«Формирование пианистических навыков на начальном этапе обучения»

Часто ученики заканчивая школу, не могут хорошо сыграть этюды, пьесы быстрого характера. Причина – мало развита техника. Казалось бы все сделано: выучена наизусть программа, ученики понимают характер музыки, стиль композитора, но не могут воплотить в игре, задуманные вместе с педагогом, образы; не могут сыграть в нужном темпе, с четкой артикуляцией. Очень неудобными бывают движения рук, пассажи исполняются неровно, с толчками и сбивчиво, звук или поверхностный или очень грубый; трудные ритмическ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Формирование пианистических навыков на начальном этапе обучения»

ВВЕДЕНИЕ

Часто ученики заканчивая школу, не могут хорошо сыграть этюды, пьесы быстрого характера. Причина - мало развита техника. Казалось бы все сделано: выучена наизусть программа, ученики понимают характер музыки, стиль композитора, но не могут воплотить в игре, задуманные вместе с педагогом, образы; не могут сыграть в нужном темпе, с четкой артикуляцией. Очень неудобными бывают движения рук, пассажи исполняются неровно, с толчками и сбивчиво, звук или поверхностный или очень грубый; трудные ритмические эпизоды проскальзывают от внимания слушающих и от самого исполняющего, тем самым нанося урон прекрасной музыке гениальных композиторов.

Это происходит от неумения пользоваться различными пианистическими приемами, мало развит слуховой контроль, мышление, а также не умение думать в процессе исполнения. То есть не заложен фундамент пианистических навыков еще на начальном этапе обучения и поэтому не получил своего развития дальше.

Одни играют четко, бегло, уверенно, в хорошем темпе, но зажатыми руками. Не могут раскрыть художественный образ из-за неумелого пользования всеми средствами выразительности: различными красками динамических оттенков, разнообразием туше, штрихами. То есть за беглым исполнением пальцев ученики не видят художественного образа произведения.

Другие - музыкальные ученики, раскрывая образно-эмоциональное содержание и характер произведения, то есть исполняя выразительно, со всеми динамическими оттенками и тембральными красками, не могут исполнить чисто, бегло, ритмически точно, в одном темпе, сохраняя при этом форму и цельность произведения. В исполнении их наблюдается «грязная игра» - цепляние соседних клавиш, не получаются трудные ритмические эпизоды. Часто исполняют зажатыми руками, сбивчиво, не выдерживая быстрого темпа с начала до конца. То есть не умеют пользоваться различными пианистическими приемами исполнения.

Пианистические навыки и умения учащихся фортепианных классов ДШИ формируются на начальном этапе обучения. Работа с учениками именно в этот период требует большой отдачи, мастерства. Ведь научить ребенка музыкальной речи довольно сложно.

«В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление, умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков» (А.Д. Артоболевская).

Начальный этап обучения должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием впечатлений. Важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того, станет ли он профессиональным музыкантом.

Занятия с детьми этого периода нельзя ограничивать рамками технологических задач. Это ведет к однобокому развитию, сковывает ребенка. Не получивший в детстве базу в виде широкого круга представлений в области музыки и развитой эстетической восприимчивости, ребенок впоследствии не сможет стать ни интересным исполнителем, ни эрудированным любителем музыки.

Важная стадия работы в начальном обучении подготовить ритмические движения, внимание, эмоциональное восприятие. Прежде чем воспитание не выявило в ребенке его природных качеств, невозможно результативное движение его по профессиональной лестнице образования. Надо начинать с того, чтобы ученик понял, что обучение на фортепиано - это первый смысл его жизни. Важно, чтобы ребенок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как что-то очень привлекательное, приятное, эмоционально яркое. Он должен справляться сразу со всем или со многим, чему его учат. У него должно получаться! Потом будет труд, упорный труд - по мере таланта. Но вначале ребенок должен восхититься собой и музыкой.

Передо мной стояла проблема исследования процесса формирования и развития пианистических навыков на начальном этапе обучения учащихся.

Мною были поставлены следующие задача:

  1. Рассмотреть особенности и эффективность применения различных программ и методик по начальному обучению и развитию пианистических навыков, предлагаемых ведущими педагогами - музыкантами в условиях ДШИ с учетом собственного опыта работы.





