• Преподавателю
  • Музыка
  • Программа вокально-хорового кружка «Золотая нотка» для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет

Программа вокально-хорового кружка «Золотая нотка» для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет

Раздел Музыка
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детский сад ТОО «Юбилейное»





Программа

вокально-хорового кружка «Золотая нотка»

для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет.

Срок реализации программы 1 год



Автор: Шуклецова Любовь Григорьевна

музыкальный руководитель

г. Житикара 2014г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога- развить музыкальные способности ребенка, познакомить его с мировыми музыкальными шедеврами, и с той музыкой, которая окружает его. Музыка обладает свойством вызвать положительные эмоции у ребенка, активизирует его умственные и двигательные способности т.к. он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические рекомендации, формируется педагогическая среда, внедряются инновационные технологии. Наше дошкольное учреждение работает по единой типовой программе воспитания и обучения Министерства образования и науки Республики Казахстан.

В программе выделено приоритетное направление - приобщение дошкольников к культуре путем обогащения содержания их деятельности явлениями духовной и материальной культуры казахского народа. Целостность образовательного процесса достигается не только путем использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных программ, в которых уделяется большое внимание работе по постановке певческого голоса. Систематизируя все виды программ и методик по постановке певческого голоса, пришла к выводу, что назрела необходимость создать специальную программу развития вокально-хоровых способностей детей дошкольного возраста. Данная программа - это синтез уже известных программ и технологий таких известных педагогов как А. Конысбеков, Ф Жусупова, Р Кали , К. Тарасова, О. Кацер, Д. Огороднов, Элизабед и Остин Ховард и т.д.

Тематическая направленность программы

Тематическая направленность программы позволяет в полной мере раскрыть весь музыкальный потенциал ребенка дошкольного возраста, научить его слушать, развивать устойчивый интерес к певческой деятельности, а также музыкального слуха и голоса, сформировать у дошкольников навыки и умения, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Новизна программы

Новизна данной программы заключатся в самом подходе к развитию музыкально-творческих способностей и полиязыковой среды у детей дошкольного возраста в процессе вокально - хорового пения через использование авторских инновационных методических разработок. (А. Конысбекова, Ф Жусуповой, Р Кали , на основе работ известных педагогов В.В.Емельянова - «Фонопедический метод развития голоса», вокальные упражнения авторов М. Куртушиной и Е.Тиличеевой , Н. Гонтаренко.)

Основа программы - это организация самого процесса обучения пению, который включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса, а также помогает:

  • накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух

  • научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом- голосом

  • приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности

Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

  • способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.;

  • активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания, развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

  • создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры;

  • естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

  • улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;

  • расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;

  • голос ребенка становится более устойчивым, выдерживает длительную речевую нагрузку.































Актуальность и отличительные особенности программы

В течение 10 последних лет своей педагогической деятельности стала использовать адаптированные мною методы и приемы развития вокальных данных у дошкольников, что принесло положительную динамику в развитии музыкальных способностей воспитанников. Эффективность этих методов и приемов привела к необходимости создания данной программы.

Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок испытывал ощущения комфорта, пел легко, с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

Сложность ситуации заключается не только, в том, что методика постановки певческого голоса - самое тонкое и сложное в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях, как правило, нет времени уделять достойное внимание базисным механизмам в вокализации, а работа с детьми в большинстве случаев сводится к разучиванию песен с чистым интонированием мелодии голосом.

Время идет вперед ,появилось много новых музыкальных и вокальных произведений для дошкольников. И репертуар программы, рассчитанный на ребенка средних способностей, многим детям не интересен. Поэтому для детей одаренных, и детей, желающих красиво и правильно петь, в нашем детском саду работает с 2007 года хоровая вокальная студия «Золотая нотка». Возраст детей - с 4х до 6 лет. Данная программа реализуется в работе студии. Занятия в нашей студии помогают детям раскрепоститься, свободно чувствовать себя на любом празднике, на сцене. Здесь имеются огромные возможности для эстетического развития детей, используются различные формы работы по вокальному воспитанию в сольном пении, в хоре, ансамблях, конкурсах, выступлениях на сцене.

Еще один аспект: традиционные программы не предусматривают использование и разучивание музыкального материала на различных языках. В работе нашей вокально-хоровой студии я всегда использую элемент полиязычия.

