Программа по предмету Фортепиано (5 лет)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа № 2» г. Тайшета









ФОРТЕПИАНО


Программа учебного предмета

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ

«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»,

«Инструменты эстрадного оркестра»



Срок реализации - 5 лет





Автор

преподаватель I категории по классу "фортепиано",

концертмейстер I категории

МКОУ ДОД "ДМШ № 2" г. Тайшета

Козляк Татьяна Сергеевна











г.Тайшет


2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Фортепиано» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты». Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы - с десяти лет шести месяцев до семнадцати лет. Срок реализации программы - 5 лет

Программа создана с учётом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра».

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- воспитание у детей культуры сольного музицирования;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы - приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Задачи программы:

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности;

- формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.

Форма проведения аудиторного учебного занятия - индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия - 40 минут.






Объём учебного времени, предусмотренный

на реализацию учебного предмета





Индекс, наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах




Распределение по годам обучения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

количество недель аудиторных занятий

33

33

33

33

33

недельная нагрузка в часах

ПО.01. УП.02

В.03.УП.03

Фортепиано

Аудиторные занятия

(в часах)

164

1

1

1

1

1

обязательная часть

82,5


0,5

0,5

0,5

1

вариативная часть

81,5

1

0,5

0,5

0,5


Самостоятельная работа

(в часах)

330

2

2

2

2

2

Максимальная

учебная нагрузка по предмету (без учёта консультаций)

429

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Консультации (часов в год)

10

2

2

2

2

2Самостоятельная работа учащегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы.

Домашняя работа учащегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, выучивания репертуара наизусть.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным прослушиваниям (техническим зачётам, контрольным урокам, зачётам, академическим концертам, экзаменам и другим мероприятиям). Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. Если консультации проводятся рассредоточено, то резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.


Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком.

Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.

Итоговая аттестация по предмету проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.

График промежуточной и итоговой аттестации


Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

четвёртый

Академический концерт

декабрь

Два разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

пятый




Академический концерт

декабрь

Два разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

шестой

Академический концерт

декабрь

Два разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

седьмой

Академический концерт

декабрь

Два разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

восьмой

Академический концерт

декабрь

Пьеса

Этюд

Академический концерт


май

Пьеса

Ансамбль






Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся



Оценка «5» («отлично»):

- увлечённость исполнением;

- слуховой контроль собственного исполнения;

- корректировка игры при необходимой ситуации;

- понимание чувства формы;

- выразительность интонирования;

- единство темпа;

- ясность ритмической пульсации;

- яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия;

- единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

- остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- низкое качество звукоизвлечения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метро-ритмическая неустойчивость.

Методические рекомендации

Учебный предмет «Фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта.

Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора обучающихся духового, эстрадного, народного отделений, приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.

Учебный репертуар обучающихся по предмету «Фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, пьесы советских композиторов, ансамбли. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Репертуар ансамблей должен быть органично связан с основной специальностью обучающегося. Допустимы и даже желательны репертуарные совпадения ансамблей с программой по специальности: исполняя одно и тоже произведение в классе фортепиано и по специальности, обучающийся комплексно осваивает сольную партию основного инструмента и партию фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у обучающихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют обучающихся, повышают их ответственность. Всё это связано с необходимостью комплексного подхода к процессу музыкально - предпрофессионального образования, направленного на всесторонне подготовленного обучающегося.

За время обучения в школе искусств обучающий накапливает и приобретает определённый багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле. Знания, полученные в школе, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающих возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.

В процессе преподавания «Фортепиано» преподаватель должен научить обучающегося не только искусству исполнения на инструменте, но и правильно понимать художественный замысел произведений, помочь ему овладеть музыкально - исполнительскими приёмами на художественном и учебно - вспомогательном материале. Также необходимо развивать музыкально - образное мышление, работать над интонированием на инструменте, динамикой звучания, метро - ритмическими особенностями произведений.

Беседы на уроках, совместное посещение концертов с последующим обсуждением помогают развивать интерес и любовь обучающихся к инструментальному искусству, приобщить к лучшим образцам исполнительской фортепианной школы.

В работе с обучающимися допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.

