Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь

Конспект урока Тема урока: Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Возраст обучающихся 11-12 летНазвание предмета МузыкаАвторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяВид урока: смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Осознания учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве австрийского композитора В. А. МоцартаПроблемы, решаемые обучающимися: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие образной памяти на классическую музы...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Конспект урока в 5 классе по теме:

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»»

Выполнил:

Смирнова Светлана Николаевна

Учитель музыки

МОУ Глебовская СОШ





Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка 3

2.Конспект урока 8

3.Заключение 13

4.Список используемой литературы 14











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные положения Федерального государственного образования стандарта «второго поколения» (далее ФГОС) диктуют необходимость освоения его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него входят: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, её духовного багажа.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений составлена в соответствии с ФГОС, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современного образовательного учреждения, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель общего музыкального образования и воспитания- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры- наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

-воспитание потребностей в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;

-развитие общей музыкальности и эмоциональности, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Основными методическими принципами программы являются:

-принцип увлечённости;

-принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;

-принцип «тождества и контраста», сходства и различия;

-принцип интонационности;

-принцип диалога культур.

В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определённые результаты:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в результате освоения учебного предмета «Музыка»:

-чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и

необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД), проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте; взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой художественной культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха),а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решении различных музыкально-творческих задач.

Среди наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения считаем целесообразным выделить следующие:

-технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;

-технологии формирования певческой культуры учащихся;

-технологии детского музицирования;

-технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;

-технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;

-технологии проектно-исследовательской деятельности;

-технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;

-информационные технологии в преподавании музыки;

-технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся.

Конспект урока

Тема урока: Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...

  1. Возраст обучающихся 11-12 лет

  2. Название предмета Музыка

  3. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

  4. Вид урока: смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

  5. Тип урока: урок «открытия» нового знания

  6. Цель урока: Осознания учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве австрийского композитора В. А. Моцарта

  7. Проблемы, решаемые обучающимися: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие образной памяти на классическую музыку, воспитание логического ассоциативного мышления, овладения вокальное - хоровыми навыками звуковедения.

8.Планируемые результаты:

Предметные : расширение представлений о жизни и творчестве В.-А. Моцарта, сформирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, развитие музыкальной памяти и слуха, фантазии и творческого воображения, воспитание эстетического отношения к миру, приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

Регулятивные УУД : установка на восприятие музыки; умение слушать музыку весь период, пока она звучит; умение давать собственную оценку тому ,что услышал; установка на выслушивание себя и других.

Познавательные УУД: познание музыки В.-А.Моцарта, фактов его жизни и смерти; знакомство с письмом В.-А.Моцарта; знакомство с понятиями реквием, серенада; знакомство с отрывком из художественного фильма Милоша Формана «Амадеус».

Коммуникативные УУД: общение между учителем и учениками; учеников между собой; учеников с композитором (ученики пишут письмо к композитору, формулируя вопросы, ответы на которые хотели бы узнать)

Личностные результаты: целостный взгляд на мир, учитывающий разнообразие народов, культур, религий; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к чужому мнению, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

  1. Оборудование: музыкальный центр, диск, «Симфония №40», «Реквием», «Маленькая ночная серенада», ноты, песня «Весенняя песня», диск с художественным фильмом Милоша Формана «Амадеус».

  2. Этапы урока :

Этап урока

(занятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения







1.Организационный момент.

2.Приветствие.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с жизнью и музыкальными произведениями великого австрийского композитора В.-А. Моцарта.

3. Включение записи хора из оперы «Волшебная флейта»

Деятельность учащихся:

Познавательная:

Осуществляемые действия: актуализация музыкально-слухового представления, получение слухового и музыкального опыта, знакомство с новым музыкальным произведением.

Формируемые умения: устойчивое представление о разнообразии музыкальных произведений, жанров, стилей.

Регулятивная:

Осуществляемые действия: настройка себя на прослушивание музыкального произведения; настройка на слушание музыки всё время, что она звучит.

Формируемые умения: умение владеть собой, умение настраивать себя на прослушивание, умение ставить перед собой цель и задачу.

Коммуникативная:

Осуществляемые действия: взаимодействие между учеником и учителем, учеником и одноклассниками, учеником и композитором

Формируемые умения: умение прислушиваться к миру другого человека (композитора), умение прислушиваться к мнению одноклассников, умение составлять своё собственное мнение.

4.Учитель:
-Хочу привести слова русского композитора П.И.Чайковского: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему - то, что мы называем идеал как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно».
Так как Моцарт писал не только инструментальную музыку, но и вокальную, я предлагаю вам познакомиться с песней «Весенняя песня»


Песня исполняется учителем.

Вопрос учащимся:
-Какие чувства отражает композитор в своем произведении?

Ответы учеников.

Деятельность учащихся

Познавательная:

Осуществляемые действия: знакомство со словами П.И.Чайковского, прослушивание «Весенней песни» в исполнении учителя, получение нового слухового опыта, обдумывание ответов на вопросы учителя.

