- Преподавателю
- Музыка
- «Методика преподавания предмета в современных условиях значительных преобразований – активное внедрение ИКТ »
«Методика преподавания предмета в современных условиях значительных преобразований – активное внедрение ИКТ »
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Головченко Т.И. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья Головченко Т.И.,
методиста ИМЦ Фрунзенского р-на
Моя статья адресована молодым
учителям, которые начали свою
педагогическую деятельность в XXI веке.
«Методика преподавания предмета в современных условиях значительных преобразований - активное внедрение ИКТ »
Настоящий этап развития отечественного массового музыкального образования, связанный со сменой условий преподавания предмета, в первую очередь, развитием ИКТ, актуализирует проблему осмысления музыкальной педагогики, методики музыкального образования, педагогического опыта с целью сохранения лучших традиций отечественного музыкального образования и разумного и грамотного использования нового.
Компьютерные технологии предлагают неисчерпаемые возможности, использование которых необходимо непременно осмысливать: с научно-методических позиций, с позиций накопленного опыта, разумно сочетая с традиционной методикой, сложившейся в течение XX века.
Урок музыки - урок искусства, в общеобразовательной школе - основная форма учебно - воспитательного процесса. В учебном плане массовой школы три предмета искусства: литература, изобразительное искусство и музыка.
Современный урок музыки создается по законам самого искусства. Среди его особенностей следует назвать прежде всего такие, как целостность содержания урока и его драматургия (сценарий), художественно - педагогическая идея (тема урока в художественной форме).
Целостность урока достигается соответствующим подбором репертуара, который раскрывает тему, не нарушая ее единой «красной нити». Между фрагментами урока планируются «связки», которые и объединяют разные виды деятельности, обеспечивают единство темы.
Художественно - педагогическая идея имеет глубокий воспитательный смысл: крылатые фразы, мудрые мысли фольклора, знаменитых людей, философов, поэтов, писателей. Возможные темы уроков: «Братья наши меньшие»- С.А. Есенин, «В жизни всегда есть место подвигам - М. Горький, «Делу время, потехе час» - Гомер, «Дым Отечества нам сладок и приятен!» - Грибоедов А.С, «Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная» - Ф. Шопен). В контексте художественно-педагогической идеи определяется цель урока. В процессе подготовки урока учитель решает, какое место занимает ИКТ в данном сценарии, не нарушая законы восприятия музыкальных произведений.
Музыкальный материал, подобранный для урока может быть использован многовариантно.
Это значит, что, к примеру, мелодия песни может исполняться на простейших музыкальных инструментах или быть основой сценария ее драматизации на уроке, песня в исполнении классного хора может звучать и под аккомпанемент учителя и под фонограмму. Многовариантное использование музыкального материала имеет отношение к любому произведению и связано со спецификой урока в общеобразовательной школе.
Центральное место среди всех видов деятельности на уроке музыки занимает активное восприятие. Восприятие музыки - основа всех видов деятельности на уроке. От того, какие условия созданы учителем на уроке для полноценного восприятия произведений учащимися, зависит и индивидуальный процесс интонационно-образного постижения музыкального искусства.
ИКТ предлагают многообразный выбор подготовки процесса восприятия музыки и дальнейшего анализа художественного образа произведения. Однако, этот выбор должен осуществляться с учетом того, что первое прослушивание должно быть непосредственным, без «заготовок» с использованием ИКТ. В обычном вступительном слове учителя могут использоваться любые материалы ИКТ, но они не должны раскрывать музыкальный образ.
Не раскрывая содержания музыкального произведения, идет процесс восприятия музыки - творчество каждого слушателя, а на уроке - это творчество каждого ученика. Ученик, в процессе восприятия, создает образ в своем воображении, с помощью фантазии и опыта слушателя.
Мы прекрасно знаем: в процессе восприятия музыки ее содержание может иметь множество «прочтений»: учащиеся на уроке музыки создают свои «прочтения» художественного образа.
Итак, использование зрительного ряда с помощью компьютерных технологий, предлагающих готовые зрительные образы на первой стадии восприятия музыки нежелательно. Как уже сказано выше, при этом прекращается творческий процесс слушателя, а у неопытного ученика не будет развиваться самостоятельное творческое воображение.
На уроках в начальной школе, учитель должен стремиться к лаконичной презентации.
Установка на целостное восприятие образа должно проходить в определенных условиях: состояние психики ребенка, с учетом уже заложенных навыков творческого опыта.
Интонационно-образная сущность познания музыкального произведения основана на основном утверждении - связи музыки с жизнью. Это - «сверхзадача школьных занятий музыкой».
Каждый урок музыки устанавливает эту связь.
Тематическое построение музыкального материала, каждая тема, как правило, объединяет несколько занятий. Тематика отражает содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, исторические сюжеты, героические образы в музыке, русское народное музыкальное творчество и творчество других народов. Многообразие сюжетов музыкальных образов дают познание Мира.
Систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыкального искусства и овладение соответствующими музыкальными навыками как базы для развития творческой фантазии, воображения, исполнительской выразительности - одна из ведущих задач учителя. В тесном диалоге с ИКТ как открытии XX века можно на новом качественном уровне решать эти задачи. Важно следовать законам диалектики: развивать новое, сохраняя старое.
Литература
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального образования в общеобразовательной школе. -М., 1983.
Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. -М.,1992.
Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М., 2002.
Асафьев Б.Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении-Л., Музыка, 1973.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.М..1991.
Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1985.
.
4