Эффективность воспитательного процесса через дополнительное образование

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волкова Л.В.

Обеспечение качества образования в вокальной студии «Романтика»

(Эффективность воспитательного процесса через допобразование).

Значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей человека сложно переоценить. Воспитательная и образовательная роль музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную ценность этого вида искусства.

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением и a capella, а для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.

В НОУ СОШ №40 ОАО «РЖД» создана вокальная студия «Романтика», в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. В вокальную студию «Романтика» стремятся дети, которые хотят научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Отбор детей производится с 1-го класса в состав младшего хора. После обучения с 1 по 4 класс дети переходят в ансамбль средних классов (5-7), а затем - в ансамбль старших классов (8 -11). При отборе детей учитываются не только и не столько музыкальные способности, сколько желание самих детей научиться красиво петь.

Одной из задач вокальной студии является создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха

Поэтому на занятиях я стараюсь создать комфортную, доброжелательную обстановку для учащихся, где подбирается репертуар, с учетом их интересов, но при этом, чтобы выбранные песни носили развивающую и воспитывающую задачи.

В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Так же огромным стимулом для учащихся являются сами выступления на различных концертах, конкурсах, фестивалях, где они зачастую становятся лауреатами.

Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Романтика»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и гармонизации личности. Занятия в студии обеспечивают формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Фиксирование индивидуальных особенностей учащихся помогает наблюдать динамику развития певческих возможностей школьников, их музыкальности в целом. Характерно, что критерии, по которым оцениваются индивидуальные музыкальные способности, расширяются по мере взросления участников студии, перехода их из одной возрастной категории в другую.

Новизна нашей деятельности, в первую очередь, в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий. (Емельянов показ упражнений).

Осознанные ребенком различные приемы голосообразования, ведущие к освоению определенного навыка, мало-помалу переходят в «привычные», а затем уже частично автоматизируются. Таким образом, рефлекс в пении является конечным результатом обучения и достигается путем продолжительной тренировки всех частей голосового аппарата. Усвоение навыков голосообразования с детства чрезвычайно важно в вокальной педагогике, так как эти навыки сохраняются и в зрелом возрасте.

Благодаря технике голосообразования, освоению элементарных знаний музыкальной грамоты для передачи различных художественных образов через песенный материал, ученик получает возможность расширить свой художественный кругозор, что дает пищу уму и эстетическим чувствам.

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. В хоровом коллективе ребенок чаще всего не замечает момента, когда именно он является объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания. Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкально-исполнительской и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

  • в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

  • участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

  • работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

  • хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

  • в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.

В хоре далеко не все могут быть солистами. Наиболее способные ученики занимаются в группе «сольное пение», где они выполняют наиболее сложные вокальные задачи.

Вокально-хоровое искусство образует вокруг себя мощную воспитывающую среду, оказывает непосредственное влияние на всех участников художественно-педагогического процесса. Однако этот процесс может пойти в нежелательном направлении, и не только по причине бездуховного, малохудожественного репертуара. Это связано прежде всего с самим процессом обучения. Например, при развитии у обучающихся аналитической способности в оценке качества звучания голоса своих же одноклассников могут возникнуть ситуации, обидные для наиболее слабых школьников. Задача педагога - не допустить этого, воспитывая у обучающихся доброжелательность к другому при оценке его недостатков.

Методы, применяемые в работе вокальной студии «Романтика»

  • Объяснительно-иллюстративный метод представляет сообщение руководителем вокальной студии готовой информации о певческом звуке, процессе голосообразования

  • Репродуктивный состоит в воспроизведении и повторении учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога.

  • Применение исследовательского метода имеет большое значение для раскрытия творческого потенциала обучающихся хористов. Различные виды диагностики творческого потенциала обучающихся хористов - также сфера, определяющая применение исследовательского метода.

  • Наиболее распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения - фонетический (лингвистический), который позволяет опереться на речевой опыт школьников, привлечь хорошо организованные, четкие речевые наработки, их словесно-художественный потенциал.

В нашей студии учащиеся осваивают владение нотной грамотой, что помогает при пении своей музыкальной партии в многоголосных песнях; овладевают многоголосным пением (четырехголосие); учатся правильно работать с микрофоном. Все это и многое другое может пригодиться в дальнейшей творческой жизни после окончания учебы в школе.

Практика показывает, что к старшим классам в студии остаются поистине самые преданные и влюбленные в музыку учащиеся., которых не останавливают никакие препятствия в стремлении дарить слушателям красоту песни. Я знаю, что по окончании школы многие выпускники студии «Романтика» не оставили свое желание заниматься вокалом (Бухонова Ирина, Хотмахор Ирина, Максимова Александра занимались и в дальнейшем в других студиях, пели в концертных программах города, выступали по радио и телевидению, а Карташова Полина поступила в музыкальное училище на вокальное отделение).

В репертуарный план студии включены песни самой разной тематики: о Родине, о дружбе, о Войне, о железной дороге, о школе, о семейных ценностях, о любви к животным, природе. Но не забываем мы и о своих народных традициях. В репертуаре всегда есть песни, посвященные родным истокам. С песней « В горнице» учащиеся старших классов заняли I место в фестивале детского творчества «Звездный дождь» в межрегиональной Школе диалога культур «Мост» в городе Красный Кут Саратовской области. Сейчас мы работаем над песней «За тихой рекою» в исполнении a capella. Надеемся, что эта песня также может затронуть сердца слушателей.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развивал свои вокальные способности, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализовался в творчестве, научился голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, существует работа вокальной студии.

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.


© 2010-2022