Все больше современных людей стремятся изучать иностранные языки. В необходимости этого сейчас уже никто не сомневается. В нашем детском саду изучению казахского и английского языков придается большое значение. Перечисляя средства способствующие развитию интереса к иностранным языкам, нельзя не остановиться еще на одном - пении.

Обращаясь к пению, мы решаем несколько задач:

  • способствуем улучшению иноязычного произношения;

  • развиваем память;

  • несем большой эстетический и воспитательный потенциал;

  • приобщаем к музыкальной культуре страны изучаемого языка.

Следующий аспект:

Данная программа вокально-хоровой студии не ограничена рамками стандартной программы в использовании современного детского репертуара, который очень нравится детям.

Здесь используется музыкальный материал, возможно более интересный в плане разучивания, и более сложный для исполнения, требующий определенных вокальных навыков: правильной артикуляции, дыхания и т.д.

Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений, где представлены различные жанры народного и авторского песенного творчества.

Цель программы

Формирование фундаментальных навыков вокальной культуры и исполнительских умений у детей дошкольного возраста.



Задачи программы:

  1. Формировать и развивать певческие навыки ребенка:



  • речевое и певческое дыхание

  • правильную артикуляцию

  • интонирование

  • голосовые возможности

  • звукообразование

  • выразительное пение.

  1. Развивать музыкальные способности ребенка и чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса

  2. Воспитывать эстетический вкус и любовь к культуре своего народа, посредством театрализации народных календарных праздников с использованием полиязычия.

Реализация этих задач возможна лишь при условии:

  • Учета в процессе занятий возрастных, физиологических особенностей детского голоса

  • Включение в занятие комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата

  • Использование новых методических разработок А. Конысбекова, Ф Жусуповой, Р Кали . на основе работ известных педагогов (В.В.Емельянов «М.Ю.Куртушиной, Е.Тиличеевой и др.)

  • Систематическая, планомерная работа по совершенствованию навыков.

Основные педагогические технологии

Педагогической основой организации образовательного процесса по данной программе являются личностно - ориентированные технологии, в центре внимания которых - личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Организационно - педагогические основы обучения

Программа вокально - хоровой студии «Золотая нотка» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю в определенные дни. Продолжительность занятия - 30 минут.

Формы и структура занятий

Структура занятий

  1. Массаж лицевых мышц

Цель - помогает расслабить мышцы лица (нижнюю челюсть)

  1. Упражнения на дыхание

Цель - помогает восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий лад. Петь, опираясь на дыхание.

  1. Артикуляционная гимнастика (скороговорки, потешки)

Цель - помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы.

  1. Основная часть - вокально- хоровая работа. Работа с песней (знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами в мелодии, над интонированием, ритмом и т.д.)

  2. Завершающая часть

Музыкальные игры с пением или вокализация при слушании музыки.

Основные трудности при составлении структуры занятия - правильно распределить нагрузку на голосовой аппарат ребенка, сделать занятие ярким, интересным.

Формы проведения вокальных занятий

Практические:

  1. Традиционные

  2. Комплексные

  3. Доминантные

  4. Интегрированные

  5. Занятия с элементами соревнования, конкурсы, концерты, праздники

  6. Занятия - репетиции

Беседа, рассказ, сказка - где излагаются теоретические сведения с поэтическими иллюстрациями и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами и презентациями.

Материально - техническое обеспечение

  1. Наличие специального помещения для занятий (кабинет, музыкальный зал)

  2. Наличие репетиционного зала (сцена)

  3. Фортепиано

  4. Музыкальный центр, компьютер, микрофоны

  5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-»

  6. Подборка репертуара в нотном материале

  7. Фонотека, необходимые для занятий музыкальные произведения в записи.

Пути реализации программы.

На шестом году жизни ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовой аппарат ребенка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы предают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пении детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Фальцетное звучание лишено какой-либо насыщенности (бес тембровое).

Не велик и диапазон. При правильной постановке голоса дети шести лет могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах (до) ре 1- (до) ре 2. Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качества звука и дыхания. При обучении детей пению, надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения)

  • Сидеть (стоять) ровно;

  • Не сутулиться;

  • Корпус и шею не напрягать;

  • Голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без напряжения;

  • Дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

  • Петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

  • Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

  • Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком).

