• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ И «ТРИ КИТА». Новые явления в музыкальном воспитании в общеобразовательной школе

Статья ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ И «ТРИ КИТА». Новые явления в музыкальном воспитании в общеобразовательной школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чернова Людмила Николаевна

МКОУ «ООШ» №6


ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ И «ТРИ КИТА».

Новые явления в музыкальном воспитании в общеобразовательной школе.


Ведущая роль школьной программы по музыке и методике преподавания этого предмета принадлежит известному композитору и педагогу Дмитрию Кабалевскому. (слайд №2). Он является автором целого ряда книг и статей, а также им написано много музыки, специально предназначенной для детей. Используя афоризм Максима Горького, он считает, что музыка для детей должна быть «такой же, как для взрослых, только лучше».

Взгляды Кабалевского на музыку и музыкальное воспитание раскрывает суть разработанной им новой программы. (слайд №3) В музыке он ценит прежде всего классику, но и высоко оценивает современную музыку. Кабалевский одобряет джаз и хорошую легкую музыку. Резко критикует авангардистскую музыку, формальные эксперименты и поп-музыку. По его мнению, хороший вкус должен воспитываться в детях с раннего возраста.

Кабалевский утверждает, что для него в музыкальном воспитании существуют два определяющих аспекта. Первый - забота обо всех без исключения детях. Второй - развитие талантов музыкально одаренных детей. Главнейшей гранью он считает все же массовое сознание как часть общего воспитания. И сама музыка, и музыкальное воспитание не должны быть обособлены от всего другого. С точки зрения Кабалевского, очень желательно, например, чтобы школьники рисовали свои «впечатления» от музыки. (слайд № 4). Композитор убежден в том, что музыка положительно влияет на нравственность человека. Его желание - сделать музыку доступной и понятно для каждого ребенка.

Задача новой программы - воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры. Самая главная проблема - как заинтересовать и увлечь школьников музыкой как живым искусством. В методических разработках прошлых лет слишком большая роль отводилась традиционным общедидактическим принципам. Кабалевский в своей методике исходит из природы самой музыке и присущих ей закономерностей. Музыка - важная часть в жизни в целом и в идеале - каждого отдельного человеке.

На уроках музыки на начальной ступени школьники учатся узнавать три типа сочинений: марш, танец, песня. (Слайд№5) Эти три музыкальные области уподобляются трем китам, на которых, по легенде, держится земля. Ощущение детьми песенности, танцевальности и маршевости ведет их к пониманию музыки. Начальные представления о «трех китах» перерастают в более глубокое постижение музыки в классе, во внешкольном общении с искусством и поддерживает их интерес к занятиям.

Таким образом, в музыке, по мнению Кабалевского, существуют свои «три кита». На этих «трех китах» почти вся музыка держится с тех незапамятных времен, когда едва лишь зарождалось это волшебное искусство звуков. Держится и в наши дни. «Я часто буду обращаться к вам с такими словами: «Прислушайтесь! Послушайте!» Буду спрашивать вас: «Слышите? Услышали?» А ведь музыка в это время звучать не будет. Как же вы должны эти мои слова понимать? А так, что мы можем научиться слышать музыку мысленно, слышать ее внутри себя, слышать «внутренним слухом» даже тогда, когда она в действительности не звучит».

Все три кита с давних пор проникли в нашу жизнь даже в виде разных игрушек: музыкальных шкатулок, играющих мелодичные песенки, солдатиков и зверюшек - марширующих, играющих на трубах, на барабанах, бьющих в тарелки, танцующих кукол. Появился на свет маленький человек, и сразу же зазвучали над его колыбелью тихие, сердечные напевы. Незаметно одна за другой войдут в его жизнь разные песенки. Сперва простенькие, вроде знаменитого серенького козлика, который жил-был у бабушки, а потом и посложней. Песенки веселые и грустные, бодрые и задумчивые, серьезные и смешные. Песни о дружбе, о любви, о Родине, о всей земле, обо всем, что мы видим вокруг себя, обо всем, о чем думаем, о чем мечтаем. И уже навсегда человек сохраняет свою привязанность к песне, не может обходиться без нее ни в радости, ни в горе. (слайд №6)

Песня, танец и марш так глубоко вторгаются в нашу жизнь, так тесно с ней сливаются, что зачастую они кажутся нам уже и не искусством, а просто частицами нашей жизни, такими же обычными и естественными, как и всё, из чего вообще состоит наша жизнь.

