Региональная программа по музыки Музыкальные ступеньки детского творчества

Программа «Музыкальные ступеньки детского творчества» адресована воспитателям дошкольного учреждения, учителям начальной школы. Содержание программы ориентировано на формирование творческих способностей детей с учётом регионального компонента, и направлено на овладение детьми 5-8 лет системой знаний и представлений  о музыкальном фольклоре народов Поволжья, формирование положительного отношения к музыкально-фольклорной творческой деятельности, развитие исполнительских и творческих умений в песен...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Дормидонтова Лариса Петровна







МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА



Программа формирования творческих способностей у детей 5-8 лет

средствами музыкального фольклора народов Поволжья













Ульяновск - 2012

ББК 74.1

Д 68

Научный редактор:

доктор педагогических наук, профессор М.И. Богомолова



Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Л.М. Захарова;

Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Андрианова



Д 68 Дормидонтова, Л.П. Музыкальные ступеньки детского творчества: Программа формирования творческих способностей у детей 5-8 лет средствами музыкального фольклора народов Поволжья. - Ульяновск, 2012. - 22 с.

Программа «Музыкальные ступеньки детского творчества» адресована воспитателям дошкольного учреждения, учителям начальной школы. Содержание программы ориентировано на формирование творческих способностей детей с учётом регионального компонента, и направлено на овладение детьми 5-8 лет системой знаний и представлений о музыкальном фольклоре народов Поволжья, формирование положительного отношения к музыкально-фольклорной творческой деятельности, развитие исполнительских и творческих умений в песенном, танцевально-игровом и инструментальном творчестве.






Предисловие

Цель программы - сформировать знания и представления о русском, татарском, чувашском, мордовском фольклоре; развить эмоциональную ак­тивность на воспринимаемую фольклорную музыку, положительное отноше­ние к музыкально-фольклорной творческой деятельности; сформировать ис­полнительские и творческие умения в певческой, танцевально-игровой, инст­рументальной музыкально-фольклорной деятельности.

Современный ребенок живет в условиях полиэтничного региона и на­ходится в постоянном общении с носителями иных культурных традиций. Для эффективного формирования творческих способностей у детей средст­вами музыкального фольклора необходимо использовать национальную му­зыку в ее сопоставлении с музыкальной культурой других, проживающих ря­дом народностей, что помогает воспринять музыку как единый комплекс. Творческое приобщение к музыкальному фольклору народов Поволжья в пе­дагогическом процессе осуществляется на основе ведущего методологиче­ского принципа: от культуры родного народа к культуре народов совмест­ного проживания. Культура народов Поволжья является глубоко интерна­циональной, в основе ее лежит взаимопроникновение, взаимообогащение со­ставляющих ее самобытных культур народов, населяющих Ульяновский ре­гион, среди которых при отборе содержания особо выделен русский, татар­ский, чувашский и мордовский фольклор.

Содержание познавательно-творческой и развлекательно-творческой деятельности детей построено с учетом трех направлений: первое направле­ние связано с когнитивным компонентом творческих способностей и пред­ставляет собой ознакомление детей с особенностями национальной куль­туры, народными праздниками, бытом, традициями, художественными про­мыслами, историей возникновения национальной одежды, народных инстру­ментов; углубление познаний у детей в области музыкального фольклора (жанровым разнообразием музыкальных произведений, средствами музы­кальной выразительности). Второе направление представляет эмоционально-мотивационный компонент творческих способностей и подразумевает прояв­ление яркой, искренней эмоциональной активности у детей на воспринимае­мую фольклорную музыку, интереса к песенному, танцевально-игровому и инструментальному творчеству, положительного отношения к музыкально-фольклорной творческой деятельности. Третье направление связано с дея­тельностно-творческим компонентом творческих способностей и включает в себя применение детьми полученных умений в самостоятельной творческой деятельности: сочинение мелодий на фольклорные тексты в сочетании с ин­струментальными импровизациями; сочинение индивидуальных и коллек­тивных танцевальных композиций, с использованием знакомых народных движений. В содержание программы включены сведения из устного и музы­кального народного творчества, истории, художественно-прикладного искус­ства и этнопедагогики.


Краткая характеристика структуры программы

Программа представлена тремя взаимосвязанными ступенями, каждая из которых соответствует одному возрастному периоду (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет; от 7 до 8 лет). Содержание организованной образовательной деятель­ности построено на принципах постепенности и систематичности в усложнии задач и информации, средств художественной выразительности, возрастания творческой самостоятельности детей. Постепенное и систематичное услож­нение задач прослеживается не только внутри одной ступени, но и относи­тельно всех трех ступеней. Для обеспечения содержательного единства раз­работаны содержательно-целевые ориентиры, которые представлены позна­вательными, практическими и творческими постепенно усложняющимися задачами. Так, в возрасте от 5 до 6 лет основными задачами является знаком­ство с фольклором, побуждение к творческой деятельности; в возрасте от 6 до 7 лет - расширение познаний в области фольклора, выработка навыка практической музыкальной деятельности, формирование способов творче­ской деятельности; в возрасте от 7 до 8 лет - это обобщение полученных зна­ний, умений и применение их в самостоятельной музыкально-фольклорной творческой деятельности. Сквозные содержательные темы обеспечивают формирование творческих способностей у детей в системе и целостности. В соответствии с этими задачами были разработаны темы организованной об­разовательной деятельности в детском саду и уроков музыки в школе. В со­держание включаются различные виды детской музыкальной творческой деятельности: пластическое интонирование, песенные, танцевальные, игро­вые, инструментальные импровизации.

Успешная реализация поставленной цели формирования творческих способностей у детей возможна при условии знания педагогом особенностей музыкального фольклора народов Поволжья.

Особенности музыкального фольклора народов Поволжья

Природно-климатические и социально-культурные особенности По­волжского региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения русских народных песен. Крупной региональной систе­мой песенного фольклора можно считать музыкально-поэтические традиции русского Верхнего Поволжья. Важнейшей особенностью северной фольк­лорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в соль­ной сказительской форме. Это многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Распространены разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы. В музыкальном фольклоре Ниже­городской, Ярославской, Тверской, Костромской областей преобладает жанр лирической песни. Еще одним доминирующим жанром являются величаль­ные песни. Среди хороводных песен преобладают плавные, неторопливые. Для хоровода характерно участие солистов танцоров, подкрепляющих смысл песни плясовыми движениями. Песни более поздних жанров (кадрильные и частушки) также исполняются спокойно, неторопливо, с мягким лирическим настроением. Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию Среднего Поволжья. К ней от­носится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и Пензенской об­ластей. Песенная традиция сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий и условия хозяйствования, которые отразились в содержании песенного творчества. Природные усло­вия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства предо­пределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Среднего Поволжья. Вместе с тем, преобладающими являются мед­ленные хороводы («круги»). Они обычно приурочены к определенным датам крестьянского календаря. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика. Сама терминология исполнения песни, связан­ная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает ее эпический харак­тер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже - балалай­кой, скрипкой и тростниковыми дудками. Русская песенная культура Ниж­него Поволжья достаточно развита и песни здесь «играют» и «обыгрывают». В регионе активно функционирует большая часть жанров восточнославян­ского фольклора: календарные обряды и песни представлены зимним и ве­сенним периодами; свадебные обряды и песни синтезируют особенности се­верорусских и южнорусских обрядов; песни эпические репрезентированы в основном балладными сюжетами, мужскими воинскими и историческими; традиционные и поздние лирические песни. Самобытный материал представ­ляют оригинальные частушечные циклы, колыбельные, трудовые припевки.

