Статья из опыта работы Необыкновенное рядом

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Выступление на семинаре для учителей музыки и педагогов дополнительного образования.

ТЕМА: «Необыкновенное рядом…».






Слайд

Звучит музыка..." Я в садочке была" ( затихает и звучат стихи)

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают,

И шепчут кусты…

Кто землю поймет на родном языке?

Кто, если не я…

Кто, если не ты...

Слайд

Кто, если не мы, педагоги, научит детей понимать истинно прекрасное, воспитает в них потребность приобщения к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающего поколения глубоко осознавали прогрессивные педагоги и общественные деятели России и 19, и 20 века.

Слайд

Иван Васильевич Киреевский писал: « Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю…»

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народного музыкально- поэтического, является в настоящее время особенно актуальной.

Слайд

Актуальность воспитания детей средствами фольклора заключается в том, что в период обновления образования значительно возросла роль народной культуры, как источника воспитания духовных, нравственных, патриотических качеств личности ребенка.

В современных условиях на начальной ступени обучения важно предоставить ребенку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности. Неограниченные возможности для этого содержит в себе музыкальный фольклор как искусство синкретичное. В нем органично связаны пение, игры, пластика, движение, игра на народных инструментах. Музыкальное народное творчество - народные песни, игры, обряды, составляют богатейший материал для нравственно - эстетического, духовно-патриотического воспитания детей.

СЛАЙД

В нашем образовательном учреждении созданы благоприятные условия для изучения народной культуры России. Организованы и успешно работают творческие коллективы: ансамбль народных инструментов, руководитель Плаксина Тамара Ивановна, ансамбль русской песни «Россияночка» руководитель Игнатенко Н.В. , где каждый ребёнок раскрывает свои задатки и развивает творческие способности, личностно-ориентирован на собственные возможности и желания.

Хотелось бы поделиться своим 15 -летним опытом работы в системе доп.образования.

Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры -«от родного порога» (Б.М. Неменский ) . Свою жизнь не мыслю без русской народной песни, поэтому педагогическую деятельность тесно связала с народной песенной культурой России.

Музыкальное воспитание в школе, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. С одной стороны, урок - основная форма обучения; с другой стороны, занятия в ансамбле русской песни как дополнительная форма обучения направлены на формирование музыкальной культуры школьников, основанной на национальных традициях и обычаях воронежского края.

Слайд

Накопленный опыт позволил разработать программу «Народное хоровое пение в общеобразовательной школе», которая успешно реализуется мною на занятиях ансамбля народной песни «Россияночка».

СЛАЙД

Программа предусматривает различные формы работы: сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, комплекс воспитательных мероприятий: посещение музеев, концертов, фестивалей, а также совместную работу педагога, родителей и детей.

Слайд

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля является анализ результатов конкурсов, участие обучающихся в праздничных концертах, творческих вечерах и других мероприятиях.

Слайд

Результативность и качество обучения определяется творческими достижениями обучающихся. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты, благодарственные письма различного уровня.

В 2010-2011 учебном году ансамбль Россияночка участвовал в X фестивале народной песни и был отмечен благодарственным письмом Управы Левобережного р-на за сохранение русских традиций.

А также ансамбль стал призером Областного фестиваля-конкурса духовно- патриотической песни " Голос сердца", Лауреатами Городского фестиваля - конкурса " Славься Отечество". финальный концерт которого пройдет 9 мая на Адмиралтейской площади.

Слайд

Не могу не сказать об опыте, Веры Терентьевны Бережной учителя начальных классов , высшей квалификационной категории.

15 лет назад приоритетным направлением в работе учителя стало, использование народной педагогики в обучении и воспитательной работе. В нашем Лицее11 лет назад Верой Терентьевной был создан этнографический музей, который пополняется экспонатами благодаря поисково-исследовательской работе уч-ся и родителей.

Факультативный курс «Народоведение» и этнографический кружок, позволяет учащимся познакомиться с национальными традициями, обрядами, праздниками воронежского края, пережить народную педагогику как форму бытования, а не как воспроизведение культурного наследия.

Свою главную задачу мы видим в том, чтобы грамотно и разумно вдохнуть жизнь в произведения народного творчества, чтобы наши дети не потеряли интерес к тому богатому наследию, которое оставили нам наши предки. А чтобы «зажечь», надо самому «гореть».

Слайд

Но сначала мы работали каждый в своём направлении, проводили совместные праздники: «Святки», «Масленица», «Посиделки», но этим наши сотворчество и ограничивалось.

Слайд

И только после мудрого решения Ларисы Анатольевны, передать выпускников Веры Терентьевны в мои руки у нас возник более тесный контакт, который перерос в творческий союз, творческое партнёрство.

Слайд

Работу начали с составления кластера совместной деятельности, где наше сотрудничество будет оправданно. Вот что у нас получилось.

Слайд

В результате партнерской деятельности наши воспитанники не только получают теоретические знания курса этнографии, практические навыки в проведении экскурсий по музею «Родничок», созданному 11 лет назад, и вокально - хоровые навыки, а весь комплекс ЗУН применяют при организации и проведении праздников народного календаря.

Слайд

Таким образом праздники становятся своеобразным итогом поисково - исследовательской, краеведческой работы ,музееведения и вокально-хоровой работы.

Наши предки умели веселится и праздников было много.

Мы систематизировали их и получилась классификация праздников народного календаря, которую вы можете увидеть на экране.

Слайд

В нашей совместной , партнерской деятельности ценно то, что участие в творческой деятельности принимают дети трёх поколений 1-5-9 классов.

СЛАЙД

Свое выступление хочу завершить такими словами, что по старинным поверьям русского народа, путь к процветанию лежит через крепкую, неразрывную, вечную связь предков и потомков.

Каждый человек несет в себе образ ушедшей жизни - жизни своих предков, своей семьи.

Забыть прошлое - означает как говорили русские крестьяне « утратить долю судьбы».

Звучит МУЗЫКА «Я в садочке…»

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Спасибо за внимание.


© 2010-2022