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяженность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или в медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Формирование правильного певческого звучания голоса ребенка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определенным закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

  1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у], найти естественное, непринужденное, без напряжения и форсирования интонационно- чистое и приятное по тембру звучание голоса). Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребенка - средняя.

  2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребенка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.

  3. Путем выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребенка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т.е. автоматизацию певческих навыков, ребенок в дальнейшем освобождается от скованности и напряженности, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.

Дикция- (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым. Без четкой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения.

Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной [о] , которая звучит как [а]. Нельзя в пении произносить безударную гласную [е] как [и]. Безударную гласную [я] можно произносить светло, ярко, как [я], менее ярко как [е], но ни в коем случае не как [и].

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Дыхание. Основой вокально- хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, т. к. от него зависит качество звука голоса. Навык певческого дыхания (такого, как у взрослого певца) выработать у ребенка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной индивидуальной работе с ребенком, можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из 3-х моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:

  1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч

  2. Опора дыхания - пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряженными мышцами живота на коротенькое время- «надули шарик» »).

  3. Спокойное, постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям: «медленно, через рот на звук «пф» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик» »).

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально- хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.

Чистота вокальной интонации- это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Для достижения чистоты интонации необходимо:

  • выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фазами, между которыми можно брать дыхание;

  • давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

  • систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

  • петь небольшими подгруппами и по одному;

  • вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

  • транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта).

Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т.е. постепенного последовательного «впевания» сначала двух, потом трех звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

Ансамбль- стройное, слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

Методы обучения.

  1. Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой.

  2. Наглядно - зрительный метод, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении дыханию).

  3. Словесный метод. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Здесь требуется образная речь для пояснения содержания песен.

  4. Социо - игровой метод. У детей 4 - 6 лет игра - ведущий вид деятельности.

  5. Концентрический метод, или метод мысленного пения. Активизирует слуховое внимание, предохраняет голос от переутомления. Направлен на развитие музыкально - слуховых представлений.

Содержание занятий вокального кружка включает в себя:

  1. Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания;

  2. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

  3. Образные упражнения - распевки, потешки, прибаутки и т.д.;

  4. Упражнения на развитие чувства ритма и музыкальной памяти;

  5. Детские эстрадные песни советских и современных композиторов, песни казахстанских композиторов, казахский фольклор, песни из мультфильмов;

  6. Музыкальные игры, загадки.

Учебно - тематический план

  1. Тема: знакомство

Цель: познакомить детей с устройством и возможностями голосового аппарата.

  1. Тема: «Веселые щечки»

Цель: обучение детей самомассажу лицевых мышц.

  1. Тема: «Гармошечки»

Цель: обучение певческому дыханию.

  1. Тема: «Кот на печи»

Цель: развитие дикции и артикуляции посредством стихотворных текстов.

  1. Тема: «Шаловливый язычок»

Цель: развитие дикции и артикуляции посредством скороговорок.

  1. Тема: «Звучащие мячики»

Цель: обучение приемам звукоизвлечения: стаккато- легато

  1. Тема: «Песенка- чудесенка»

Цель: обучение детей пению с учетом полученных знаний.

  1. Тема: «Мы - в танце»

Цель: обучение пению с мимикой и движениями.

  1. Тема: «Мы- артисты»

Цель: обучение ориентировке в пространстве во время театрализованных представлений, концертов, сольных и ансамблевых выступлений.

Содержание программы:

Тема

Общее количество занятий

Знакомство с материалом

Занятия на закрепление

1

Знакомство

4

2

2

2

Веселые щечки

4

2

2

3

Гармошечки

4

2

2

4

Кот на печи

4

2

2

5

Шаловливый язычок

4

2

2

6

Звучащие мячики

4

2

2

7

Песенка-чудесенка

4

2

2

8

Мы- в танце

4

2

2

9

Мы- артисты

4

2

2

Итого

36

18

18

Сентябрь. Знакомство

Дыхание и дыхательная гимнастика. Дать детям представление о том, что во время пения необходимо правильно дышать. Изучить строение гортани, объяснить, откуда берется звук голоса. Используем небольшие упражнения на вытягивание одного звука, упражнения на дыхание: «Задуй свечку», «Вдохни аромат цветка», «Надуй шарик».

