• Преподавателю
  • Музыка
  • Проект внеклассного мероприятия для 1 класса Я хочу увидеть музыку по произведениям П. И. Чайковского

Проект внеклассного мероприятия для 1 класса Я хочу увидеть музыку по произведениям П. И. Чайковского

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОиН администрации г.Новокузнецка.

МБ НО «Гимназия №62».








Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 класса


«Я хочу увидеть музыку…»

Проект внеклассного мероприятия для 1 класса Я хочу увидеть музыку по произведениям П.И.Чайковского

Автор: И.А.Матькова,

учитель музыки, высшей квалификационной категории.





Пояснительная записка


Важность внеурочных мероприятий по предмету, трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывать новые стороны музыкального искусства. Музыка - мощное средство воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, и продолжалось в условиях свободного времени младших школьников в виде оригинальных творческих заданий, музыкальных игр и викторин, спектаклей, связанных с песнями и танцами. Это способствует воспитанию у обучающихся стремления заниматься разными видами музыкальной деятельности. Задача учителя музыки в этот момент - создание художественной среды, в которой обучающиеся могли бы общаться с музыкальной классикой, удивляясь и радуясь встрече с ней, открывая в ней все новые возможности для собственного творческого развития.

Данное мероприятие разработано для обучающихся 1-го класса. В ходе занятия ребята прикоснутся к творчеству великого русского композитора П.И.Чайковского и услышат его произведения. Это своеобразная экскурсия по страницам хорошо известного «Детского альбома», созданного специально для детей. Музыка П.И.Чайковского на протяжении столетий является хрестоматийной, мимо которой не проходит ни один начинающий музыкант.

В разработанном внеклассном мероприятии первоклассники выступают не просто пассивными слушателями, а сами активно принимают участие: поют, танцуют, аккомпанируют на музыкальных инструментах, играют небольшие сцены. Музыкально-театральные номера, такие, как «Болезнь и лечение куклы», танец девочек с куклами, вокальные номера были подготовлены с ребятами заранее. Используются так же и импровизационные моменты.

Презентация, сопровождающая мероприятие, может быть использована учителями и на уроках музыки в 1 - 2 классах. А выбор текстового сопровождения учитель делает по своему усмотрению, в зависимости от темы урока. Так же можно менять образы ведущих, добавлять новые действующие лица, видоизменять музыкальные игры, танцы, песни. Открывается большой простор для творчества, как для учителя, так и для детей.

Цель: общение с классической музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского.

Задачи:

  • Расширить знания обучающихся о творчестве П.И.Чайковского на материале «Детского альбома»;

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

  • Обогатить слуховой опыт обучающихся;

  • Развивать креативные способности обучающихся;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка детских рисунков, музыкальные инструменты, детские игрушки (кукла, солдатики, лошадка и др.), музыкальный центр. Ведущие (ученики 5-7 классов), одетые в костюмы Феи, Сказочника, куклы. Первоклассники одеты в костюмы детей 19 века, солдатиков, кукол, доктора и др. игрушек.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели - это музыка,

И капели - это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей…

(И.Исакова)


Сказочник: П.И.Чайковский - великий русский композитор. Он написал много фортепианных пьес, романсов, опер, балетов(3слайд). А еще он сочинял музыку для детей. Сегодня мы познакомимся с «Детским альбомом».

Фея: Давайте вместе с вами перелистаем страницы этого сборника, который композитор сочинил специально для юных музыкантов. Только я предлагаю вспомнить некоторые эпизоды из жизни самого композитора. Ведь многие детские воспоминания стали основой для создания музыкальных пьес.

Сказочник: Написать этот альбом П.И.Чайковский решил, когда вернулся из-за границы на Родину. Он приехал в село Вербовка погостить у своей сестры А.И.Давыдовой. У Александры Ильиничны было 7 детей. Композитор очень любил играть со своими племянниками. Он придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами и сам аккомпанировал себе на рояле.

Фея: Вот тогда-то он и решил написать целый сборник для юных музыкантов с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы, названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии (4,5 слайды).

- Итак: Бом-бом, бом-бом

Открывается альбом,

То веселый, то печальный,

Не простой, а музыкальный.

