Разработка на тему Есть сила благодатная в созвучье слов земных

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Водопьянова Т.М.

« Есть сила благодатная в созвучье слов земных»

Сценарий урока музыки в 5 классе

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная их женщин -

Женщина с ребенком на руках

В произведениях русских и зарубежных композиторов и художников разных времён создан вечный и чистый образ женщины -матери, благородный образ Матери Иисуса Христа - Девы Марии. Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку. А вслушиваясь в музыку, представить изображение

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная их женщин -

Женщина с ребенком на руках

(анимация)

«Сикстинская мадонна» Рафаэля

О, сколько слез Ты пролила Своих святых,

Взывая к Сыну, забывая о Себе,

Чтоб не оставил Он без милости Своей

Людей, молящихся и день и ночь Тебе!

Воспетая поэтами, художниками, музыкантами Пресвятая Дева Мария пережила самое страшное в жизни любой женщины горе- смерть ее ребенка. Может быть, поэтому так близки и понятны ей страдания человеческие. Именно ей, Матери Бога - Богородице, стоя перед иконой - Ее образом, человек открывает свою душу, доверяет тайны, шлет покаяние за грехи, надеясь на Ее милость и посредничество перед Богом



Человек перед Православной иконой Божьей матери

К известной молитве «Аве Мария» обращались композиторы разных времен. Известен инструментальный вариант этой молитвы, сочиненный немецким композитором XVIII в. И.-С. Бахом (1685-1750). Это «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Меньше известна «Аве Мария» Джулио Каччини, итальянского композитора 16 века. В русском переводе текст звучит так:

Радуйся, Мария, благодати полная,

Радуйся, радуйся, Господь,

Господь с Тобою.

Благославенна Ты между женами,

И благославен и благославен плод чрева Твоего Иисус.

Радуйся, Мария!

Ноты «Ave, Marya»

Вопрос:

Сочетается ли с этой музыкой икона Владимирской Богоматери или другая православная икона?

ПАУЗА

Ответ:

Музыка и изобразительное искусство каждого народа передают его характер и душу. Европейская традиция позволяет рассказывать о сюжетах Евангелия, как о земных. Персонажи картин великих художников Возрождения исполнены внутренней и внешней красотой.

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи

Звучит «Аве Мария» Джулио Каччини - mp3

Наше искусство строгое, без излишней красивости. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской -небесной заступницы Москвы. Эта икона- величайшая святыня Руси. Духовность и чистота видна и в глазах Богоматери и слышится в музыке православной молитвы. На первый взгляд кажется, что икону писал неумелый художник - пропорции в анатомии , изображении предметов выглядят непривычно. Но это было сознательным пренебрежением внешним, для того, чтобы сосредоточиться на внутреннем мире, духовном. В музыке православной молитве та же строгость : исполняется только голосом, без замысловатых инструментальных тембров.

Икона Владимирской Божьей матери





Звучит « Богородице, Дево, радуйся» - mp3

Вопрос:

Что помогает нам найти сопричастность с внутренним миром иконы?

ПАУЗА

Ответ:

Глаза Богоматери словно говорят с нами. Можно все рассказать, просить о помощи…

Увеличенное изображение глаз на иконе

Звучит « Богородице, Дево, радуйся» - mp3

Вопрос:

Какими словами вы можете охарактеризовать звучание православной молитвы? Злые, спокойные, мужественные, нежные, радостные, озорные, светлые, мрачные,

возвышенные, решительные, тихие, волевые,

убаюкивающие, печальные?

ПАУЗА

Икона Донской Божьей матери

Ответ: Нежные, печальные, светлые, возвышенные, тихие

Икона Донской Божьей матери

Художник начала XX века Петров-Водкин. художник рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Название мадонны - «петроградская» (с привязкой к определенному месту) - ассоциируется с традиционным изображением икон Божий Матери (Владимирская, Донская, Казанская). Общая интонация картины тревожная - жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается, как желание уберечь сына от невзгод.

К. Петров - Водкин «Петроградская мадонна»

Вопрос:

Какими особенностями может обладать музыкальная заставка к этой картине?

ПАУЗА

Ответ:

Не смотря на то, что картина Петрова - Водкина похожа на старинную икону, в ней слышаться ритмы и настроения начала XX века. Возможно исполнение, напоминающее звучание церковного хора. Но оно будет, наверное, более быстрым, ритмичным, тревожным

Звучит « Богородице, Дево, радуйся»

Г. В. Свиридова

Сколько раз по молитвам людей Богородица защищала Россию. Тамерлан вступил в пределы Руси. И тут на пути его встал Елец. Город был взят и сожжен, защитники его пали в бою.

Собираясь идти на Москву, Тамерлан две недели неподвижно стоял под Ельцом, а потом неожиданно повернул полки. Это произошло в тот день и час, когда москвичи торжественно встретили икону Владимирской Божьей Матери. На Куликовом поле с русскими войсками не на жизнь, а на смерть бившимися с татарами, была помощница, икона Донской Божьей Матери. Явленная 8 июля 1579 года икона Казанской Божьей Матери стала всенародной святыней. Много раз Матушка Казанская указывала путь к победе русским православным воинам: при освобождении от польского нашествия, во время Полтавской битвы, во время войны 1812 года.

Икона Казанской Божьей матери, Картина русского войска перед боем

Звучит « Богородице, Дево, радуйся»

Г. В. Свиридова

Иконопись и церковная хоровая музыка имеют общность сюжетов. Эти произведения объединены нежностью и трепетным чувством любви. Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, что значит образ, изображение, подражание. Для церкви икона является не произведением изобразительного искусства, а молитвой, материализованной при помощи линий и красок. Древнерусская икона поражает зрителей своей духовностью, «тонкостью чувств», отрешенностью от всего плотского, земного. Иконописцу запрещалось описывать божество и предписывалось строго взирать на «образцы», следовать канону.

На Руси есть богородичные иконы с удивительно поэтическими названиями - «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость».

Богородичные иконы - «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость».

Можно сделать вывод об удивительном сочетании в произведениях , посвященных Богородице, простоты и величия, отражающих богатство души человека. Изобразительное искусство и искусство музыкальное, каждое своими средствами: линиями, чистыми красками, мелодией - создают ощущение возвышенности, одухотворенности, человечности.

В. Васнецов « Богородица с младенцем»

При сравнении музыкальных образов с живописными, проявляется общее свойство эмоционального состояния произведений различных искусств - музыки и живописи (покой, умиротворение, радость или тревога, волнение). Запоминается сходство плавных линий картин с песенными мелодиями музыкальных сочинений, красочный колорит с мажорным или минорным ладом музыки, контрастные элементы композиций полотен с музыкальным развитием и формой музыкальных сочинений

Интерьер храма во время службы



Тебе, Владычица, Мария Приснодева,

Немолчная Заступница земли,

Мы, распростертые во мраке и пыли,

Несем свои звенящие напевы.

Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенной к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое. Песенные интонации лучше всего передают лирические, поэтические чувства. Эта музыка, полная большой внутренней силы, - торжественности и вместе с тем проникновенный гимн женской доброте и благородству. Древнейшей песнью материнства назвал молитву Богородице поэт Максимилиан Волошин

Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта в исполнении Р. Лоретти - mp3

Тебе, Владычица, Мария Приснодева,

Немолчная Заступница земли,

Мы, распростертые во мраке и пыли,

Несем свои звенящие напевы.

(анимация)

«Сикстинская мадонна» Рафаэля



© 2010-2022