В работе с учеником многое, очень многое зависит от преподавателя. На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребенку психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

Прежде, чем перейти к игровым движениям, ребенок должен отработать свободное движение рук. И вслед за этим - координацию движения рук. Навыки двигательной восприимчивости закладываются постепенно, и здесь необходимо работать по принципу обратной связи - смотреть, в каком темпе ребенок движется, чтобы не форсировать развитие технических навыков, особенно на первых порах. На первых порах очень много слуховой, образной работы, работы над крупными движениями и всеми вопросами ориентации ученика на клавиатуре. И здесь очень важно не пережечь, не ускорять искусственно темп развития, а работать над заполнением музыкального сознания, развитием слуховой сферы восприятия и собственно музыкальных представлений ребенка.

Итак, одна из самых главных задач начального обучения - воспитание правильных мышечных ощущений при игре на фортепиано.

В освоении первый движений и приемов игры на фортепиано помогает переход от обыденных ощущений к игровым навыкам.

Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Наиболее полно он раскрывает свои возможности в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение приобретает эмоционально-образное содержание.

Итак, переход от обыденных ощущений к игровым навыкам. Спрашиваем: «Что наши ручки умеют делать?» Показываем и перечисляем все действия, которые развивают кистевую гибкость: плескаться в воде, мыть ручки, кормить птичек. Детям очень нравится кормить птичек - клавиши. На коленке птичка поклевала. На крышке рояля. Тут же ощущение свободной кисти, тут же и кончик сцепления появился у пальчика, он зацепился за клавишу. Птичка легко перелетает, поет. Поиграть в разных регистрах.

В свой работе я использую такие упражнения, как «Ванька-встанька», «Радуга», «Иди ко мне», «Веер», а также общеизвестные упражнения А.Д. Артоболевской «Шалтай-болтай», «Мельница», Т.И. Смирновой «Новая и сломанная кукла» - для девочек и «Солдатик и медвежонок» - для мальчиков, «Новая кукла», «Заводная кукла» или «Робот», «Мячик» или «Отдай мне руку», «Машинка» (горизонтальное упражнение), вертикальное упражнение - сравнить с движениями двух лифтов в доме, «Марширующие гномы», «Паучок», «Паучки пошли в поход» и др. Эти упражнения на постановку руки, посадку за инструментом, координацию движений, а так же на опору и развитие активности каждого пальца. То есть все эти упражнения помогают учащимся правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, а так же укрепляют мышцы, освобождают от зажатости, развивают ритмическое чувство и пластику движений.

Более сложные упражнения такие, как «Два лифта», «Машинка», «Марширующие гномы», «Паучки» развивают координацию движений, цепкость пальцев, глубину взятия звука, глубокое легато.

Детям нравятся упражнения со стишком на постановку рук, укрепление и развитие активности пальцев. Эти упражнения выполняются на столе или крышке фортепиано. Здесь нужно ставить руку на все пять пальцев правой руки, затем левой руки. В данном упражнении поочередно работает каждый палец.

Фо - кус, по - кус, тра - ли, ва - ли

Е - дет мышь на са - мос - ва - ле

Ты че - го же э - то мышь

Свер - ху вниз на нас гля - дишь?

(всеми пальцами)

Кышь! Кышь! Кышь!

Все эти упражнения простые, интересные, нравятся детям. Название упражнений можно менять в зависимости от характера, возраста, ученика, главное, чтобы они превратились в игру.

После упражнений без инструмента мы переходим к первым игровым упражнениям на фортепиано.

Приступая к этому этапу, следует позаботиться о правильной посадке ученика. Корпус должен иметь две точки опоры. Высота сиденья определяется положением локтя - вровень с кистью.

Работая над посадкой за инструментом и постановкой игрового аппарата я также обращаюсь к методической разработке американского пианиста, композитора и педагога С. Бернстайна.

Посадка должна обеспечить непринужденность позы пианиста за роялем, мускульную свободу всего тела и одновременно удобство всех требуемых пианистических движений. То есть правильная посадка при игре на рояле позволяет свободно двигать корпусом, руками, запястьями и пальцами, исключая лишние неоправданные движения.

Высота стула и его расстояние от клавиатуры должны соответствовать росту ученика и длине его рук. Имеет значение также высота клавиатуры над уровнем пола и глубина посадки на стуле.