Октябрь. «Веселые щечки»

Вокально - певческая постановка корпуса. Учить детей правильной постановке корпуса во время пения, закреплять умение правильно дышать, контролировать участие мышц, равномерность расходования входящего дыхания, ощущение мышц брюшного пресса и нижних ребер. Упражнения на дыхание, задержку дыхания. Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Ноябрь. «Гармошечки»

Как беречь голос. Дать понятие детям, что петь громко не значит кричать. Постановка речевого дыхания. Фонетическая ритмика. Распевки - прибаутки: «Музыкальная лесенка», «Василек». Скороговорки, упражнения для исправления недостатков в работе языка: «ркт», «ткр», «крт», «дрт». Распевки на гласные звуки. Тренировочные упражнения: О-Э-И-О-А, с открытием головного резонатора: И-У-Э-О-А, И-Е-У-О-А.

Декабрь. «Кот на печи»

Звукообразование и звуковедение. Дать детям представление о том, как образуются звуки. Поэкспериментировать. Упражнения на развитие музыкальных способностей: ритм, сила голоса, музыкальная память. Распевки -

прибаутки. Разучивание детских эстрадных песен. Музыкальные игры: «Подумай и отгадай» (на развитие памяти и слуха), «Сладкая тюбетейка».

Январь. «Шаловливый язычок»

Формирование качества звука, интонация. Научить правильно интонировать музыкальные фразы. Упражнения: высокие и низкие звуки, музыкальная дорожка. Музыкально - дидактическая игра: «Приключения язычка». Детские песни советских и современных композиторов. Пение вполголоса, подгруппой, по одному, с закрытым ртом (ммм...), слогами (ти-ти, та-та, ла-ла), пение про себя, пение стоя, сидя, с движениями.

Февраль. «Звучащие мячики»

Дикция, артикуляция, слово. Дать представление о том, что каждое слово в песне должно быть понятно слушателю. Фонетическая ритмика, шипящие звуки. Упражнения на артикуляцию. Скороговорки на подвижность губ, языка, щек. Музыкальная игра «Отгадай, кто мы?». Песни из мультфильмов.

Март. «Песенка - чудесенка»

Выразительность исполнения. Воспитывать у детей желание петь красиво, понимая смысл текста песен. Понятия «громко», «тихо», «акцент», «пауза». Певческие упражнения со словами «Я пою», «Я люблю» в хроматическом порядке согласно диапазону вверх и вниз. Веселая мимическая гимнастика. Игры с напевами и хороводами: «Баба Яга», «На горе - то калина». Разучивание детских эстрадных песен.

Апрель. «Мы - в танце»

Мы умеем петь красиво. Постановка сказки - оперы «Лиса и Заяц» на казахском языке. Чтение либретто, распределение ролей, беседа о характерах персонажей, начало заучивания партий. Вокальная гимнастика:

  1. Мягкое небо (1,5 минуты)

  2. Язык и челюсть (1,5 минуты)

  3. Дыхание (2 минуты)

  4. Касание звука (10 минут)

  5. Вибрации (5 минут)

  6. Резонаторы (3 минуты)

  7. Освобождение себя в звуке (4 минуты).

Май, «Мы - артисты»

Репетиции музыкальной сказки- оперы, работа над образами, изготовление костюмов и декораций. Развивать у детей творческую активность, умение импровизировать.



Учебно- методическое обеспечение

Месяц

Программные задачи

Упражнения на развитие муз. Способностей

Предполагаемый результат

Ребенок умеет:

Сентябрь

Обучение пению с певучего чтения стихов, выразительного произношения слов, постановка речевого дыхания

1.Упражнения на дыхание: «Большой животик», «Греем ладошки», «Надуваем шарик»

2. Упражнения на произношение гласных: ЭЯ, АЯ, ОЕ, УЮ, ЫИ, ИЭ, ИА, ИО, ИУ, ИЫ

3. Скороговорки:

-Раз дрова, два дрова, три дрова

-Бык- тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа

-Мокрая погода распронепогодилась, размокропогодилась

4. Развитие дикции, артикуляции (распевки): «Как под горкой», «Лягушка», «Ten Little Indian boys»

5. Песни «Бедный ежик», «Шарики воздушные», «Туған жер»

Распевать гласные, проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен

Октябрь

Обучение чистому произношению, работа над попевками. Формирование навыков правильной дикции, артикуляции, опоры на дыхание.