Музыка татарского народа прошла многовековый путь исторического развития. Все многообразие татарского музыкального фольклора можно раз­делить на песенное творчество и инструментальную музыку. Песенное твор­чество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное. Временные рамки татар­ской народной музыки охватывают почти тысячелетний период. Именно это обстоятельство послужило причиной тому, что уже в Волжской Булгарии сложились различные культуры (языческая и мусульманская), которые раз­вивались параллельно и самостоятельно, а в ряде регионов - синтезируясь между собой. В селах, где основным занятием населения являлись земледе­лие, скотоводство, повседневный быт подчинялся годовому земледельче­скому кругу с его сезонной периодичностью: танец, музыка и пение сущест­вовали как единое целое в обряде. Музыкальный фольклор выполнял пре­имущественно материально-практическую функцию: встречи и проводы времен года, заклинания дождя, величание хлеба, свадьбы и похороны. Хри­стианизация, начавшаяся с XV века, способствовала консервации некоторых древнейших черт языческой культуры. Отдельные обычаи, календарные песни были переориентированы под влиянием русских календарных празд­ников: в быт татар-кряшен (крещеные татары) стали внедряться такие празд­ники, как Святки, Масленица, Семик, Троица. Кряшенам присуще хоровое пение: обычно запевает один, другие, постепенно включаясь, подхватывают. В фольклоре крещеных татар много гостевых песен. Казанские татары - на­следники культуры древней Булгарии и Казанского государства - создали высокохудожественную и самобытную музыкальную культуру. Из основных жанров можно выделить следующие: озынкой (протяжный напев), аулкее (деревенский напев), такмак (частушки) и уенкее (игровой напев). В татар­ском танце очень ярки национальные особенности, и это объясняется, прежде всего, использованием рисунков старинных танцев. В татарской хореографии распространены круговые хороводы. Все участники двигаются по кругу в одном направлении и исполняют песни. В музыкальном быту татар основное место занимала инструментальная музыка. В состав музыкальных инстру­ментов татарского народа входили курай (свирель из тростника), гусли, скрипка, кубыз (варган), кабал (бубен), домра, мандолина, гармоника. Необ­ходимо отметить, что музыкальная культура татарского народа является мно­гоэтничной и до сегодняшнего дня в ней сохранилась определенная система обрядов и традиций для подрастающего поколения. Самобытная система та­тарской народной педагогики включает в себя период жизни человека от ро­ждения до взросления: 1) детство (обряд «наречения имени», праздники «грачиной каши», «нового дня», «рождения солнца»): колыбельные, игровые, сатирические, плясовые песни; 2) период приобщения к трудовой деятельно­сти: напевы помощи, пахоты, жатвы, сенокоса, обработки гусей; 3) романти­ческий период юношества (обряд «деревенские посиделки»): хороводные, игровые, плясовые, уличные частушки; деревенские напевы, наигрыши.

В чувашской народной музыке были популярны песни - «помочи», песни «сохи и плуга», масляничные песни, свадебные, хороводные, игровые, посиделочные, гостевые и пирушечные песни. К лучшим образцам песенного творчества чувашского народа относятся хороводные песни, отличающиеся высокой художественностью образов и красотой мелодии. Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Хоровод у чува­шей - одна из древнейших форм проявления песенного и танцевального ис­кусства, эстетических образцов обрядового действа. Чувашский танец или пляска (по-чувашски - «таша») почти всегда сопровождаются хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша. Для бытового танца характерно парное исполнение, независимо от того - мужчины это или женщины. Самый искусный танцор танцует со всеми присутствующими по очереди, приглашая хлопками и притопами. Характерен элемент вступления в пляску: ударив в ладоши 2-3 раза в такт музыке, танцующие делают кру­жение вокруг себя.

Мордовское музыкальное народное искусство сохранило в своих недрах свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении. При этом оно несет в себе национально-своеобразный язык мордовского народа: песни рождественского дома, весенние песни, песни-моления, приуроченные к кален­дарным и семейным праздникам. Бытовали так же и русские хоровод­ные песни, которые исполнялись на русском языке, но в сопровождении мор­довской музыки. Наибольшее распространение получили эпические песен­ные жанры и жанры одиночного пения. Протяжные песни у мордвы исполня­лись совместно. В танцевальном фольклоре народов Поволжья много движе­ний, связанных с изображением повадок и целых сцен из жизни животных. Мордовские плясовые песни пелись на состязаниях пляшущих в сопровожде­нии волынки, скрипки, гармони. У мордвы есть несколько видов хороводов. В одних разыгрываются сюжеты на трудовые темы - исполнители изобра­жают одновременно и работающих людей, и предметы их труда. Содержа­нием других является свободная фантазия на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Сценарий хороводных игр является основой, дающей каждому исполнителю возможность по-своему «пофантази­ровать» вокруг предложенной темы. При исполнении партий в хороводе боль­шое внимание обращалось на артистические способности участников, их им­провизационное мастерство. В мордовских селах бытовали различные виды пастушеских инструментов: трубы из ветвей березы или клена, нудей (нюди) - двойной кларнет из 2-х скрепленных полых тростниковых трубок, продоль­ные флейты из тростника, липы, ивового прута. Для подражания птицам слу­жили глиняные, деревянные, берестяные свистки.



















Содержание программы

I Ступень (дети от 5 до 6 лет)

Задачи: 1) развивать интерес к фольклору народов Поволжья (музы­кальному фольклору, народным праздникам, быту); 2) формировать умение выражать свое эмоциональное состояние при прослушивании музыкального фольклорного произведения, при инсценировании содержания песен, при са­мостоятельном подборе музыкальных инструментов для сопровождения ме­лодии; 3) формировать умение сочинять песенные мелодии с разнообразной жанровой основой; образно перевоплощаться посредством детализации му­зыкально-игрового образа; проявлять творческую инициативу и самостоя­тельность при музицировании на музыкальных инструментах.


