- Преподавателю
- Музыка
- Программа внеурочной деятельности творческого объединения Калейдоскоп (музыка и хореография)
Программа внеурочной деятельности творческого объединения Калейдоскоп (музыка и хореография)
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щеголихина Е.П. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38»
ул. Октябрьская, 2, г. Озерск Челябинской обл. 456780
телефон 2-06-75, факс 8 (35130) 2-39-01
Согласовано. Утверждаю.
Зам. директора МБОУ СОШ №38 Директор МБОУ СОШ №38
_____________С.В.Курамов ____________С.И.Васильева
«____»______________2015 г. Приказ №_____________
от «____»______________2015 г.
Программа внеурочной деятельности
Название: Творческое объединение «Калейдоскоп»
Направление: общекультурное
Авторы: Щеголихина Елена Петровна (учитель музыки высшей категории)
Кондрат Татьяна Юрьевна (учитель ритмики высшей категории)
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 11 лет
Озерск
2015
-
Пояснительная записка
Настоящее программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.
3. Постановления от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Методическими рекомендациями по внеурочной деятельности издательства «Просвещения» (prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622)
5. Уставом образовательного учреждения.
Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Эстетическое воспитание, вокально-техническое и хореографическое развитие обучающихся должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит программе творческого объединения «Калейдоскоп» - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к искусству.
Образовательная программа реализуется в общекультурной направленности. Она представлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту и нацелена на формирование практических умений и навыков по двум направлениям: хореография - танцевальный коллектив «Особинки» и вокал - солисты и ансамбли: «Незабудки», «Чародеи», «Талисман», Дуэт «Мгновение».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. На уроках музыки и ритмики нет возможности развить в полном объёме способности учащихся, удовлетворить потребность детей в пении и танцах, более углублённо изучать теоретическую основу. Расширение концертно-исполнительской деятельности, участие во внеурочной деятельности и городских мероприятиях даст возможность обучающимся показать свои артистические способности, поможет стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это - принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи музыкально-эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания.
Цель данной программы - воспитание гармонично развитой личности, формирование духовной культуры учащихся.
Реализовать поставленную цель поможет решение следующих задач:
-
развитие музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокального жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
-
овладение практическими умениями и навыками в разных видах хореографической и музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание устойчивого интереса к вокальному и хореографическому искусству; эстетического вкуса учащихся; эмоционально-ценностного отношения к искусству; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
-
формирование потребности радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
-
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Об исключительных возможностях воздействия ритма и музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством. Приобщение к искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей
В творческом объединении «Калейдоскоп» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на обучающихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, где каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом исполнении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у обучающихся развивается «чувство локтя», доверие к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом исполнении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма обучающихся, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для законченного номера необходимо не только верно исполнить мелодию, движения, выучить слова, комбинации, также должен быть продуман костюм, скоординированные движения под музыку и общий «образ» художественного номера. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Занятия вокалом и хореографией развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Образовательная программа творческого объединения «Калейдоскоп» является модифицированной, составлена на основе авторских программ по хореографии (Кондрат Т.Ю.) и вокалу (Щеголихиной Е.П) с учетом методической литературы:
1) Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М: Просвещение, 2013. - 96 с.;
2) Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы с 1-11 класс (7-18 лет). В творческое объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении хореографического и вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения репертуар, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься и реализовывать творческие способности.
3. Описание места программы по внеурочной деятельности
Программа творческого объединения предполагает работу по двум направлениям: хореография - танцевальный коллектив «Особинки» и вокальный коллектив, состоящий из солистов и трех ансамблей: «Незабудки», «Чародеи», «Талисман».
Творческое объединение «Калейдоскоп» реализует авторские программы по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС в НОО (1-4 класс) и ФГОС в ООО (5-7 класс), рассчитанные на 8 часов (4 часа - ритмика, 4 часа - вокал) в НОО, и 5 часов (2 часа - ритмика, 3 часа - вокал) в ООО) в неделю: продолжительностью 45 мин. А также программу вокального и хореографического кружка в основной школе (8-11 класс) (4 часа - ритмика, 3 часа - вокал).
Программа предусматривает три возрастных уровня развития: начальный (1-4 класс), основной (5-7 класс), заключительный (8-11 класс), рассчитана на 11 лет обучения.
Этапы работы по программе
1 этап (начальный)
1-4 год обучения
- получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, навыков партерного экзерсиса
- изучение основ вокальной и танцевальной деятельности
2 этап (основной)
5-7 год обучения
- закрепление и совершенствование вокальных и хореографических навыков; сольное и ансамблевое исполнение;
- практический опыт
3 этап (заключительный)
8-11 год обучения
- овладение в совершенстве исполнительским мастерством для реализации сложных синтетических композиций (музыка, хореография, литература)
- усложнение репертуара, творческое воплощение
- дальнейшая профориентация
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
- теоретическая музыкально-ритмическая подготовка;
- практическое освоение, постановочная работа;
- концертно - исполнительская деятельность.
