Урок-путешествие по музыке «Снежная сказка»

Заключительные уроки в любом предмете – важнейшие звенья в системе обучения. По своей сути они выполняют функции повторительно-обобщающих занятий и должны быть проблемными, строиться на основе художественно-педагогической драматургии. Предлагаемые материалы урока по музыке на тему «Снежная сказка» могут быть использованы как на обобщающем уроке, так и на внеклассном мероприятии в начальной школе. Ведь действительно, зима – это дворец, причём дворец не простой, а сказочный: всё здесь необычно, не...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Подпорожская детская школа искусств»








Разработка урока на тему


«Снежная сказка»





подготовила Сергеева Ольга Юрьевна,

преподаватель теоретических дисциплин





Подпорожье

2013

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о народных праздниках зимнего цикла.

Задачи:

- содействовать воспитанию нравственных качеств, уважительного отношения к традициям своего народа;

- развивать у учащихся умение анализировать и обобщать, применять усвоенные знания в новой ситуации;

- обеспечить в ходе урока закрепление основных понятий по узловым вопросам темы;

- продолжить формирование представлений о праздниках Русской православной церкви как части культуры русского народа;

- развивать певческие навыки и навыки работы с ритмическими рисунками.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-путешествие.

Возрастная категория: 8-10 лет.

Оборудование:

Г.Свиридов. «Тройка» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»);

П.И.Чайковский. «На тройке», «Святки» (из цикла «Времена года»);

П.Вяземский. Стихи о зиме;

подборка работ на тему «Зимние забавы» (из репродукций русских художников);

фотоэтюды (зимние пейзажи);

детские рисунки на зимнюю тему;

карта с маршрутом путешествия.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока:

Учитель: Пришла настоящая зима, с сугробами, с крепким морозцем, искристым снегом. Снег покрыл всё вокруг, мороз разукрасил окна домов красивыми узорами.

Постановка и обсуждение проблемы:

- Любите ли вы зиму? За что?

(Ответы учащихся).

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, стихотворение Петра Вяземского:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима!

Вопрос:

- Как же называет поэт П.Вяземский зиму?

(Ответы учащихся).

Учитель: …Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода. В представлении наших предков издавна зимнее время представлялось в образе Мороза или Морозко - волшебного богатыря-кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая тех, кто умеет трудиться, кто совестлив и энергичен по присловью: «Зима лодыря морозит». Отсчёт зиме в народе вели с первых заморозков, и продолжалась она до первой капели.

Очень часто зима и лето объединялись в единое, хотя и противоречивое, целое. Всем вам известно весёлое приветствие: «Сколько лет, сколько зим!». В старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета, что отразилось в русских пословицах и поговорках: «Много снега - много хлеба», «Снег на полях - хлеб в закромах», «Холодная зима - жаркое лето». В то же время зима резко противопоставлялась лету. Она представлялась сном природы, а лето - бодрствованием. С приходом зимы природа как будто засыпает, но в то же время и преображается. Вот как описал природу зимой уже знакомый нам поэт П.Вяземский:

Природа в узах власти гневной,

С смертельной белизной в лице,

Спит заколдованной царевной

В своём серебряном дворце.

Действительно, зима - это дворец, причём дворец не простой, а сказочный: всё здесь необычно, непредсказуемо. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в эту сказку зимы. Но разве можно отправляться в путь, не зная маршрута?

Учитель: У меня есть карта с маршрутом, на котором с помощью иллюстраций зашифрованы остановки. Необходимо определить, какие же остановки нам встретятся во время путешествия.

(Учащиеся рассматривают карту, называют остановки по маршруту).

III. Работа по теме урока:

Путешествие по маршруту

1. Остановка «Снег»

Постановка и обсуждение проблемы:

Задание: Необходимо решить логическую задачу: В сумме дана зима, а из каких слагаемых она состоит?

(Учащиеся подбирают «зимние» слова).

Учитель: Снег, иней, лёд, вьюга - всё это создаёт красоту окружающей нас природы, которую старались запечатлеть авторы вот этих фотоэтюдов, которую старались передать в своих творениях художники. Посмотрите, пожалуйста, как это у них получилось.

Постановка и обсуждение проблемы:

1. Какие тона и краски использовали художники?

2. Какой цвет преобладает зимой?

(Обсуждение и ответы учащихся).

Учитель: Белый цвет - это цвет чистоты, свежести, лёгкости. Следующее задание, которое нам необходимо выполнить на этой остановке называется «Снег».