Подбор репертуара преподаватель должен осуществлять, постепенно усложняя материал и руководствуясь возможностями обучающегося.

В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входят:

- проверка домашнего задания,

- разбор нового материала,

- отработка трудных технических приёмов,

- подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.

Необходимое техническое оснащение занятий

- учебная аудитория для индивидуальных занятий;

- два инструмента (рояли, пианино);

- два стула (для преподавателя и ученика);

- подставки на стул;

- нотная литература.


Содержание курса

Содержание программы по учебному предмету «Фортепиано» для обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» направлено на:

- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

- освоение первоначальных навыков музицирования: умение играть в ансамбле;

- приобретение навыков творческой деятельности,



Годовые требования

Четвёртый класс (первый год обучения)

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями нотной грамоты;

- знаниями музыкальной терминологии;

- умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро - ритмических особенностей произведений;

-умениями пользоваться разнообразной динамикой (forte, mezzo forte, mezzo piano, piano,) с применением crescendo и diminuendo;

-умениями игры штрихами (non legato, legato, staccato).

В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1этюд, 1 ансамбль



Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Алябьев А. Пьеса g- moll

  • Беркович И. Мазурка.

  • Беркович И. Токкатина

  • Волков В. Мазурка

  • Волков В. Марш

  • Гайдн Й. Танец Es-dur

  • Гречанинов А. Мазурка

  • Лядов А. Колыбельная

  • Майкапар С. Вальс

  • Майкапар С. «Колыбельная»

  • Майкапар С. «Дождик»

  • Николаева Т. Сказочка

  • Осокин М. Танец

  • Свиридов Г. «Упрямец»

  • Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»

  • Торопова Н. «Шутка»

  • Чайковский П. И. Старинная французская песенка

  • Шуберт Ф. Немецкий танец

  • Шуман Р. Марш

Этюды

  • Беренс Г. Этюд № 44, op. 70

  • Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176

  • Лемуан А. Этюд № 34, op. 37

  • Лемуан А. Этюд № 6, op. 37

  • Торопова Н. Этюд «Минутка»

  • Торопова Н. «Весенний этюд»

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 33, I тетрадь

  • Шитте Л. . Этюд № 6, op. 108

  • Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108

Ансамбли

  • Беркман - Щербинина Е. Три детские пьесы для 2-х фортепиано в 4 руки

  • Беркович И. Фортепианные ансамбли, соч. 30

  • Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»

  • Иванов - Радкевич Н. Колыбельная

  • Прокофьев С. Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» в облегчённом переложении Б. Смолякова

  • Серов А. Варяжская баллада

  • Чайковский П. «Мой Лизочек так уж мал»

  • Чайковский П. Пятьдесят русских народных песен в 4 руки: №1, 2, 6

Примерная программа академического концерта

1 вариант:

декабрь

  • Чайковский П. И. Старинная французская песенка

  • Торопова Н. «Шутка»


май

  • Шитте Л. . Этюд № 6, op. 108

  • Чайковский П. «Мой Лизочек так уж мал»


2 вариант:

декабрь

  • Гречанинов А. Мазурка

  • Майкапар С. «Дождик»

май

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 33, I тетрадь

  • Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»


3 вариант:

декабрь

  • Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»

  • Гайдн Й. Танец Es-dur


май

  • Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108

  • Иванов - Радкевич Н. Колыбельная



Пятый класс (второй год обучения)

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста отдельно каждой рукой;

-умениями определять характер изучаемой музыки;

-умениями самостоятельно находить метро - ритмические особенности произведения;

умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte, mezzo forte, mezzo piano, piano, pianissimo, crescendo, diminuendo);

-умениями игры штрихами (non legato, legato, staccato);

- навыками слухового контроля.