Формы проведения занятий:
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Практические занятия, на которых дети осваивают основы вокала и хореографии, разучивают репертуар.
Другие формы работы: концертная деятельность, участие в разноуровневых конкурсах, фестивалях, смотрах.
Занятие - постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительные занятия в форме отчета - концерт - участие в традиционных праздниках школы.
Выездные занятия - выступление на концертных площадках города (концерты, праздники, фестивали, конкурсы).
Социальный проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Ожидаемые результаты и способы проверки УУД:
Предполагается, что в конце I уровня обучения обучающиеся должны:
-
знать основы грамоты в вокале и хореографии
-
получить навыки концертной деятельности
Предполагается, что в конце II уровня обучения обучающиеся должны:
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой и танцевальной деятельности.
Предполагается, что в конце III уровня обучения обучающиеся должны:
- уметь держаться на сцене;
- обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
Общие критерии оценивания результатов
-
Владение знаниями по программе.
-
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
-
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
-
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
-
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
-
Педагогические наблюдения.
-
Открытые занятия с последующим обсуждением.
-
Итоговые занятия.
-
Концертные выступления.
-
Конкурсы, фестивали, смотры.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Диагностика
Основные параметры
Период
Способ
Первичная
степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям
сентябрь, октябрь
наблюдение
природные физические данные каждого ребенка
уровень развития общей культуры ребенка
Промежуточная
высокий уровень исполнения песенного, танцевального произведения
декабрь
концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры
степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка
Итоговая
высокий уровень исполнения песенного, танцевального произведения
май
концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры
степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка
Формы и виды контроля
1 уровень обучения
№
Вид контроля
Сроки выполнения
1.
Входящий контроль. Прослушивание
сентябрь
2.
Зачетное занятие «Основы»
декабрь
3.
Участие в концертных мероприятиях школы, конкурсах муниципального уровня
январь-май
2 уровень обучения
№
Вид контроля
Сроки выполнения
1.
2.
3.
Входящий контроль. Прослушивание
Зачетное занятие: «Постановка»
Отчёт творческого объединения «Калейдоскоп»
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня
ноябрь
январь,
май
в течение года
3 уровень обучения
№
Вид контроля
Сроки выполнения
1.
2.
Отчёт Творческого объединения «Калейдоскоп»
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня
январь, май
в течение года
4. Содержание курса внеурочной деятельности
Вокальное направление
I уровень обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Раскрытие особенностей работы вокального ансамбля «Чародеи».
2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
Народная песня - раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).
Классика - беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор - классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона.
Современная песня - сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
2.3 Пение импровизаций:
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.
3. Слушание музыки
Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры.
Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.
4. Музыкальная грамота
Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами - песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
II уровень обучения
1. Вводное занятие
Владение своим голосовым аппаратом.
Закрепление знаний о строении голосового аппарата.
Знакомство с основами музыкальной культуры.
2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
Народная песня - разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста.
Классика - анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления.
Современная песня - знание структуры песни. Цепное дыхание.
Понятие «легато», «нон легато», «стаккато».
Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.
Совершенствование правильного дыхания.
Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя.
Ритмические упражнения с пением.
Упражнения для расширения диапазона.
2.3 Пение импровизаций:
Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы.
Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения.
3. Слушание музыки:
Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.
Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки.
Понимание настроения и характера произведений.
4. Музыкальная грамота:
Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой.
Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса.
Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.
III уровень обучения
1. Вводное занятие
Умение владеть голосовым аппаратом при пении различных упражнений и песен. Музыкальная теория. Профилактика и гигиена голоса.
2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
Народная песня - раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни.
Классика - формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера.
Современная песня - средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации.
Формирование навыков исполнения бэк - вокала певческое вибрато.
Приемы дыхания в произведениях разного характера.
Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа).
Правила охраны голоса в предмутационный и мутационный период.
2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения.
2.3 Пение импровизаций
Пение импровизаций - вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.
Коллективное исполнение песен.
Метод сценической импровизации.
Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды.
3. Слушание музыки
Связь с другими видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов.
4. Музыкальная грамота
Ознакомление с двумя видами мажора и тремя видами минора. Понятие «размер», знакомство с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. понятие «пауза». Слушание многоголосных хоровых произведений. Совершенствование понятий «нотная запись», «нотный стан».
Хореографическое направление
Вводные занятия
Познакомить детей с целями и задачами программы, рассказать о костюме для занятий, определить основные правила этики, безопасности и гигиены, провести инструктаж по ТБ.
