Конспект урока по музыке Картины родной природы. Э. Григ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Картины родной природы. Творчество Э.Грига.

Наталья Леонидовна Пономаренко-Сколотяная

Учитель музыки, МОУ АР СОШ № 4 пос. Нижний Куранах

Аннотация

В процессе урока учащиеся знакомятся с творчеством норвежского композитора Э.Грига, историей написания музыкального произведения «Утро». В творческой работе учащиеся выражают свой взгляд посредством изобразительного искусства на заданную тему. В тоже время элементы арттерапии способствуют эмоциональной разрядки, снятию умственного напряжения, утомления. Выполнение творческого задания является наиболее эффективным приемом оптимизации психического состояния учащихся. Вовлечение в творческую деятельность ученикам представляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, что благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством норвежского композитора Э.Грига

Задачи:

-воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального,

изобразительного и литературного искусства;

- совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

-формирование умения перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого (с «языка» живописи на «язык» музыки).

-развитие эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки;

-развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу;

-развитие творческого мышления, воображения;

Оборудование:

 компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.

Программное обеспечение:

 компьютерная презентация в Power Point, СD диски.

Материалы к уроку: в подготовке к уроку использовались материалы Н.Б. Улашенко, С.Есенина «Восход солнца», А.Пушкин, «Зимнее утро».

Виды деятельности учащихся:

  • слушание музыки

  • выполнение творческого задания

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

*объяснительно-иллюстративный

*частично-поисковый

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

*ситуация занимательности

*сравнение, анализ, обобщение

*приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

*словесные

*наглядные

*практические

по назначению и дидактическим задачам

*приобретение знаний

*формирование умений и навыков

*применение знаний

*повторение

Приёмы:

 слушание

 исполнение

Структура урока:

1. Музыкальное приветствие

2. Организационный момент

3. Беседа по теме урока

4. Слушание «Утро» Э.Грига

5. Выполнение творческой работы

6. Комментарии к работам учащихся

7. Итог урока

8. Музыкальное прощание

Ход урока:


1. Вход учащихся: музыка «Утро» В.Салманова. (слайд- «Добро пожаловать в мир музыки»)

2.-Здравствуйуте, ребята. На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка всегда что-то выражает. Может изображать танцы (слайд Р.Щедрин, «Золотые рыбки - изображается морское царство), (слайд Э.Григ - «Шествие гномов»).

3. Сегодня мы с вами послушаем произведение Э.Грига «Утро», давайте представим себе, что хотел изобразить в этом произведении композитор, и выразим пробуждение природы в своих работах.

-Но для начала определим с вами, что такое утро? Что такое восход солнца? (Слайд с изображением восхода солнца)

-Представьте себе, что все в природе спит. Лес, речка, ручеек тихонечко журчит между камешками, будто боится нарушить тишину. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама-белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. (Тихо звучит произведение Э.Грига «Утро»)

-Небо синее-синее. Звезды большие, яркие, на небе полная луна, на речке от нее лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где, кажется, что небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и одна за другой угасать. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.

- А вот как описал восход солнца русский поэт Сергей Есенин: (слайд- портрет С.Есенина) Загорелась зорька красная в небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная в своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко отразили в небе свет,

И рассыпались далеко от них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые расстилаются вокруг.

-Так же красиво описал и Александр Сергеевич Пушкин утро в своем произведении «Зимнее утро»: (слайд- портрет А.С.Пушкина)

Под голубыми небесами великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

-Норвежский композитор Э.Григ (слайд- портрет Э.Грига) всю красоту утренней природы описал в своем произведении. Послушайте такую историю…

Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, бодра, что Григу захотелось что-то ей подарить, но у него с собой ничего не было. И тогда он решил подарить ей музыку. «Только не сейчас, -сказал он,- маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». И вот девочка выросла, когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18-ти лет. Девочка вспомнила свою встречу с седым старичком и его обещание. Так было написано произведение «Утро»

4.«Утро»- прослушивание.

-А как вы думаете, что представила себе девочка Дагни?

Ответы учащихся.

-Ребята, а какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы?

Ответы учащихся.

-Быстрая или медленная, плавная мелодия?

Ответы учащихся.

-Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца?

Ответы учащихся.

- Многие художники изображали утро на своих полотнах (слайды - Рылов, «В голубом просторе», «Зимние узоры»; И.Левитан, «Март»; И.Чуйков, «Утро»)

-Посмотрите, какие краски брали для своих работ художники?

Ответы учащихся.

5. А теперь приготовьте краски, расположите поудобнее свои альбомы и … начнем фантазировать.

На фоне произведения «Утро» учащиеся выполняют творческие работы.

- Ребята, ваша фантазия безгранична, экспериментируйте, фантазируйте.

6.В конце урока, учащиеся комментируют свои работы, рассказывают, почему они именно так изобразили утро, использовали именно эти краски.

7. Итог урока. Итак, скажите, пожалуйста, с каким произведением мы с вами сегодня познакомились, и кто автор? Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Ответ учащихся.

-Сегодня мы с вами слушали произведение Грига Э. «Утро» и рисовали картины под впечатлением этой музыки. Лучшие и интересные работы украсят наш стенд в классе «Дети рисуют музыку».

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, внимание, сотворчество.

8.Музыкальное прощание.


© 2010-2022