- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока по музыке по теме Диалог искусств
Технологическая карта урока по музыке по теме Диалог искусств
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ерофеева Н.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
| Тема урока: ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА - ДИАЛОГ ИСКУССТВ (на основе оперы «КНЯЗЬ ИГОРЬ» А.П.БОРОДИНА (Пролог)) ЦЕЛЬ УРОКА: осознание единства принципов драматургии в различных видах искусства (музыке и литературе) ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: раскрыть основные принципы эпической драматургии на примере Пролога оперы «Князь Игорь» А.Бородина и, в целом, роль Пролога в драматургии оперы; показать противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы; выявить роль хоровых сцен в оперном спектакле. Развивающие: развивать навыки аналитического, критического и творческого мышления, творческого воображения учащихся; развивать навык импровизации в стиле различных композиторов и стилей (в данном случае - композитора Бородина и русской музыки); Воспитательные: воспитывать уважение к сокровищам музыкальной культуры; чутких и наблюдательных слушателей музыки; уважение к мнению других. ОБОРУДОВАНИЕ: видеомагнитофон или интерактивное оборудование, позволяющие просмотреть видеозапись фрагментов оперы А.Бородина «Князь Игорь»; иллюстрации или слайды с репродукциями древнерусского зодчества; Рабочие листы для каждого учащегося; фортепиано (баян) в зависимости от специализации группы учащихся. Технологическая карта урока Тема урока, его место в целом программы: Данный урок может быть представлен в курсе «Музыка» 7 кл. в разделе « Музыкальная драматургия», по программе В.Алеева, Т.И.Кичак. Тип урока .Изучение нового материала. Форма урока: урок-диалог. Методы обучения и формы организации учебной деятельности: частично-поисковый, проблемный.
|
Начало урока Задачи: привлечь внимание детей. Включить в активную деятельность. | Два чувства дивно близки нам- В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как... пустыня И как алтарь без божества. (А.С.Пушкин) -Что хотел выразить поэт? Ученики: У нас есть родная земля, со своей культурой и историей, свои герои….Существуют духовные ценности, которые нельзя продать или купить… Учитель: Вы правы. Отношение к истории своего народа - важнейший показатель национальной культуры, истинного и глубокого патриотизма.
|
Актуализация знаний. | Учитель: Среди музыкальных произведений немало таких, что связаны с образами далекого прошлого, отечественной истории. Приведите примеры произведений. Ученики: Н.Римский -Корсаков «Сказание о невидимом граде Китяже…»,М.Глинка «Иван Сусанин», С.Прокофьев Кантата«Александр Невский».А. Бородин «Богатырская симфония»
|
Изучение нового материала.
Ролевая игра.
Проблемные вопросы. Мозговой штурм.
| Учитель : Страницам русской истории посвящена и опера «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина(1833-1887). Главной задачей урока будет поиск ответа на вопрос насколько драматургия музыкального произведения зависит от принципов драматургии его литературной основы. Учитель: Прежде чем мы начнем знакомство с оперой А.П.Бородина «Князь Игорь», я попрошу вас ответить на несколько вопросов. Что вы уже знаете о композиторе и его творчестве? Ученики: Член содружества русских композиторов Могучая кучка. Химик по профессии. Ему принадлежит «Богатырская симфония», «Спящая княжна» Учитель : Талант Бородина необычайно многогранен - он был выдающимся композитором, крупным ученым-химиком, известным педагогом, активным общественным деятелем, успешно выступал как музыкальный критик. Таким же разносторонним было и его музыкальное дарование: «Талант Бородина, - писал В. В. Стасов, - равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». Свою единственную оперу А.П.Бородин писал 17 лет, но она так и не была закончена композитором. Это объясняется тем, что музыкой он занимался лишь в свободное от основной работы время (Бородин - учёный-химик), да и к сочинению оперы он подошёл с особой тщательностью - прежде чем браться за работу, собирал нужный материал, изучал историю того древнего времени. Учитель: Чтобы лучше узнать данное произведение, осознать стиль музыки автора оперы, а также русской народной музыки, я предлагаю вам перенестись мысленно из нашего XXI века в XIX век и на время, стать одним из гениальных русских композиторов - А.П.Бородиным!!! и заняться сочинительством музыки, а конкретно оперы «Князь Игорь», а затем стать ученым, коим был также А.П.Бородин, и сделать открытие для себя новых знаний. Представим ситуацию: каждый из вас композитор, перед вами лежит сценарий оперы. Нужно сочинять музыку. Проблемные вопросы. Учитель: На чем будет строится драматургия данной оперы? (Предложения учащихся ) Учитель: Попробуем разобраться, что тут верно, а что нет. Учитель: В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма древней Руси «Слово о полку Игореве», дополненная другими историческими документами, летописями. Кто из вас знаком с этим литературным произведением? О каком историческом событии рассказывается в летописи? Ученики: О походе князя Игоря на половцев. Учитель: Древний литературный памятник «Слово о полку Игореве», повествует о походе князя Игоря на половцев в XII веке. Но посвящен он не победам, которых немало знало русское оружие, а поражению, в результате которого князь был пленен, а его дружина уничтожена. Перед нами эпическое произведение. Чем характеризуется эпический жанр? Ученики: ЭПОС 1) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях 2) род литературный, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (свершившихся и вспоминаемых повествователем). Возникает в фольклоре (сказка, историческая песня, былина). Источник сюжета - народное предание, образы идеализированы и обобщены. |