Музыкально-ритмическая деятельность
Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - гру стная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево. Музыкально-пространственные упражнения. Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые, медленные). Меленные хороводные, быстрые плясовые русские танцы. Стилизованная народная музыка. Акцентирование на сильную долю такта в шагах. Музыкальная структура движения: половинный каданс - полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды, динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении.
Элементы классического танца
Позиции и положение ног и рук. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине).
Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.
Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).
Деми рон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.
Релеве лен на 45° - медленное поднимание ноги, развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге; изучается стоя боком к станку, держась одной рукой, в сторону, позднее вперед.
Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку, в 1-ой позиции. Размер 3/4, характер медленный, спокойный. По два такта на движение.
Прыжки: танлеве соте - по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер бы строй польки. В музыке сочетаются два темпа: плавный и отрывистый.
Па эшаппэ - на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к станку. Размер 4/4, сочетание плавного и четкого темпов.
Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза круазе, поза эффасэ (с ногой на полу).
Вращение, повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга.
Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях. С затактовым по строением. Размер 2/4, темп - модерато (средний). Батман тандю жете по 1-й позиции (вперед и назад).
Рон де жамб партер - ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади). Размер 3/4, темп - модерато.
Батман фраппэ - по всем направлениям. Размер 2/4, 4/4, (затакт 1/8, темп - модерато).
Релеве лян с 5-й позиции - во всех направлениях (держась за станок одной рукой). Размер 3/4, 4/4 темп - анданте.
Па де бурре - с переменой ног (стоя лицом к станку). Размер 2/4, темп -модерато.
Шанжман де пье - прыжок с 5-й позиции с переменой ног (лицом к станку). Размер 2/4, темп - аллегро.
Элементы народно-сценического танца
Русский танец. Позиция рук - 1, 2, 3 - на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп - удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп.
Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков.
Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими пере ступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя с двумя последующими поочередными ударами всей стопой по 6-й позиции.
Упражнения на середине. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, цепочка. Поклоны - на месте, с движением вперед и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп - удар всей стопой. Дроби (дробная до рожка). «Гармония» - одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадание - на месте, с продвижением в сторону, с поворотом на 1/4. «Молоточки» - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте.
Элементы стилизованного танца. Особенности и манера исполнения. Положение рук - в соло и в паре. Ходы. Простой шаг. Легкий бег. Движения корпуса. Шаг с подскоком; подскоки на двух ногах. Проскальзывание на обеих ногах. Небольшие подскоки с вынесением ноги вперед. Боковые шаги с вынесением свободной ноги вперед. Работа стоп в танце.
Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца. Настроение и характер (задорный, озорной дух.)
Практическая работа: повторяются упражнения у станка. Батман тандю - скольжение стоп по полу; с поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете - маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Батман тандю - в полупрседании на одной ноге. Русский стилизованный танец «Лети,лето.» Положение рук в танце. «Веревочка» - простая и с переступанием. «Моталочка» простая в повороте. Поддержки в танце. Движения «качели». Припадания. Движения рук - резкие и акцентированные взмахи. Движения плеч - поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы , движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.
Элементы эстрадного танца.
Раздел включает в себя множество танцевальных стилей и направлений. Знакомство не только с лексикой музыкально-танцевальных стилей, но и изучение их бытовой направленности. Предполагаемый перечень не исключает возможность знакомиться и с другими танцами 20-21 в. Также можно варьировать от построения простых комбинаций до развития сюжетной линии в танцевальных композициях
«Ретро» - используются движения «чарльстон» в чистом виде, с переступанием и с поворотами, шаги на полупальцах, повороты в три шага с выпадом в сторону, пружинящие приставные шаги в стороны и вперёд-назад, скользящие выпады, синкопированные прыжки, работа с тростью.
«Рок-н-ролл» - используется основной боковой шаг, боковые прыжки, «кик» вперёд и в сторону, двойной «кик», основные фоллэвей движения («джайв»), смена места справа налево и обратно, смена рук за спиной, соло поворот под рукой и совместный поворот, несложные трюковые связки.
«Канкан» - используются шаги с продвижением вперёд на полупальцах, косичка, мелкий галоп, бег с высоким подъёмом колена, большие броски ногой вперёд и в сторону, перекидные прыжки по одному и в паре, «пике»
«Латина» - моделируются и стилизуются движения танцев «Самба», «Мамба», «Ламбада».
Современная пластика - материал этого раздела даётся в ознакомительном формате. Невозможно всецело охватить систему, которая многообразна и имеет большое число школ и направлений. Уделяется внимание основным разделам, которыми пользуются педагоги в изучении техники модерн-джаз танца.
Партерная гимнастика
Большое разнообразие физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организацию ребёнка, способствовать развитию двигательного аппарата и оснащать его двигательными навыками. Упражнения применяются в качестве корригирующих, а также повышающих тонус утомлённых мышц, восстанавливающих работоспособность и двигательные функции.