Вокальное упражнение «Снег» - поём очень выразительно, плавно, следим за звуковедением. Первый раз поём с названием нот, сольфеджио, а второй раз - со словами.

Учитель: Все цвета, которые вы назвали, называются холодными, они передают холод, неуютность, но в то же время красоту, ведь зимой свои радости и потехи у народа.

2. Остановка «Праздник»

Учитель: Мы так уже привыкли к слову «праздник», которое ассоциируется у каждого с чем-то светлым и запоминающимся. А ведь праздники, торжества складываются исторически, неслучайно, их истоки в культуре народа, в его верованиях.

В народе говорили: «Лето для старания, а зима для гуляния».

Постановка и обсуждение проблемы:

1. Как вы понимаете смысл этой поговорки?

2. Какие вы знаете праздники, которые празднуются в зимнее время?

(Обсуждение и ответы учащихся).

Учитель: Эти праздники объединены в единый зимний цикл и называются Рождественско-Новогодние празднества. Среди народных праздников, это, пожалуй, наиболее яркие и колоритные. Нет другого такого празднества, где бы так причудливо переплетались традиции народные и христианские.

Новогодний праздник - в значительной мере условность. Это начало первого месяца года, и люди веками связывали с ним надежды на будущее. Для нас - это праздник взаимных угощений, веселья, радости, подарков, песен, игр и хороводов под новогодней ёлкой.

Рождество - очень радостный Православный праздник. Люди в этот день веселились и ликовали, узнав о рождении Божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесёт людям счастье и радость. Для всех людей рождение Христа было так важно, что многочисленные народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события. Для нас праздник Рождества Христова - это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.

Вокальное задание:

1) Исполнить тропарь Рождества Христова (Гл. 4).

2) Исполнить Рождественскую колядку (по выбору).

В ночь на Рождество начинались две недели весёлых и радостных Святок, или, как их называли в народе, святое время. Этот многодневный праздник делился на две части: первая неделя называлась святые вечера, когда принято было колядовать и гадать о будущем; вторая неделя называлась страшными вечерами, когда гадать и ворожить уже запрещено.

Завершался святочный период праздником Крещения Господня. Это православный праздник и посвящён он Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в знаменитой реке Иордан. В этот праздник происходило великое освящение воды. В народе его называли - Водокрещи. Накануне Крещения, в Крещенский Сочельник, разрешалось последний раз гадать и колядовать.

В народе говорили: «День Крещения Господня Святки кончает, над праздничными гулянками крест ставит, до широкой разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается». Дальше все ждали Масленицу.

3. Остановка «Традиции, обычаи, обряды»

Постановка и обсуждение проблемы:

1. Какие существуют традиции, связанные с зимними праздниками?

2. Какой обряд дошёл до наших дней в праздновании Рождества и Святок?

(Обсуждение и ответы учащихся).

Учитель: Все народы поют об этих праздниках красивые песни. У славянских народов поздравительные рождественские песни назывались колядками. Их пела детвора, заходя с поздравлениями в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих обязательно одаривали подарками и угощениями. Считалось, чем богаче дары, тем больше богатства будет в доме хозяина. Поэтому к приходу гостей-колядовщиков готовились заранее. А ещё считалось, что если колядовщики не посетили ваш дом, то ждать беды в новом году.

Вокальное задание:

Исполнить песню «Уж как шла Коляда».

Постановка и обсуждение проблемы:

- Знаете ли вы, что у зимы есть звуки? Какие они?

(Обсуждение и ответы учащихся).

Учитель: Но самый характерный зимний звук на Руси - звон колокольчиков. Их прикрепляли к дуге коней, которые перевозили людей из одного пункта в другой. А в праздники была традиция запрягать лошадей в тройки. Тройки украшали лентами, вешали несколько колокольчиков и устраивали соревнования на скорость, чья тройка мчится быстрее. Когда такие тройки неслись по дороге, далеко вокруг был слышен звон колокольчиков. Вот как пишет об этом П.Вяземский:

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.

Постановка и обсуждение проблемы

Учитель: Прослушайте два фрагмента из музыкальных произведений.

- Какому фрагменту ближе подходит это четверостишие?

Слушание:

П.И.Чайковский. «На тройке»;

Г.Свиридов. «Тройка».

(Обсуждение и ответы учащихся).

4. Остановка «Ель»

Учитель: Мы подъехали к следующей остановке и увидели ель, да необычную, а Рождественскую.

Принося в дом ёлку, мало кто вспоминает, что тем самым совершает обряд жертвоприношения. Ель у русского народа, наряду с вербой и берёзой, выполняет функцию обрядового деревца. А самые первые ёлки в России зажигались именно в честь Рождества.

