Разработка урока Духовная музыка - музыка для души -7 класс

Учить чувствовать драматургию не только в симфонической музыке, но и в современной, в песне, как в самом доступном и понятном музыкальном жанре, который является продолжением эстафеты, подхваченной музыкантами, которые воплотили в песне такой музыкальный образ, который не только выражает трагедию, но и перерастает в могучий призыв ко всему человечеству. Целью урока является воспитание у детей духовной культуры, патриотизма через музыку, живопись и литературу. На уроке происходит згакомство с не ...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Духовная музыка - музыка для души»

Цели и задачи урока: знакомство с понятием "духовность"; развитие музыкальных способностей, речи, воспитание духовной культуры, патриотизма, через музыку, живопись и литературу, вокальной и слушательской культуры. Закрепить знания по теме - «музыкальный образ».

Оснащение урока; Презентация

Музыкальный материал:

«Аллилуйя» -А.Рыбникова И.С.Бах "Токката и фуга" ре минор Ф. Шуберт "Ave Maria".
"Колокола".
«Ты прости нас, Господь»
Олег Газманов "Мой храм".


Ход урок

Звучит 1 куплет песни «Аллилуйя» - песня из рок-оперы "Юнона и Авось»

21 век. Век, когда особенно остро обострилась борьба зла и добра, света и тьмы, век, когда нависла угроза не только над экологией природы, но и над экологией человеческой души. Иногда на помощь человеку приходит музыка, искусство способное творить чудеса.

Звучит песня - И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.

- Музыка какого композитора прозвучала?

- Почему вы так решили?

Предполагаемые ответы:

  1. Звучит орган.

  2. Полифонический склад.

  3. Музыка глубоко народна и т.д.

- Эстрадная или классическая музыка? - Что значит - классическая? - Лёгкая или серьёзная музыка? - К какому виду музыки, как и многие другие произведения Баха, относится это? (рассказ детей о жизни Баха) - Что происходило с душами людей, когда они слушали музыку Баха?

Это должно подвести ребят к главной теме урока. Спросить ребят, как они понимают выражение духовная музыка и объяснить, что существует 2 понятия духовности:

  1. Музыка религиозного содержания.

  2. Музыка, которая нам помогает раскрыться, проснуться, приобщиться к высокому, задуматься о смысле жизни.

  3. Музыка для чего? - для души

- Да, есть такой феномен - И.С.Бах. Интересно, почему все сходятся в любви к нему, почему И.С.Бах стал популярнейшим современным композитором и чем его музыка так нас пленяет? Может быть тем, что она вводит нас в мир возвышенных и гармоничных чувств, в мир, осветленный и одухотворенный, в мир, которого нам сегодня так не хватает. Может быть, именно о такой музыке говорит поэт:

Величественно музыка органа под сводами собора поплыла. Душа моя рванулась покаянно, За нею вслед, и крылья обрела!

- Есть ещё один феномен Рафаэль, великий итальянский живописец, все полотна которого - загадка, тайна. И глаза, и улыбка…

В презентации представлены 2 вида искусства (музыка и живопись) песня «Ave Maria» и картина Рафаэля "Сикстинская мадонна".

В исполнении учащегося звучит песня Шуберта «Аве, Мария»

Задать ребятам вопросы:

- Есть ли что общее между ними? -Что объединяет эти произведения? - один образ - женщины, чистоты, добра -Уточнить какой женщины? -Эта музыка - гимн. Чему?

- Это действительно торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской красоте, доброте, благородству. И очень важно, чтобы ребята эти произведения увидели не просто глазами, а сердцем, услышали сердцем.

В часы тяжёлых дум, в часы разуверенья, Когда находим жизнь мы скучной и пустой, И дух слабеет наш под бременем сомненья, Нам нужен образец терпения Святой! А если те часы печали неизбежны, И суждено вам их в грядущем испытать, Быть может, этот Лик, спокойный, безмятежный, Вам возвратит и мир, и благодать!

В презентации показать ребятам одну из Богородичных икон "Мария и младенец". - Предложить ребятам подумать, почему взгляды Марии и младенца не встречаются и не пересекаются, ни сливаются и не единятся (ответы). Это одна из важнейших тайн иконы Икона всегда обращена к молящемуся, всегда входит с ним в общение, потому что именно в этот момент - это искусство обращено к тебе, а не к кому другому.

Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала…

- С чем у вас ассоциируется церковь? (колокольный звон)

- Без чего нельзя её представить?

- Какие виды колокольных звонов вы знаете? - набат, благовест, трезвон

Набат - тревожный колокольный звон

Благовест - одиночные удары в большой колокол - звучит благовест

Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол), от большого к малому - звучит перезвон

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов - звучит трезвон

-Что вы испытываете, когда слышите колокольный звон? - дух захватывает

Колокольный звон на Руси - это лад жизни, гармония мира.

Звучат колокола

Дети читают стихи.

Нельзя без Благовеста жить России
Ведь глас его молиться в храм зовет-
Святым иконам поклонятся и Мессии
Колокола звонят, и значит, Русь живет!

Звон - созывал людей идти на вече.
Набатом - защищать звал от врагов.
А перезвон - вещал народу о победах.
Трезвон - на службу всех созвать готов.

Плывет звон над Россией, пеленою,
И растворяясь в небесах, как дым.
Он покоряет всех своею чистотою
Зовет, нас поклонится всем святым.

Колокола, живут под небом - в колокольнях,
Чтоб перезвон их, разносился далеко.
Их слышно в храмах, где в земных поклонах,
Молится Богу, Русь Святая горячо.

Слушание песни «Ты прости нас, Господь»

-Классическая или эстрадная песня?

-Лёгкая или серьёзная?

-Можно ли отнести её к духовной музыке? Почему?

-Что слышите в душе?- боль

-Музыка Баха - классическая и мы называем её духовной, песня - эстрадная - и тоже духовная. Вывод?

Вывод; Духовной может быть и классическая, и эстрадная музыка.

В Евангелии есть такие строки;

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая.

Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто.

Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то в этом нет никакой пользы.

Любовь долго терпит и милосердствует, любовь не завидует, и не превозносится, не гордится и не бесчинствует, не ищет своего и не раздражается, не мыслит зла.

Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, надеется, все переносит. И сердце не приемлет зла

Верить, надеяться и не приемлить зла - пожалуй, самое главное, и для того, чтобы приблизиться к этому ощущению, мы исполним песню.

-Как реагирует душа в этой песне, особенно на словах - мой храм-ветер надежды?

Гордость, радость, умиротворение и покой.

Итог урока: духовная культура, духовное искусство, духовная музыка сама собой не придет к нам, а придет она лишь к отворившему ей свой сердце и душу.

В исполнении класса звучит песня «Мой храм»



© 2010-2022