1.Упражнения на дыхание: «Бросаем мяч», «Нюхаем цветок», «Позеваем»

2.Упражнение на произношение гласных: ЭИ,ЭА, ЭО, ЭУ,ЭЫ, АИ, АЭ, АО, АУ, АЫ

3.Скороговорки:

-Верзила Вавила весело ворочал вилы

-Не живут ужи, где живут ежи. У ежа- ежата, у ужа- ужата.

4.Развитие дикции, артикуляции (распевки) «Простывший дождик», «Ножки», «Ступеньки», «The ABC», «We see green leaves in these trees»(мы видим зеленые листья на этих деревьях)

5.Песни «Дождик», «Кел, билейік!», «Вот такие чудеса!»

Выполнять правильно упражнения на дыхание, чисто интонировать звуки в пределах р-ля, петь попевки, распевки.

Ноябрь

Формирование красивой разборчивой речи. Обучение четкому произношению согласных звуков. Сложные сочетания согласных. Работа над дыханием, опора на дыхание.

1.Упражнения на дыхание: «Ниточка», «Песня волка», «Гармошка»

2.Упражнение на произношение согласных ТЧК, ТРА, СПРО, КТР, РКТ.

3.Скороговорки: - По дороге едут дроги, дроги едут по дороге

- Маланья- болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

4.Развитие дикции, артикуляции (распевки) : «Веники», «Не летай, соловей», «Bingo»

5.Песни: «Ладошки», «Желтый страусенок», «Достық».

Четко проговаривать сочетания согласных, скороговорки, правильно интонировать попевки, делать опору на дыхание, правильно его брать.

Декабрь

Подготовка к театрализованному представлению, разучивание нового репертуара со сложным ритмическим рисунком. Учить ровному звуковедению.

1.Упражнение на дыхание: «Шапка», «Маленький язычок», «Удивлялки»

2.Упражнения на распевание гласных: ЯИ, ЯЭ, ЯА, ЯО, ЯЫ, МИ-А, МА, МЭ, МИ, МО, МУ.

3.Скороговорки: -Варежки у Вали пропали на бульваре.

-Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у бедной Маруси: все бусы склевали по бусинке гуси.

4.Развитие дикции, артикуляции(распевки): «Скок, скок, поскок», «Пышка»

5.Песни: «Кто такой Дед Мороз?», «Подружки с лесной опушки», «Новый год». «Аяз Ата», «Songs and plays»

Уметь прохлопать предлагаемый ритмический рисунок, правильно интонировать песенный репертуар

Январь

Приобщение детей к концертной деятельности. Побуждать применять умения и навыки на практике.

1.Упражнения на дыхание: «Погончики», «Рок- н- ролл», «Ладошки»

2.Упражнения на произношение гласных:

ЕИ,ЕЭ,ЕА,ЕО,ЕУ,ЕЫ, ЁИ,ЁЭ,ЁА,ЁО,ЁУ,ЁЫ

3.Скороговорки: -В дупле дуба дятла дом, целый день сидит он в нем. - Хитрую сороку поймала морока, а сорок сорок- сорок морок.

4.Развитие дикции, артикуляции (распевки): «Сонная сова», «звукоряд в до мажоре», «Oh! Don't go home alone!»(О! Не ходи домой одна!)

5.Песни: «Песенка друзей», «Воспитатели», «Про сказку», «Қошақаным»

Достаточно эмоционально передавать содержание песни, чистое интонирование и хорошая артикуляция.

Февраль

Упражнять детей чисто пропевать постепенное и скачкообразное движение мелодии песни. Работа над песенным репертуаром.

1.Упражнения на дыхание: -Песня ветра,-Маятник головой, -Певец

2.Упражнения на произношение гласных: ДА,ДЭ,ДИ,ДО,ДУ,ЮИ, ЮЭ,ЮА,ЮО,ЮУ,ЮЫ

3.Скороговорки: - Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат. Шел через пруд- зацепился за прут, упал Ипат- пропали пять лопат. -Пищу на обед ища, плавниками трепеща, и зубаста, и тоща, ходит щука вкруг леща.