Существует легенда, что когда родился Иисус Христос, все деревья подошли поздравить Младенца и принесли ему подарки, у кого что было: яблоня - яблоки, маслина - оливки, пальма - пахучее масло, орешник - орехи. Одна лишь ёлка стояла в отдалении и не приближалась.

- Что же ты не подойдёшь поздравить Младенца? - спросили у неё другие деревья.

- Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, - отвечала она.

Но ангел, который сопровождал Младенца, слышал разговор деревьев и захотел помочь скромной ёлке. Он сделал знак и с тёмного неба одна звёздочка за другой стали скатываться на зелёные ветки ёлки, скоро она вся засияла блестящими огоньками. И когда утром Божественный младенец проснулся и увидел сияющую ёлку, он улыбнулся и протянул к ней ручки.

Ангел, увидев это, сказал: «Каждый год в это время ты, скромная зелёная ёлка, будешь красоваться в сиянии множества огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться». И с тех пор ёлка всегда находится в центре внимания весёлого рождественского праздника.

А ещё позже, согласно другим легендам, ель укрыла Богородицу во время её бегства с Христом в Египет, а позднее спасла Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зелёной.

Учитель: Ох, и утомила я вас рассказами, засиделись, наверное. Давайте-ка встанем и поиграем немножко.

Игра «Ели» (на развитие дикции и координации движений. Повторяется несколько раз, постепенно ускоряя темп):

Ели на опушке

До небес макушки,

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-ёлочки,

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

Слушание:

Русская народная песня «Как на тоненький ледок».

Задание:

Выложить ритмический рисунок (ритмический диктант).

5. Остановка «Забавы»

Учитель: Там, где зима долгая и снежная, появились особые - зимние игры. Все мы с вами строили снеговиков, играли в снежки, катались на лыжах, санках, коньках. Из детских зимних игр выросли взрослые виды спорта - конькобежный спорт, санный спорт, фигурное катание, хоккей, лыжные состязания.

Из снега легко что-то вылепить, он подтаивает и образует удивительные формы. Так в жизнь детей входит творчество - ещё до того, как придумали пластилин, малыши лепили из снега. Но мало кто знает, что всем известные снеговики - это «идолы» Карачуна (Мороза), которых наши предки лепили в знак почитания бога зимней стужи, повелителя холодов.

Но зима ещё хороша и тем, что нельзя всё время гулять на улице - замёрзнешь. И тогда все собирались в помещении на посиделки (вечёрки, игрища). Играли в игры, известные нам и сейчас, - «в слова», «в города», «в шарады», «Колечко», «Жмурки», также пели песни, плясали, хороводы водили и гадали, и в шутку, и в серьёз.

IV. Рефлексия:

Учитель: Вот такая она - сказка зимы, сказка, в которую нам помогли заглянуть легенды, обычаи, традиции и обряды, связанные с зимними праздниками, а также поэты, художники и композиторы, которые запечатлели эту сказку в своих произведениях.

Закончить наше путешествие в снежную зимнюю сказку мне хочется ещё одним произведением П.И.Чайковского из цикла «Времена года», которое называется «Святки». В нём Чайковский дал волю воспоминаниям о детстве, о тех новогодних праздниках, которые он проводил у друзей и близких, когда все танцевали вокруг разукрашенной ёлки. Настроение зимы, праздника вылилось в звуках вальса. И не смотря на то, что это последняя пьеса цикла в «Святках» нет мощи, пышности, помпезности заключительного номера, - композитор не ставит точку. Чайковский возвращает святочный вальс к январскому камельку (1-му номеру цикла). Жизнь продолжается, неизменен её круговорот с внутренней упорядоченностью, привычным размеренным ритмом. Изменяется только человек - взрослеет, становится умнее.

Слушание:

П.И.Чайковский. «Декабрь. Святки».

Учитель: Не будем ставить точку и мы. Ведь зима в этом году к нам пришла с опозданием, а значит и зимние радости и забавы ещё впереди. Ещё впереди пора снежных баталий, полёт с крутизны гор - всё равно на лыжах ли, санках ли, главное, чтобы дух захватывало и в ушах свистело.

V. Домашнее задание

Нарисовать рисунок к путешествию «Снежная сказка».

Используемая литература


1. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1 - М., 1991.

2. Некрылова А.Ф. Круглый год. - М., 1991.

3. Сахаров И.П. Сказания русского народа. - М., 1990.


© 2010-2022