Диагностика для уроков музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Мегион


Методический блок диагностики музыкальных способностей

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах от 5-до 7 человек младшего школьного возраста.

Мотивирующим аспектом организации заданий выступает игровая форма их предъявления. При любом результате необходимо избегать оценочное суждение с ребёнком его результатов. Все усилия прилагаем на заинтересованность в игре обучающегося, в его действии.

Атмосфера создаётся доброжелательной и комфортной.


Автор: Артемова Надежда Игнатьевна


г. Мегион, 2014г.


Диагностика начала эксперимента( первоначальный период)

Система бальная - от 1 до 5 баллов.

Критерии оценки:

Каждое задание оценивается отдельно, затем суммируются.

Отдельно:

Высокий уровень-5 баллов;

Средний уровень-3 баллов

Низкий уровень---1 балл

Баллы вопросов , которые суммируются в одном задании:

Высокий уровень---12-15 баллов;

Средний уровень---5-8 баллов;

Низкий уровень---1-4 балла

Диагностика звуковысотного чувства

Игра: Куда идет мелодия?

Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю -определение направления мелодии

-Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идёт мелодия: вверх или вниз?

Музыкальный материал:

1.Русская народная песня «Как под горкой, под горой»(ответ6 вверх-вниз, вверх-вниз=5 баллов);

2.Г.Эрнесакс «Паровоз» ( ответ:вверх-вверх-вниз);

3. Детская песня «василёк» ( оттает: вниз-вниз)

-

Диагностика чувства тембра

Игра «Тембровые прятки»

Цель: Выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.

Музыкальный материал: Русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Исполняем произведение на фортепиано, баяне и свирели.

Диагностика динамического чувства

( определение слухомоторной реакции на силу воздействующего звука в контрасте и постепенном усилении)

Игра « Тихо-громко»

Цель: определение способности реакции на динамические изменения.

-Поиграем с тобой в «громко-тихо). Я играю на пианино , а ты на барабане. Играй как я: я -громко, и ты-громко, я тихо и ты-тихо.

Музыкальный материал:

Песня А. Александрова «Барабан»-

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе необходимо также её исполнить на барабане.

Пьеса Э. Парлова «Марш» крещендо и диминуэндо.

Песня «Шесть мышат»-диминуэндо

Диагностика чувства музыкальной формы

Игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершенности

(целостности) музыкальной мысли.

-Сейчас мелодии будут прятаться: одни из них прозвучат полностью, другие -нет. Послушай и постарайся определить , какая мелодия звучит до конца, а какая «спряталась» раньше времени?

Музыкальный материал:

Играем рус.нар.п. «Калинка» две строчки и прерываем. Ответ: не до конца.

Играем Светит месяц куплет до конца. Ответ: до конца.

Поем «Солнечный круг» не до конца, 3 строчки» . Ответ : не до конца

Диагностика на выявление чувства темпа

Игра «Настоящий музыкант»

Выбираем инструмент ксилофон, или металлофон.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Музыкальный материал: Играем «В траве сидел кузнечек». Ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и четвертой октавы. После своей пробы ребёнок играет «вступление»(два такта) и педагог исполняет мелодию с аккомпанементом ( мелодию завершить).

Если ребёнок исполнил правильно в умеренном темпе, ему предлагается сыграть «про шаловливого кузнечика» в быстром темпе, и про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе.

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движение.

(Критерии: правильное исполнение, сбивчивое и незавершенно-сбивчивое)

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Игра «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Предлагаем ребёнку сыграть в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются вовремя её звучания?

1-й (вербальный) вариант задания:

-Подбери слова , подходящие для твоего переживания музыки.

2-й (невербально-художественный) вариант:

-Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста, или подбери подходящую картинку


Диагностика для уроков музыки

Диагностика для уроков музыки

3-й (невербально-двигательный) вариант:

-Двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время её звучания.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряется как в вербальной , так и невербальной форме. Вначале ребёнку предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки -вербальный, а затем-невербальный на основе графических схем мимических выражений. И вариант двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.

