• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок музыкальной культуры Курского края Музыка как судьба к 100-летнему юбилею Г. В. Свиридова

Открытый урок музыкальной культуры Курского края Музыка как судьба к 100-летнему юбилею Г. В. Свиридова

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий открытого урока внеурочной деятельности по предмету

«Музыкальная культура Курского края»

Дата: 16.11.2015.

Класс: 5

Урок № 15

Раздел: «Композиторы Курского края».

Тема урока: Музыкальная гостиная «Музыка как судьба» к 100-летнему юбилею Г.В. Свиридова.

Присутствующие на уроке: учащиеся 6-7-х классов, учителя литературы.

Цель урока:

  • расширение представлений у учащихся о выдающемся композиторе Курского края.

  • формирование положительной мотивации к изучению творческого наследия Г.В. Свиридова.

Задачи:

  • организация учащихся для поиска информации о жизни и творческом пути композитора Г. Свиридова;

обеспечить условия для:

  • развития умения анализировать, сравнивать, систематизировать изученный материал, выделять главное;

  • развития умения развернуто и связно отвечать на вопросы;

  • умения пояснить понятия: композитор, оркестр, консерватория;

  • коррекции памяти, внимания, мышления, устной речи;

  • воспитания гражданственности, трудолюбия, чувства гордости за свой край.

Тип урока: урок расширения и углубления знаний по теме.

Материально-техническое оснащение (оборудование):

Музыкальный ряд:

фрагмент музыки Г.В. Свиридова из кинофильма «Метель», Романс из музыки к к/ф «Метель», романс «Зимняя дорога», «Песня смелых», 3-я части маленькой кантаты «Снег идёт», «Ласковая просьба» из «Альбома пьес для детей», музыка из кинофильма «Время, вперед!».

Техническое оснащение:

ноутбук, экран и проектор, фортепиано.

Дидактический материал:

мультимедийная презентация по теме урока.

Зрительный ряд:

портрет композитора, нотная выставка из произведений композитора, фотогалерея дома-музея Г.В. Свиридова в Фатеже.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Слайд №1 Зрители занимают места.

  3. Мотивация. Слайд №2

Учитель:

У каждого народа - свои герои, своя память. Древний Курский край с его соловьиными трелями - часть славной истории русского народа.

Обручённый с веками, заселённый талантливыми людьми, Курский край по праву стал важным звеном в развитии русского государства.

Сегодня о Курской области говорят в России и за её пределами как о крае просветителей, учёных, художников, певцов, танцоров, народных умельцев. Мы с благоговением произносим имена писателей и поэтов, художников и композиторов, живших, бывавших или нашедших свой последний приют на курской земле. Мы должны знать их имена.

Посмотрите внимательно на этот слайд №3. (В это время фоном звучит фрагмент музыки Г.В. Свиридова из кинофильма «Метель»)

-Вам знакомо это место? (сквер в г. Курске на пересечении улицы Ленина и Золотой)

- Как называется этот сквер? (слайд 4) (Свиридовский)

- В 2015 году наш город отмечает юбилей нашего земляка, выдающегося композитора XX века Георгия Васильевича Свиридова (слайд 5).

-Слайд 6 Я предлагаю открыть музыкальную гостиную «Музыка как судьба», устраиваемся поудобнее и познакомимся с фактами биографии композитора, послушаем фрагменты его произведений.

  1. Постановка цели и задач урока.

Слайд № 3

  1. Усвоение знаний используя материал найденный учениками совместно с учителем.

Выступления учеников.

Учащиеся:

  1. 16 декабря 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского, русского композитора Георгия Свиридова - одного из самых ярких представителей эпохи советской музыки, связавшего в своем творчестве глубинные народные истоки с современным ему музыкальным языком.

  2. Вся музыка Георгия Свиридова проникнута любовью к русской культуре. К шедеврам творчества советского композитора относят множество произведений, в которых сочетаются народная песенность и любовь к духовному искусству. В этом смысле творчество композитора близко к творчеству русского поэта Сергея Есенина с их предельным вниманием к красоте русской природы.

  3. Георгий Васильевич Свиридов родился 16 декабря 1915 года в уездном городе Фатеже, расположенном в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей.

  4. Слайд№7 учитель о доме музее.

  5. Отец Георгия погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал интересоваться музыкой.

На тот момент в Курске был неплохой оркестр русских народных инструментов. Юный Свиридов осваивал в нем начала музыкальной грамоты, играя на балалайке.

Слайд №8 Он начал учиться играть и на рояле. Георгий Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило юного музыканта: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу.

(Рассказ учителя о появлении рояля в доме т.к. мать наблюдала большие склонности к занятиям музыкой. Когда мальчику было 9 лет, к нему пригласил преподавателя фортепиано.)

  1. С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе где он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога, пианиста Марка Крутянского. При поступлении в школу на экзаменах играл марш собственного сочинения.

По совету Крутянского в 1932 году Георгий Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор Исайя Александрович Браудо. Под руководством профессора Г.В. Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у этого студента есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.