Открываем первую страницу. (6слайд)

«Зимнее утро». Холодно на улице. Давай подуем на замерзшее стекло в окошке, оно подтаивает, и мы увидим, что делается за окном, что каждый из нас чувствует, благодаря этой музыке? (7-8слайды). Ученик читает:

Вьюга стонет, тучи гонит

К озеру близкому

По небу низкому.

Тропки скрыло, побелило

Кружево нежное,

Легкое, снежное.

А воробушек, пташка малая,

Пташка малая, неразумная,

От метелюшки хочет спрятаться,

Хочет спрятаться, да не знает как.

И кружит его ветер по небу,

И несет его в чисто полюшко,

С косогора, в сумрак бора…

Горюшко горькое,

Бедная пташечка!

Вьюга стонет, тучи гонит -

Спрятала все пути,

Чтоб не пройти.

Все кругом бело - снегом замело,

Снегом замело все кругом… (В.Лунин)

(Дети высказывают свои впечатления, рассматривают и комментируют свои рисунки на выставке).

Сказочник: А мне нравится, как П.И.Чайковский передает в музыке детские игры - девочек и мальчиков. Перевернем другую страничку нашего альбома.

Однажды композитор подслушал разговор своих племянников. (Выходят 2 мальчика-первоклассника).

- Эх, Петенька, долго ждать, когда еще французы на нас нападут. Пока вырастем, пока большими станем, а там, гладишь, и войны закончатся, нам ничего не останется.

- А зачем нам гадать, Николенька, когда вырастем? Давай сейчас играть в войну. Доставай наших деревянных солдатиков!

- Становись! Смирно! Полк, шагом марш!(9слайд)

Звучит «Марш деревянных солдатиков». (10-11слайды). (Ребята выбирают музыкальные инструменты и аккомпанируют). Ученики исполняют марш со словами.

Ать-два, левой - правой, ать-два, левой-правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой - правой, ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой - правой, ать-два, левой-правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой - правой, ать-два, левой-правой

Песню деревянную поем.

Ать-два, левой - правой, ать-два, левой-правой

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой - правой, ать-два, левой-правой

Командир седеет нас на парад. (В. Лунин)

Фея: Племянники продолжают играть. (Выходят 2 мальчика).

- Смотри, смотри, Николенька, что нам папа привез! Тут не одна, а целых две лошадки! Давай поиграем вместе! (12-13слайды)

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по лугу зеленому,

По одуванчикам, по колокольчикам,

По лопухам, по ромашкам и лютикам

Мимо стрекоз, и лягушек, и ящериц,

Мимо жуков, мотыльков и кузнечиков.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался вперед и вперед. (В. Лунин)

Звучит «Игра в лошадки».(14слайд)

Сказочник: А на этой странице изображена красивая кукла. От прикосновения волшебной палочки она вдруг оживает. (Появляется девочка, переодетая в костюм куклы). (15слайд)

Кукла: Девочка Сашенька очень любила играть с куклой. Но однажды, когда ее братья играли в войну, они нечаянно уронили и разбили фарфоровую куклу. (16слайд)

- Вы же сломали ей ручку, и голова совсем разбита. Ей, наверное, больно. Нужно срочно уложить куклу в постель. Долго доктор лечил куклу, но она так и не выздоровела. Послушайте, музыка изображает, как капают слезы девочки, которая горюет над кукольной кроваткой.

Кукла Маша заболела.

Врач сказал, что плохо дело.

Маше больно, Маше тяжко!

Не поможешь ей, бедняжке.

Нас покинет Маша вскоре,

Вот уж горе, так уж горе… (В.Лунин)

Звучит произведение «Болезнь куклы» (17слайд)

Ученик в костюме доктора и девочка играют сценку «Болезнь и лечение куклы».

Сказочник: Но прошло какое-то время, и папа сделал подарок любимой дочери. Он купил большую красивую, новую куклу. (18 слайд)

Кукла:

Ах, мама, мама, неужели

Куклу скоро привезут?

Ах, мама, мама, в самом деле

Кукла скоро будет тут?