Формируемые умения: получение слухового и музыкального опыта, умение размышлять над поставленным вопросом.

Регулятивная:

Осуществляемые действия: установка на восприятие музыки, размышления о музыке, применение полученных ранее знаний о музыке.

Формируемые умения: умение настраиваться на прослушивание музыки, умение ставить перед собой цель, умение задавать себе вопросы и думать над ответом.

Коммуникативная:

Осуществляемые действия: взаимодействие между учениками и учителем, учеников между собой, учеников с композитором.

Формируемые умения: умение прислушиваться к миру другого человека (композитора), умение прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения.

5.Учитель:

-Дома вы прочитали отрывок и письма В.-А. Моцарта другу, которое он написал в период работы над «Реквиемом». Сейчас мы прослушаем фрагмент «Lacrimosa», а вы попытаетесь найти ответ на вопросы:

-О каких чувствах рассказал В.-А. Моцарт своему другу?

-Какие строки письма говорят о жизненном кредо композитора?

Деятельность учащихся

Познавательная:

Осуществляемые действия: прослушивание музыки, работа с учебником, поиск ответов на вопрос учителя.

Формируемые умения: устойчивое представление о связи музыки с литературой, получение слухового и музыкального опыта, умение размышлять над поставленным вопросом, умение сопереживать жизни другого человека.

Регулятивная:

Осуществляемые действия: настройка себя на прослушивание музыкального произведения, постановка перед собой цели ответа на вопрос учителя, планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

Формируемые умения: умение настраиваться на прослушивание музыки, умение ставить перед собой цель, умение задавать себе вопросы и думать над ответом.

Коммуникативная:

Осуществляемые действия: взаимодействие между учениками и учителем, между учениками в классе, между учеником и композитором.

Формируемые умения: умение сопереживать чужой трагедии (композитора), умение поставить себя на место другого человека (во время поиска ответа на вопрос), умение прислушиваться к мнению другого человека (одноклассников), умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

6.Учитель:

-в конце урока мы с вами посмотрим отрывок из фильма Милоша Формана «Амадеус», в котором показан момент, как Сальери помогал Моцарту работать над «Реквиемом». Вы увидите, как умирающий гений дописывал своё последнее произведение

Вопрос после просмотра:

-какое впечатление у вас оставил наш сегодняшний урок? Какое впечатление у вас оставила музыка великого В.-А. Моцарта?

Деятельность учащихся

Познавательная:

Осуществляемые действия: просмотр отрывка из фильма, знакомство с новым именем режиссёра, обдумывание ответа на вопрос учителя.

Формируемые умения: получение музыкально-слухового опыта, получение эмоционального опыта от просмотра фильма, умение размышлять над поставленным вопросом.

Регулятивная:

Осуществляемые действия: настройка себя на просмотр фильма, настройка себя на эмоциональные переживания, связанные с просмотром фильма, постановка перед собой цели ответить на вопрос учителя.

Формируемые умения: умение настраивать себя на просмотр фильма, умение ставить вопросы и искать на них ответы.

Коммуникативная:

Осуществляемые действия: взаимодействие между учениками и учителем, между учениками в классе, между учеником и композитором, между учеником и режиссёром.

Формируемые умения: умение сопереживать чужой трагедии (композитора), умение поставить себя на место другого человека (во время поиска ответа на вопрос), умение прислушиваться к мнению другого человека (одноклассников), умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире лже-искусств школьников необходимо знакомить с настоящими произведения искусства и с настоящими гениями искусства. Но делать это нужно так, чтобы детям на уроке было интересно. У учителя в наши дни есть множество «помощников» - записи музыки и фильмов, интерактивная доска, компьютер и т.д. Просто нужно грамотно научиться всем этим пользоваться.

Я считаю, что урок получился. Дети были буквально пронизаны жизнью и музыкой Моцарта. Была большая отдача от учеников: сопереживание в глазах, тишина в классе во время прослушивания музыки и просмотра фильма, эмоциональность во время ответа на вопросы. Каждый ученик ушёл с урока со своей версией ответа на вопрос был ли Моцарт гением, был ли Сальери другом или врагом. Считаю, что заставить детей думать и делать выводы на основе изучаемого материала и есть основная задача обучения и воспитания детей в школе.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка 5 класс», М.:Просвещение 2011

2.Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство. 5-9 классы», М.: Просвещение 2011

3.О.В.Ибрагимова, И.А. Переверзева, Г.П.Сергеева, О.Н.Чернилевская «Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС основного общего образования». Кашира 2012

4.Г.П.Сергеева «Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании». Москва 2013.

5.И.Якушина «Вселенная Моцарта» Петербург 2005

Так же на уроке были использованы компактдиски с музыкальными произведениями В.-А. Моцарта, диск с записью фильма Милоша Формана «Амадеус».

14


© 2010-2022