Планирование работы

Темы

Содержание

Виды детской творческой

деятельности

Русская ярмарка

Особенности народных праздников (на примере ярмарки), русские народные ин­струменты, традиционные художественные промыслы России (выставка-ярмарка: рас­писные дощечки, вышитые полотенца, фи­лимоновские глиняные игрушки, деревян­ные игрушки, жостовские подносы, платки).

Ритмические импровизации на ложках, бубенцах, шаркунке, ко­робочке, рубели, трещотке, лож­ках-веерах, жалейке. Пение и инсценирование русской народ­ной песни «Где был Иванушка».

Осенины-Оспо­жинки (занятие-праздник)

Русские народные традиции и обычаи сбора урожая. Русский народный костюм (национальные куклы Ванечка и Ма­шенька). Русские народные плясовые дви­жения «ковырялочка», «перетопы», «при­сядка», «козлик», «веревочка». Русские народные инструменты, игры.

Пластические импровизации при слушании русской народной песни «Осень, осень пришла». Сочинение мелодии на заданный текст (песенка клубочку, по­тешки); плясовые импровизации (игра «Заплетися, плетень»); ин­струментальное коллективное музицирование (частушки). Инс­ценирование народной сказки про овощи.

К нам в гости пришла Айгуль (музы­кальное занятие и занятие по изо­деятель­ности)

Татарская национальная культура (быт, фоль­клор, татарский костюм). Беседа об истории Симбирска - Ульяновска, об од­ной из его народностей - татарском на­роде. Столица, флаг, герб республики Та­тарстан. Традиции и обычаи: национальная кухня (лапша, белиш, чак-чак); правила поведения за столом, татарские праздники (Навруз, Сабантуй, Карга туе). Татарская народная одежда (национальные куклы Айгуль и Тимербай): кюльмен - рубашка, тюбетейка и калфак (головные уборы), чулпа - заколка для волос. Народный та­тарский орнамент. Народные татарские танцевальные движения («бег вперед»; «ход с каблука»; «татарский ход»; движе­ния рук).

Танцевальные импровизации под татарские наигрыши (при­думывание композиции танца с использованием татарских на­родных движений). Дидактиче­ская игра «Раскрась узор» (рос­пись по ткани татарского узора из цветов).

Чуваш­ское на­родное творче­ство

Беседа о Чувашской республике, о столице Чувашии - городе Чебоксары, о чуваш­ском жилище (избе) - пюртах. Жилище чувашей очень похоже на жилище рус­ских: печь (камака), нары (сак), скамьи. Сравнение русских, чувашских и татар­ских праздников: Кермондоре - осенний праздник; Акатуй - Сабантуй; Шеварни - Масленица. Сравнение русских и чуваш­ских плясовых движений («присядка», «подскоки», «шаг с подскоком», «пересту­пание», «гармошка»). Сравнение танцев русского, татарского, чувашского народов. Чувашские и русские народные инстру­менты: дудочка - «най», жалейка с воз­душным пузырем - пузырь. Встреча с дет­ской фольклорной группой «Народные узоры» (чувашские плясовые, хороводы).

Пластическое интонирование в процессе слушания песни на чу­вашском языке «Я осинушку срубил»; танцевальные импрови­зации на чувашскую народную музыку; игровые импровизации в песне-игре «А мы просо сеяли»; инструментальные импровизации ритмического рисунка к попевке «Дроздочек», к мелодии «Лин­кка-линкка». Составление схемы композиции чувашского хоро­вода «Виноград». Инсценирова­ние чувашской песенки-игры «А мы просо сеяли». Творческое за­дание «Придумай, как стучит дроздочек». Музыкально-дидак­тическая игра «Угадай-ка», «Хлопай-топай».

Я мордо­вочка Алдуня

Встреча с гостьей из Мордовии, мордов­ская народная одежда (национальная кукла Алдуня): панго (праздничный головной убор замужней женщины), паця (платок), налобная повязка, пулай (пояс), женская рубаха (панар). Выставка изделий мордов­ских народных промыслов: ткачество, вы­шивка, резьба по дереву, плетение корзин, туесков. Народный мордовский праздник «Кереть-озке». Мордовские народные тан­цевальные движения. Народный мордов­ский инструмент - нюди. Народные мор­довские игры.

Импровизация мелодии по за­данному направлению и ритму (мордовские песни «Зайчик», «Ой, кошечка», «Спи, спи, ди­тятко», «Спят в речке рыбки»). Составление композиций из зна­комых движений (мордовские плясовые наигрыши). Инсцени­рование мордовской народной песни «Обойду я, обойду». Твор­ческие задания: «демонстрация национальной одежды», «приду­май ритм и подари его детям» (на ложках). Мордовская народная игра «Коршун и журавли».

Колы­бельные песни (ком­плексное занятие по му­зыке и изодея­тельно­сти)

Русская горница, предметами русского быта (люлька, печь, лавки, прялка). Исто­рия и значение колыбельных песен (показ слайдов колыбелек - люлек), герои колы­бельных (Сон, Дрема, Котик-Коток, Гули-Гуленьки), особенности интонирования колыбельных песен. Колыбельные песни народов Поволжья.

Сочинение колыбельных песе­нок, инсценирование содержания народных колыбельных (татар­ской «Станет он большим»; мор­довской «Ой, кошечка, ко­шечка»). Инструментальные им­провизации колыбельных песе­нок. Рисование игрового образа «сна» разными способами (штампами, тычками, ладош­ками, из пятна).

Как в старину весну встре­чали (ком­плексное занятие по лепке и му­зыке)

Старинный русский праздник «Сороки» («Сорок сороков птиц летят, весну несут»; выпекание из теста птичек; заклички о весне). Русские народные игры. Приемы игры на свистульках.

Образно-пластические импрови­зации и инсценирование русских народных игр «Гори-гори ясно», «Ворон», «Жаворонушки приле­тели». Песенные импровизации на заклички: «Дождик, дождик, поливай»; «Солнышко»; «Пету­шок»; «Ванька-комарок». Инст­рументальное интонирование на свистульках (голоса кукушки, журавля, воробья).

Музы­кальные инстру­менты русских пастухов

Путешествие в русскую деревню. Русские народные инструменты: балалайка, коло­кольчик, хлопушка, ко­пытца, бубенцы, ко­робочка рожок (способы звукоизвлече­ния).

Инструментальные импровизации голосов птиц и животных: дятла (копытца, коробочка, ложки), ку­кушки, соловья, совы (сви­стульки), лошадки (копытца, ложки, бубенцы). Танцевальные импровизации: р.н.п. «Как пошли наши подружки»; р.н.п. «Коро­вушка». Творческое задание «Угадай, что я чувствую» (инст­рументальные загадки).

