Методические рекомендации к уроку музыки

Методические рекомендации к уроку музыки.Способы решения актуальных проблем на уроке музыки в общеобразовательном учреждении. Рекомендации проведения урока.Решение проблем с которыми можно встретиться на уроке.Воспитание эстетического вкуса учащихся. Методы активизации к воображению, любви к искусству и т.д.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методические рекомендации к уроку «музыка»

1-7 класс

по теме:


Педагогическое воспитание детей по средствам музыкального искусства на уроке музыки в общеобразовательном учреждении




Подготовил: учитель музыки МБОУ - СОШ № 2 города Армавира

Акопян Петрос Хачатурович.



План:

1.От автора.

2.Музыкальное искусство

3.Урок музыки в ОУ.

4.Заключение.


  1. От автора.

Дети - бесценный дар, огромный клад эмоций, ощущений. Каждый ребёнок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Наша с Вами задача - развивать это начало, помогать реализовывать начинания наших детей. Не ставить определённые рамки которые будут лишь «отбивать» желание идти вперёд, отрицательно действуя на психологическое и образовательное развитие ребёнка. Огромная задача ложится здесь на преподавателей как и общеобразовательной школы, так и музыкальных школ и творческих школ искусств.

Конечно нельзя забывать и про внутрисемейное воспитание детей, про отношения семьи к тому или иному начинанию ребёнка. Ведь поддержка семьи в общеобразовательном процессе, либо в искусстве, не мало важный факт для положительного восприятия ребёнком обучающего и творческого процессов.

У детей разных возрастов так же как у взрослых есть свои интересы, темперамент, свои взгляды на мир, своё мнение, свои потребности, у каждого свои психологические особенности. Зачастую они не совпадают с интересами и взглядами взрослых людей, тогда взрослые не разбираясь начинают не объясняя заставлять ребёнка делать что либо, это не допустимо. Для ребенка 4-8 лет в связи с его возрастным и психологическим развитием необходимо слышать от взрослых ответы на все свои вопросы. А так как в этом возрасте они очень любопытные взрослые часто уходят от ответа со словами «ты много разговариваешь», «замолчи» и т.д.

Мы должны понимать то, что чем больше мы вкладываем себя и свои силы, время в развитие и образование наших детей, тем устойчивее к окружающему миру, грамотнее и многогранными они вырастут. В воспитании детей необходимо проявлять сдержанность, корректность, грамотность, в необходимых количествах настойчивость.

2. Музыкальное искусство.

Музыкальная культура Древней Руси своими истоками уходит в далекое прошлое к языческим традициям. Как вы уже сегодня говорили, в языческих верованиях долго сохранялись следы поклонения «матери-земле» и огню, а также тотемистических представлений о значении охотничьего промысла в жизни людей. Всеми этими верованиями определялся характер древнеславянской языческой обрядности, то есть организованной, упорядоченной системы магических действий, назначение которых заключалось в том, чтобы воздействовать на окружающую природу и заставлять ее служить человеку. На общий характер музыкальной культуры Древней Руси существенным образом повлияло принятие христианства. - В каком веке появилась на Руси христианская вера? Что означал обряд Крещения? В 10 в., а точнее в 988 году произошло Крещение Руси. По примеру своей бабушки, Князь Владимир - внук княгини Ольги - навсегда провозгласил на Руси христианскую веру, совершив обряд крещения киевлян в водах Днепра. Люди заходили в реку и очищали своё тело и душу от грехов. Это означало, что каждый, кто совершил этот обряд, становился православным.

Прежде, чем избрать единую для всех веру, Князь Владимир отправил в страны с такой же религией послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древней летописи «Повесть временных лет».

Новая вера послужила толчком для появления церковной (духовной) музыки. По всей Руси стали строить православные храмы. В каждом храме был хор певчих. Из Византии были заимствованы музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались основным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

По началу церковное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения - a capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. В конце 14 - начале 16 вв. был учрежден придворный хор из лучших певцов и знатоков певческого искусства, набранных из разных городов и областей. Эта группа певцов, именовавшихся «государевыми певчими дьяками», состояла при особе царя. Певчие в хор отбирались с особой тщательностью. Хор пел во время церковной службы, дворцовых праздников и увеселений. Овладевая церковной музыкальной культурой, неизвестные создатели гимнов и распевщики (так в старину называли композиторов) - выходцы из народа - не могли сразу «запеть» на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской, отразился в таком явлении, как знаменный распев, обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью.(3.19) Распев - то есть распевно произнесенное слово. Он действительно во многом напоминает медленную и выразительную декламацию.

Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголосным партесным (от слова partes - голоса) пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством звучания, ощущением движения, света, огромного пространства. Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 века. Очень популярным становится духовный стих - псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные), затем появляются и светские хоровые канты - исторические, военные, любовные, шуточные.

В конце 11 века в Новгородской летописи появилось первое упоминание о колокольных звонах, которые собирали жителей города на Вече для принятия важнейших решений, оповещали о начале богослужений в церкви. Колокола звучали и тогда, когда грозила опасность, стихийное бедствие. Колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу. Многие века они сопутствовали жизни народа, созывали его на битву и приветствовали победное возвращение полков с поля боя, сопровождали празднества. Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные произведения. Колокольные звоны - это голос Родины, подлинное духовное творчество. Кто из вас вспомнит, что означает слово «фольклор? Фольклор - «народная мудрость».

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды:



ШИФРОГРАММА
(переставьте слоги и получите новые слова).

ЧЕС

ЛИ

КИ

Е

РИ

ДО

ТРУ

Е

ВЫ

РЯ

ВЫ

ОБ

ДО

Е

ИС

КИ

РИ

Е

ТО

ЧЕС

РО

ХО

Е

НЫ

ВОД

БЫ

НЫ

ЛИ

СТУШ

КИ

ЧА

БЕЛЬ

КО

Е

ЛЫ

НЫ

Инструментальная музыка Древней Руси занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор. Но в 18 веке к народной музыке меняется. Начнает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

Если человек не знает древней культуры - веры, обычаев, традиций, вокальной и инструментальной музыки, он не имеет права считаться культурным человеком.).
- Знакомство с достижениями своих предков поможет вам расти не "Иванами, родства не помнящими", а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа - и вместе с ним всего человечества, - поможет впитать в себя высокие этические, нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить духовное богатство, ум, талант и народную мудрость.

3. Урок музыки в общеобразовательном учреждении.

Как быть, если урок музыки - урок непосредственного общения с музыкой - бывает раз в неделю? А впечатления и знания полученные на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие.

Задача урока музыки и всей школы средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у детей эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Поэтому творческим лидером в школе должен быть учитель музыки. Он должен стремится к творчеству, стремиться к движению вперёд. И если он испытывает восхищение перед миром, любовь к детям и к своей профессии, работает над собой, то это движение будет!

На уроке музыки учитель должен быть нацелен на воспитание у школьников музыкальной культуры и эстетического вкуса как части их общей культуры. «Есть искусство и есть творчество», - говорил В.Немирович - Данченко. Одно дело, если урок - привнесение новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям. Другое дело, если это - неповторимое общение с музыкальным искусством.

Современный опыт преподавания урока в общеобразовательной школе показывает то, что для того что бы учитель стал авторитетом для учеников, нужно ежеминутно связывать неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к учащимся, к музыке, к искусству, со своим жизненным опытом.

Если учитель, разрабатывая урок, не берёт в качестве материала самого себя, чувства, мысли, душу, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным? Любая педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, пережита им и, самое главное «согласованно» со своим «Я». Это очень сложная и трудоёмкая работа, но только при его наличии можно превратить урок в настоящую правду искусства. Не зря К. Станиславский отделяющий правду искусства от лжи, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее». Конечно в творчестве бесценно то, что подсказано процессом подлинного переживания и лишь в этом случае возникает искусство. Это неотъемлемая часть педагогического процесса. Погружение в художественный образ, его постижение тесно связанно с процессом переживания, с умением пропустить через свой внутренний мир и чувствовать интонации музыкальных произведений как свои собственные. Конечно же для урока музыки психологическая, интеллектуальная, профессиональная, техническая подготовка недостаточны. К уроку необходимо готовиться и эмоционально. Для учителя музыки необходимо подобрать правильный тон урока. Термин «задать тон» беседе, исполнению в искусстве появился очень давно. Правильный и своеобразный тон - одна из сложных задач для учителя в наше время.

