Тема марш 2 класс

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Урок

Музыки и пения.

Тема: Марш.

Обобщение темы II четверти.

2 класс.





Урок пения и музыки.

Тема: Марш. Обобщение темы II четверти.

Цель: Знакомство с жанром музыки - марш.

Задачи образовательные

  • Определение содержания и закономерности развития маршей.

  • Определение главных интонаций марша.

  • Дать понятие ударных инструментов: дауылпаз, дабыл,дангыра.

Задачи воспитательные:

  • Прививать любовь к музыке.

  • Расширить кругозор.

Задачи развивающие:

  • Развить музыкальный слух.

  • Развить вокально-хоровые навыки.

Этапы урок:

  1. Организационный момент

а) Вход под марш

б) Приветствие

в) Посадка на места

  1. Вступительная беседа.








  1. Вступительная беседа

Здравствуйте ребята!

Сегодня, мы отправимся в чудесное путешествие.

Сначала я бережно буду вести вас за руки. Затем вы сделаете самостоятельные шаги, и, каждый раз соприкасаясь с миром прекрасного, будете совершать радостные открытия для себя, даже не подозревая о том, что научились отдавать частицу собственной души. Из уроков музыки мы с вами узнали, что Песня - родоначальница вокала, музыки исполняемой голосом. Танец - родоначальник музыки движения, под которую двигаются и танцуют.

А вместе они дали начало музыке, которую играют.

Для нас с вами время рождения песни и танца может определиться одним словом - «давно». Или, если хотите, двумя - «очень давно». Ну, а коль скоро эти определения подходят и для песни, и для танца, но мы не погрешим против истины, если скажем, что они родились одновременно и долго были неразлучны.

Много лет эти два жанра были едины, пока Человек - Музыкант не научил выразительной музыкальной речи Музыкальный инструмент. Вот тогда в содружество музыкальных жанров влилась струя инструментальной музыки. Она и разделила песню и танец, они стали более самостоятельными, у каждого из них появилось свое русло.

Когда мы говорили о музыки движения, мы сразу вспоминали о танцевальной музыке с ее подвижными ритмами.

Но есть еще один вид музыки движения, который состоит особылком. Это- Марш. И сегодня на уроке пойдет речь о таком жанре музыки, как - марш.

По сравнению с пляской, движение под эту музыку может кое-кому показаться на редкость однообразным. Но все же лица людей сразу озаряются улыбкой при напоминании о марше.

Хорошо знакомое нам слово «марш».

Пусть забыты названия маршей, какими инструментами оно было напряжено, какими музыкальными красками разукрашено.

Большое оно или маленькое? Сложное или простое? Нам предстоит сегодня узнать.

  1. Всесторонняя проверка знаний.

    1. Что вы знаете о марше?

    2. Где бы эта музыка могла звучать в жизни?

    3. Какие события вы могли бы связать с этой музыкой?

    4. Какая она - музыка марша?

    5. При упоминании слова «марш», что вы себе представляете7



Шаг левой, шаг правой. Техника элементарная - ходьба. Слово марш так и переводится с французского - ходьба, шествие.

Один модный, модный танец блеснул на время, вырвался вперед, но выдохся, остался сзади. Другой.. .третий.. .четвертый...

А марш шагает по дорогам истории с древних пор до наших дней, из век в век, по землям и странам. Крепче шаг, бодрее дух, вместе шаг - сильнее дух. Бьют в барабаны, кричат трубы... Раз-два, раз-два - все, как один. Просто и надежно, но случится марш, замедляет движение, тяжелеет. Это скорбный, траурный марш (слушание). Бывает наоборот, убыстряет движение, шаг его становится пружинистее, легче. Это жизнерадостный военный марш (слушание). А вот деревянные солдатики из «Детского альбома» П. И. Чайковского, тоже маршируют довольно игрушечно (слушание).

Но марш - всегда марш, то есть организационная ходьба под музыку. Пусть он отстает от модных соперников танцев - он вполне заслуживает приз за выносливость и долголетие.