Ах, что? Уже? Тогда молю -

Дай мне куколку мою!

Ах, как она прекрасна, мама!

Как я рада, Боже мой!

Ах, кукла, никогда мы

Не расстанемся с тобой!

Сказочник: Мы попросим нашу куклу станцевать вместе с нами! (танец девочек с куклами).

Звучит произведение «Новая кукла». (19слайд)

Фея: Следующая страница нашего альбома: «Музыкальные путешествия» (20слайд).

П.И.Чайковский очень любил путешествовать. И где он только не был! И в Италии, и во Франции, и в Германии. Давайте попутешествуем вместе с композитором. А поедем мы с вами на поезде!(21слайд) Вот проезжаем Италию, Францию, Германию. Сколько интересного, нового, необычного. Сколько впечатлений! И вот уже рождаются новые произведения!

Сказочник: Вот «Итальянская песенка», мелодию которой композитор услышал в городе Флоренции. Был карнавал, и маленький мальчик пел под гитару чудесные песни! (22слайд) В них он рассказывал о своей прекрасной и солнечной Родине - Италии. Первоклассник читает стихотворение. (23слайд)

В этот ласковый утренний час

Солнце нежно глядит на нас.

Мы по травам росистым идем

И все вместе поем:

-Прекрасны здесь небеса!

Прекрасны птиц голоса!

Льет солнце с высоты

На эту землю мягкий свет.

Лучше Италии нет!

Прекрасны наши поля!

Прекрасна наша земля!

Прекрасен каждый дом

И каждый купол золотой

Под рассветною звездой! (В.Лунин)

- Послушайте, ребята, какая прекрасная Музыка! (24слайд)

Фея: Но, пожалуй, самая знаменитая мелодия «Детского альбома» - это «Неаполитанская песенка». (25-26слайды)

Волны блещут бирюзою.

Величавою красою

Нас Неаполь зазывает,

Погостить нас приглашает!

Ах, Неаполь!

Город солнечный и страстный,

Город светлый и прекрасный

Тает в дымке голубой.

Ах, Неаполь!

Утро пахнет здесь лимоном.

Золотистым медальоном

Кажется Неаполь мой!

( М.А.Давыдова).

Сказочник: И вот звучит «Неаполитанская песенка». Как красиво танцуют ребята! Они приглашают нас тоже повеселиться вместе с ними под эту чудесную, зажигательную музыку! (Танцуют все участники вместе с ребятами). (27слайд)

Фея: - А теперь пора возвращаться домой. Садимся в поезд и поехали. (28слайд). А кто же нас встречает?

Сказочник: А встречает нас, как и много лет назад сына Петю мама П.И.Чайковского Анна Андреевна. Композитор с большой нежностью относился к своей маме. Всю жизнь он помнил ее плавные движения, добрый голос, удивительные глаза. Именно о ней Чайковский рассказал в пьесе «Мама». Мелодия у нее певучая, красивая, добрая, ласковая. (29слайд)

Я так люблю тебя!

Мне нужно, чтобы ты

И в час и в день любой

Всегда была со мной.

Я так люблю тебя,

Что и сказать нельзя!

Но не люблю, когда

В слезах твои глаза.

Я так тебя люблю!

Хоть обойди весь свет,

Тебя красивей нет,

Тебя нежнее нет.

Добрее нет тебя,

Любимей нет тебя

Никого, нигде,

Мама, моя! (В.Лунин)


Звучит произведение «Мама». (30слайд)

Фея: Ребята, а кто расскажет, какая у него мама? (Высказывание детей о своей маме, показ рисунков).

Сказочник: К сожалению, нам с Феей пора возвращаться в свои сказки, и наше путешествие по «Детскому альбому» подошло к концу. Но мы не прощаемся с великим композитором П.И.Чайковским, а ждем новых встреч с его замечательной музыкой! До свидания, ребята! (31слайд)

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

Видишь, тучка в небе хмурится -

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучи, и у дождика,

И у маленького зернышка -

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку…

И.Исакова.








Использованная литература:


  1. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. // М.А.Давыдова. - Москва: ВАКО, 2008. - 288с.- (Мастерская учителя).



© 2010-2022