Изучение нового материала. | Учитель: Обратимся к сюжету Пролога оперы «Князь Игорь». Соборная площадь заполнена народом, провожающим дружину князя в поход. Народ величает князя, желает ему победы над врагом. I остановка с ответами на поставленные ранее вопросы-задачи. Ответы детей. 1. Перед нами предстала картина величественной Древней Руси, большое торжество по поводу выступления дружины во главе с князем Игорем в поход против половцев; 2.Не только торжество, праздник, но и горе, слезы матерей, жен, отправляющих родных на войну; 3.Последствия войны - разоренные деревни и села, древние русские города, сожженные и разоренные половцами. Учитель: Какую форму выберем, для изображения народа? Ученики: Хор. Учитель: Какой характер музыки может быть? Ученики: Величавый, торжественный, с чередованием печали, может трагичности. Учитель: Слушаем начало пролога хор «Слава» «Реальное звучание»: выясняем, что совпало с творческим решением композитора данной сцены, а что нет, насколько оправдано применение этих музыкально-выразительных средств в данной сцене. Учитель: Внезапно начинается солнечное затмение. Непонятное явление кажется всем дурным предзнаменованием. Но Игорь остается непоколебимым. Он успокаивает народ: «Идем за правое мы дело, за веру, родину, за Русь». Все полны решимости. Учитель: Как вы отразите это в музыке? Какие эмоции могут испытывать люди, видя данное явление? Вывод: с учениками приходим к выводу, что решение сцены затмения в музыкальном плане зависит от эмоционального состояния народа , т.е. выражение в музыке воплощения ужаса и испуга людей перед неизвестным явлением природы. Слушаем Хор « Слава» Учитель : Почему именно хор использует Бородин. А не арию или ансамбль? Для чего? Ученики: Для показа русского народа. В Прологе он раскрывает первоначальный образ русского народа. Каким чувством пронизана музыка хора? Ученики: Торжественным, патриотическим. Внезапно наступившее затмение солнца - дурное предзнаменование, омрачает торжественность происходящего. Учитель: В показе образов половцев хоровые сцены также играют важную роль. Во II действии А. Бородин рисует стан кочевников. Завершается II действие хором половецких девушек-невольниц . В каком ладу будет звучать музыка? Ученики: В миноре, они же невольницы, спокойная. Может как воспоминание о родной стороне. Учитель: И у Бородина нежно и томно звучит хор половецких девушек- невольниц «Улетай на крыльях ветра» Учитель: Как же композитор изобразить образ половцев? Это воины - кочевники. Ученики: Музыка стремительная, воинствующая. Учитель: Какие инструменты могут передавать такое стремительное, виртуозное движение? Ученики: Скрипки, струнные. Учитель: Какое у них было оружие? Ученики: луки, стрелы, щиты. Учитель: Какие подберем для всего этого инструменты? Ученики: Барабаны, литавры, тарелки, медные духовые! Учитель: А какой выберем лад? Мажор или минор? Ученики: Мажор. Учитель: Как показать, что это восточный народ, самобытный? Ученики: Придать музыке восточные интонации. Учитель: Послушайте, как портрет половцев рисует композитор. «Половецкие пляски» Музыка Половецких плясок отличается убедительным воплощением восточных образов, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем - грацией и пластичностью. Четыре разнохарактерные сцены сливаются в непрерывном действии. Контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и легкая мальчиков. Заканчивается сцена общим буйным, темпераментным вихревым танцем.
|
Рефлексия. | Учитель: Сможем ли мы теперь ответить на наш вопрос? На чем строится драматургия данной оперы. Почему в драматургии оперы «Князь Игорь» столь велика роль хоровых сцен? Ученики: Идея столкновения двух враждебных сил определила общее композиционное строение оперы. Хор в опере появляется в узловые, важнейшие моменты действия. В Прологе он раскрывает первоначальный образ русского народа. Через хоровые сцены перед нами раскрывается образ и русского и половецкого народов.
|
Итог урока | 1На данном уроке мы увидели насколько построение драматургии нашего музыкального произведения и выбор средств художественной выразительности зависит от принципов драматургии его литературной основы. 2.Выяснили, что противопоставление двух образных сфер является основой композиционного строения оперы; 3. Раскрыли значимую роль хоровых сцен в оперном спектакле. На следующем уроке продолжим знакомство с оперой.
|