Нет твердых правил, на каком расстоянии от клавиатуры надо сидеть. Конечно, все зависит от длины рук. Но совершенно ясно одно: если сидеть слишком близко к клавиатуре, локти будут сталкиваться с корпусом. Нужно отрегулировать сидение так, чтобы локти были немного впереди корпуса. В этом положении руки свободно следуют за пальцами от одного края клавиатуры до другого. Также нужно большое внимание уделить положению игрового аппарата. Ф. Куперен говорил: «Поверхности локтя, кисти и пальцев находятся на одном уровне».

Встречаются преподаватели, которые ставят руку так, что запястье находится ниже кисти: это большой недостаток, так как лишает кисть силы.

Другие ставят запястье выше кисти, пальцы при этом - прямые и напряженные - это тоже неправильно. Необходимо следить, чтобы вся рука играющего, от кисти до предплечья и плечевого пояса, была свободна от мышечных напряжений - «зажима», «скованности».

Итак, приступая к упражнениям на инструменте нужно познакомить ученика с клавиатурой. Здесь я обращаюсь к методической разработке Т. Смирновой, где она сравнивает клавиши с одной квартирой. Сразу зрительно нужно ориентироваться на черные клавиши. Две рядом стоящие - окошечко, три - балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» смотрит в окошечко, а на балконе стоят «соль» и «ля».

Первые игровые упражнения на фортепиано мы начинаем с извлечения звука одним пальцем - сначала 3п. - упражнение «Радуга». Это упражнение на свободу движений руки от плеча при переносе из одного регистра в другой, а также на свободное падение пальца в клавишу, то есть на опору. Здесь нужно следить, чтобы звук был протяжным и певучим, а не резким и крикливым. Нельзя давить на клавишу. Можно сравнить с выдавливанием засохшей зубной пасты из тюбика, погружением до донышка клавиши как-будто в тесто или пластилин и т.д.

Всегда следует начинать сначала 3 пальцем и далее 2 п., 4 п., 5 п. и 1 п. Итак, в этом упражнении мы мысленно рисуем радугу в разных цветах. Дети очень хорошо видят в цветах. В верхнем регистре белый, желтый, светло-голубой, светло-розовый, в среднем - оранжевый, синий, красный и т.д., в нижнем регистре темно-зеленый, бордовый, фиолетовый и т.д.

Весьма важно и то, какими пальцами играет ученик. Например, первый палец создает одну звучность, четвертый и пятый - другую. В дальнейшем, когда ученик начинает играть всеми пальцами, необходимо ему объяснить, что с помощью различной аппликатуры можно достичь разнообразия звукового колорита. Нужно лишь знать звуковые возможности каждого пальца. Так же нужно рассказать ученику, что все пальцы разные по длине - два коротких 1 п. и 5 п., три длинные - 2 п., 3 п., 4 п.

Первый палец способен к тяжелой работе, он наделен силой, но иногда должен быть более мягким, вежливым в обществе других пальцев. Он должен знать и ощущение мягкости подвижности.

Второй палец способен к разнообразности деятельности, он и умелый, и сильный.

Третий палец занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные функции.

Четвертый палец, благодаря своему строению не столь свободен и самостоятелен, но и незаменимый певец руки.

Пятый палец - маленький пальчик - баловень руки, ее постоянная забота.

Учащиеся должны знать и понимать особенности строения пальцев руки: каждый палец должен быть активно-индивидуальным и в то же время, подчиняться целому.

Возвращаясь к упражнениям хочется заметить, что самое трудное поставить 1 п. и 5 п., т.к. часто другие пальцы ученика не занятые в этом момент, резко выпрямляются у большинства учеников; кисть падает на бок, если это 5 п., а 1 п. часто встает на косточку. Нужно говорить в этом случае, что 1 п. ставим на уголок - он у нас ходит на каблучке.

В упражнении «Радуга» следует сначала свободно «падать» на любую клавишу (а не на конкретно названную, например, «до») в разных регистрах, во избежание боязни не попасть на требуемую клавишу и в связи с этим, торможения при «падении» и остановки перед клавишей. Отсюда бывает резкий и крикливый звук, толчком, от чего могут зажаться руки.

Следует обратить внимание, чтобы не прогибались косточки, особенно у менее заметного третьего сустава. Так же нужно проследить за оформленностью кистью. Можно сравнить кисть с парашютом или куполом.

Когда ученик освоит это упражнение и запомнит название клавиши, можно усложнять задание, называв конкретную ноту и октаву. Нужно проследить за плавным, изящным переносом руки от плеча, сравнивая с размахом крыла большой, красивой птицы, также использовать цветовое разнообразие.