Творить, по определению К.Станиславского, значит «страстно, стремительно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче» - доступности и раскрытию художественного образа произведения. Для учителя очень важно быть выразительным во всех своих начинаниях и проявлениях, адекватно выражать переживаемые им чувства и эмоции. Для урока «Музыка» общение - одно из главных понятий. В первую очередь это общение учителя и учеников, которое должно иметь эмоционально - содержательную окраску. Взаимоотношения на уроке должны выглядеть следующим образом: музыка, учитель и ученики; учитель и ученики; дети в коллективных формах деятельности. Способность слышать музыку и размышлять о ней нужно воспитывать в детях с самого начала занятий музыкой. По этому уже на первом уроке музыки первого года обучения учителем должен быть установлен неоспоримый закон: когда в классе звучит музыка, ни один из учеников не должен поднимать руки, задавать вопросы и т.д. Детям необходимо объяснить для чего нужен этот закон. Надо объяснить детям, что они обязаны выполнять этот закон не потому что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыкальное произведение, только внимательно следя за её звучанием, можно глубоко воспринять её, прочувствовать, и по - настоящему понять.

Учиться слышать музыку учащиеся должны не прерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственного слушателя.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Так, прослушанное произведение рождает в ребёнке сложный спал объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста зачастую, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они прослушивают с большим удовольствием. Чтобы не отвлекаться, можно прослушать музыку закрытыми глазами, увидеть её в своём воображении.

Главный вопрос который интересует многих рабочая программа по музыке. Учащиеся легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Для творческого развития детей, играя или ставя им программную музыку, не нужно сообщать предварительно её названия, они должны определить характер музыки сами, дать ей своё название, на основании услышанного, почувствованного и осмысленного. Ответы детей дают представление о степени развития их музыкального восприятия.

Я в своей работе практикую письменные работы в домашнее задание: сообщение по теме, доклад, сочинение. На разные темы: о композиторах, о прослушанной на уроке музыке, о своём представлении по той или иной теме, мелодии. Делается это для того что бы ребёнок не стеснялся выражать свои мысли, чувства, воображение. Зачастую читая работы учеников у меня появляется чувство гордости за них, за мысли, за чувства, за ту любовь к искусству которая присутствует у большинства детей.

Как избавить на уроке от скуки себя и своих учеников? Как заразить их собственным опытом? Всё дело в атмосфере урока. Не в навыках - вокальных, пианистических, дирижёрских, а в умении ладить с детьми, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже умение слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года.

Главное - пробудить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и её пониманию.

Методы активизации.


  • Пение

  • Импровизация

  • Голосовые игры, речевые упражнения

  • Словесное высказывание о музыке

  • Интересный подбор репертуара

  • Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.

  • Создание рисунков и раскрашивание

  • Движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки, и т.д.

  • Инсценирование

  • Пластическое интонирование

  • Учебно-игровая деятельность

  • Игра на музыкальных инструментах (при возможности)

  • Использование дискуссионного метода ведения урока

  • Сочинения, рассказы, сказки как преподавателя, так и учащихся

Важно, чтобы в творческом музицировании ребёнок «выплёскивал» своё состояние, субъективно проживал своё настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально - слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях как внезапно раскрывается цветок.

4. Заключение

Почему урок музыки необходим в общеобразовательной школе? Я попытался дать своё объяснение этому вопросу.

Современные дети очень развиты в информационных технологиях 21 века. Компьютерные игры, социальные сети буквально захватили мир, детей и их родителей, разрушая психологическую стойкость и адекватность человека. Меняя живое общение на виртуальное человек может потерять все свои ценности.

Поэтому задача взрослых не допустить чтобы забыли литературных классиков, музыкальных классиков. И необходимо приложить максимум усилий что бы воспитать правильный эстетический вкус наших детей. Нам необходимо «завлекать» детей в искусство не только образовательными способами, но и игровой, произвольной форме.

© 2010-2022