- Преподавателю
- Музыка
- Становление личности подростков в поликультурном образовании в условиях КДЦ МУК
Становление личности подростков в поликультурном образовании в условиях КДЦ МУК
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федорова Л.А. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ.
Куль-организатор Федорова Л. А.
МУК СДК х.Зайцев
Курского муниципального района Ставропольского края
Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к отказу от идей этнокультурной унификации и утверждению идеала культурного многообразия человечества. Сегодня общепризнанно: подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее, а укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур. Россия исторически объединила в своем составе множество народов и народностей, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию.
Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования в культуре и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые-педагоги, школьные учителя, руководители кружков нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.
Проблему образования и воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать в каждом доме культуры концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию - нацию россиян. Для любого дома культуры это предполагает решение ряда приоритетных воспитательных задач, таких, как:
личностное развитие каждого ребенка;
развитие этнической и культурной грамотности, то есть достижение детьми
определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех народов
представителей в клубном-кружковом коллективе;
формирование этнокультурной компетентности, то есть не только позитивное
отношение к наличию в коллективе различных этнокультурных групп, но и умение
понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур;
осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире.
Считаю, что решение этих задач, позволит позитивно повлиять на взаимоотношения детей разных национальностей. Поскольку передача знаний о культурно-этническом разнообразии мира уже недостаточна для ребенка, он должен путем своего жизненного опыта открывать для себя сходство и различие с «другими».
Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. Осознание детьми того, в какой культуре мы живем, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура - это то, что, как отмечал академик Д.С. Лихачев, «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения - народом, нацией». В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности .
Поликультурное воспитание, собственно, не является для нас культ -организаторов чем-то новым. Россия - одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны стать:
понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей,
включая культуру быта;
осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
способность общаться;
осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и
национальных групп;
понимании особенностей различных культур;
достижение взаимодействия и взаимообмена;
готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.
Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения различных культур. Становление поликультурной личности подростка возможно через музыкально-художественную культуру в условиях посещения музыкальных, танцевальных кружков и народно прикладного искусства.
К настоящему времени накоплен значительный опыт по музыкальному и художественному образованию на различных уровнях: в системе дополнительного образования и в ВУЗах. При этом вопрос о воспитательных возможностях музыкально-художественной деятельности поднимается слишком редко, что дает основания предположить преобладание у педагогов образовательных целей над воспитательными. А ведь именно песня и танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о песнях и танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы и песни, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Музыкально-народное творчество, любимое детьми. Ежегодно много любителей танца и песни приходят в хоровые и танцевальные коллективы ансамбли, студии. Занятия музыкальные чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию - дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.
Бесспорно, кружки пения и танца - это самая доступная и массовая база музыкально- народного образования детей, юношества, это тот "фундамент", на котором будет в дальнейшем воздвигаться все "здание" духовной культуры современного, гармонически развитого человека.
Какую же роль должно выполнять музыкально- народное творчество в поликультурном воспитании подрастающего поколения? Должно ли оно быть предметом образования или воспитания?
Социализирующие функции современного музыкально-народного творчества тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое песенно- хореографическое направление, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, и среди них обязательно - воспитательную, ведь хореография так или иначе воспитывает исполнителей, формирует, преобразовывает их духовный мир.
Мы педагоги музыкально- художественной культуры и культ организаторы в сельских домах культуры обучая детей одному из самых любимых видов искусства - песни и танцу, также вносим свой вклад в поликультурное воспитание. В основе этого лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения.
В нашей небольшом сельском доме культуры работа в этом направлении ведётся в музыкальных кружках «Соловушка», «Солнышко», «Вдохновение» танцевальных ансамблей «Гномики» «Барбарики», «Клёпики» вокальной группе «Казачата» в которых занимаются дети разных национальностей. Совместно мы готовим концерты, праздники снимает видеофильмы о традициях и обычаях своих земляков. Жители хутора увидели видеофильмы «Свадебные обряды народов проживающих в хуторе Зайцев»(турецкая, цыганская, казачья), видеоролики о культурном наследии терских казаков и многое другое.
Работая в этом направлении дети знают, что для того чтобы понять песню и танец другого народа, не нужно знание языка - язык танца и песни сам по себе универсален. Танец - одно из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Танцевальное и музыкальное мастерство разных народов бережно хранится и передается следующим поколениям. Образцы народной хореографии и песенного искусства, изучаемые на кружках, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Обучая народным танцам, таким как цыганский, турецкий, украинский, армянский, польский и другие, мы обогащаем мировосприятие детей, воспитываем коммуникативные навыки, учим пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.
Как видно из сказанного, музыкально- художественная культура в домах культуры выполняет в учебно-воспитательном процессе несколько функций: это и предмет обучения (в широком смысле слова), и предмет воспитания подрастающего поколения, в процессе которого формируется отношение детей к действительности и жизни, коллективу и самому себе, их вкусы, идеалы, ценности и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что развитие нравственных ценностей, воспитание национального самосознания, самобытности, но вместе с тем и воспитание понимания и приятия других культур, межкультурной толерантности, должны иметь приоритетное значение.
Практический опыт, приобретенный мною при работе в сфере музыкальной педагогики, позволяет заключить, что музыкально-художественную культуру в которую в ходят хореография и пение обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы поликультурного воспитания молодого поколения. Занятия музыкально-народного творчества, проводимые с учетом возрастной специфики, располагают значительными резервами развития. Считаю, что выявление и эффективное использование этих резервов - одна из главных задач культ-организаторов и художественных руководителей домов культуры.
Праздничный концерт «Тепло материнской души»
В последнее воскресенье ноября в нашей стране по относительно новой, но уже полюбившейся традиции отмечается День матери.
Праздник был учреждён в 1998 г. по инициативе Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи. Его цель - поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Матери.
В субботу, 23 ноября 2013года , в посвящение этому празднику была организована мини- концертная программа на дому у пенсионерок мам, которым тяжело передвигаться. Детский ансамбль Зайцевского Дома Культуры « Вдохновение» и « Соловушка» выступили со своими концертными номерами. Бабушки они же и мамы получали в этот день искренние поздравления и наилучшие пожелания. Ребята принесли яблоки со своего сада и угостили бабушек.
В этом мине концерте принимали участия дети трёх национальностей русской, турецкой и цыганской здесь выступал и танцевальный коллектив Зайцевского Дома Культуры.
Порадовали своим праздничным, музыкальным подарком из красивых песен и стихов посвященных нашим любимым мамам!
Хорошее настроение и особая проникновенность любви к мамам - вот что осталось у пенсионеров посмотревших праздничный мини- концерт.