Оркестр народ­ных ин­струмен­тов

Музыкальные инструменты народов По­волжья: особенности звучания, звукоиз­влечения.

Дидактичекая игра «Угадай по звучанию». Творческие задания: проиграть на трещетке, ложках как двигаются герои русских на­родных сказок (медведь Михаил Иванович, Зайка-Побегайка), стучит клювом дрозд, скачет конь, ритмизировать свое имя.

Все мы дружно живем на волж­ской земле (занятие-праздник)

Народы, проживающие на волжской земле; люди разных национальностей, на­селяющие Россию (географическая карта Россий­ской Федерации; национальные куклы). Сравнение культуры русского и чувашского народов: национальные кос­тюмы (сарафаны, рубахи, кокошники, ко­роны, венцы, платки, хушпа, тухья), хоро­воды, пляски.

Инсценирование р.н.п. «А я по лугу»; хоровода «Как во зеленом во саду»; чувашская н.п. «Жи­денький орешник». Игровые им­провизации: «У бабушки Мала­ньи» (р.н.п.); «Кого вам?» (чу­вашская н.п.). Плясовые импро­визации под чувашскую плясо­вую.

Музыкальный репертуар: русский («Поехал наш батюшка на базар», «Долговязый журавель», «Посею лебеду на берегу»; «Где был Иванушка», «Поехал наш батюшка на базар», «Осень, осень пришла», «Ворон», «Запле­тися, плетень», «Гори-гори ясно», «Жаворонушки прилетели», «Пастушок», «Как пошли наши подружки», «Коровушка», «А я по лугу», «У бабушки Ма­ланьи»); татарский (колыбельная «Станет он большим», татарские наи­грыши, татарская плясовая); чувашский («Плясовая», «А мы просо сеяли», «Дроздочек», «Линкка-линкка», «Виноград», «Как во зеленом во саду», «Жиденький орешник», «Кого вам?», «Коршун и журавли»); мордовский («Яблоня», «Эрзянский перепляс», «Зайчик», «Ой, кошечка», «Спи, спи, ди­тятко», «Спят в речке рыбки», мордовские плясовые наигрыши).

Достижения детей. Усвоены первоначальные знания о музыкальном фольклоре (песнях, колыбельных, хороводах, плясках, играх, народных му­зыкальных инструментах), о традициях и праздниках (Осенины, Сороки, Ке­реть-озке), о быте (жилище, национальной одежде, игрушках), об устном на­родном творчестве (потешках, закличках, народных сказках). Сформированы начальные проявления творческих способностей в певческой, танцевально-игровой, инструментальной деятельности (сочинение мелодий на заданный текст колыбельной, коротких плясок с использованием народных движений, хороводов по предварительно придуманной схеме движений, ритмическое музицирование).



II Ступень (дети от 6 до 7 лет)

Задачи: 1) расширять познания детей в области музыкального фольк­лора (жанровое разнообразие музыкальных произведений; средства музы­кальной выразительности; национальные праздники; история возникновения национальной одежды; народные инструменты); 2) формировать умение эмоционально и выразительно передавать настроение игрового музыкального образа; характер музыки в игре на музыкальных инструментах; 3) формиро­вать способы импровизации: в певческой деятельности (сочинение мелодии на слово, фразу, фольклорный текст); танцевально-игровой деятельности (комбинирование элементов танцевальных движений, составление компози­ции плясок); инструментальной (в играх, песнях, драматизациях).


Планирование работы

Темы

Содержание

Виды детской творческой

деятельности

Мело­дия на­род­ного кос­тюма (интег­риро­ванное)

История народного костюма Поволжского региона: русского, чувашского, мордов­ского, татарского (выставка предметов одежды, стенды с фотографиями, аль­бомы). Основные виды декоративных ук­рашений одежды. Средства выразительно­сти: музыкальные (ускорение и замедление темпа, смена регистров, динамические от­тенки, метроритм, ритмический рисунок) внемузыкальные (мимика, поза, движения, осанка). Встреча с фольклорным ансамб­лем «Валдоня» («Светлячок»).

Инсценирование чувашского хо­ровода «А мы просо сеяли»; инст­рументальная импровизация на мордовскую плясовую; плясовая импровизация под русскую на­родную песню «Ой, вставала я ра­нешенько»; разгадывание кросс­ворда «Национальная одежда». Татарская народная игра «Рыбки», русская - «Кострома».

Жанры рус­ской народ­ной песни

Народные песенные жанры: колыбельная, частушка, песенка-скороговорка. Устное народное творчество: прибаутки, пого­ворки, потешки. Особенности русских пе­сен: распевание гласных. Музыкальные народные инструменты.

Инсценирование русской народ­ной песни «Во кузнице»; игровые импровизации народной песни «Посеяли девки лен»; песенные импровизации колыбельных пе­сен, песни скороговорки «Вот те гребень», «Прялица»; музициро­вание на музыкальных инстру­ментах (частушки); разгадывание кроссворда «Музыкальные инст­рументы».

Яр­марка (раз­влече­ние)

Особенности праздника (беседа по карти­нам Б. Кустодиева «Ярмарка», «Бала­ганы»). Особенности русского празднич­ного костюма Верхнего, Среднего и Ниж­него Поволжья. Что обозначает орнамент (конь воплощает образ солнца, птица несет людям свет и добро). Особенности часту­шек (злободневность тематики, неожидан­ные сравнения, рифма, напевно-речита­тивный тип мелодии, веселый и задорный характер, тексты легко запоминающиеся, содержащие юмористические сцены и ко­мические ситуации).

Проход под «Камаринскую» (с заданием: изобразить звучащие инструменты). Песенные импро­визации (распевка на слово «Здравствуйте»). Инсценирование песни «Тетушка-деленка». Ритми­ческие импровизации ладонями под звучание балалайки. Инсце­нирование песни «Про Ерему и Фому» с музыкальными инстру­ментами. Коллективное музици­рование на народных инструмен­тах (частушки). Творческое зада­ние «Укрась праздничный сара­фан своим орнаментом».

Мор­дов­ское народ­ное творче­ство (сорев­нова­ние)

Мордовские народные песни, танцы и игры, национальная одежда, народные му­зыкальные инструменты. Мордовские пля­совые движения (мордовский бег, при­топы, «гармошечка», приседания, волно­образные движения руками). Способы творческой деятельности в песенной, тан­цевальной и инструментальной фольклор­ной деятельности.

Пластические импровизации мор­довских народных песен «Луга­няса келуня», «Умарина». Танце­вальные импровизации под мор­довский народный танец «Кштема». Творческие задания: «Демонстрация национальной одежды», «Узнай и сыграй», «Придумай ритм и подари его де­тям», «Создай свой танец».