В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Гурилёв Л. две прелюдии

  • Кабалевский Д. Новелла

  • Кабалевский Д. Медленный вальс

  • Майкапар С. Педальная прелюдия

  • Мелартин Э. «Час голубого цвета»

  • Прейер К. «Трещотка»

  • Тамберг Э. «Кошка крадётся»

  • Симонова В. «Листопад»

  • Симонова В. «Романс»

  • Чайковский П. И. «В церкви»

Этюды

  • Бертини Г. Этюд №18, op. 100

  • Кабалевский Д. Этюд a- moll

  • Лемуан А. Этюд №6, op. 37

  • Лемуан А. Этюд №10, op. 37

  • Лешгорн А. Этюд B-dur

  • Тамберг Э. Этюд C-dur №9, op. 13

  • Торопова Н. Этюд «Коррида»

  • Хаджиев П. Этюд a- moll

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 42, I тетрадь

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

Ансамбли

  • Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой»

  • Глиэр Р. Песня, соч. 41

  • Гнессина Е. Пьеса в 4 руки «Ладушки»

  • Золотарёв В. 30 украинских песен в 4 руки: № 22, соч. 15

  • Иванов - Радкевич Н. Марш

  • Иванов - Радкевич Н. Гавот

  • Лядов А. Протяжная, соч. 58

  • Лядов А. Колыбельная, соч. 58

  • Островский А. «Девчонки и мальчишки»

  • Прокофьев С. «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

  • Чайковский П. Пять русских народных песен


Примерная программа академического концерта

1 вариант:

декабрь

  • Чайковский П. И. «В церкви»

  • Прейер К. «Трещотка»

май

  • Лемуан А. Этюд №6, op. 37

  • Иванов - Радкевич Н. Марш

2 вариант:

декабрь

  • Кабалевский Д. Медленный вальс

  • Мелартин Э. «Час голубого цвета»

май

  • Торопова Н. Этюд «Коррида»

  • Гнессина Е. Пьеса в 4 руки «Ладушки»

3 вариант:

декабрь

  • Симонова В. «Листопад»

  • Тамберг Э. «Кошка крадётся»

май

  • Бертини Г. Этюд №18, op. 100

  • Лядов А. Протяжная, соч. 58


Шестой класс (третий год обучения)

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста;

-умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;

- умениями пользоваться динамикой;

-умениями подбора аппликатуры;

-навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности; -навыками владения основными техническими приёмами;

-навыками слухового контроля;



В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76

  • Александров Ю. Три не трудные пьесы

  • Беркович И. Украинская песня

  • Барток Б. Пьеса

  • Барток Б. Менуэт

  • Григ Э. Вальс, соч. 38

  • Глиэр Р. Романс, соч. 31

  • Глинка М. Прощальный вальс

  • Майкапар С. Токкатина, соч. 8

  • Моцарт В. Контрданс

  • Носенко В. В поход. Соч. 15

  • Разоренов С. Словацкая песня. Соч. 12

  • Свиридов Г. Зима

  • Степовой Я. Прелюд, соч. 9

  • Шуман Р. Песенка жнецов. Соч. 68

Этюды

  • Беренс Г. Этюд a- moll

  • Беренс Г. Этюд C-dur

  • Бертини А. . Этюд e- moll

  • Гедике А. Миниатюры в форме этюдов. Соч. 8

  • Гедике А. Двенадцать мелодических этюдов: №4, 14

  • Дювернуа Ж. G-dur

  • Лемуан А. Этюд C-dur

  • Лемуан А. Этюд G-dur

  • Черни К. Этюд C-dur

  • Черни К. Этюд № 28 D-du

  • Черни К. Этюд № 1 C-dur

  • Черни К. - Гермер Г. Этюды. Часть I: №35-36, 42, 46

  • Шитте Л. «Арпеджио»

Ансамбли

  • Аренский А. Пьесы в 4 руки: Кукушка, Сказка, Вальс. Соч. 34

  • Балакирев М. Четырнадцать избранных русских народных песен

  • Глиер Р. Менуэт, Народная песня. Соч. 38

  • Глиер Р. Песня. Соч. 41

  • Крейн К. Вариация «Лауренсии» из балета «Лауренсия»

  • Лядов А. Протяжная, Колыбельная. Соч. 58

  • Мусоргский М. Гопак

  • Русские народные песни в обр. П. Чайковского и А. Лядова


Примерная программа академического концерта


1 вариант:

декабрь

  • Барток Б. Менуэт

  • Майкапар С. Токкатина, соч. 8

май

  • Лемуан А. Этюд C-dur

  • Мусоргский М. Гопак

2 вариант:

