• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект к уроку музыки в 4 классе по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Конспект к уроку музыки в 4 классе по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока:

1 .Организационный момент

  1. Перед началом урока звучит музыка слайд №1 (музыка 001)

  2. Учитель читает четверостишие

Сейчас музыкальный начнётся урок, Об этом сказал нам весёлый звонок. Сказал, заливаясь на ноте высокой: « Друзья, поздравляю с началом урока! »

3. Музыкальное приветствие:

Учитель : (поёт) -Здравствуйте ребята!

Дети: (поют) - Добрый день!

2. Актуализация знаний

Учитель Меня зовут Наталья Викторовна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Перед началом урока мы с вами разделились на группы , каждая группа выбрала руководителя и путём жеребьёвки определили название каждой группе. У нас есть группа «Исследователи» и группа «Знайки» И сегодня мы с вами совершим путешествие в страну музыки. Но перед тем как отправится в эту страну я хочу посмотреть на сколько вы готовы к путешествию. Ребята у вас на столе лежит четверостишие Н.Соловьёва.

У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня ,Россия , ты похожа очень.

Ваша задача сейчас за 30 секунд попытаться придумать музыку к данному четверостишию. Время пошло.(после команды исполняют свои варианты, затем попросить сыграть свою мелодию) Ребята скажите а почему же у вас не всё получилось сделать?

Дети : Потому что мы не умеем играть на музыкальных инструментах

3. Выявление и определение проблемы

Учитель: А что же нам нужно что бы научиться играть на музыкальном инструменте, правильно исполнять песню

Дети: Музыкальные знание

Учитель: Молодцы! И как сказал соловей в басне Крылова «Квартет», в которой у горе- музыкантов ничего не получалось с исполнением музыки «Чтоб музыкантом быть, так надобно…»

Дети: Уменье.

Учитель: Правильно! Что б музыкантом быть так надобно уменье… А это и есть тема нашего сегодняшнего урока.(тема на слайде) Скажите а какая будет цель нашего урока?

Дети: Что нужно знать и уметь, что бы быть хорошим исполнителем, музыкантом, композитором.

4. План решения проблемы

Учитель : Совершенно верно, умнички ! (цель на слайде) И для того что бы ответить на этот вопрос я и предлагаю вам совершить путешествие в страну Музыка. Я буду с вами рядом и помогу, если вдруг в путешествии вы встретите не преодолимые преграды. Мы сегодня с вами научимся составлять план к информационному проекту. Тема нашего плана к проекту пусть станет тема нашего сегодняшнего урока. Но оформлением плана мы займёмся во второй половине урока в группах. И в конце нашего урока мы посмотрим на продукт нашей деятельности и будет ли достигнута цель нашего урока. И ещё я предлагаю взять в путешествие хорошее настроение и улыбки. Улыбнитесь друг другу. Молодцы!

Учитель: Вижу что теперь готовы ! В путь!

(смена слайда) (музыка 002)

5. Поиски решения проблемы

Итак мы с вами оказались в удивительной стране название которой (все вместе ) Музыка. И живут здесь удивительные жители а имя их вы мне назовёте отгадав

Эти чёрные значки Не случайные крючки На линеечке стоят и мелодию хранят музыкальный алфавит не привычный нам на вид

(дети отвечают что это ноты) Совершенно верно.(На экране появляются ноты в разброс)

Учитель: Что случилось не пойму? Нет стройности у нот. Не пойму кто где живёт? Кажется, наши нотки заблудились. Ребята а давайте поможем нашим ноткам вернуться на свои места. И так подсказывайте мне где какая нотка живёт.(выполнение задания вместе с учителем)

Ребята , а на чём мы с вами наши нотки расположили?

Дети: На линеечках

Учитель: А кто скажет как они называются?

Дети: Нотоносец или нотный стан.

Учитель Верно, молодцы!

Звуки выше, звуки ниже: встали ноты по местам,
Где звучат - укажет нам, нотоносец - нотный стан.

Учитель :Вот и прекрасно теперь все нотки на месте. Но только ещё чего то не хватает. Как вы думаете мы можем сейчас узнать как правильно спеть нотку -высоко или низко?

Дети: Нет!

Учитель Почему?