Му­зыка чуваш­ского народа

Чувашский музыкальный фольклор (песни, особенности хороводов, игры, пляски). Праздники чувашского народа («Саварни» - проводы зимы и встреча весны; «Уяв» - весенне-летний период молодежных иг­рищ; «Акатуй» - завершения сева).

Хоровод-песня «Виноград». Пла­стические импровизации чуваш­ской хороводной песни «Хурэн зулзи». Танцевальные и ритмиче­ские импровизации под чуваш­скую народную мелодию «Линкка - линкка».

Музы­каль­ное ис­кусство татар­ского народа

Встреча с гостьей из Татарстана. Выставка татарской одежды. Татарские народные движения («припадание», «ковырялочка», «переменный шаг с прыжком», «бег впе­ред», позиции рук), их сходство и отличие с русскими, чувашскими и мордовскими. Средства выразительности: ускорение и замедление темпа, смена регистра, дина­мические оттенки, метроритм, ритмиче­ский рисунок, мимика, поза, осанка.

Сочинениям слов-приветствий («здравствуйте») на русском и та­тарском языках. Сочинение танца с использованием знакомых та­тарских народных движений. Та­тарская народная игра «Лисички и курочки». Творческое задание: придумай костюм с элементами татарского национального орна­мента, который будут носить в наше время.

Празд­ники наро­дов По­волжья

Народные праздники: русские Осенины, Масленица, Ярмарка, татарский Сабантуй (песня-сказ «Баит о Сабантуе»), чувашский Акатуй, мордовский Кереть-озке. Сравне­ние татарских и русских народных инст­рументов: зурна, думбыра, кубыз (свирель, дудочка).

Инсценирование хоровода "Лиса по лесу ходила" с игровыми им­провизациями движений лисы. Пластические, речевые импрови­зации «Едем, едем на тележке». Ритмически импровизировали под звучание балалайки. Творческие задания: придумай свою мелодию к тексту частушки; придумай та­нец (для четырех человек), ис­пользуя знакомые движения под татарские наигрыши. Татарские народные игры «Серый волк», «Лисички и курочки», «Тимер­бай». Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент».

Древ­няя ма­гия хо­ровода (путе­шест­вие)

Путешествие в прошлое нашего края. На­родная культура как целостный мир, гар­монично объединяющий в единый круг труд, быт и праздник наших предков. Осо­бенности хороводов (медленные и ско­рые).

Танцевальные импровизации, подпевание, подхватывание хоро­вода «Вокруг поля мы ходили»; танцевальная композиция по схеме хоровода «Вербушка». Со­ставление схем движения хоро­вода.

Играем - сочи­няем (викто­рина)

Способы импровизации простейших моти­вов на слоги, подражающие звукам при­роды, фразы, фольклорные тексты (диа­логи сказочных персонажей).

Инструментальные импровизации (песенка дождя, грома; «про­должи мелодию, сыгранную взрослым); танцевальные парные импровизации (татарские народ­ные мелодии); песенные импрови­зации (в игре «Серый волк» - во­просы и ответы; «волшебные слова» в сказке «Волшебный гор­шочек»); игровые импровизации (в игре «Тимербай»).

Музыкальный репертуар: русский («Кострома», «Ой, вставала я ра­нешенько», «Во кузнице», «Посеяли девки лен», «Вот те гребень», «Пря­лица», «Тетушка-деленка», «Про Ерему и Фому», «Вербушка»); татарский («Баит о Сабантуе», «Рыбки», «Лисички и курочки», «Серый волк», «Тимер­бай», «Волшебный горшочек»); чувашский («А мы просо сеяли», «Вино­град», «Хурэн зулзи», «Линкка - линкка»); мордовский («Звени, звени, ко­локольчик», «Луганяса келуня», «Умарина», «Кштема»).

Достижения детей. Сформированы знания о музыкальных фольклор­ных жанрах (песнях, колыбельных, частушках, песенях-скороговорках, хоро­водах, плясках); о народных инструментах (их сходство и различие у разных народов); о традициях и праздниках (Ярмарка, Масленица, Сабантуй, Ака­туй, Саварни, Уяв); о средствах музыкальной выразительности (темпе, ритме, динамики, акцентах); о быте (на основе сравнения национальной одежды, ис­тории создания народного костюма, особенности русского костюма Верх­него, Среднего и Нижнего Поволжья); об устном народном творчестве (при­баутках, поговорках, загадках). Сформированы способы импровизации: в певческой деятельности (сочинение мелодий разного характера на фольклор­ные тексты); танцевально-игровой деятельности (комбинирование элементов народных танцевальных движений, составление композиции плясок индиви­дуальных и коллективных, передающих национальные особенности разных народов); инструментальной (индивидуальное и коллективное музицирова­ние).



III Ступень (дети от 7 до 8 лет)

Задачи: 1) формировать систему знаний о музыкальном фольклоре (жанре народной песни и танца; классификации народных инструментов; на­родной праздничной культуре); 2) развивать эмоциональную отзывчивость на основе эстетического переживания и сотворческого восприятия фольклор­ных произведений; 3) формировать умение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности (сочинение мелодий на фольклор­ные тексты в сочетании с инструментальным музицированием; сочинение индивидуальных и коллективных танцевальных композиций).


Планирование работы

Темы уроков

Содержание

Виды детской творческой

деятельности

История народ­ного костюма (интег­рирован­ный)

История и символика русского народ­ного костюма (выставка русских на­родных костюмов, вышитых полоте­нец). Особенности построения хорово­дов (по кругу, зигзагом, по спирали, сужение и расширение круга, противо­ход).

Инсценирование песни «Коро­вушка», русской народной песни «А я по лугу». Русские народные игры «Ниточка и иголочка», «Тень-потетень».

Народ­ные му­зыкаль­ные ин­стру­менты

Народные музыкальные инструменты, их классификация. Оркестр струнных инструментов (балалаечники, гусляры), духовых и ударных. Беседа по репро­дукции картины В. Васнецова «Гус­ляры». Скрипка - музыкальный инст­румент поволжских татар.

Слушание и пластические импрови­зации под русскую народную песню «Светит месяц» в исполнении орке­стра балалаечников, «Былинные наигрыши» в исполнении оркестра гусляров. Дидактическая игра «Как звучит музыка», «Узнай по слуху». Пластическое интонирование под русскую народную мелодию «Ой, вставала я ранешенько», татарскую народную песню «Музыкант Мус­тафа».

