- Преподавателю
- Музыка
- Урок «Как появился кобыз»
Урок «Как появился кобыз»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артемова С.С. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
10.12.14 - 1в
11.12.14 - 1а, 1б
1 класс
2 четверть
Урок № 5 «Как появился кобыз »
Цель урока: Познакомить учащихся с казахским народным инструментом - кобыз
Задачи:
-
Воспитывать интерес к музыке, традициям и культуре казахского народы
-
Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности жетыген, сазсырнай, шанкобыз и сыбызгы
-
Формировать навыки правильного пения
Ход урока
-
Организационный момент и приветствие.
-
Знакомство с новым музыкальным инструментом.
Кобыз - один из древнейших казахских народных инструментов, а согласно исследованиям таких европейских ученых, как Вернера Бахмана, Слави Дончева и др., кобыз - является самым древним в мире смычковым инструментом.Кобыз является прародителем многих смычковых инструментов. Его наследники - фидель, ребек, пошет, который получил своё название от того, что его могли носить в кармане. Фидель и ребек, в свою очередь, являются европейскими предками скрипки. Изначально кабыз был одним из атрибутов священнодействий "камлания" казахских шаманов баксы.
Согласно преданиям кабыз создал легендарный Коркут ата, великий шаман и сказатель степей, живший в восьмом - девятом веках. Коркут - легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркут, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Везде и всюду в своих скитаниях он видел смерть : в лесу - сгнившее и свалившееся дерево, в степи ковыль, выгоревшая под солнцем, даже мощные горы поведали ему об ожидаемом разрушении, неизменно добавляя что тако же конец ждет и Коркута. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркут сделал инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же чашеобразная часть осталась открытой. Натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркута и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.
Две струны на старинном кобызе делались из конских волос или верблюжьих жил. Отсюда и название инструментов: кылкобыз (кыл - конский волос), наркобыз (нар - одногорбый верблюд). Позднее были инструменты и с металлическими струнами - жезкобыз.
Кобыз делали из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.
На кобызе баксы, внутри корпуса и на широкой головке, подвешивались металлические кованые пластинки, завитки, колокольчики конырау, которые при встряхивании инструмента создавали особый фон. Играли на кобызе лукообразным смычком, держа инструмент вертикально с опорой на сомкнутые бедра. Длина конского волоса (до 70 см) определяла размер инструмента. Общая длина кобыза - около 60-70 сантиметров. Однако наркобыз был вдвое больше и, соответственно размерам и струнам из толстых верблюжьих жил, звучал в более низком регистре. Примечательно, что при игре на кобызе исполнитель не прижимает струны к грифу. Прикосновения к струнам ногтями или подушечками пальцев, в совокупности с конструкцией инструмента, создают неповторимое своеобразие звучания.
Изначально кобыз был инструментом исключительно шаманов (баксы), которые использовали его в различных ритуалах, для общения с духами предков - аруахами. Простой народ боялся даже прикасаться к этому инструменту, так как считали, что инструмент этот в руках шаманов обладает волшебной способностью и силой исцелять от болезней, изгонять злых духов, менять судьбу человека.
Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Постепенно историческая судьба как кобыза, так и кобызовой традиции стала угасать; устойчивыми носителями кобызовой традиции остались только баксы. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбры.
-
Слушание звучания жетыген
-
Повторение пройденного. С каким казахским народным инструментом познакомились на предыдущем уроке.
Жетыге́н - казахский
древний
семиструнный
щипковый инструмент,
по форме гусли или лежачую арфу.
продолговатый ящик, из куска древесины.
под каждую струну подставляли с двух сторон асыки,
Сазсырнай - это древний
казахский
из глины
в форме животных
саз-глина, сырнай-духовой
4 или 6 отверстий
пастухи
Шанкобыз - это древний
казахский
металлический
пластинчатый
самозвучащий
язычковый музыкальный инструмент.
состоит из кованой железной дуги в середине которой прикреплен язычок
в виде стальной пластинки с крючком на конце
по размеру - всего 5-7 см
играли женщины, баюкая своих младенцев в колыбели
Сыбызгы - древний
казахский
духовой
язычковый
изготовлен из дерева курай или латуни
имеет 3 отверстия
пользовались пастухи
-
Распевка «Как поешь?»
-
Физминутка «Неприятность эту мы переживем»
-
Повторение песен «Мама на работе», «Песенка про двух утят»
-
Подведение итогов и оценивание