассейне реки Кубани проживали представители различных народов, каждый из которых называл Кубань по-своему: адыги - Пшиз, древние греки - Гипанис, скифы - Вардан. Основные притоки р. Кубань - р. Белая, р. Лаба, р. Уруп, р.Псекупс.
Учитель: Но было в казачьей душе и другое идеальное представление о «многоводной и раздольной» стихии. Река Кубань в песне - это не столько конкретное географическое понятие, сколько обобщенное, нравственное. В системе христианской символики вода всегда ассоциировалась с самим Иисусом Христом, одним из эпитетов которого была «река жизни».
Укладываясь на ночлег, иногда за тысячи верст от дома, казак уносился в своих сновидениях к свежевыбеленной саманной хате, речке за околицей - месту желанных встреч.
Исполнение песни «Над Кубанью реченькой»
Учитель: Ребята, а вы знаете, кто такой казак?
Ученик: Это отважный воин, защитник Родины, верный сын Отечества.
Учитель: Верно.
Казак - полномерная воля.
Казак - безоглядная доля.
Казак - нерушимая крепь.
Казак - не тупящийся меч.
Казак - правды маяк.
Казак - веры оплот.
Казак - мужества грань.
Казак - благородства дань!
А как вы думаете, ребята, чем была для казака Родина?
Ученик: Родина для казака священна, и при любой угрозе, опасности он не жалел жизни своей, чтобы защитить ее.
Учитель: Правильно, Родина была частью его самого. А теперь давайте найдем в тексте нашего гимна те строки, в которых мы можем узнать о любви казака к Родине.
Ученик: «.. Бьем челом тебе, родимая,
Твои верные сыны…. »,
« … О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ли не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать?
Исполнение песни «Во Кубанской во станице»
Учитель: Кто был самым верным и преданным другом казака? Чем казак силен и крепок?
Ученик: Конь казака. Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конем, Сильнее этой дружбы для него нет ничего. Казак и конь - это одно целое.
Исполнение песни «На заре казак коня поил»
Учитель: Молодцы ребята. А что казаки любят и ценят большего всего на свете?
Ученик: Волю, свободу.
Учитель: Верно. И в подтверждение давайте споем песню «Степь Кубанская».
Исполнение песни «Степь Кубанская»
Учитель: История показывает нам казаков людьми веселыми. По песням шуточного и плясового характера можно познать быт людей, их обычаи.
Инсценировки песен «Галушечки», «Не ходи ты, хлопчик…»
Учитель: Велика и красива Россия! В ее народе есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омывают границы: Черное и Азовское. Здесь раскинулись плодороднейшие поля и уникальные леса, отроги гор Северного Кавказа, богатые рыбой реки, озера и лиманы. В народе наш край называют Кубанью, по названию реки, делящей его на две части: северную, где расстилаются необозримые просторы и южную - зону предгорий и гор. Для каждого из нас она дорога и любима по-своему. Ребята, вам было задано домашнее задание, выучить стихи о нашем крае.
Ученики читают стихи о родном крае
Учитель: Ребята, а что сегодня на уроке мы слушали и пели?
Ученик: «Ты Кубань, ты наша Родина!», «Над Кубанью реченькой».
Ученик: «Во Кубанской во станице», «На заре казак коня поил».
Ученик: «Галушечки», «Не ходи ты, хлопчик…», «Степь Кубанская»
Учитель: Ребята, а как вы думаете о чем можно узнать по словам пенсии?
Ученик: Как жили казаки, как они сражались, как пели, плясали, отдыхали.
Учитель: Правильно. А если не было бы слов, не было бы музыки, не было бы песен, смогли бы мы узнать о жизни настоящих казаков?
Ученик: Нет.
Учитель: Значит ли, что песня - это жизнь народа, его душа?
Ученик: Да.
Учитель: Молодцы ребята! За исполнение песен ну нашем уроке, за знание истории гимна Кубани, вы получаете отличные оценки. У нас на Кубани существует богатая устная народная традиция - это мудрые пословицы и поговорки, загадки. Все жанры сразу не перечислить, многие из них возникли из обрядовой поэзии. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов, связанных со временами года, семейными традициями, с крестьянским трудом. Ваше домашнее задание - найти материал по данной теме.
Урок окончен