Программа дополнительного образования Поём с английским

Программа ставит целью совершенствование коммуникативной компетентности в овладении английским языком при помощи формирования деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют совершенствованию у обучающихся навыков исполнения на английском языке (развивая словарный запас), творческих способностей, эмоциональной сферы.
Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Музыка помогает учить иностранный язык быстро и легко.

Исследованием этой проблемы занимаются многие центры современных образовательных и психолого-педагогических технологий.

Если взять исследования Британского Психологического сообщества, то мы увидим следующую картину: всего лишь положив слова на музыку, можно быстро их запомнить. То есть на улучшение качества восприятия и благотворное влияние на запоминание новых слов и устойчивых грамматических конструкций напрямую влияют песни, которые также знакомят обучающихся с народными и культурными особенностями страны изучаемого языка, улучшают навыки произношения и интонации.

Поэтому, изучая любой иностранный язык, появляется необходимость воспользоваться музыкальными произведениями (конкретно - песнями).

Во-первых, в песни каждый раз вводятся новые слова и выражения, отсюда сразу и надолго усваивается и расширяется лексический запас.

Во-вторых, при исполнении песен совершенствуется произношение (подсознательно остаются в памяти грамматические конструкции), а также развивается музыкальный слух.

В-третьих, песню можно предварить показом презентации, то есть визуализировать её; песню можно разыграть (сделать музыкальную драматизацию) при помощи музыкально - пластических движений и иных способов действий.

Таким образом, и аудиалы, и визуалы, и кинестетики при помощи песен смогут успешно освоить иностранный язык (так как задействованы все типы восприятия при разучивании).

Программа занятий «Поём с английским» ставит целью:

  • воспитывать устойчивые потребности в общении с народной, классической, современной музыкой на английском языке;

  • совершенствовать коммуникативную компетентность в овладении английским языком;

  • обучить коллективному творчеству (используя коммуникативные свойства личности: сдержанность, чувство такта в общении, формируя дисциплинированность и чувство личной ответственности за общий результат), воспитывая культуру поведения в музыкальном кружке, формируя отношения между ребятами на основе дружбы и товарищества (эмпатия, коммуникативные свойства личности);

  • создать потребность в бережном отношении к духовному миру сверстников, в способности к совместному эмоциональному порыву, то есть повысить мотивацию учащихся к систематическому коллективному музицированию;

  • содействовать становлению базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма;

  • раскрыть индивидуальные возможности ребёнка, побуждая его к творческой активности.

Программа «Поём с английским» предусматривает формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют совершенствованию у детей навыков исполнения на английском языке (развивая словарный запас), творческих способностей, эмоциональной сферы, формируют устойчивый интерес к музыкальному искусству, художественный вкус у обучающихся.

Таким образом, деятельностный подход интегрируемых предметов позволит сформировать у учащихся начальной школы метапредметные общеучебные умения и навыки.

Актуальность программы «Поём с английским» в том, что она составлена с учётом межпредметной интеграции, является инновационной (повышает эффективность действующей педагогической системы), основана на принципах компетентностного и системно - деятельностного подходов.

Современные инновационные методики и технологии должны соответствовать следующим требованиям:

  • овладение широким спектром УУД для повышения мотивации младших школьников к обучению;

  • умение освоить максимальный объём информации за минимальный промежуток времени;

  • развитие творческой активности обучающихся путём создания ситуации успеха.

В соответствии с этими требованиями, к инновационным технологиям, используемым в программе, относятся:

  • технологии развивающего или проблемного обучения;

  • технологии игрового обучения;

  • технологии коллективного или индивидуального обучения;

  • технологии активного обучения.

Поэтому в данной программе за счёт применения инновационных методик и технологий у учеников начальной школы повышается интерес к обучению и увеличивается скорость достижения запланированных результатов.

Особенность ФГОС второго поколения - направленность на результат и системно - деятельностный подход. Отсюда возникают новые требования к образованию - обучение компетенциям стоит на первом месте. Такое обучение, в свою очередь, имеет ряд особенностей:

  1. учитель в рамках компетентностного подхода должен научить младших школьников принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность (предметные результаты);

  2. учитель должен сформировать универсальные учебные навыки у учеников и научить применять их в конкретных действиях (метапредметные результаты), т.е. основой обучения становятся действия, операции и навыки;

  3. учитель обязан научить ребёнка ставить проблему и решать её (личностные результаты).