(Слайд№7)

«Если вы любите слушать и петь песни - это очень хорошо. Если любите под музыку танцевать - тоже хорошо. Если чувствуете, что в поход идти под музыку лучше, чем без нее, - и это хорошо». Хорошо уже потому, что это говорит о вашей готовности «понять и оценить красоту музыки, говорить о ее месте в вашей жизни, о том, что вы знаете, по каким мостикам пойдете дальше в большой чудесный мир музыки!»1 Ведь если кто-то проживет свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими.

«Три кита» крепко и нерасторжимо связаны друг с другом. Связаны потому, что и песня, и танец, и марш рождены человеком, нужны человеку и выражают человека - его чувства и мысли, его движения и поступки. (слайд № 8) «Вот взгляните на себя: каждый из вас шагает, танцует, поет и остается при этом одним и тем же человеком. Меняется ваше поведение, ваши мысли, ваши чувства, а вы-то сами не меняетесь при этом! По-настоящему хорошая музыка характером своим всегда точно соответствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить. Когда вы слушаете музыку, старайтесь услышать и почувствовать этот ее характер, и тогда многое, очень многое в музыке будет становиться для вас и понятнее и интереснее».

Важнейшей особенностью новой программы Кабалевского является тематическое построение, при котором для каждой четверти учебного года определяется своя тема, которая постепенно раскрывается от урока к уроку. Тем самым снимается фрагментарность. Например, темой занятий в первой четверти второго класса являются «три кита». Затем изучаются темы «О чем говорит музыка» и «Куда ведут нас «три кита», а в последней четверти года - «Что такое музыкальная речь». Музыкальная нотация и теория музыки должны вводиться только лишь после того, как в учащихся будет вызвана любовь к самой музыке. Все, что оторвано от живой музыки, должно быть исключено. Реакция детей на музыку должна быть эмоциональной, основанной на чувстве, контролируемом разумом. (слайд №9) Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом: «не умеющий слышать музыку никогда не научиться по-настоящему хорошо ее исполнять. Учиться слышать музыку учащиеся должны на каждом уроке».

Хоровое пение Кабалевский не только исключает, но видит одну из главных своих задач как раз в повышении художественного уровня пения школьников в классе. В идеале, считает он, каждый класс должен становиться хором. Учитель должен прибегать к живому исполнению на имеющемся в классе инструменте. Рекомендуемые формы творческой активности учащихся: они должны свободно говорить о впечатлениях, которые оставляет у них услышанная музыка. Уроки музыки должны помогать детям формировать хороший музыкальный вкус. Кабалевский настаивает, что новая программа доступная любому учителю музыки, несмотря на недостатки в системе педагогического образования. Главное - следует избегать «скуки на уроке». «Проведение урока музыки - творческий акт»2. И при добрых намерениях образовательные, воспитательные и эмоциональные цели обучения музыке будут достигнуты.

Главные моменты содержания уроков по новой программе для начальных классов: использование игры с пением, умеренное по объему пение в унисон, совместное сочинение музыки учителем и учениками, игра на элементарных музыкальных инструментах и легкие фортепианные дуэты, сообщение детям основных сведений о композиторах, помогающих воспринимать их музыку, превращение последнего урока каждой четверти в небольшой концерт, на котором могут присутствовать родители. Учителям теперь нужно преследовать цели: развивать любовь к музыке, понимание музыкальной культуры и нести ответственность за то, что детям на уроке скучно, что их не удалось увлечь музыкой.

