- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке (6 класс) в соответствии с ФГОС ООО
Рабочая программа по музыке (6 класс) в соответствии с ФГОС ООО
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заболотнева И.А. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нерастанновская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МКОУ
Нерастанновской СОШ
№____ от «___» ______2015 г.
_______ И. А. Заболотнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Искусство (Музыка)
(базовый уровень)
6 класс
Составитель: учитель музыки
МКОУ Нерастанновской СОШ
Заболотнева И.А.
Московская область, Чеховский район, п. Нерастанное
2015 год
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений) для V-VII классов, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва: "Просвещение", 2011 год, Предметная линия учебников Г.П. Сергеева, Е.Д Критская, которая составлена в соответствии с положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
Программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год. с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, в 2015-2016 учебном году.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современной школы, потребности педагога музыканта в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель программы - музыкальное образование и воспитание, развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает действительность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умений ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Задачи музыкального образования учащихся 6 класса:
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Форма работы: классно - урочная.
Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что - то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей, учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок.
Место предмета в учебном плане МКОУ Нерастанновской СОШ
В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ в 2015-2016 учебном году на изучения предмета Музыка в 6 классе выделяется 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основное содержание программы
Содержание и последовательность программного материла полностью соответствует, авторской программы, за исключения сокращения второго раздела на 1 час, согласно учебного графика МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год
№ п.п.
Разделы курса
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
1.
"Мир образов вокальной и инструментальной музыки"
17
17
2.
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
18
17
ИТОГО
35
34
Тема I полугодия: "Мир образов вокальной и инструментальной музыки" (17 часов)
На протяжении пяти лет обучения, ребята учились слышать в каждом произведении частицу жизни. Музыка, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры.
Музыка отражает жизнь и рождена самой жизнью: музыка о школе рождена самой школьной жизнью, музыка революции - самой революцией, музыка о войне - самой войной, спортивная музыка - самим спортом. Музыка веселая,
радостная - отражение человеческих радости и веселья, музыка печальная, грустная - отражает человеческую грусть и печаль. В 6 классе вопрос ставится глубже: если жизнь рождает музыку, то, как музыка воздействует на жизнь? Музыка сама по себе, непосредственно, не может оказывать какое - либо воздействие на жизнь. Но она способна с большой силой влиять на человека. Рождать в нем те или иные чувства и мысли, воспитывать в нем высокие человеческие качества или, наоборот, возбуждает низкие, примитивные чувства. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его отношение к миру, к людям, на его труде, на том, как он сам влияет на жизнь, как воздействует на нее. Значит, музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила. На новом и знакомом музыкальном материале усваивается основная мысль о связи музыки с жизнью - жизнь рождает музыку и музыка воздействует на жизнь. Хорошо усвоенное ребятами представление о жизненном содержании музыки значительно обогатится пониманием ее преобразующей роли. Во много раз расширится представление учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.
Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 ч).
После того, как ребята усвоили о влиянии музыки на человека, надо выяснить, в чем же заключается способность музыки оказывать это влияние.
Прежде всего, в самой музыке, в красоте ее звучания, которая определяется средствами музыкальной выразительности, а также ее правдивостью. Противоположность красоты - уродство, противоположность правды - ложь.
Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, успокоить или наоборот, подбодрить, развеселить человека. А что может сделать музыка уродливая и лживая? Только лишь вред принести человеку, изуродовать его духовный мир. Ребята учатся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту ее художественной формы в разных музыкальных жанрах: в вокальном сочинении, где важным помощником становится слово, а также и в симфонической музыке без «программных» заголовков, то есть учимся воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков.
Требования к планируемым результатам изучения программы 6 класса по Музыке
В результате изучения музыки учащиеся 6 класса должны:
- понимать жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- различать полифоническую и гомофонную музыку;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- уметь раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.
- развивать навыки исследовательской художественно - эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования
Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Личностные УУД: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
Познавательные УУД: стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД: решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности; развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.