Музыка народов нашего края

Сравнение народных музыкальных ин­струментов (рожок - жалейка - сви­рель; ложки - трещотка - бубен; домра - гусли - балалайка). Кто составляет оркестр, какие бывают оркестры по со­ставу (беседа). Сравнение танцеваль­ных мелодий народов Поволжья.

Дидактическая игра «Определи му­зыкальные инструменты и музыка какого народа прозвучала» (русская кадриль, татарская плясовая, чу­вашский хоровод, мордовский пе­репляс). Ритмизация мелодии танца «Лавата». Разгадывание кроссворда «Музыкальные инструменты». Ди­дактическая игра «Назови оркестр». Домашнее задание: нарисовать му­зыкальный инструмент своего на­рода.

Моя Мордо­вия

Беседа «Кто такие мордва» (мордов­ские традиции, обычаи, жилище, на­циональные блюда). Беседа об особен­ностях мордовского народного кос­тюма с использованием национальной куклы Алдуни (рубаха - «панар»; на­грудные украшения - «сюлгамы» - бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, монеты; пояс - «пулай»; голов­ной убор - «панго»; женские сапоги - «сёрмаф кямот»). Песни и пляски мордвы.

Двигательные импровизации мор­довских народных песен «Луганяса келуня» («На лугу березка») и «Умарина» («Яблонька»). Индиви­дуальные и коллективные плясовые импровизации под мордовскую плясовую «Кштема».

Музыка моего народа (Чува­шия)

Чувашский праздник «Уяв» - ве­сенне-летний период чувашских мо­лодежных игрищ и хороводов; Серэнь - встреча весны. Чувашские праздники во многом похожи на русские или на татарские, но называются по-чувашски. Чувашский край славится народными художественными промыслами. Осо­бенности чувашской вышивки (крюки, трезубцы, шестигранники, много бе­лого, красного, желтого цвета). Чу­вашские музыкальные инструменты (свирель, дуда - шахлич; барабан - са­рапан; гусли - кесле).

Пластические импровизации чу­вашской хороводной песни «Хурэн зулзи», «Маленькое пшеничное зернышко». Танцевальные и ритми­ческие импровизации под чуваш­скую народную мелодию «Линкка - линкка», «Запела я песню». Чуваш­ские народные игры («Пула» - «Рыбки»; «Сирелер» - «Расходи­тесь»).

Зимний праздник «Агафья-коров­ница»

Русская праздничная культура Повол­жья - праздник «Агафья-коровница» (обряд опахивания: женщины ночью в одних рубахах выходили на улицу, со­бирались все вместе и просили уберечь их скотину от болезней).

Сочинение частушек о коровушке. Пластические импровизации рус­ской народной песни «Коровушка», инсценирование хоровода «Бурё­нушка». Составление мозаики «Ко­ровушка-Буренушка (отражая ее настроение: сердитая; стеснитель­ная; весёлая, задумчивая, роман­тичная).

Весен­ний праздник «Масле­ница»

Старинный русский народный кален­дарный праздник весеннего цикла «Масленица». Заклички, песни-вес­нянки. Встреча с фольклорным ан­самблем «Погудки».

Инсценирование песен «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки», «Весна, где далёко была». Построе­ние хороводов «Ай на горе мы пиво варили», «А мы просо сеяли».

Песня - душа на­рода

Разнообразие русской народной песни: календарные, семейно-бытовые (колы­бельные, хороводные и плясовые, ли­рические, протяжные, частушки). Связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека (фольклор - это народная мудрость, народные зна­ния, весь опыт народа, вся его жизнь). Жанр лирической протяжной песни (особенностями которой является ши­рокая, свободно льющаяся мелодия).

Инсценирование колыбельной «Котя, котинька», потешек «Со­рока», «Ладушки». Сочинение рит­мических рисунков к фольклорным текстам плясовой «В деревеньке» и песни «Солдатушки». Пластические импровизации протяжной песни «Вечерок вечерается». Инструмен­тальные импровизации: «Колядки», «В деревне было в Ольховке».

Музы­кальный фольк­лор на­родов Повол­жья

Музыкальной культура народов По­волжья (народное творчество, тради­ции и обряды русского, татарского, чу­вашского и мордовского народов). Сравнение национальной одежды раз­ных народов, сходство в праздничной культуре русского, татарского, мордов­ского и чувашского народов. Взаимо­влияние, взаимообогащение музыкаль­ных культур народов Поволжского ре­гиона. Выставка прикладного искус­ства. Встреча с фольклорным детским коллективом «Лад».

Творческие задания: сочинить рус­скую и татарскую мелодии колы­бельной; проинсценировать рус­ский и чувашский хоровод; приду­мать движения к мордовской и та­тарской плясовой. Театрализация колядок. Соревнование частушеч­ников. Инструментальные импро­визации вариаций на тему песни «Светит месяц».

Музыкальный фольклор: русский («Коровушка», «А я по лугу», «Ниточка и иголочка», «Тень-потетень», «Светит месяц», «Ой, вставала я ра­нешенько», русская кадриль, «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки», «Весна, где далёко была», «Ай на горе мы пиво варили», «А мы просо сеяли», «Солдатушки», «Вечерок вечерается»); татарский (татарская плясо­вая, «Музыкант Мустафа»); чувашский («Хурэн зулзи», «Маленькое пше­ничное зернышко», «Линкка - линкка», «Запела я песню», «Пула», «Сире­лер»); мордовский (мордовский перепляс, «Луганяса келуня», «Умарина», «Кштема»).

Достижения детей. Сформирована система знаний о музыкальных фольклорных жанрах (колыбельная; частушка; плясовая, игровая, протяжная песня; хоровод; пляска); о сходстве и различии народных плясовых движе­ний, народной праздничной культуре; о классификации народных музыкаль­ных инструментов (духовые, струнные, ударные). Дети имеют представле­ние: о людях разных национальностей, проживающих в Поволжье, их быте, национальной одежде, особенностях народного узора, устном народном творчестве. Сформирован устойчивый интерес к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, сформирована способность давать собственную оценку вос­принимаемым произведениям. Сформированы умения в певческой деятель­ности при сочинении мелодий на фольклорные тексты, в танцевально-игро­вой при сочинении индивидуальных и коллективных плясок с использова­нием народных движений в сочетании с инструментальным музицированием.






Содержание работы фольклорного кружка «Родная сторонушка»


месяц

Тема

Содержание

сен­тябрь

«Кто мы, от­куда?» (5-6 лет)

Моя семья.

Создание родословной.

«Наша древняя земля»

(6-7 лет)

Мы - русские, чуваши, мордва, татары, марийцы и т. д. Знаком­ство с древней архитектурой. Рассматривание крестьянских по­строек на Руси, сравнивание их с постройками в Поволжье.