Очень важное упражнение для постановки руки - это пятипальцовка по системе Шопена, когда короткие пальцы 1 п. и 5 п. находятся на белых клавишах, а длинные - 2 п., 3 п., 4 п. - на черных клавишах. Это наиболее правильное и естественное положение руки на клавишах. Это звуки: ми, фа, соль, ля, си. Вместо «си» можно ставить 5 п. на «си». Упражнения на этих звуках можно проиграть в различных комбинациях: по порядку вверх от 1 п. к 5 п., вниз; через клавишу вверх, затем вниз и т.д.

После упражнений и небольших пьес на нон legato, мы приступает к освоению игры штрихом легато и стаккато.

Играя упражнения на объединение двух звуков, мы добиваемся правильного извлечения звука - глубокого, густого, певучего и перехода к следующему - более мягкому, легкому и светлому. Это очень важный момент в освоении начальных игровых движений. Прием положить руку - снять. Первый звук отсюда громче, второй - тише. Здесь очень важен плавный переход от одного звука к другому, а не резкий и грубый, что зачастую происходит. Нужно услышать затухание, хвост первого звука, тогда переход получится плавным, объединяющим оба звука.

Можно поиграть в игру «Ванька-встанька» или с именами. Для правой руки имена девочек: Маша, Даша, Катя и т.д., для левой руки - имена мальчиков: Паша, Петя, Вася и т.д.

Неплохо, если ребенок услышит в цветах: «до» - красный переходит в «ре» - розовый. А лучше, если «до» - красный, затем услышать хвост этого звука - светло-красный переходит в «ре» - розовый и т.д., то есть тоже с другими цветами, например:

т«Формирование пианистических навыков на начальном этапе обучения»«Формирование пианистических навыков на начальном этапе обучения»емно-синий в синий голубой,

т«Формирование пианистических навыков на начальном этапе обучения»«Формирование пианистических навыков на начальном этапе обучения»емно-зеленый в зеленый салатный. Решение звуковых окрасок предоставить ученику.

Тоже проделать в объединении из трех звуков. Имена здесь пропеваются в уменьшительно-ласкательной форме: Леночка, Светочка, Дашенька, Васенька, Петенька, Мишенька и т.д.

Так же можно придумать различные слова и поиграть упражнения в разных регистрах, тем самым окрасив звучание различными тембровыми красками: солнышко, дудочка, вазочка, песенка, лесенка и т.д.

Далее мы играем упражнения на пятипальцовку. Например от «до» вверх - «в школу я иду» или «песенку пою», вниз - «с горки я иду» или «с горки я бегу» и т.д. Здесь следить, чтобы передавался все от одного пальца к другому. Затем на объединении звуков: вверх - в 1 п. «положить руку», на 5 п. - «снять». При этом обращать внимание на кисть. Она не должна «прыгать», подталкивать каждый палец, что часто является ошибкой учеников. Обязательно на 5 п. снимать руку. Пальцы при этом «висят» как полотенце. То есть «распускать» руку. Так же играть это упражнение вниз, т.е. от 5 п. к 1 п., где рука «распускается» на 1 п. Целесообразно поиграть в других комбинациях: через палец - через клавишу.

Звуковое разнообразие заключается во владении способами пианистического туше. Приступая к исполнению штрихом стаккато, нужно рассказать ученику, что оно бывает разным: кистевое staccato, пальцевое staccato, staccato leggiero, staccato-pizzicato, staccato - бросок.

С начинающими учениками отрабатывать надо кистевое и пальцевое staccato.

Кистевое staccato исполнять при небольшом замахе кисти и пружинистом запястье - прием «стряхивание». Пальцевое staccato при неподвижной кисти одними кончиками пальцев (или еле заметное кистевое движение).

Все предложенные упражнения нужно поиграть с разнообразными динамическими оттенками и в различных темпах с учетом образных сравнений.

Работая на начальном этапе обучения над ритмом, нужно начать эту тему с объяснения, что музыка - искусство временное. Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени. Далее в ребенком можно побеседовать на тему - темп и пульс музыки. Я работаю здесь по системе Т. Смирновой.

Нужно предложить детям такую ситуацию. Если человек пожилой, ходит медленно, то как у него бьется сердце, какой у него пульс? Если один человек идет спокойно, а другой бежит, как стучит у них пульс: в одном темпе или по-разному? Музыка живая и у нее есть сердце и пульс, как у человека.