декабрь

  • Беркович И. Украинская песня

  • Свиридов Г. Зима

май

  • Бертини А. . Этюд e- moll

  • Глиер Р. Песня. Соч. 41

3 вариант:

декабрь

  • Разоренов С. Словацкая песня. Соч. 12

  • Барток Б. Пьеса

май

  • Шитте Л. «Арпеджио»

  • Крейн К. Вариация «Лауренсии» из балета «Лауренсия»

Седьмой класс (четвертый год обучения)

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;

- умениями справляться с метро - ритмическими особенностями произведений;

- умениями пользоваться динамическими красками инструмента;

- умениями подбора аппликатуры;

- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

- навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);

- навыками интонирования;

- навыками слухового контроля;

- навыками владения педализацией.



В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Александров Ю. Грустный рассказ

  • Александров Ю. Шутка

  • Бах И. Весна

  • Бетховен Л. Весело - грустно

  • Гедике А. Миниатюра d- moll, Соч. 8 № 2

  • Глиэр Р. В полях, Русская песня, соч. 34;Прелюдия, соч. 16

  • Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1

  • Дебюсси К. Маленький негритёнок

  • Ипполитов - Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5

  • Калинников В. Грустная песенка g- moll

  • Калинников В. Русское интермеццо

  • Лядов А. «Я с комариком плясала»

  • Мусоргский М. Слеза

  • Прокофьев С. Детская музыка: Марш, Дождь и радуга

  • Слонимский С. Дюймовочка

  • Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)

Этюды

  • Александров А. Этюд F- dur

  • Беренс Г. Этюд соч. 61, № 28

  • Бертини А. Этюд соч. 29, № 10

  • Косенко В. Этюд соч. 15, № 4

  • Крамер И. (редакция Г. Бюлова, № 17). Этюд D- dur

  • Лак Т. Избранные этюды, соч. 75, 95 № 1, 3-5,11

  • Лешгорн А. . Этюд соч. 136, № 10

  • Майкапар С. «Бурный поток»

  • Николаева Т. Тарантелла, соч. 19, № 7

  • Парцхаладзе М. Этюд g- moll

  • Раков Н. Пятью пальцами

  • Шитте Л. Этюды № 18, 19, соч. 68

Ансамбли

  • Аренский А. Соч. 34. Шесть пьес в 4 руки: Сказка

  • Бетховен Л. «Марш»

  • Вебер К. «Мазурка», соч. 10, № 4

  • Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

  • Глиэр Р. Мазурка, соч. 38

  • Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

  • Грибоедов А. Вальс e- moll

  • Гедике А. «Вальс»

  • Итальянская народная песня «Санта Лючия»

  • Лядов А. 8 русских народных песен(переложение в 4 руки): Протяжная, Колыбельная, соч. 58

  • Свиридов Г. «Вальс»

  • Кюи Ц. «Расплясались»

  • Раков Н. «Мелодия»

  • Шуберт Ф. Экосезы в 4 руки, соч. 38


Примерная программа академического концерта


1 вариант:

декабрь

  • Александров Ю. Грустный рассказ

  • Лядов А. «Я с комариком плясала»

май

  • Бертини А. Этюд соч. 29, № 10

  • Бетховен Л. «Марш»

2 вариант:

декабрь

  • Слонимский С. Дюймовочка

  • Калинников В. Грустная песенка g- moll

май

  • Лешгорн А. . Этюд соч. 136, № 10

  • Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

3 вариант:

декабрь

  • Калинников В. Грустная песенка g- moll

  • Дебюсси К. Маленький негритёнок

май

  • Раков Н. Пятью пальцами

  • Свиридов Г. «Вальс»


Восьмой класс (пятый год обучения)

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;

- умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;

- умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;

- умениями подбора аппликатуры;

- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

- навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);

- навыками интонирования;

- навыками слухового контроля;

- навыками владения педализацией.