  1. За три года обучения в классе Юдина Свиридов написал много разных сочинений. На сочинение Свиридова вдохновляли прежде всего русские писатели и поэты, среди них: Лермонтов, Есенин, Блок и особенно Пушкин. Самым известным стал цикл из шести романсов на стихи А.С. Пушкина, к которым он обратился в 1935 году. Они были напечатаны в 1937 году, в связи с торжественным празднованием 100-летия со дня смерти поэта, и вошли в репертуар таких известных певцов, как Сергей Лемешев и Александра Пирогов.

Слайд № 9

  1. В исполнении Дмитрия Хворостовского послушайте романс «Зимняя дорога».

Учитель: Подобно тому, как Первая симфония 19-летнего Шостаковича показала миру будущего великого симфониста, так и этот вокальный цикл 19-летнего Свиридова показал миру будущего великого мастера вокальных жанров.

Ученик:

  1. Летом 1936 года Г.В. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. (Консерватория - высшее учебное музыкальное учреждение).Первым его педагогом там был профессор Петр Борисович Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович.


  1. Успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Г.В. Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья. До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи Александра Суркова (слушают фрагмент песни) Слайд №10

2. Слушание «Песни смелых»

  1. Кроме того, Георгий Васильевич Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести А.С. Пушкина "Метель". Слайд №11

Учитель:

Пушкин рассказал историю про провинциальную барышню, которая случайно вышла замуж не за того, поскольку ее жених заплутал в метель; тем не менее история счастливо заканчивается новой любовью. Композитор взялся за эту работу. Однако он ушел от пушкинского сюжета напрочь, его музыка словно бы и не связана с литературной канвой, она стала самостоятельным действующим лицом фильма, лишь вплетаясь в какие-то фрагменты.

  1. Слушание иллюстрации в исполнении ученицы 11 класса и танцевальной группы 1 класса.

Учитель:

-Что вы представили? Какая это музыка? Какое у нее настроение? Как она движется? (Быстро и плавно. Не рывками не шагами. Кажется, что кто-то летает. Что может летать зимой и кружиться? Снег!)

- Свиридов очень любил русскую зиму и часто наблюдал за красотой снега. Как он падает, как кружатся снежинки и сбиваются в стайки. Как они летят то в одну сторону, то вдруг неожиданно меняют свое направление, и стремительно летят в другую строну.

О кантате Снег идёт

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Б. Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом, [...] выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова». Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет» (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году № 3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря.

  1. Исполнение 3-й части маленькой кантаты «Снег идёт» в исполнении ансамбля «Свирелька»

Ученик:

9. Г.В.Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение - «Альбом пьес для детей». В него входит 17 небольших сочинений разного характера - колыбельная и танцевальная мелодии, картины природы, музыкальные портреты. Это пьески для совсем маленьких пианистов и для тех, кто уже занимается в музыкальном училище.

5. В исполнении ученицы прозвучит фортепианное произведение Г. Свиридова «Ласковая просьба» из «Альбома пьес для детей»

Ученик:

10. Главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Георгий Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах «Деревянная Русь» и «Курские песни» (отрывок прослушивается)

10. Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Г.В. Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике. Мировую славу Георгию Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы «Декабристы» на слова А.С. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", «Патетическая оратория» по В. Маяковскому, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др.).

11. Однако Г.В. Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось море широко»), в кино («Воскресение», «Золотой теленок» и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, «Дон Сезар де Базан» и др.).

Учитель:

12. А сейчас послушайте ещё одно произведение Свиридова и попробуйте вспомнить, где вы слышали эту музыку.

6. Учащиеся слушают «Время, вперед!» (1977).

- Эта композиция была написана к кинофильму «Время, вперед!» (1977). Стала музыкальным символом индустриально-космического периода нашей страны, остается заставкой главной новостной телепрограммы «Время».

А в 2014 году это произведение услышал весь мир, во время открытия Олимпийских игр - 2014

И принадлежит оно гениальному композитору 20 века, 100 летний юбилей которого отмечается в течении всего 2015 года - нашему земляку Г. В. Свиридову.

И даже если из всей глыбы музыки сюита «Время, вперёд» было единственным произведением Свиридова-эта музыка была бы музыкой тысячилетия.

- Как вы думаете можно ли назвать Свиридова выдающимся, великим композитором? Почему?

Ответы детей.

Ученик:

13. Г.В. Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда.

Учитель: (слайд 10)

- Подводя итог нашей встрече, можно сказать наш земляк Г.В. Свиридов - один из самобытных композиторов XX века.

  1. Закрепление нового материала: (беседа с гостями урока)

- Где родился Г.В. Свиридов?

- Как называется его профессия?

- Что мы называем консерваторией?

- На каких инструментах он учился играть?

- Кто вдохновлял композитора?

- Как благодарные потомки увековечили память о выдающемся композиторе, нашем земляке?

- Умер Г.В. Свиридов 6 января 1998 года. Ему было 82 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

6. Заключительная часть.

1.Подведение итогов.

2.Выставление оценок.

3.Д/з (записи в тетради).

Ведущие нашей гостиной «Музыка, как судьба» надеются, что вы, ребята, запомните это имя. Музыка этого композитора будет сопровождать годы вашего ученичества и станет любимой (звучит Романс из музыки к к/ф «Метель»).


© 2010-2022