В разработке 4-ого урока второй четверти пятого класса учителю предлагается прочитать в классе вслух рассказ К. Паустовского «Старый повар». В рассказе описывается встреча Моцарта и умирающего повара. Чтение рассказа должно сопровождаться музыкой. ( слайд № 10 ) «Как закончится урок заранее предвидеть трудно, говорится далее в программе, все зависит от того, насколько глубоко воспримут ребята рассказ Паустовского и музыку Моцарта. <…> Учитель должен проявить большую эмоциональную гибкость».3

Кабалевкий ставит на первое место слушание музыки. (слайд №11) На деле между слушательской и исполнительский деятельностью жесткой грани нет, поскольку первая нередко является подготовкой ко второй. Например, за прослушиванием части из Концерта №3 Рахманинова следует исполнение главной темы на имеющихся в классе инструментах.

Знакомство с программой для 1-8 классов (слайд №12) и объяснительной запиской к ней подтверждает, что большое значение придается восприятию музыки. Темы занятий в пятом классе сконцентрированы вокруг связей между изобразительным искусством, литературой и музыкой. В шестом классе тема «Преобразующая сила музыки» используется для идейно-нравственного воспитания. В седьмом и восьмом классах школьники занимаются «Музыкальным образом» и «Современностью в музыке». В новой программе автор стремится сделать учащихся более чувствительными к самой музыке, к ее формам и стилям. Особый интерес вызывают разделы, в которых он бьется над вопросами хорошего и плохого в музыке, а также различий между легкой и серьезной музыкой.

Музыка (слайд№13) - искусство звуков, и поэтому она может воспроизвести если и не все, то, во всяком случае, очень многие звуки и шумы, существующие в окружающей нас жизни, в природе. При этом главным в музыке всегда остается человек - его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру. Сильнее всего музыка способна выразить движение человеческих чувств и мыслей, особенно движения души и сердца человека. Здесь с музыкой, пожалуй, не сравнится ни одно другое искусство… Композитор в одном и том же сочинении может воплотить самые, казалось бы, невероятные переходы - от слез к смеху, от гнева к радости, от полнейшего покоя к энергичной деятельности… Музыку можно увидеть!

Одну и ту же музыку мы можем воспринять по-разному- это зависит от очень многих причин, в том числе даже от нашего самочувствия и настроения. Если у вас случилась какая-нибудь беда и на душе тяжело, бездумно-веселая музыка может вызвать, лишь раздражение, и вам от нее не только не веселее, но, вероятно, даже еще грустнее станет. А музыка грустная в такую минуту, может быть, наоборот, успокоила бы вас, наполнила силой, которая помогла бы вам и с собственной грустью справиться…

Таким образом, собственное восприятие музыки зависит зачастую не только от музыки, но и от нас самих. Не только от того, что мы слушаем, но и от того, как мы слушаем. Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть, гнев и нежность. Но эти чувства одинаково доступны и понятны всем людям. Чувства эти, воплощенные в музыке, и лежат в основе того общечеловеческого музыкального языка, который, не нуждаясь ни в каких переводах, понятен людям всех национальностей, людям, живущим в любой точке земного шара. А так как чувства человека неразрывно связаны с его мыслями, то музыка оказывается способной передавать людям и вызывать в них не только чувства, но и мысли.

(Слайд №14)

«Если при слушании музыки в вашем воображении начинают вырисовываться какие-то определенные образы, какие-то более или менее ясные картины - это хорошо! Если при слушании музыки в вашем воображении не будет возникать никаких образов, никаких картин, не смущайтесь этим - это тоже хорошо! Плохо только одно: если вы вообще не слушаете хорошей музыки, если она вас никак и ничем не увлекает и не волнует»4

Проработав не один год по программе Д.Б. Кабалевского, убедилась в том, как много может дать музыка обыкновенному ребенку.

Список литературы:


  1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

  2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания - М.: Просвещение, 1990.-207 с.

  3. Журнал «Музыка в школе». 1998 - №1. с 72-28

  4. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. - М.: Просвещение, 1981.-192 с.

  5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.-191 с.

  6. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. - Пермское книжное издательство. 1974.-с10.

  7. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-8 классы. -М.: Просвещение, 2006г.

  8. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. - М., 1997.


1 Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. - Пермское книжное издательство. 1974

2 Кабалевский Д.О творческой свободе учителя. Ответы на три вопроса// Музыка в школе. - 1984. - №4 .

3 Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-8 классы. Просвещение., 2006г.

4 Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. - Пермское книжное издательство.1974

© 2010-2022