В течение года обучающийся должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Бунин В. Колыбельная из цикла «Лесные картинки»

  • Гершвин Дж. «Колыбельная»

  • Глиэр Р. «Романс»

  • Глиэр Р. «Прелюдия»

  • Гречанинов А. «Звёздная ночь», соч. 3

  • Дмитриев Г. «Гальярда»

  • Кабалевский Д. «Новелла»

  • Коровицын В. У вечного огня

  • Коровицын В. Девичий хоровод

  • Косенко В. «Балетная сценка», соч. 15

  • Косенко В. «Мелодия», соч. 15

  • Леденёв Р. «Оливер Твист»

  • Мынов А. Вечер

  • Мынов А. Загадочная грусть

  • Мынов А. Экспромт

  • Парцхаладзе М. «Колыбельная»

  • Парцхаладзе М. Вальс

  • Пархударян С. «Колыбельная Шушани»

  • Парфёнов И. Домик в Клину

  • Раков Н. «Первая фиалка»

  • Сорокин К. «Воспоминание»

  • Стоянов В. Снежинки

  • Шостакович Д. Романс

Этюды

  • Бертини А. Этюд A-dur, соч. 29, № 10

  • Бургмюллер Ф. Песня пряхи. Этюд D-dur, соч. 109, № 18

  • Беренс Г. Этюд g- moll соч. 21, № 28

  • Геллер С. Этюды № 14, 18, соч. 45

  • Гнесина Е. «Волчрк» (этюд)

  • Крамер И. (редакция Г. Бюлова, №17). Этюд D-dur

  • Лак Т. Этюды № 1, 3-5,11, соч. 75, 95

  • Лешгорн А. Этюд A-dur, соч.136, № 10

  • Майкапар С. «Бурный поток»

  • Парцхаладзе М. Этюд g- moll

  • Пахульский Г. Этюд, соч. 23

  • Равина А. Гармонический этюд h- moll, соч. 50, № 7

  • Рачковский Ф. Токкатина

  • Шитте Л. Этюд g- moll соч. 68, № 23

Ансамбли

  • Аренский А. Сказка, соч. 34

  • Балакирев М. 30 русских народных песен (по выбору)

  • Бородин А. Полька(для фортепиано в 4 руки)

  • Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин»

  • Григ Э. «Норвежский танец»

  • Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

  • Гершвин Ф. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

  • Крейн А. Пляска

  • Кюи Ц. Колыбельная

  • Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка»

  • Свиридов Г. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

  • Чайковский П. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

  • Шостакович Д. «Звёздочки» из цикла Испанские песни




Примерная программа академического концерта


1 вариант:

декабрь

  • Глиэр Р. «Романс»

  • Лак Т. Этюды № 1, 3-5,11, соч. 75, 95

май

  • Мынов А. Вечер

  • Аренский А. Сказка, соч. 34

2 вариант:

декабрь

  • Дмитриев Г. «Гальярда»

  • Беренс Г. Этюд g- moll соч. 21, № 28

май

  • Парцхаладзе М. «Колыбельная»

  • Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин»

3 вариант:

декабрь

  • Глиэр Р. «Прелюдия»

  • Шитте Л. Этюд g- moll соч. 68, № 23

май

  • Гречанинов А. «Звёздная ночь», соч. 3

  • Григ Э. «Норвежский танец»


Ожидаемые результаты обучения по программе

Результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» является:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;

- наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

Список музыкальной литературы

  • Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано».- М., 1978

  • Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой».- М., 1985

  • Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 1989.

  • Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция Бакулова А. и Сорокина К. Л., 1974.

  • Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., «Советский композитор», 1981.

  • Ансамбли. Младшие классы. Вып. 7. М., «Советский композитор», 1983.

  • Ансамбли. Фортепиано. 5-7 классы ДМШ. Редактор Григоренко В.М. М., «Кифара», 1997.

  • Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. М.: «Советский композитор», 1990.

  • Балакирев М. Избранные романсы. М., «Музыка», 1974.

  • Биберган В. «Далекое - близкое». Нетрудные пьесы для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Музыка», 2000.

  • Библиотека юного пианиста. Вып. 3. Составитель В. Натансон. М., «Музыка», 1999.

  • Бизе Ж. «Детские игры». Ансамбли для фортепиано. М., «Классика XXI», 2002.

  • Брамс И. «Русский сувенир». Транскрипции в форме фантазии на русские песни для фортепиано для 4 руки. М., «Музыка», 1978.

  • Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Вып. 2. С.-П., «Северный олень», 1993.

