- Преподавателю
- Музыка
- Диагностика для уроков музыки
Диагностика для уроков музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артемова Н.И. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Мегион
Методический блок диагностики музыкальных способностей
Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах от 5-до 7 человек младшего школьного возраста.
Мотивирующим аспектом организации заданий выступает игровая форма их предъявления. При любом результате необходимо избегать оценочное суждение с ребёнком его результатов. Все усилия прилагаем на заинтересованность в игре обучающегося, в его действии.
Атмосфера создаётся доброжелательной и комфортной.
Автор: Артемова Надежда Игнатьевна
г. Мегион, 2014г.
Диагностика начала эксперимента( первоначальный период)
Система бальная - от 1 до 5 баллов.
Критерии оценки:
Каждое задание оценивается отдельно, затем суммируются.
Отдельно:
Высокий уровень-5 баллов;
Средний уровень-3 баллов
Низкий уровень---1 балл
Баллы вопросов , которые суммируются в одном задании:
Высокий уровень---12-15 баллов;
Средний уровень---5-8 баллов;
Низкий уровень---1-4 балла
Диагностика звуковысотного чувства
Игра: Куда идет мелодия?
Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю -определение направления мелодии
-Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идёт мелодия: вверх или вниз?
Музыкальный материал:
1.Русская народная песня «Как под горкой, под горой»(ответ6 вверх-вниз, вверх-вниз=5 баллов);
2.Г.Эрнесакс «Паровоз» ( ответ:вверх-вверх-вниз);
3. Детская песня «василёк» ( оттает: вниз-вниз)
-
Диагностика чувства тембра
Игра «Тембровые прятки»
Цель: Выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.
Музыкальный материал: Русская народная песня «Во поле берёза стояла».
Исполняем произведение на фортепиано, баяне и свирели.
Диагностика динамического чувства
( определение слухомоторной реакции на силу воздействующего звука в контрасте и постепенном усилении)
Игра « Тихо-громко»
Цель: определение способности реакции на динамические изменения.
-Поиграем с тобой в «громко-тихо). Я играю на пианино , а ты на барабане. Играй как я: я -громко, и ты-громко, я тихо и ты-тихо.
Музыкальный материал:
Песня А. Александрова «Барабан»-
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе необходимо также её исполнить на барабане.
Пьеса Э. Парлова «Марш» крещендо и диминуэндо.
Песня «Шесть мышат»-диминуэндо
Диагностика чувства музыкальной формы
Игра «Незавершённая мелодия»
Цель: выявить уровень развития чувства завершенности
(целостности) музыкальной мысли.
-Сейчас мелодии будут прятаться: одни из них прозвучат полностью, другие -нет. Послушай и постарайся определить , какая мелодия звучит до конца, а какая «спряталась» раньше времени?
Музыкальный материал:
Играем рус.нар.п. «Калинка» две строчки и прерываем. Ответ: не до конца.
Играем Светит месяц куплет до конца. Ответ: до конца.
Поем «Солнечный круг» не до конца, 3 строчки» . Ответ : не до конца
Диагностика на выявление чувства темпа
Игра «Настоящий музыкант»
Выбираем инструмент ксилофон, или металлофон.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Музыкальный материал: Играем «В траве сидел кузнечек». Ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и четвертой октавы. После своей пробы ребёнок играет «вступление»(два такта) и педагог исполняет мелодию с аккомпанементом ( мелодию завершить).
Если ребёнок исполнил правильно в умеренном темпе, ему предлагается сыграть «про шаловливого кузнечика» в быстром темпе, и про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе.
После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движение.
(Критерии: правильное исполнение, сбивчивое и незавершенно-сбивчивое)
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Игра «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Предлагаем ребёнку сыграть в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются вовремя её звучания?
1-й (вербальный) вариант задания:
-Подбери слова , подходящие для твоего переживания музыки.
2-й (невербально-художественный) вариант:
-Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста, или подбери подходящую картинку
3-й (невербально-двигательный) вариант:
-Двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время её звучания.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряется как в вербальной , так и невербальной форме. Вначале ребёнку предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки -вербальный, а затем-невербальный на основе графических схем мимических выражений. И вариант двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.
