Урок «Как появился кобыз»

Цель урока: Познакомить учащихся с казахским народным инструментом – кобыз Задачи: ·         Воспитывать интерес к музыке, традициям и культуре казахского народы ·         Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности жетыген, сазсырнай, шанкобыз и сыбызгы ·         Формировать навыки правильного пения   Ход урока   1.      Организационный момент и приветствие. 2.      Знакомство с новым музыкальным инструментом.   Кобыз - один из древнейших казахских народных инструментов, а согласно...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10.12.14 - 1в

11.12.14 - 1а, 1б

1 класс

2 четверть

Урок № 5 «Как появился кобыз »

Цель урока: Познакомить учащихся с казахским народным инструментом - кобыз

Задачи:

  • Воспитывать интерес к музыке, традициям и культуре казахского народы

  • Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности жетыген, сазсырнай, шанкобыз и сыбызгы

  • Формировать навыки правильного пения

Ход урока


  1. Организационный момент и приветствие.

  2. Знакомство с новым музыкальным инструментом.

Кобыз - один из древнейших казахских народных инструментов, а согласно исследованиям таких европейских ученых, как Вернера Бахмана, Слави Дончева и др., кобыз - является самым древним в мире смычковым инструментом.Кобыз является прародителем многих смычковых инструментов. Его наследники - фидель, ребек, пошет, который получил своё название от того, что его могли носить в кармане. Фидель и ребек, в свою очередь, являются европейскими предками скрипки. Изначально кабыз был одним из атрибутов священнодействий "камлания" казахских шаманов баксы.

Согласно преданиям кабыз создал легендарный Коркут ата, великий шаман и сказатель степей, живший в восьмом - девятом веках. Коркут - легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркут, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Везде и всюду в своих скитаниях он видел смерть : в лесу - сгнившее и свалившееся дерево, в степи ковыль, выгоревшая под солнцем, даже мощные горы поведали ему об ожидаемом разрушении, неизменно добавляя что тако же конец ждет и Коркута. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркут сделал инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же чашеобразная часть осталась открытой. Натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркута и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

Две струны на старинном кобызе делались из конских волос или верблюжьих жил. Отсюда и название инструментов: кылкобыз (кыл - конский волос), наркобыз (нар - одногорбый верблюд). Позднее были инструменты и с металлическими струнами - жезкобыз.

Кобыз делали из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

На кобызе баксы, внутри корпуса и на широкой головке, подвешивались металлические кованые пластинки, завитки, колокольчики конырау, которые при встряхивании инструмента создавали особый фон. Играли на кобызе лукообразным смычком, держа инструмент вертикально с опорой на сомкнутые бедра. Длина конского волоса (до 70 см) определяла размер инструмента. Общая длина кобыза - около 60-70 сантиметров. Однако наркобыз был вдвое больше и, соответственно размерам и струнам из толстых верблюжьих жил, звучал в более низком регистре. Примечательно, что при игре на кобызе исполнитель не прижимает струны к грифу. Прикосновения к струнам ногтями или подушечками пальцев, в совокупности с конструкцией инструмента, создают неповторимое своеобразие звучания.

Изначально кобыз был инструментом исключительно шаманов (баксы), которые использовали его в различных ритуалах, для общения с духами предков - аруахами. Простой народ боялся даже прикасаться к этому инструменту, так как считали, что инструмент этот в руках шаманов обладает волшебной способностью и силой исцелять от болезней, изгонять злых духов, менять судьбу человека.

Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Постепенно историческая судьба как кобыза, так и кобызовой традиции стала угасать; устойчивыми носителями кобызовой традиции остались только баксы. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбры.

  1. Слушание звучания жетыген

  2. Повторение пройденного. С каким казахским народным инструментом познакомились на предыдущем уроке.

Жетыге́н - казахский

древний

семиструнный

щипковый инструмент,

по форме гусли или лежачую арфу.

продолговатый ящик, из куска древесины.

под каждую струну подставляли с двух сторон асыки,

Сазсырнай - это древний

казахский

из глины

в форме животных

саз-глина, сырнай-духовой

4 или 6 отверстий

пастухи

Шанкобыз - это древний

казахский

металлический

пластинчатый

самозвучащий

язычковый музыкальный инструмент.

состоит из кованой железной дуги в середине которой прикреплен язычок

в виде стальной пластинки с крючком на конце

по размеру - всего 5-7 см

играли женщины, баюкая своих младенцев в колыбели

Сыбызгы - древний

казахский

духовой

язычковый

изготовлен из дерева курай или латуни

имеет 3 отверстия

пользовались пастухи

  1. Распевка «Как поешь?»

  2. Физминутка «Неприятность эту мы переживем»

  3. Повторение песен «Мама на работе», «Песенка про двух утят»

  4. Подведение итогов и оценивание

© 2010-2022