  • Булахов П. Избранные романсы. М., «Музыка», 1980.

  • Левина З. Музыкальные картинки на стихи Э. Мошковской. М., «Музыка», 1976.

  • Весёлка. Киев, «Музична Украина», 1980.

  • Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., «Музыка», 1988.

  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». С.-П., «Музыка», 2002.

  • Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 1. Л., «Музыка», 1988.

  • Гринштейн К. Книжки-раскраски. Л., «Палестра», 1986.

  • Детские пьесы болгарских композиторов. Составители Ганевы Д. и К., 1987.

  • Звуки мира. Вып. 5, 9. Составитель Бакулов А.Л., 1974.

  • Избранные этюды иностранных композиторов. Вып. 1 и 2. М., «Композитор», 2000.

  • Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999.

  • Копчевский Н., Натансон. В. Современная фортепианная музыка для детей. Вып. 1. М., «Музыка», 1970.

  • Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М.. 2001.

  • Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры фортепиано. М., «Музыка», 1964.

  • Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Л., «Музыка», 1974.

  • Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л., «Музыка», 1977.

  • Мейлих Е. Самоучитель игры для взрослых на фортепиано. Л., «Музыка», 1970.

  • Никитин С. Песни на стихи Юнны Мориц. М., «Композитор», 2004.

  • Никольская М. Комплекс упражнений для начинающего пианиста. Владимир, «Посад», 1999.

  • Ныркова В., Навтиков Г. Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано. М., «Советский композитор», 1977.

  • Педагогический репертуар. Ленинград, «Музыка», 1964.

  • Первые шаги маленького пианиста. Составитель Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина. М., «Музыка», 1985.

  • Петров А. «Музыка из кинофильмов». М., «Композитор», 2000.

  • Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Союз художников», 2001.

  • Популярные произведения для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Композитор», 2004.

  • Пособие по общему курсу фортепиано. Составители Т. Ахромович, Е. Юмаева. С.-П., «Музыка», 2002.

  • Репертуарная серия ДМШ. Ансамбли. Вып. 2. Составитель С. Голованова. М., С.-П., «Музыка», 2002.

  • Современная фортепианная музыка для детей. I-VII классы ДМШ. Составитель Сост. Н. Копчевский. Л., 1975.

  • Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд. 2-е, М., «Музыка», 1979.

  • Соколов Н. Ребенок за роялем. М., «Музыка», 1981.

  • Сост. Ройзман Л., Натансон В. «Юный пианист». Вып. 2. Пьесы, этюды и ансамбли для средних классов ДМШ. М., 1964.

  • Сост. Борзенков А. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вдвоем». С.-П., «Композитор», 2004.

  • Сост. Маевский Ю. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Вып. 1, 2. С.-П., «Композитор», 2004.

  • Сост. Печерский Б. Фортепианные ансамбли в 4 руки. М., «Музыка», 1993.

  • Сост. Розенблюм Ф. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Л., «Музыка», 1974.

  • Сост. Симонова В. Чудо - песенки. Фортепианные ансамбли. Новосибирск, «Окраина», 2007.

  • Сост. Хондо Н., Чайковский П. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.

  • Сост. Шеффер А. Первые успехи четырехручной фортепианной игры. Сборник из народных песен, оперных мелодий, отрывков классической музыки и танцев. М., «Музыка», 1989.

  • Таривердиев М. Сборник пьес. М., «Классика XXI века», 2000.

  • Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 2. Составитель М. Глушенко. Л., «Музыка», 1989.

  • Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Составитель Н. Терентьева, М., 1980.

  • Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. М., «Музыка», 1985.

  • Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1-7. Составители Н. Любомудрова, К. Сорокина, А Туманян. М., 1989.

  • Хромушин О. Композиции на темы Дж. Гершвина в 4 руки. «Союз художников», 2001.

  • Циполи Д. Избранные произведения. М., «Классика XXI века», 2000.

  • Чайковский П.И. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.

  • Школа игры на фортепиано. Составитель Н. Кувшинников, Н. Соколов. М., «Советский композитор», 1976.

  • Юсфин А. Музыкальные путешествия по нашей Родине. Пьесы для фортепиано на материале песен и танцев народов СССР. Л., 1983.



© 2010-2022