• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект открытого урока «Анализ содержания музыкального произведения-важнейший аспект работы над созданием формы и художественного образа»

Конспект открытого урока «Анализ содержания музыкального произведения-важнейший аспект работы над созданием формы и художественного образа»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект учебного занятия

I. Общие сведения:

Предмет: музыкальный инструмент аккордеон:

Класс: 5 класс отделение народных инструментов:

  • Краткая характеристика: Никаноров Егор 11 лет;

  • Время и место проведения занятий февраль 2015год, кабинет №18 МБОУДОД ШИ г. Завитинска

II. Тема занятия:

« Анализ содержания музыкального произведения- важнейший аспект работы над созданием формы и художественного образа».

III. Место в учебном курсе.

Образовательная программа « Аккордеон»

Данное занятие является продолжением работы над произведениями. Разговор с ребенком и работа над произведениями строится на знаниях, полученных на предыдущих уроках, приобретенные знания и умения, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других, так как выразительность исполнения, наряду с технической - исполнительской базой, является важной составляющей в работе музыканта над созданием художественного образа произведений.

IV. Образовательный потенциал занятий.

Стимулирование самостоятельной творческой деятельности учащихся.

V. Тип занятий и обоснованность его выбора:

Урок комбинированного типа, на котором совмещается несколько дидактических задач и прослеживается взаимосвязь основных частей учебного занятия: проверка выполнения домашнего задания, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков, анализ, обобщение и систематизация изученного, применение знаний и умений на практике.

VI. Цель: Достичь эмоциональности в исполнении произведений через развитие познавательных процессов и опыт собственной музыкальной деятельности учащегося.

Задачи:

Обучающие:

  • научить анализировать музыкальное содержание произведений, грамотно работать над текстом;

  • умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для эмоционального, выразительного воспроизведения музыкального материала;

  • научить применять полученные навыки и умения не только со стороны технического исполнения, но и для создания живого, выразительного образа;

  • выделить основные моменты, влияющие на создание единой формы в конкретных произведениях.

Развивающие:

  • развить умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального произведения:

  • способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости:

  • стимулировать творческую активность.

Воспитывающие:

  • поддерживать интерес к музыке;

  • формировать позицию активного сопереживания исполняемых произведений;

  • способствовать формированию таких качеств как: инициативность, самостоятельность.

VII. Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение, анализ текста, структуры музыкального произведения, практические занятия;

Наглядные: видеоматериалы, показ, исполнение педагогам на инструменте;

Практические: работа на инструменте, исполнение отдельных структур произведения вместе с преподавателем.

VIII. Форма организации работы: индивидуальное занятие в исполнительском классе, направленное на теоретическое и практическое освоение музыкального произведения.

IX.Структура учебного занятия (этапы учебного занятия)

Вводная часть. 2 мин.

Организация начала занятия.

Мотивация ученика на совместную деятельность.

Основная часть. 34 мин.


  • Проверка домашнего задания и работа над созданием художественного образа в музыкальных произведениях. Теоретическое и практическое освоение музыкального текста с позицией образного, содержательного, структурного плана произведений. Просмотр видео материалов.

  • Совместный анализ средств художественной выразительности. Исполнение с педагогом отдельных структур. Выбор иллюстраций, соответствующих настроению, раскрытию содержания произведений.

  • Сравнительный анализ тонального, динамического, фактурного, ритмического планов в пьесах. Поиск способов для достижения выразительного исполнения.

  • Анализ произведений. Проверка знаний и умений ученика.

  • Финальное исполнение произведений.

Подведение итогов. 4 мин.

  • Самоанализ ученика работы над произведениями.

  • Оценка результатов урока педагогом.

  • Домашнее задание.

X. Музыкальный материал.

1. П. Пиццигони Вальс-мюзет «Свет и Тени»

2. А. Куклин Хоровод.

3. р.н.п. « Ах вы, сени, мои сени » обр. В. Иванова.

ХI. Оборудование: аккордеон -2 шт., пульт, нотный материал, стулья, компьютер.

ХОД УРОКА

  1. Вводная часть.

Приветствие, представление ученика, сообщение темы урока.

2.Основная часть.

Вступительное слово педагога:

Правильное воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства, не увлекает слушателя. Необходимо, чтобы исполнитель не только изучил произведение, но и внутренне «пережил» его, глубоко сроднился с ним и почувствовал его красоту.