Таким образом, учитель формирует у обучающихся определённую компетенцию (понимание значений и умение применять их на практике), другими словами, формирует качества личности школьников по отношению к определённому кругу предметов или процессов.

При системно - деятельностном подходе ребёнок должен измениться сам, поэтому спецификой такого подхода в представленной программе будет проживание событий через изучаемый музыкальный материал.[10]

Музыкальный материал в УМК призван не только решать различные учебные задачи. Его основная цель - повысить мотивацию детей, побудить их к саморазвитию, к учебным достижениям, нацелить на совершенство в изучении иностранного языка.

В УМК применяются:

  • учебник «Форвард» под редакцией профессора М.В. Вербицкой;

  • профессиональные музыкальные записи;

  • аутентичный материал.

Программа «Поём с английским» базируется на знаниях и представлениях, полученных учащимися на уроках музыки и английского языка.

Программы предметов соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

В программе использованы методические наработки доктора педагогических наук профессора Затяминой Т.А.

Программа «Поём с английским» рассчитана на три года, для обучающихся от 8 до 11 лет (2 - 4 класс).

Количество часов: 34 учебных часа в год (на изучение данной программы отводится 1 час в неделю).

Сравнительный анализ содержания начального общего образования по учебным предметам «Английский язык» и «Музыка» показал, что в курсе иностранного языка выделяются 4 содержательные линии:

  • коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;

  • языковые средства и навыки пользования ими;

  • социокультурная осведомлённость;

  • общеучебные и специальные учебные умения.

Из всех вышеперечисленных содержательных линий основой являются коммуникативные умения, в которую входят все остальные. Языковые средства, социокультурная осведомлённость и общеучебные и специальные учебные навыки, находясь в неразрывной взаимосвязи, являются частью сложных коммуникативных умений.

В курсе предмета «Музыка» выделяются 3 содержательные линии:

1) Музыка в жизни человека.

2) Основные закономерности музыкального искусства.

3) Музыкальная картина мира.

На основании вышеизложенного мы видим, что интегрирование музыки и английского языка возможно на основе соприкосновения содержательных линий этих предметов.

Кроме того, в предмете «Музыка» существуют следующие основные виды учебной деятельности школьников:

  • слушание музыки;

  • пение;

  • инструментальное музицирование;

  • музыкально - пластическое движение;

  • драматизация музыкальных произведений.

В предмете «Музыка» больше, чем где бы то ни было, представлены для освоения учащимися коллективные формы деятельности (как то: инструментальное музицирование - например, игра в оркестре, ансамблевое и хоровое пение и т.п.).

С помощью использования основных видов музыкальной учебной деятельности легче всего осваивается предметное содержание устной речи иностранного языка (разделы «Знакомство», «Я и моя семья», «Мир моих увлечений», «Я и мои друзья», «Мир вокруг меня», «Страны изучаемого языка»). В каждом из разделов УМК под ред. профессора М.В. Вербицкой представлен стихотворный и песенный материал по изучаемым в разделе темам.

За счёт интеграции музыки и английского языка более полно раскрывается социокультурная осведомлённость учеников начальной школы:

  • названия стран и городов изучаемого языка - с помощью ритмизации заданных слов (например, «Whenever you go on a journey», «The British Isles»);

  • элементарные формы речевого поведения, принятые в странах изучаемого языка - песни «Good morning», «How do you do?».

Также формируются специальные учебные умения и навыки: систематизация слов, например, по тематическому признаку:

  • раздел «Я и моя семья» (песня «My father, my mother…»);

  • раздел «Мир моих увлечений» (песни «There were TEN fat monkeys», «At the theatre»);

  • раздел «Мир вокруг меня» (песни «Can you colour a rainbow», «The colour poem», «I can be anything», «Running wild and running free», «Why can`t a porcupine smile?»; стихотворения «Every week», «The Months of the Year»).

Ожидается, что осваивая теоретические знания и практические умения в программе «Поём с английским», младшие школьники придут к следующим результатам:

  • Личностные результаты (английский язык/музыка):

- осознание английского языка как основного средства общения между людьми/реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей;

- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном обществе/приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире;

- знакомство с миром зарубежных сверстников через детский фольклор, традиции/выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями музыкальной культуры на английском языке, уважительное отношение к историко - культурным традициям других народов.