Дети : Потому что в начале каждой нотной строки должен стоять ключ .

Учитель: Совершенно верно! Посмотрите на экран это такой ключ должен быть?(на слайде обычный ключ от двери.)

Дети - нет !

Учитель: А какой тогда ключ? Может это?

Дети: Нет!

Учитель: Ребята я сейчас попрошу вас с раздаточного материала (папка «ключи»), выбрать именно те ключи, которые нам нужны что бы узнать высоко или низко должны мы петь нотки. Молодцы! Вы справились с заданием. Это именно эти ключи

Скрипичный ключ нам скажет что нотку нужно исполнять высоко, а вот басовый наоборот -низко. И так Ребята а скажите с чем мы сейчас познакомились?(ответ детей- с нотным станом , нотами , скрипичным и басовыми ключами) а как всё вместе это мы назовём?

Дети: Нотная грамота.

Учитель: Теперь скажите каким умением должен обладать музыкант?

Дети : Музыкант , исполнитель , композитор должны знать нотную грамоту.

Учитель: Посмотрим верно ли вы решили?(На экран выводится ответ)

Верно, вот первое уменье которым должен обладать музыкант , исполнитель , композитор. Ребята, а что нам помогало, и создавало настроение пока вы выполняли задание?

Дети: музыка!

Учитель: Скажите а что нам создавало настроение пока мы с вами выполняли задание .

Дети: Музыка.

Учитель : А теперь представьте на минуту, что из нашей жизни исчезла музыка. Что произошло бы?

Дети: Наступила бы скучная жизнь.

Учитель: Возможно представить такую ситуацию?

Дети: Ответы детей. Нет….

Учитель : Конечно же вы правы- нет. Унылая и скучная картина! Ведь музыка так глубоко входит в нашу жизнь, что сама становится частью этой жизни. Мы иногда ее даже не замечаем, а вот если бы она исчезла, все сразу заметили это, и примириться с этой потерей никто бы не смог, даже те, кто думает, что не любит ее. Она живёт в каждом из нас. А что же это значит. Ребята я сейчас вам предлагаю послушать песенку(учитель исполняет три варианта песни . Если с другом вышел в путь)

Скажите , что же изменялось в исполнении песни?(дети хлопают вместе с учителем) И какой вариант правильный .

Дети: Мелодия, темп, ритм.

Учитель: Совершенно верно. А теперь скажите каким умением должен обладать исполнитель, композитор и музыкант?

Дети: музыкант, исполнитель и композитор должен обладать чувством ритма и слухом.

Учитель: Проверим правильно ли вы ответили на вопрос .(на экран выводится правильный ответ) Молодцы справились. Вот и второе умение . которым должен обладать музыкант, исполнитель, композитор .

Ребята, в биографии каждого человека обязательно есть что-то отличное от других, свое, неповторимое. Это относится и к композиторам, но есть у них общее -любовь к музыке. В течение нашего урока уже звучала музыка . Скажите вам она была знакома? А каких композиторов музыку вы услышали? (проигрывается музыка )

В жизни будущих композиторов наступал момент, когда любовь к слушанию музыки неизбежно переходила в стремление самому начать заниматься ею. А что значит сочинять музыку?

Дети: - это редкий и удивительный дар, слышать мир, слушать свое сердце и передавать свои мысли, переживания, радость языком музыки.

Учитель : Приходилось ли быть вам самим в роли композитора?

Д: Ответы детей.

Учитель : А как вы думаете как рождается песня?

Дети : Поэт пишет стихи, а композитор музыку

Совершенно Верно. Молодцы

Песенку ребёнок пишет,
Пальцем по стеклу скрипя.
Что за музыку он слышит
Где-то там, внутри себя?
)

Ребята этот год у нас ознаменован 70 летием победы в Великой Отечественной войне. Скажите, а почему мы должны помнить о ВОВ и Дне победе. Что это за праздник? Как вы считаете, легко ли было нашим дедам и прадедам добывать победу. Ребята послушайте стихи, которые я посвятила этому событию

Давно отгремели бои.

Давно не гремят канонады.

И в эти мирные дни

мы помним ваш подвиг солдаты!

Сражаясь за Родину Вы

Шли в бой не боясь даже смерти

Шли в бой что б мымсегодня могли

Под мирным жить небом на свете.