4.Развитие дикции, артикуляции (распевки): «Баю- баю» К. Павлюченко, «Лежебока- снежок», «Дразнилка», «A black cat cat on a mat and ate a fat rat»

5.Песни: «Про бабушку», «Праздничная», «Солнечная капель», «Анашым»

Самостоятельно исполнять выученное произведение, работая с фонограммой (-) и микрофоном.

Март

Обучать детей точно попадать на первый звук. Совершенствовать умения детей петь с различными динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

1.Упражнения на дыхание: «Кукушонок», обними плечи

2.Упражнения на произношение гласных с согласными: ПА,ПЭ,ПО,ПУ,ПЫ,БА, БЭ,БО,БУ,БЫ и т.д.

3.Скороговорки: - Три вороны на воротах, три сороки на пороге. -Из соседнего колодца целый день водица льется.

4.Развитие дикции, артикуляции (распевки): «Грусть «дворняжки», «Қарбыз», «Очень чисто» сб. Сольфеджио

5.Песни: «Наурыз», «Көктем», «Светит солнышко», «Кошка беспородная», «My dear mammy».

Петь на правильном дыхании, уметь петь со всеми динамическими оттенками

Апрель

Закрепление навыка естественного звукообразования, умения петь легко, непринужденно. Упражнять в умении удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.

1.Упражнения на дыхание: -Восход- рассвет

2.Упражнения на распевание слогов: ПИ,ПЕ,ПЯ,ПЮ,БИ,БЕ, БЁ,БЯ,БЮ и т.д.

3.Скороговорки: -Перепелка перепелят перепрятала от ребят.- Вязку сушек сушила Саша на суше.

4. Развитие дикции, артикуляции (распевки): «Пчелка» сб. Сольфеджио, «Тихо» сб. Сольфеджио

5.Песни: «Тигренок», «Божья коровка», «Я и солнышко», «Гномики», «Мен кішкентай баламын»

Импровизировать голосом короткую фразу, держать дыхание на длинных фразах, точно интонировать в песнях.

Май

Упражнять в чистом пропевании постепенного и скачкообразного движения мелодии песни. Работа над песенным репертуаром. Привлечь детей к концертной деятельности. Учить петь индивидуально, ориентироваться на сцене. Учить петь «на зрителя».

1.Упражнения на дыхание: «Шапка», «Зоосад»

2.Упражнения на артикуляцию.

3. Скороговорки: -Вставай Архип, петух охрип. -Гвоздик грустно замечает: «Мне по голове стучали». -Купался Иванушка у белого камушка.

4.Развитие дикции (распевки): «Разноцветная ночка», «Желтые подушки», «У колодца» Н. Караваевой

5.Песни: «Детский сад», «Планета детства», «Are you sleeping, brother John?»

Сказка- опера на казахском языке «Лиса и Заяц».

Научиться двигаться во время исполнения песни, работать с микрофоном, самостоятельно петь под фонограмму (-).







Ожидаемые результаты по реализации дополнительной образовательной программы:

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить ее. Расширение певческого диапазона детей, чистое интонирование. Научить петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны уметь использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.







Использованная литература

  1. Картушина М.Ю. Вокально- - хоровая работа в детском саду

М. Ю. Картушина - Москва: Скрипторий 2003, 2010.

  1. Кокина Н.А. Развиваем вокальные и творческие способности: занятие в старшей группе. Музыкальный руководитель - 2009 №4 стр.13-20

  2. Венгрус Л. А. Многозначные «таблицы» фундамента музыкальности детей 3- 18 лет (музыкальный всеобуч) - Санкт- Петербург, музыка 2009- 280 стр.

  3. Некрасова Е.А. Дифференцированный подход в развитии вокально- хоровых навыков у детей

Дошкольная педагогика - 2008 №3 стр. 28-30

  1. Андреева Е. Специфика вокально- хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста

Искусство в школе - 2004 №2 стр.47-53

  1. В. Емельянов Эстетика академического пения: программа «Фонопедический метод развития голоса»

Искусство в школе - 2003 №4 стр. 27- 33

  1. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. Программа «Из детства- в отрочество»

  2. Элизабет Ховард, Ховард Остин «Техника пения. Вокал для всех» 2005г.

  3. Н. Гонтаренко « Сольное пение» 2003г.



© 2010-2022