Десятки, сотни восхитительных, блестящих маршей на все случаи жизни. Марш военный, марш спортивный, парадный, походный, торжественный, цирковой, приветственный, кукольный, сказочный, комический...

Композиторы словно соревнуются в изобразительности, марш по любому поводу.

Итак, мы становимся участниками музыкального события, потому что сами его и фантазируем. Послушаем музыку. Это «двигающийся» портрет. По тому, как двигается человек, или сказочный герой, нам становится ясно не только, как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать. Впрочем, давайте послушаем и попытаемся представить, что это за герой.

(Слушание) М.И. Глинка. Марш Черномора.

  1. Расскажите о своих впечатлениях, полученных от слушаний этой музыки.

  2. Как вы себя чувствовали, когда звучала эта музыка?

  3. Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?

  4. Звучала ли у вас в душе подобная музыка?

IV Подготовка учащихся к сознательному освоению нового материала.

М.И. Глинка - русский композитор XIX века. Велик вклад Глинка в жанр - оперы, романса, песен, произведений для фортепиано, музыка к спектаклям. Творчество Глинки дало могучий толчок к развитию русской музыкальной культуры. С 1960 года проводятся конкурсы им. М.И. Глинка.

Как уже было сказано, что это произведение из оперы «Руслан и Людмила». Я хотела бы очень кратко рассказать, а может только напомнить, о чем это произведение. Написана эта опера по поэме великого русского поэта А.С. Пушкина.

Злой волшебник Черномор похитил княжну Людмилу. Отважные рыцари бросаются на ее поиски. Среди них возлюбленный Людмилы - отважный Руслан.



  1. Ребята, а к какому жанру можно отнести это произведение?

  2. А что такое опера?

Итак, в этой опере, как мы узнали, есть Голова - великан, которая поет хором, громче всех. Есть у головы самый «большой голос», то у карлика должен быть «самый маленький».

И действительно, голос Черномора такой маленький, такой крошечный, что его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поет. Он вообще не произносит ни слова. И все же можно получить представление о том, что за существо.

Если послушать внимательно музыку и попытаться, не просто слушать, а слушать, то можно увидеть, как появляются слуги Черномора, которые несут его длинную предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в 10 раз длиннее самого Черномора. Карлик еще не появился, а нам уже слышно под марш шагает борода.

И музыка смеется над Черномором. Карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, становится на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк, (повторное слушание). Закрыв глаза, попробуйте нарисовать себе картину этой музыки (закрепление).

Ребята, мы с вами послушали несколько вариантов маршей: спортивный, траурный, классический. А заметили ли вы:

  1. Какими инструментами эта музыка была наряжена?

  2. Что за грохот? Что за шум? Может быть извержение вулкана? Может быть землятресение?

Нет. Грохочут музыкальные инструменты. Большие и маленькие, но по внешности явно родственники. Какой же марш без барабанной дроби. Ударные инструменты - вот главное отличие марша.

V Усвоение новых знаний.

Сегодня на уроке у нас в гостях казахские и ударные инструменты. Эти инструменты занимают значительное, важное место.

У ударных инструментов есть такие возможности для выражения внутреннего мира человека, для тончайших движений души, которые невозможно передать песней и словом.

Народ сам создает музыкальные инструменты, переделывает их, отбирает самые лучшие и приспосабливает для своих целей.

Каждый инструмент имеет свое назначение. Дауылпаз - всадники прикрепляли к седлу и колотили в них прямо на скаку, чтобы запугать зверя во время охоты.

Дабыл - один из древнейших инструментов. Издавна считался своим в армии за особое умение подавать сигналы особым, резким, требовательным голосом. Звук издает сильный и гулкий. Бьют в дабыл войлочной колотушкой.

Дангыра - А вот еще ручной инструмент из семейства ударных. Корпуса туловища у него в отличие от сородичей. Как говорится кожа да кости. Кожа,


натянутая на обруч. Для изготовления этого инструмента обычно использовали толстую кожу - обычно кожу - быка.