Но потом , ребята мне захотелось , что бы стих зазвучал и я сочинила музыку. Вот послушайте , что получилось.(исполнение)

И сейчас я вам предложу стать исполнителями и композиторами.Сейчас один из представителей групп вытянет стих о ВОВ .Но я упрощу вам задачу. Я предложу вам послушать музыку, которую написал наш Курский композитор Свиридов Георгий (Юрий) Васильевич - (1915-1998),.
Родился 3 (16) декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 - на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 по классу Д.Д.Шостаковича. С 1956 жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968-1973 руководил Союзом композиторов РСФСР.
Дарование композитора, своеобразие его творческой индивидуальности наиболее ярко раскрылись в области вокальной музыки. В этом году Георгию Васильевичу исполнится100 лет со дня рождения. Так вот ваша задача послушав музыку вы должны будете по характеру стиха подобрать соответствующую музыку . слушание музыки музыкальные иллюстрации к полвести А.С. Пушкина «метель» «Вальс»т и «Тройка»(007,005) (выполнение задания)

День Победы

Тимофей Белозеров

Майский праздник -
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят

Мальчик из села Поповки

Самуил Маршак(отрывок)

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Учитель: Теперь каждый представитель из групп прочтёт стих с сопровождением. Молодцы , вы прекрасно справились с заданием. Ребята скажите, а о каком теперь умении мы с вами говорили?

Дети: Это умение сочинять музыку.

Учитель: Совершенно верно! Ребята а ведь не зря ваши прадеды защищали нашу Родину. Ведь теперь мы с вами живём в удивительной стране имя которой скажите какое?

Дети: Россия!

Учитель: Молодцы! И сейчас мы с вами начнём разучивать песенку о нашей Родине!

Перед песней не мешало б нам размяться для на чала? Ребята а о какой разминке идёт речь? Нам наверное нужно ноги размять?

Дети-нет!

Учитель : А тогда что?

Дети: Голос!

Учитель : Правильно голос.(проводится распевка в игровой форме, на экран выводятся слова песни «У моей России» Автор текста ( слова ) - Соловьева Н. , композитор ( музыка ) - Струве Г.) после распевания разучивание песни и коллективное исполнение(здесь также не будет победителей)

А какое умение мы проявили когда пели песню?

Дети: Исполнительское мастерство, умение точно исполнять мелодию

6. Закрепление

Учитель: Молодцы! Итак вклеиваем последний листочек в ниши проекты . И сейчас последнее задание для групп вот таблица, найдите пары выражениям которые стоят слева в правой колоночке.

Нотная грамота

Ритмическое исполнение песни

Слух и чувство ритма

композитор

Сочинение музыки

Скрипичный ключ, ноты, нотный стан

Исполнительское мастерство

песня

А что нового вы узнали на уроке? (Дети должны назвать знания и умения которыми должен обладать музыкант)

7. Рефлексия

Настала пора вернуться в класс. давайте посмотрим наши проекты . Я попрошу по одному представителю от каждой группы выйти и представить проект.(дети выходят с готовыми проектами)

Скажите что нового узнали вы из сегодняшнего путешествия?

Дети: Узнали ключи Басовый и Скрипичный, узнали окурском композиторе Свиридове, попробовали себя в роли композиторов.

Скажите что было интересного сегодня на уроке?...А что вызвало у вас затруднение?

Учитель: Скажите , а где вы можете применить полученные знания на нашем уроке

Дети : Исполнительское, композиторское мастерство при исполнении песен на мероприятии.

Учитель: Скажите ребята А мы достигли цели нашего урока?

Дети : Да!

И что же вы узнали?

Дети:

  1. это знание нотной грамоты

  2. исполнитель и композитор должен обладать слухом и чувством ритма

  3. Это умение сочинять музыку.

  4. Исполнительское мастерство

Дети :хорошее!

Учитель: А давайте поделимся им друг с другом и поднимем нотки с соответствующим настроением(на столе лежат нотки с улыбками и грустные.)

Итог

Учитель: На сегодняшнем уроке вы все были молодцы, но я бы хотела отметить особо активных вот такими медальками.(заранее заготовить медальки) (после награждения.) Урок окончен . До свидания!

7


© 2010-2022