Стрейчинг, упражнения на координацию и баланс, элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижного локтевого сустава, на укрепление мышц брюшного пресса, для развития гибкости плечевого и поясного суставов, на улучшение гибкости позвоночника, улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц, для развития паховой выворотности и развития танцевального шага.
Постановочная работа
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются.
Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.
5. Информационно - методическое обеспечение
-
оборудованный кабинет музыки: электронное фортепиано, синтезатор, магнитофон, ноутбук, телевизор, принтер-сканер, микшерский пульт, колонки, микрофоны, коллекция музыкальных произведений в СД записи, флешкарта; комплект детских музыкальных инструментов, учебно-методические пособия;
-
оборудованный кабинет хореографии: кабинет с зеркалами, акустическая система, DVD, телевизор, коллекция музыкальных произведений в СД записи, флешкарта, учебно-методические пособия;
-
сценическая площадка с оборудованным местом звукооператора: ноутбук, усилитель, микшерский пульт, колонки, микрофоны, стойки, проектор, осветительное устройство
-
помещение для костюмов: коллекция костюмов, реквизит
Список литературы, рекомендованный для педагогов:
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. -М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. - М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. - М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. - М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. - М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. - М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. - М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. - С.П., 1997.
10. Шереметьев В.А. «Хоровое пение».
11. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М, 2000.
12. Юссон Рауль Певческий голос. - М., 1998.
-
Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
-
Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1973. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991.
-
Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
-
Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
-
Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
-
Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
-
Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
-
Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999.
-
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
-
Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
-
Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
-
Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
-
Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: издательство «Рольф», 2003.
-
Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003.
-
Буртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Список литературы, рекомендованный для детей
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. - М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. - М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. - 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. - Т., 2003.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.
Примерный репертуарный план
Программы выступлений творческого объединения «Калейдоскоп»
23 февраля Концерт в воинской части
-
песня «Здравствуй, небо в облаках» - вок.ансамбль «Талисман»
-
песня «Дорога к солнцу» вок.ансамбль «Чародеи»
-
песня «Россия» - Просяник Григорий
-
песня «Орфей» - Дуэт «Мгновение»
-
песня «Проиграла войну» - Аввакумова Дарья
-
песня «Возвращайся домой»
-
танец «Восточный»
-
песня «Мир без тебя» - Фролова Оксана
-
танец «Эх, разлука» - Трухманова Юлия
-
песня «Я буду жить» - Быкова Александра
-
финал «Исправим мир»
День учителя
-
песня «Про озорного мышонка» - вок. ансамбль «Незабудки» 1-2 класс
-
песня «Ангелы добра» - Симакова Анна 4 класс
-
танец «Вот оно какое наше лето» - танц. коллектив «Особинки» 4 класс
-
песня «Разукрасим все планеты» - ансамбль «Чародеи» 5-6 класс
-
танец «Три желания» танц.коллектив «Особинки» 6 класс
-
песня «Красная шапочка» вок.ансамбль «Незабудки» 3-4 класс
-
танец «Козочка» - танц.коллектив «Особинки» младш.гр. 3 класс
-
песня «В горнице моей светло» - вок.ансамбль «Талисман»
-
танец «Иван Купала» - танц.коллектив «Особинки» старш.гр.7 класс
-
песня «Прованс» Аввакумова Дарья 10 класс
-
финал песня - танец «Хорошее настроение»
Концерт для самых любимых «Весны очарованье»
-
«Дин-Дон» 1 класс
-
Танец «Ниточка»
-
«Песенка про бабушку» - 2 класс
-
«Джаз» - Симакова Анна
-
«Посвящение» - Просяник Григорий
-
Танец «Испанский» - Копылова Наталья, Халимуллина Александра
-
«Ромашка» - дуэт «Мгновение»
-
«Далеко от мамы» - «Чародеи»
-
«Разные» - ансамбль «Талисман»
-
Танец «Иван Купала»»
-
Финал «Реальная жизнь»
День учителя
-
Песня «Все О'кей» - «Незабудки» - 3 класс
-
Танец «Дружба» - «Особинки» 5 класс
-
Песня «Носа» - «Незабудки» -2 класс
-
Танец «Белоруссия» - «Особинки» 4 класс
-
Песня «Мы маленькие дети» - «Чародеи» - 5-6 класс
-
Танец «Мани-мани» - 10 класс
-
Песня «Вместе с нами» - «Чародеи» - 7 класс
-
Танец «Шляпы» - 11 класс
-
Песня «Ромашка» - Дуэт «Мгновение»
-
Песня «Пидманула, пидвела» - «Талисман»
-
Танец «Весна» - Особинки» 8 класс
-
Песня «О, боже, какой Учитель!» - «Талисман»
-
Финал песня-танец «Вместе» - 11 класс