В качестве варианта тестирования предлагаем ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например, из «Детского альбома» П.И. Чайковского :
-
«Утреннее размышление»-спокойно, умиротворённо;
-
«Баба Яга»-тревожно, сердито;
-
«Сладкая грёза»-нежно, ласково
-
«Игра в лошадки»-проворно, игриво
-
«Болезнь куклы»-жалобно, огорченно
Критерии оценки вербальной рефлексии:
1 Если ребёнок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синонимичные характеристики-мыслеобразы, то такой ответ следует оценить как продуктивный и зафиксировать 2 балла.
2) Правильное понятийное определение ребёнком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается как адекватно-репродуктивный уровень .
3)неправильное определение оценивается в 0 баллов.
Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлекс музыки
№
Дата
ФИО
Неадекватная рефлексия
Адекватная рефлексия
Продуктивная рефлексия
1 -й фрагмент
0 баллов
1балл
2 балла
2-й фрагмент
0
1
2
3-й фрагмент
0
1
2
4-й фрагмент
0
1
2
5-й фрагмент
0
1
2
Критерии оценки невербально-графической рефлексии:
-
Адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;
-
2) неадекватное -0
-
Продуктивным считается адекватный выбор с оригинально-детализированным дорисованием-2 балла.
Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребёнком дает полную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений (таблица Люшера). Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей.
Критерии оценки невербально -двигательной рефлексии:
Адекватность двигательной(танцевальной) сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух- или трехдольного музыкального воздействия : маршеобразного , подвижно-танцевального (например польки) или вальс образного фрагментов:
1)марш репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции(шаг0 оценивается в 1 балл;
2) полька предполагает ускоренный по темпу шаг или галоп, поскоки, репродуктивное воспроизведение которого оценивается 2 балла;
2) вальс-самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения. Репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.
интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.
Дифференцированные оценки двигательной рефлексии музыки.
Музыкальный фрагмент
Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки
Адекватная психомоторная реакция на музыку
Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку
Марш
0 баллов
1балл
2 балла
Полька
0
2балла
3 балла
вальс
0
3 балла
4 балла
Личностные характеристики
Можно определить по любимому цвету используя таблицу
№
Называние цвета
Предпочтение цвета
Отвержение цвета
1
Синий
Стремление к согласию, сочувствию, доверию, Отсутствию конфликтов, потребность в дружеских отношениях, любви, привязанности ,спокойствии
Нарушение отношений, одиночество, беспокойство
2
Зелёный
Потребность в самоутверждении, повышении положения, власти, уважения, признания, превосходства, уверенности, независимости, настойчивости, обороны
Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению
3
Красный
Стремление к достижению успеха, инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение
Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита
4
Желтый
Стремление к изменению, выходу; ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем, потребность в освобождении, расслаблении
Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие
5
Фиолетовый
Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение
Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным
6
Коричневый
Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость, голод
Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости
7
Черный
Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ
Отрицание и подавление агрессии
0
Серый
Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание
Активное включение в ситуацию
Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует.
Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
-
Ты любишь музыку?
-
Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
-
Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
-
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
-
Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
-
Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
-
Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
-
Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
-
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
-
Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
-
Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки
уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
-
низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
-
средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
-
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разно жанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно -развлекательных, так и классических жанров).
Тест "Музыкальный магазин"
Цель:
изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы(поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал:
фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
-
народная вокально-хоровая музыка;
-
народная инструментальная музыка;
-
народная вокально-инструментальная музыка;
-
классическая вокально-хоровая музыка;
-
классическая инструментально-симфоническая музыка;
-
классическая вокально-инструментальная музыка;
-
современная классика авангардного направления;
-
современная развлекательная музыка;
-
духовная музыка.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
-
низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
-
средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
-
высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест "Хочу дослушать"
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы(образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки,
по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
-
проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
-
индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка(что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и"сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.
Обработка результатов:
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей мы заносим в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.
Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка
(на учебный год)
Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________
Возраст ребёнка ________________________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1) __________________________________________________
промежуточного этапа (2) ___________________________________________________
контрольного этапа (3) _____________________________________________________
Уровень
развития
Параметры музыкальных способностей
Метро-темпо-ритм
Чувство тембра
Чувство звуковысотности
Гармоническое чувство
Динамическое чувство
Чувство формы
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Высокий
Средний
Низкий
Уровень
развития
Эмоциональная
отзывчивость
Личностные характеристики
Итоговые данные
Мотивационный компонент
Когнитивный компонент
Операциональный компонент
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Высокий
Средний
Низкий