Важнейшая задача исполнителя - выявление самых существенных черт художественного образа.

Педагог: В начале нашего урока сыграй пожалуйста гамму А-dur комплексом четвертными, восьмыми, шестнадцатыми различными штрихами, арпеджио, аккорды.

Добивались единого метроритма, легкости, виртуозности и правильной смены меха. Подкладывания и перекладывания должны быть незаметные и не мешать ведению мелодической линии.

Педагог: Предлагаю начать наш урок с работы над пьесой современного композитора П.Пиццигони «Свет и тени».

Перед исполнением этого произведения я задаю вопросы ученику:

  • Расскажи о жанре этого произведения?

  • Какой характер музыки?

  • Сколько в нем частей?

Эти вопросы активизируют, заостряют внимание и приучают ученика прислушиваться к своему исполнению.

Ученик очень увлеченно рассказывает о музыке.

Далее преподаватель предлагает ученику послушать это произведение в исполнении профессионального музыканта Вячеслава Обросимова.

Педагог: Тебе понравилось выступление артиста?

Ученик: Очень понравилось

Педагог: А что тебе понравилось в его выступлении?

Ученик: Он очень хорошо играет с душой. Его интересно слушать.

Педагог: Согласна. Вячеслав очень эмоционально играет. А как выразительно звучит его инструмент! Хочешь научиться играть так же как он?

Ученик: Очень хочу.

Педагог: Ты догадался, к чему мы будем стремиться с тобой на уроке, какую цель преследовать?

Ученик: Научиться играть выразительно.

Педагог: Мы с тобой постараемся выразительно исполнить произведение, которое взяли в работу. Нужно не только научиться читать нотный текст, что ты уже умеешь делать, но увидеть в нотных знаках зашифрованный в них образ. Тогда ты сможешь играть так же выразительно, как Вячеслав Абрамов.

Педагог: Вальс - мюзет, что это за произведение?

Ученик: Мюзет - французский старинный народный танец. Темп быстрый. Исполняется под аккомпанемент мюзета (волынки) - отсюда и название танца.

Педагог: Какой характер? Какая форма произведения?

Ученик: Характер веселый, танцевальный. Пьеса написана в форме рондо.

Педагог: Пьеса написана в стиле французского вальса, чему полностью соответствует название. Мажорный лад. В триолях необходимо добавить легкости штриха, метроритмической ровности, четкой артикуляции. Разделили текст по предложениям, фразам, мотивам. Находили кульминации в каждой части. Триоли играли с опорой на 1 долю. При работе со второй частью полезно триоли вначале сложить в аккорды и затем вернуться к первоначальному изложению. Поиграть разные штрихи. Восходящие и нисходящие движения должны звучать воздушно и грациозно. Тема движение подчиняются мелодии. Аккомпанемент исполняется легко и воздушно. Переходы между частями осмысленные в едином темпе. Отрабатывали смену меха между фразами. В последней части ( характер мелодичный , певучий) работали над динамической линией и интонационной выразительностью. В заключении преподаватель просит ученика сыграть всю пьесу целиком сохраняя форму А В А С А и музыкально-художественный образ.

Педагог: Предлагаем послушать следующее произведение в исполнении Егора А. Куклин «Хоровод».

Педагог: Расскажи, что ты знаешь об авторе?

Ученик: Современный композитор, преподаватель музыкальной школы в городе Слободском Кировской области. Он написал несколько сборников пьес для баяна (аккордеона)

Педагог: Для каждого им созданного произведения характерна яркая образность, обычно заложенная в программном названии. Он прекрасный мелодист. Хорошо знает свой инструмент, поэтому его пьесы всегда удобны для исполнения.

Педагог: Какой характер у пьесы?

Ученик: Мелодичный, воодушевленный, страстный.

Педагог: Характер выражается интонационными оборотами, плавным певучим звучанием и неторопливым темпом. По жанровой принадлежности он стал на грани с романсом или ариозо. Это как разговор, даже рассказ от первого лица (тогда как в хороводе чаще всего обезличенное «мы»).

Волнительное вступление, где беспокойная ритмическая фигура двух 16-х и восьмой с нисходящей секундой успокаивается только к 4-му такту.