  • Предметные результаты в ценностно - ориентационной сфере (английский язык/музыка):

- представление об изучаемом языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций/размышление о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- приобщение к культурным ценностям другого народа через литературные и музыкальные произведения (фольклор)/представление о художественной картине мира на основе освоения и постижения историко - культурной, этнической самобытности музыкального искусства англоязычных народов;

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами литературного и музыкального творчества/готовность применять знания и опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной деятельности.

  • Метапредметные результаты (английский язык/музыка):

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению иностранного языка/наличие интереса к программе «Поём с английским», в стремлении к музыкально - творческому самовыражению: театрализованные композиции, вокально - хоровая работа, импровизация, музыкально - пластическое движение, игра на детских музыкальных инструментах - ансамблевое и оркестровое исполнительство;

- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей учащегося начальной школы/участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- развитие коммуникативных способностей младших школьников при помощи совершенствования умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи/планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия.

Отличительной особенностью образовательной программы является сбалансированное сочетание различных форм и видов музыкальной деятельности. Это происходит потому, что в ней дана ориентация на единство и художественного, и технического развития способностей учащихся.

В программе «Поём с английским» выбираются оптимальные методы музыкального воспитания (т.е. способы целенаправленной деятельности и учителя, и учащихся), которые осуществляются на каждом занятии.

Среди них выделяются:

1) методы стимулирования и мотивации учения:

  • Метод музицирования - позволяет включиться каждому ученику в процесс создания музыки (метод К. Орфа).

  • Метод соучастия - позволяет каждому ощутить себя частью творческого коллектива (потребность в коллективном творчестве).

  • Метод импровизации - проявление исследовательских умений учащихся в словах, фразах, ритмических фигурах, мелодических попевках.

2) методы организации и осуществления учебных действий и операций:

  • Метод «художественного движения» - перевод звуков на язык движений (музыка первична, движение вторично).

  • Метод «музыкальный театр» - система К. Орфа (духовная сторона + предметная сторона + интерпретация).

  • Метод погружения - конструирование различных жизненных ситуаций, связанных с тем или иным произведением (взятых из литературных источников или специально придуманных).

  • Метод «пластическое интонирование» - выражение музыки в жесте (Д.Б. Кабалевский, Т. Вендерова, В. Коэн).[8]

Помимо методов используются музыкальные приёмы, помогающие реализовать данную программу:

  • прослушивание;

  • пассивное пение («представьте, что это сделали вы, пропойте внутренним голосом»);

  • мелодекламационный приём («рисуем» воздух, возьмём в руки мел…);

  • попевочный (с разыгрыванием самой мелодии, при помощи схемы, графики - запись на доске);

  • ритмизация заданных слов, текстов.

В результате освоения программы «Поём с английским» обучающиеся научатся:

- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

- исполнять песни на английском языке, аккомпанируя на детских музыкальных инструментах;

- разыгрывать народные песни;

- воплощать художественно - образное содержание народной и профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке;

- участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

- осуществлять коллективную музыкально - поэтическую деятельность (на основе музыкально - исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение;

- участвовать в коллективном музицировании (певческая деятельность);

- воспринимать профессиональное и музыкальное творчество англоязычных народов мира;

- воплощать художественно - образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

По программе «Поём с английским» занятия проводятся систематически, в них целенаправленно включаются разнообразные мероприятия (во внеурочной деятельности) для формирования и усвоения учащимися истории, традиций и других культурных ценностей страны изучаемого языка.




























Литература.


  1. Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч./[М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд]; под ред. проф. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012. - (Forward).

  2. Английский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./[М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд]; под ред. проф. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2011. - (Forward).

  3. Английский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./[М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд]; под ред. проф. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012. - (Forward).

  4. «Музыка». 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

  5. «Музыка». 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 3 изд. - М.: Просвещение, 2013.

  6. «Музыка». 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

  7. Примерные программы по учебным предметам. В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  8. Затямина, Т.А. Современный урок музыки [Текст]: учебно-методическое пособие/Т.А. Затямина. - М. Глобус, 2008.

  9. Затямина, Т.А. «Учусь творить музыку» [Текст] / Т.А. Затямина // Инновационная деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании: потенциал, цели, содержание, эффективность: материалы пед. чтений. - Волгоград, 2007.

  10. Затямина, Т.А. Музыкальная деятельность ребёнка в пространстве педагогической реальности: монография / Т.А. Затямина. - Волгоград: Издательство ВГАПК РО, 2008.

© 2010-2022