С помощью этого инструмента бакон устраивали ритуальные пляски, заклиная духов, молились богам, ликовали на праздниках.

«Заклинаю тебя - слышали вдалеке

  • Отзовись! Разозлился, заворчал разбуженный дух аа^йба

Тут и другие барабаны стали наперебой трещать, шептать, рокотать, гудеть (слушание).

Да, шум стоит невообразимый. Не случайно называют семью барабанов шумовыми, ударными инструментами.

  • Почему грохот устроили?

  • С кем же вы драться собрались?

Нет, ударные инструменты не враждуют с другими инструментами. Эти инструменты вносят колорит, дополняют и как никакой другой инструмент чеканят, отбивают музыку.

Вообще, долгое время считалось, что у казахов было только 3 музыкальных инструмента - сыбызгы, кобыз и домбра. Однако в результате большой исследовательской работы, сейчас известно свыше 20 старинных народных инструментов. Но память о них осталась в эпических сказаниях, легендах, сказках, в статьях, в материалах, написанных различными путешественниками и учеными, которые посещали Казахстан в XVII-XIXb ..

VI Проверка понимания учащихся нового материала.

Вот и окунулись мы в глубь веков, заглянув в прошлое. А теперь перенесемся в наш век - век XXI. Где ударные инструменты выполняли функцию аккомпанемента. Из всего этого можно сделать вывод, что удар в музыке - чрезвычайно почетное дело.

  1. С какими ударными инструментами вы сегодня познакомились?

  2. Какой инструмент служил для подачи сигналов во время охоты?

  3. Каким музыкальным инструментом пользовались баксы?

А вот оказывается, ударные инструменты помогают Маршу не только землю шагами мерить. Есть много музыки в маршевых ритмах, написанных не для ходьбы, а для слушания.

Под музыку этого композитора, под этот знаменитый марш никому и в голову не придет маршировать. А, что это за марш? Какие события жизни можно связать с этой музыкой? Где она может звучать? На все эти вопросы вы мне ответите после прослушанного.

Прозвучал отрывок из «Свадебного марша» Ф. Мендельсона. С музыкой этого композитора мы познакомились впервые.

Немецкий композитор, пианист, дирижер. Жил он почти 2 века назад. Марш Мендельсона звучит на каждом свадебном торжестве.

а) А какое произведение звучит на каждом казахском тое?

б) О чем поется в этой песне?

в) Кто исполняет песню «Жар-жар» (исполнение «Жар-жар»).

Ну, раз уж мы затронули такую праздничную тему, я предлагаю разучить вам песню композитора Р.Паулса, которая называется «Золотая свадьба».


Р.Паулс - композитор современник, пианист. Он написал много эстрадной музыки, песен вот для детишек как вы. Прослушайте эту песню. А затем самостоятельно сделайте анализ произведения - по средствам музыкальной музыкальной выразительности, задавая, друг другу вопросы.

Прежде чем начать работу над (разучиванием) произведения, нам необходимо распеться.

Распоем мы, разучивая произведение (песню).

а) Разучивать песню начнем с куплета. Прослушайте, я вам его исполню.

б) Я пою фразу, вы повторяете за мной.

Теперь обратите внимание на дыхание. Чтобы спеть музыкальную фразу нужно набрать побольше воздуха и постараться, как можно больше задержать его.

Попробуйте сделать вдох, словно вы нюхаете цветок

выдох - медленно и равномерно дуете на свечу, чтобы она не погасла (дыхательная гимнастика).

в) Для того, чтобы научиться петь, нужно уметь отличать красивое пение от некрасивого. И если мы не будем соблюдать определенные правила, даже знакомая мелодия покажется совсем чужой, незнакомой. Это происходит из- за небрежного произношения гласных звуков а-э-и-о-у. Гласные звуки очень певучие. В песне гласные звуки поются, а согласные произносятся. Давайте научимся красиво петь гласные.

Во время пения нужно следить, чтобы рот был округлым, как будто, вы держите во рту сливу. Не напрягайте мышцы лица, открывайте рот только в высоту.