«Путешествие в прошлое нашего края», «Народ­ный костюм»

(7-8 лет)

На примерах легенд и былин показать красоту, мудрость и сме­лость разных народов. Знакомство с русским, чувашскими, мор­довскими, татарскими богатырями. Просмотр диафильмов. Зна­комство с русским, татарским, чувашским и мордовского народ­ными костюмами. Прослеживание разницы в деталях костюмов.

ок­тябрь

«Вечера долгие, головушки ум­ные, руки уме­лые» (5-6 лет)

Знакомство с головным убором женским и мужским народов Поволжья. Рассматривание иллюстраций. Украшение головного убора бусинками, тесьмой

«С новым уро­жаем!», «У нас сегодня капуст­ник!» (6-7 лет)

Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен). Подведение итогов осенних работ: богатый урожай. Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени. Подготовка выставки «щедрые дары Осени». Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле. Загадки, поговорки о капусте. Игра и хоровод «Вейся, капустка!»

«Покров - первое зазимье!» (7-8 лет)

Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. Разу­чивание примет поздней осени.

но­ябрь

«Дом, дом, от­крой свою тайну!» (5-6 лет)

Знакомство с внутренним убранством жилища. Рассматривание домашней утвари: ухвата, чугунка, кочерги, колыбели. Загады­вание загадок о предметах быта, пение колыбельных песен.

«Дух и природа»,

«Синичкины именины» (6-7 лет)

Духовная жизнь и природа соединены в единой гармонии. По­словицы, устное народное творчество о природе, песни, хоро­воды, игры. Знакомство с традициями проведения праздника Синичкины именины на Руси. Изготовление кормушек для птиц, развешивание на участке детского сада.

«К худой голове своего ума не приставишь» (7-8 лет)

Беседа об уме и глупости (поговорки и пословицы). Чтение на­родных сказок народов Поволжья. Сравнение героев сказок.

декабрь

«На печи лежим, сказки слушаем» (5-6 лет)

Вспоминая знакомые сказки, беседа о нравах, о добре и зле, о правде и вымысле. Инсценирование народных сказок «Тере­мок», «Волк и козлята».

«Начинаем гото­виться к зимним Святкам».

«Спиридон-солн­цеворот»

(6-7 лет)

Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах. Разучивание колядок (русских, мордовских, чувашских). Изготовление атри­бутов к рождественским праздникам. Знакомство обычая прове­дения этого дня, с закличками солнца. Как закликают солнце в Мордовии, Чувашии? Лепка снежной бабы на улице из снега.

«Новый год»

(7-8 лет)

Знакомство с разными обычаями встречи Нового года у народов Поволжья. Пение колядок разных народов.

январь

«У нас Рождест­венский сочель­ник» (5-8 лет)

В русских, мордовских, чувашских костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, школе, поют колядки.

февраль

«Ждем весну, го­товимся к Масле­нице» (5-6 лет)

Рассказ о Масленице. Разучивание масленичным приговоров. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

«Познаем сек­реты русской кухни», «Празд­ник Масленица» (6-7 лет)

Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу, загадки о блинах. Выпечка блинов детьми. Праздник с участием родите­лей детей, проводимый на улице с хороводами, песнями, сжига­нием чучела Зимы.

«Учимся вели­чать мальчиков, учимся величать девочек», «При­летите, жаворо­ночки, к нам» (7-8)

Добры молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга. Разыгрывание фрагмента мордовского и русского свадеб­ного обряда. Знакомство с весенним праздником «Сороки» с приметами. Изготовление жаворонком способом оригами и от­пускание их на волю.

март

«Мальчики, да девочки, све­чечки да вер­бочки понесли домой…» (5-6)

Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня. Рассматривание веточек вербы с последующим использова­нием в играх.

«Ярмарка».

«Что такое Пасха?» (6-7 лет)

Рассказ о ярмарке, рассматривание иллюстраций. Разучивание закличек скоморохов. Что продают у нас на базаре? (разговор о местных видах сельского хозяйства и ремеслах).

Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями. Работа детей: склеивание корзиночек - подставок для яиц, роспись яиц.

«Егорьев день»

(7-8 лет)

Знакомство с праздником Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Приметы весны, заклички.

апрель

«Про отцов и де­дов помнить от века завещано» (5-6 лет)

Беседа о богатырях народов Поволжья, былинах. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны. Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов военной поры. Беседа на тему: «Человек жив до тех пор, пока его помнят».

«Белая береза!»

«Иван Купала»

(6-7 лет)

Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (проща­ние с весной, встреча лета). Рассказ о березе - главной героине праздника. Разучивание песен о березке, хороводов, игр (рус­ских, мордовских). Загадывание загадок о березе. Рассказ о празднике Ивана Купалы. Рассматривание папоротника, при­меты этого дня. Гадание на Иван Купала. Плетение венка.

«Наш хоровод»

(7-8 лет)

Мы - одна семья: русские, мордва, чуваши, татары. Беседа о различиях и общих чертах в танцах, песнях, костюмах, обрядах.


Педагогическое сопровождение семьи


Месяц

Содержание работы

педагогическое просвещение

участие в педагогическом процессе

Сентябрь

1. Анкетирование «Воспитание ода­ренного ребенка».

2. Выступление на заседании роди­тельского клуба. Тема: «Мордовская национальная культура»

1. Участие в музыкальном занятии «Мордовское народное творчество».

2. Выставка предметов быта мордов­ского народа «Из бабушкиного сун­дучка».

Октябрь

1. Выступление на родительском соб­рании. Тема: «Музыкальный фольклор как средство творческого развития ре­бенка».

2. Музыкальная гостиная. Посиделки «Чувашское гостеприимство»

1. Участие в музыкальном занятии «Чу­вашское народное творчество».

2. Обмен рецептами чувашской нацио­нальной кухни.

Ноябрь

1. Семинар-практикум «Организация музыкальной деятельности в семье. Оформление в доме музыкального уголка».

2. Музыкальная гостиная. «Татарский праздник - Сабантуй».

3. В родительский уголок. Папка-пере­движка «Особенности детского татар­ского музыкального фольклора».

1.Участие в развлечении «По родным волжским просторам».

2. Концерт с участием детей и родителей «Татарские песни, игры, танцы».

Декабрь

1. Семинар-практикум «Сделаем своими руками» (рекомендации по изготовлению экспериментальных музыкальных инструментов, на­родных музыкальных инструмен­тов).

2. Выступление на родительском собрании. Тема: «Введение регио­нального компонента музыкаль­ного воспитания детей».

1. Участие в развлечении «Путешествие по Волге».

2. Конкурс рисунков «Что за чудо эти сказки » (сказки народов Поволжья).

Январь

1.Семинар-практикум «Что поют и слушают наши дети» (помощь в подборе фонотеки).