Информационные УУД: владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию; развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета; увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Контроль знаний учащихся
-
№ урока
Тема урока
Вид контроля
Формы контроля
Текущий
(письменный, устный)
Тест, зачет, контрольная работа, диктант, практическая, лабораторная работа и т.д.
10.
Обобщающий урок. Музыкальная викторина.
Письменный
Музыкальная Викторина
34.
Заключительный урок - обобщение. Защита исследовательского проекта.
Устный
Защита проекта
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№ урока
Наименование разделов и тем уроков
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий)
Дата
Плановые сроки прохождения программы
Скорректированные сроки прохождения программы
тема I полугодия: "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"
I триместр
1.
1.
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов.
2.
2.
Старинный русский романс. Песня- романс. Мир чарующих звуков.
Осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира
3.
3.
Два музыкальных посвящения. «Вальс - фантазия».
Романс М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье».
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров.
4
4.
Портрет музыке. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль» С.В. Рахманинов
Формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных),
особенностям музыкальной культуры своего края.
5.
5
Музыкальный образ и мастерство исполнительства. Картинная галерея.
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой деятельности.
6.
6.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов
Осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона.
7.
7.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог.
8.
8.
«Старинный песенный мир». Песни Франца Шуберта. Баллада.
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, деятельности;
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
9.
9.
Баллада. «Лесной царь». Картинная Галерея.
Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
10
10.
Обобщающий урок. Музыкальная викторина.
Развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельной работы, работы в творческих тетрадях
II триместр
11.
11.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». Молитва
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, в процессе восприятия и исполнения народной музыки;
12.
12.
Образ духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог.
13.
13.
Образы скорби и печали. Реквием.
Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий)
14.
14. -15
Авторская песня прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня.
Применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования
15
16.-17.
Джаз искусство XX века. Спиричуэл и блюз. Джаз - музыка легкая или серьезная?
Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог.
тема II полугодия "Мир образов камерной и симфонической музыки"
16.
18.
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины.
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки
17.
19.
Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.
Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
18.
20.
Инструментальный концерт «Времена года». Итальянский концерт.
Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
19.
21.
Космический пейзаж. «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.
Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
III триместр
20.
22.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. «Тройка». Вальс. «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки
21.
23.
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров
22.
24.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость.
Идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий
23.
25.
Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта».
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров
24.
26.
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки
25.
27.
Мюзикл «Вестсайдская история».
Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог
26.
28.
Опера «Орфей и Эвридика».
Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог
27.
29
Образы киномузыки «Ромео и Джульетта№ в кино XX века.
Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства
28.
30.
Музыка в отечественном кино.
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, деятельности;
29.
31.
Исследовательский проект.
Применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
30.
32.
Исследовательский проект.
Увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ
31.
33.
Исследовательский проект.
Адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе участия в исследовательских проектах
32.
34.
Заключительный урок - обобщение. Защита исследовательского проекта.
Адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе участия в исследовательских проектах;
Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской деятельности
Перечень учебно-методическое обеспечения
-
Программа «Музыка 5- 7 классы. М., Просвещение, 2011г.
-
Примерные программы по учебным предметам Музыка 5-7 классы, М, Просвещение, 2011 г.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2011г
-
Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012 г.
-
Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012 год.
-
«Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2012 г.
7. Электронные мультимедийные энциклопедии.
8. Коллекции русской и зарубежной классической музыки, а также цифровые копии шедевров русского и зарубежного искусства, расположенные на сайте цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru
9. Комбинированные образовательные программы
10. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР)
11. Музыкальные редакторы (запись «минусовок», конвертирование формата песенного материала из karaoke или midi.)
Приложение: Контрольно- измерительные материалы.
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол № ___ от «___» ______ 2015 г.
Рук. ШМО _______ Л.М. Бурых
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________Л.С. Орешкова
от «__» ______2015 г.