г) Исполняем выученное

д) А теперь припев. Я пою фразу, вы повторяете.

В припеве ритмический рисунок у нас немного сложнее, я предлагаю вам отстучать ритм, не исполняя песни, а я сыграю мелодию.

е) Теперь то же самое, только + еще проговорим шепотом куплет и припев песни. Проговариваем слово так, словно бусинки на ниточку нанизываем.

ж) А теперь попробуем исполнить I куплет и припев в медленном темпе и исполнили мы его по такому приему. Приложим к ушам спереди ладоши, в результате чего вы лучше услышите пение товарищей, сидящих сзади.

з) И последим. Давайте встанем. Представим, что мы снимаем кино.

  1. кадр - придумайте декорации, краски. Это куплет. Мы находимся в кругу семьи, рядом с нами самые дорогие и близкие люди и конечно же бабушка с дедушкой.

  2. кадр - это припев. Картина веселья, новый поворот действий.

Я разрешаю вам исполнять это произведение- двигаться под музыку, свободно дирижировать, показывать пластикой интонирование.

Итак, ребята, мы разучим с вами I куплет песни "Золотая свадьба", разучивание II куплета продолжим на следующем уроке. А сейчас я хотела бы провести блиц- опрос, по пройденному материалу урока и II четверти.


Напомню вам, что блиц в переводе означает молния, т.е. сейчас проведем соревнование с укороченным контролем времени.

VII. Закрепление нового материала.

  1. Погас свет в зрительском зале. Дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах полочкой и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры. Начался спектакль, где мысли и чувства передаются с помощью пения, есть симфоническая музыка, драматическое действие, балет и декорации.

Опера.

  1. Ансамбль из трех музыкантов. Трио.

  2. Скорость движения в музыке. Темп.

  3. Ярко, радостно, звонко поют трубы. У валторны звук мягкий, сочный. Голос фагота, грубоватый, иногда чуть ворчливый. Скрипка звучит нежно и трепетно, а флейта заливается, словно прекрасная певчая птица. Звучание этих инструментов не перепутаешь, если даже они будут играть одну и ту же мелодию. Так чем же отличаются их голоса? Тенор.

  4. На сцене стоят стройными рядами женщины в красивых одинаковых платьях, за ними на небольших возвышениях мужчины в строгих костюмах. Взмах руки дирижера- это Хор.

  5. Королева оркестра. Скрипка.

  6. Благодаря ему, мы можем отличить марш от вальса, мазурку от польки, это ярко- выразительное средство определяет характер и даже жанр в музыке. Ритм.

  7. Создатель инструмента. Коркыт.

  8. Знак молчания. Пауза.

10.Знаки, при помощи которых изображаются звуки. Ноты. 11.0н управляет большим музыкальным коллективом. Дирижер.

  1. Автор кюя «Сары- Арка». Курмангазы.

  2. Согласие, мир, стройность, порядок. Бывает мажорным и минорным. Лад.

  3. Небольшое произведение, длится не более 2-3 минут, обычно встречается только один образ. Кюй.

  4. Жанр музыки, где главную роль играют ударные инструменты. Марш. Вот и подошел к концу наш урок.





VIII. Инструктаж домашнего задания.

Д/3. В тетрадях на странице 17 вы с помощью кисти и красок, карандашей или фломастеров нарисуйте картину наиболее понравившегося произведения.

Давайте вспомним, о каком жанре музыки шла речь? Варианты, каких маршей мы сегодня прослушали:

  1. Военный;

  2. Траурный;

  3. Марш деревянных солдатиков;

  4. Марш Черномора;

  5. Свадебный марш.

А вы знаете, что урок музыки, это урок, где оцениваются результаты всего коллектива. Каждый класс-это хор. Наш класс-это концертный зал. За хоровое исполнение « ». А также я хотела бы отметить индивидуальные качества:

  1. Хорошее чувство интонации;

  2. Исполнение на музыкальных инструментах;

  3. Анализ произведений, работа на уроке.

© 2010-2022