В качестве варианта тестирования предлагаем ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например, из «Детского альбома» П.И. Чайковского :

  1. «Утреннее размышление»-спокойно, умиротворённо;

  2. «Баба Яга»-тревожно, сердито;

  3. «Сладкая грёза»-нежно, ласково

  4. «Игра в лошадки»-проворно, игриво

  5. «Болезнь куклы»-жалобно, огорченно

Критерии оценки вербальной рефлексии:

1 Если ребёнок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синонимичные характеристики-мыслеобразы, то такой ответ следует оценить как продуктивный и зафиксировать 2 балла.

2) Правильное понятийное определение ребёнком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается как адекватно-репродуктивный уровень .

3)неправильное определение оценивается в 0 баллов.

Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлекс музыки

Дата

ФИО

Неадекватная рефлексия

Адекватная рефлексия

Продуктивная рефлексия

1 -й фрагмент

0 баллов

1балл

2 балла

2-й фрагмент

0

1

2

3-й фрагмент

0

1

2

4-й фрагмент

0

1

2

5-й фрагмент

0

1

2

Критерии оценки невербально-графической рефлексии:

  1. Адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;

  2. 2) неадекватное -0

  3. Продуктивным считается адекватный выбор с оригинально-детализированным дорисованием-2 балла.

Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребёнком дает полную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений (таблица Люшера). Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей.

Критерии оценки невербально -двигательной рефлексии:

Адекватность двигательной(танцевальной) сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух- или трехдольного музыкального воздействия : маршеобразного , подвижно-танцевального (например польки) или вальс образного фрагментов:

1)марш репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции(шаг0 оценивается в 1 балл;

2) полька предполагает ускоренный по темпу шаг или галоп, поскоки, репродуктивное воспроизведение которого оценивается 2 балла;

2) вальс-самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения. Репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.

интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

Дифференцированные оценки двигательной рефлексии музыки.

Музыкальный фрагмент

Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки

Адекватная психомоторная реакция на музыку

Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку

Марш

0 баллов

1балл

2 балла

Полька

0

2балла

3 балла

вальс

0

3 балла

4 балла


Личностные характеристики

Можно определить по любимому цвету используя таблицу

Называние цвета

Предпочтение цвета

Отвержение цвета

1

Синий

Стремление к согласию, сочувствию, доверию, Отсутствию конфликтов, потребность в дружеских отношениях, любви, привязанности ,спокойствии

Нарушение отношений, одиночество, беспокойство

2

Зелёный

Потребность в самоутверждении, повышении положения, власти, уважения, признания, превосходства, уверенности, независимости, настойчивости, обороны

Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению

3

Красный

Стремление к достижению успеха, инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение

Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита

4

Желтый

Стремление к изменению, выходу; ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем, потребность в освобождении, расслаблении

Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие

5

Фиолетовый

Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение

Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным

6

Коричневый

Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость, голод

Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости

7

Черный

Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ

Отрицание и подавление агрессии

0

Серый

Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание

Активное включение в ситуацию

Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует.

Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  1. Ты любишь музыку?

  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?

  3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?

  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?

  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?

  6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?

  7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?

  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?

  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?

  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?

  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки

уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разно жанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно -развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель:

изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы(поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал:

фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально-хоровая музыка;

  • народная инструментальная музыка;

  • народная вокально-инструментальная музыка;

  • классическая вокально-хоровая музыка;

  • классическая инструментально-симфоническая музыка;

  • классическая вокально-инструментальная музыка;

  • современная классика авангардного направления;

  • современная развлекательная музыка;

  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;

  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;

  • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы(образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки,

по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;

  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка(что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и"сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Обработка результатов:

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей мы заносим в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

(на учебный год)

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________

Возраст ребёнка ________________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) __________________________________________________

промежуточного этапа (2) ___________________________________________________

контрольного этапа (3) _____________________________________________________


Уровень

развития

Параметры музыкальных способностей

Метро-темпо-ритм

Чувство тембра

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Динамическое чувство

Чувство формы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий



















Средний



















Низкий




















Уровень

развития

Эмоциональная

отзывчивость

Личностные характеристики

Итоговые данные

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Операциональный компонент

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий
















Средний
















Низкий


























© 2010-2022