Можно предложить игру. Ребенок стучит «пульс» различных музыкальных отрывков, которые преподаватель играет. Далее приступить к записи. «Пульс» - вертикальные черточки, а спокойный шаг - четверти.

Левая рука - пульс

Правая рука - ритм

Можно рассказать небольшую историю. Мама гуляет с малышом, идет спокойными большими шагами, а малышу, чтобы не отставать от мамы, приходится делать в два раза больше шагов. Записываем

Шаги малыша -

Можно простучать чередуя шаги мамы и малыша:

А вот пришел с работы папа и тоже решил прогуляться со своей семьей.

Все гуляют вместе:

Левая рука:

Правая рука:

Затем я объясняю своим ученикам, что различные сочетания коротких и длинных звуков (хлопков) создают ритм. Учитель говорит о том, что пульс есть в любом слове, в песне, пьесе. Например, пульс есть в слове нос, в слове хвост. Здесь мы хлопаем один раз. А на слове мама - два хлопка, телефон - три хлопка. Эти хлопки можно записать кружочками. Но не все хлопки одинаковые. Бывают длинные, бывают короткие. На слове мама первый хлопок длинный, второй короткий, на слове телефон - два коротких, один длинный.

Так же прохлопать песенку: «Светит солнышко к нам в окошечко». Ученик уже знает, что звуки бывают короткие и длинные.

Можно предложить прохлопать стишки-попевки, например: «Андрей-воробей, не гоняй голубей», «Шел кот-мореход по лесной дорожке. С ним коза-дереза, тоненькие ножки» и др.

Наиболее трудное задание, когда учитель предлагает одновременно простучать пульс попевки правой рукой, а ритм - левой.

Таким образом, развивая ритмическую способность начинающего пианиста приобретается важнейший навык, который связан с восприятием и воспроизведением равномерной последовательности одинаковых длительностей.

Учащийся должен внутренне ощутить и воссоздать равномерность чередования одинаковых временных долей. Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации - основа для развития первого из компонентов музыкально-ритмической способности - чувства темпа. А чувство темпа предлагает умение ощущать музыку в размеренном ровном, единообразном движении.

Проанализировав, обобщив и проверив на собственной практической деятельности различные методы и приемы обучения на начальном этапе, рекомендуемые ведущими педагогами - музыкантами, я пришла к следующим выводам:

  1. Преподаватель должен осторожно относиться к подбору методов работы, т.к. не все дети одинаково способны (то есть индивидуальный подход).

  2. На начальном этапе больше обращаться к игровой форме.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формируя и развивая пианистические навыки на начальном этапе обучения преподаватель использует методическую литературу из разных областей знаний: педагогики, музыкальной педагогики, психологии, музыкальной психологии. Опираясь на знание возрастных особенностей растущего ребенка - неустойчивость внимания, быструю утомляемость, преподаватель использует индивидуальный подход в обучении. Он должен работать увлеченно, заинтересовывать ученика. Необходимо, чтобы материал урока был разнообразным, эмоционально привлекательным.

Учитывая то, что в младшем возрасте ум ребенка очень восприимчив, преподаватель планирует урок так, чтобы как можно больше дать нового, в то же время не перегружая ученика.

Для дальнейшего успешного и разностороннего развития ученика, преподаватель в полной мере использует формы и методы обучения, предлагаемые ведущими педагогами-музыкантами: игровая форма, наглядность, показ преподавателем. Формируя и развивая пианистические приемы, при этом учитывая, что ребенок запоминает механически, надо больше уделять внимания подбору знакомых песен и популярных мелодий, транспонированию, чтению нот с листа, слушать музыкальные произведения в записи - этим самым развивая музыкальный слух ребенка.

Преподаватель должен заниматься самообразованием, посещать семинары, изучать новую методическую литературу, внедрять в практику новые методы и средства по формированию и развитию пианистических навыков и музыкального слуха ребенка, участвовать вместе с учащимися своего класса в концертной деятельности, конкурсах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой М.: Советский композитор, 1986.

  2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1979.

  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: 1979.

  4. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы - Астрахань, Проект «LENOLIUS», 2008.

  5. Гетакова О., Визная И. В музыку с радостью - Спб., «Композитор», 2012.

  6. Уроки Гольденвейдера - М.: Классика XXI, 2009 г.



© 2010-2022