Тема - это мелодия, сочетающая в себе и вокальное начало (вступления первой и второй фраз), и инструментальное (вставки 16-ми, явно обыгрывающие скрытую тему) и оркестровое (со сменой диапазона явно слышаться новые инструменты оркестра). Нашей задачей является вначале услышать, оркестровать для себя проведение темы, а затем и донести до слушателя средствами своего инструмента (динамикой, агогикой, артикуляцией) расширенную картинку исполнения вокальной темы в сопровождении народного оркестра.

Во 2-й вариационной части пытались сохранить фразировку и динамику самой темы, добивались сквозного развития к кульминации.

Педагог: Егор, что ты можешь рассказать о 3-й части.

Ученик: Эта кульминация всего произведения.

Педагог: Правильно. Вступают все инструменты оркестра. Тема с расширением. Необходимо в окончании, для того чтобы не затянуть его, нужно помнить об изначальной пульсации четвертей в этой пьесе

(это просто танцевальный шаг хоровода). Отрабатывали наиболее развернутую и мощную финальную кульминацию, что является важным элементом музыкальной выразительности.

Педагог: В заключении нашего урока фрагментами поработаем над р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени» обр. В.Иванова.

Обработка русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени» написана в

форме традиционных вариаций: тема + вариации.

Педагог: Сыграй, пожалуйста, тему и дай ей характеристику.

Ученик: Тема состоит из 8 тактов, мажорный лад. Характер бодрый, . озорной, веселый.

Педагог: Движение меха и пальцев должны быть активными. Не

забывай правильно менять мех из-за такта. В обработке русской

народной песни нужно исходить из текста:

Ах вы, сени, мои сени.

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решетчатые!

Выходила молодица

За новые ворота,

Выпускала сокола

Из правого рукава

На полетике соколику наказывала:

« Ты лети, лети, соколик, высоко и далеко»

И высоко и далеко

На Родину сторону

На родимой на сторонке

Грозен батюшка живет.

Он и грозен, сударь грозен,

Да не милостив;

Не пускает молодицу

Поздно вечером одну.

Не велит поздно ходить,

С молодцами говорить.

Не послушаю отца,

Эх, потешу молодца.

Основываясь на его содержание, автор и строит музыкальные вариации. Исходя из этого текста, преподаватель с учеником нарисовали, а затем восстановили ожившие в музыке сценки. Одна из вариаций принадлежит образу девушки, слышны интонации печали и грусти (девичий хоровод). В другой слышен диалог грозного отца и дочери, эта вариация построена на динамическом контрасте. Все вариации основаны на фактурных изменениях темы ( так называемые фигурационные и орнаментальные вариации).

В первой вариации тема излагается в пассажах шестнадцатыми нотами, поэтому очень важно услышать тему и ее выделить. В мелких пальцевых движениях добивались ровности и динамического развития к кульминации.

Вторая вариация изложена в партии левой руки. Характер исполнения меняется - жесткий, решительный, штрих нон легато (тема отца).

Педагог: Сыграй тему более сильным натяжением меха. Фразировку и агогику необходимо сохранить в теме баса.

В третьей вариации, как и в первой - движение шестнадцатыми нотами. Добивались легкости, полетности и осмысленного голосоведения.

В четвертой вариации фактура усложняется, наполняется двухголосием. Выделяя верхний голос, необходимо делать легкие акценты мехом.

На заключительном этапе особое внимание уделили подготовке общей кульминации. Отрабатывали четкость артикуляции и динамичность звука.

Задание:

Исполнить произведение так, чтобы нотный текст не просто зазвучал, а заговорил и рассказал нам удивительную историю.

Педагог: Во время исполнения, я следила за твоей мыслью, и понимала, о чем ты говоришь, кого изображаешь. Молодец!

Подведение итогов.

Самоанализ учеником работы над произведениями.

Вопросы:

Что нового ты узнал на уроке?

Чему научился?

Получилось ли у тебя создать образы героев произведений?

Что было сыграно не очень убедительно?

Над чем нужно поработать, чему уделить внимания?

Ученик отвечает на вопросы, анализирует свою работу.

Оценка результатов работы педагогом, домашнее задание.

Педагог: Считаю, что урок прошел плодотворно. Ты научился анализировать текст музыкального произведения. Думаю, что ты успешно выступишь на концерте, и сыграешь пьесы эмоционально и выразительно. Я уверена, что у тебя все получиться. Ты сегодня прекрасно потрудился. Благодарю тебя за работу.

Запись в дневнике домашнего задания. Выставление оценки за урок.

Педагог: Урок окончен. До свидания.

© 2010-2022