2. В уголок для родителей. Ширма «Русская народная культура Верх­него Поволжья».

1. Участие в развлечении «Святки».

2. Собирание предметов национальной культуры в музей детского сада.

Февраль

1. Семинар-практикум «У меня се­годня праздник» (как организовать День рождение в семье).

2. Музыкальная гостиная: «Русская на­родная культура Среднего Поволжья».

1. Посещение с детьми музея народного творчества.

2. Участие в фольклорном празднике «Между Волгой и Уралом».

Март

1. В уголок для родителей. Ширма «Град Симбирск. Музыкальный фольклор Симбирска-Ульяновска».

2. Консультация «История нашего края».

1.Составление семейной родословной.

2. Участие в фольклорном празднике «Встреча весны».

Апрель

1. Музыкальная гостиная. «Русская на­родная культура Нижнего Поволжья».

2. В уголок для родителей. Ширма «Музыкальный фольклор саратовской, волгоградской, астраханской области».

1. Участие в выставке «Русские мастера».

2. Конкурс рецептов национальной рус­ской кухни.

Май

Индивидуальные консультации по за­просам родителей.

1. Участие в фотовыставке «Мы живем на Волге».

2. Участие в развлечении «Как на нашей улице».


Содержание работы фольклорного кружка «Родная сторонушка»

месяц

Тема

Содержание

сен­тябрь

«Кто мы, от­куда?» (5-6 лет)

Моя семья.

Создание родословной.

«Наша древняя земля»

(6-7 лет)

Мы - русские, чуваши, мордва, татары, марийцы и т. д. Знаком­ство с древней архитектурой. Рассматривание крестьянских по­строек на Руси, сравнивание их с постройками в Поволжье.

«Путешествие в прошлое нашего края», «Народ­ный костюм»

(7-8 лет)

На примерах легенд и былин показать красоту, мудрость и сме­лость разных народов. Знакомство с русским, чувашскими, мор­довскими, татарскими богатырями. Просмотр диафильмов. Зна­комство с русским, татарским, чувашским и мордовского народ­ными костюмами. Прослеживание разницы в деталях костюмов.

ок­тябрь

«Вечера долгие, головушки ум­ные, руки уме­лые» (5-6 лет)

Знакомство с головным убором женским и мужским народов Поволжья. Рассматривание иллюстраций. Украшение головного убора бусинками, тесьмой

«С новым уро­жаем!», «У нас сегодня капуст­ник!» (6-7 лет)

Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен).Подведение итогов осенних работ: богатый урожай. Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени. Подготовка выставки «щедрые дары Осени». Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле. Загадки, поговорки о капусте. Игра и хоровод «Вейся, капустка!»

«Покров - первое зазимье!» (7-8 лет)

Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. Разу­чивание примет поздней осени.

ноябрь

«Дом, дом, от­крой свою тайну!» (5-6 лет)

Знакомство с внутренним убранством жилища. Рассматривание домашней утвари: ухвата, чугунка, кочерги, колыбели. Загады­вание загадок о предметах быта, пение колыбельных песен.

«Дух и природа»,

«Синичкины именины» (6-7 лет)

Духовная жизнь и природа соединены в единой гармонии. По­словицы, устное народное творчество о природе, песни, хоро­воды, игры. Знакомство с традициями проведения праздника Синичкины именины на Руси. Изготовление кормушек для птиц, развешивание на участке детского сада.

«К худой голове своего ума не приставишь» (7-8 лет)

Беседа об уме и глупости (поговорки и пословицы). Чтение на­родных сказок народов Поволжья. Сравнение героев сказок.

декабрь

«На печи лежим, сказки слушаем» (5-6 лет)

Вспоминая знакомые сказки, беседа о нравах, о добре и зле, о правде и вымысле. Инсценирование народных сказок «Тере­мок», «Волк и козлята».

«Начинаем гото­виться к зимним Святкам».

«Спиридон-солн­цеворот»

(6-7 лет)

Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах. Разучивание колядок (русских, мордовских, чувашских). Изготовление атри­бутов к рождественским праздникам. Знакомство обычая прове­дения этого дня, с закличками солнца. Как закликают солнце в Мордовии, Чувашии? Лепка снежной бабы на улице из снега.

«Новый год»

(7-8 лет)

Знакомство с разными обычаями встречи Нового года у народов Поволжья. Пение колядок разных народов.

январь

«У нас Рождест­венский сочель­ник» (5-8 лет)

В русских, мордовских, чувашских костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, школе, поют колядки.

февраль

«Ждем весну, го­товимся к Масле­нице» (5-6 лет)

Рассказ о Масленице. Разучивание масленичным приговоров. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

«Познаем сек­реты русской кухни», «Празд­ник Масленица» (6-7 лет)

Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу, загадки о блинах. Выпечка блинов детьми. Праздник с участием родите­лей детей, проводимый на улице с хороводами, песнями, сжига­нием чучела Зимы.

«Учимся вели­чать мальчиков, учимся величать девочек», «При­летите, жаворо­ночки, к нам» (7-8)

Добры молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга. Разыгрывание фрагмента мордовского и русского свадеб­ного обряда. Знакомство с весенним праздником «Сороки» с приметами. Изготовление жаворонком способом оригами и от­пускание их на волю.

март

«Мальчики, да девочки, све­чечки да вер­бочки понесли домой…» (5-6)

Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня. Рассматривание веточек вербы с последующим использова­нием в играх.

«Ярмарка».

«Что такое Пасха?» (6-7 лет)

Рассказ о ярмарке, рассматривание иллюстраций. Разучивание закличек скоморохов. Что продают у нас на базаре? (разговор о местных видах сельского хозяйства и ремеслах).

Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями. Работа детей: склеивание корзиночек - подставок для яиц, роспись яиц.

«Егорьев день»

(7-8 лет)

Знакомство с праздником Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Приметы весны, заклички.

апрель

«Про отцов и де­дов помнить от века завещано» (5-6 лет)

Беседа о богатырях народов Поволжья, былинах. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны. Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов военной поры. Беседа на тему: «Человек жив до тех пор, пока его помнят».

«Белая береза!»

«Иван Купала»

(6-7 лет)

Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (проща­ние с весной, встреча лета). Рассказ о березе - главной героине праздника. Разучивание песен о березке, хороводов, игр (рус­ских, мордовских). Загадывание загадок о березе. Рассказ о празднике Ивана Купалы. Рассматривание папоротника, при­меты этого дня. Гадание на Иван Купала. Плетение венка.

«Наш хоровод»

(7-8 лет)

Мы - одна семья: русские, мордва, чуваши, татары. Беседа о различиях и общих чертах в танцах, песнях, костюмах, обрядах.


© 2010-2022