Обобщающий урок-сказка в 1-м классе «Праздник музыки»

Урок проводится в конце I четверти 1-ого класса. Обобщение темы «Три кита в музыке - песня, танец, марш». Урок построен в виде сказки, в которой присутствуют известные детям сказочные персонажи: Баба Яга, Леший, Кот Матвей. Этих персонажей могут сыграть заранее подготовленные учащиеся из классов постарше.Дети сами учат сказочных героев распознавать музыкальные жанры - песню, танец и марш. Звучат знакомые учащимся музыкальные произведения. Они вспоминают их авторов и названия. Дети поют выученные...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Методическая разработка урока музыки


«Праздник музыки»


обобщающий урок-сказка в 1 классе I четверти.









Автор Шпилевая Татьяна Викторовна

учитель музыки МАОУ СОШ №96



Краснодар.


Праздник музыки.


Обобщающий урок - сказка.

1-й класс, I четверть.


Цель урока: закрепление полученных знаний, умение применять свои знания в игровой форме урока.

Оборудование: Таблицы с надписями: «песня», «танец», «марш»; картинки с изображением детей поющих, танцующих, марширующих; флажки на каждого ребенка красного, синего и зеленого цвета; портрет П.И.Чайковского; заячьи шапочки; фланелеграф и различные фигурки для него; фонохрестоматия.

Ход урока.

Организация учащихся на уроке: вход под музыку И.Дунаевского «Школьные годы», музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы устроим праздник музыки и выясним, чему вы научились на наших уроках. А самыми почетными гостями у нас будут три основы музыки, «три кита» - песня, танец и марш. Вы уже знаете, что «три кита» дружат друг с другом, потому что часто встречаются в одном музыкальном произведении. А дружба, как известно, помогает всегда и во всем. Давайте и мы начнем наш концерт с песни о дружбе.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной» муз. В.Шаинского, сл. М.Танича.


В класс входят старшие дети в костюмах сказочных героев: Бабы Яги, Лешего, Кота Матвея.

Яга: Кто это тут распелся?

Леший: Ты, что, старая, ослепла? Не видишь, сколько здесь собралось мальчишек и девчонок?

Кот: И чего они сюда забрели? Покой весь нарушили? Про дружбу какую-то пели!

Яга: (к детям) А разрешите поинтересоваться, что вы тут делаете?

Учитель: У нас сегодня праздник «трех китов» - трех основ музыки. Ребята, как они называются?

Дети: Песня, танец, марш.

Учитель: А вас - Баба Яга, Леший и Кот Матвей - мы тоже приглашаем.

Кот: интересно, а куда мы вообще-то попали, что это за здание?

Учитель: Это школа. Здесь дети учатся.

Леший: Все, чему нужно, я в лесу научился: пугать, обманывать, обижать…

Яга: Правильно, Леший! А здесь чему можно научиться?

Учитель: Ребята, давайте споем песню «Чему учат в школе» и наши гости сразу все поймут.

Исполнение песни «Чему учат в школе» В.Шаинского.


Леший, Кот Матвей и Баба Яга переговариваются между собой.

Кот: Надо им как-то помешать.

Леший: Ведь они дети. Давайте их напугаем, они и сами из школы убегут.

Кот: Ты что, Леший, не видел какой взгляд у мальчишек серьезный и внимательный. Видать ничего не боятся. И девчонки им подстать.

1.

Яга: Я знаю что делать! Давайте возьмем и украдем у них «трех китов».

Кот: Точно!

Леший, Кот Матвей и Баба Яга забирают со стола картинки с изображением детей.

Учитель: Ребята, что же нам теперь делать? Ведь музыка не может существовать без марша, танца и песни. Баба Яга, Леший, Кот Матвей, верните нам, пожалуйста, «трех китов». Мы вас очень просим.

Яга: (посовещавшись) Хорошо! Мы вам вернем, но только если вы их угадаете по музыке.

Учитель: Ну что, ребята, вы сможете узнать по музыке, где звучит песня, марш и танец? (Раздает детям трехцветные флажки, напоминает, как ими пользоваться).

Яга: Ну, тогда вот мое первое задание!

Слушание: «Итальянская полька» С.Рахманинова.


Дети флажком определяют жанр - танец.

Учитель: Как называется этот танец? Кто его написал?

Дети: «Итальянская полька» С.Рахманинова.

Учитель: Давайте отметим хлопками акценты в конце музыкальных фраз.

Исполнение с хлопками.


Яга: Ну ладно. Вы угадали. А какой «кит» сейчас прозвучит?

Слушание: Вальс из балета П.Чайковского «Спящая красавица».


Дети флажком определяют жанр - танец.

Учитель: Как называется этот танец? Откуда он? Какой композитор написал эту музыку? Какие балеты П.И.Чайковского вы еще знаете?

Дети: Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Яга: Какие вы умные!

Учитель: Ребята, давайте научим Бабу Ягу отличать вальс от польки. Чем они отличаются?

Дети: Полька всегда звучит быстро, весело, отрывисто. Под нее хочется подпрыгивать. А вальс плавный, под него кружатся.

Яга: Делать нечего. Я возвращаю вам «танец». (Ставит на место картинку с танцующим ребенком).

Леший: Ну, теперь моя очередь. Мою загадку разгадайте!

Слушание: «Марш» С.Прокофьева.


Дети с помощью флажков определяют жанр - марш.

Учитель: Правильно, ребята. Это - «Марш» С.Прокофьева. (К Лешему). Ты знаешь, Леший, что марши бывают разные. Скажите, ребята, для кого могут быть написаны марши?

Дети: Для военных, для спортсменов, для школьников (детей), для игрушек.

Учитель: А чем они отличаются? Например, для солдат и для школьников? (Напевает мелодии маршей).

Дети: Для Военных марш серьезный, тяжелый, неторопливый, с низкими звуками, а для

2.

школьников марш светлый, легкий, более подвижный, веселый, с высокими звуками.

Леший: Ну, тогда я вам тоже отдам «Марш».

Учитель: А теперь от меня загадка. Какой «кит» сейчас прозвучит?

Слушание: «Танец с кубиками» П.Чайковского.


Дети с помощью флажков определяют жанр - танец-марш.

Учитель: (Объявляет название произведения, автора) Музыка всегда звучала одинаково? Сколько частей в этом произведении? Были похожие друг на друга части?

Дети: Здесь три части. Первая и третья были одинаковые.

Учитель на фланелеграфе с помощью фигурок выкладывает трехчастную форму музыки.

Учитель: Какая из этих частей носит более маршевый характер, а какая более танцевальный?

Дети: Первая и третья - маршевый, вторая - танцевальный.

Учитель: Давайте сейчас будем маршировать пританцовывая: мягко, не топая.

Разучивание движений: 1, 3 части - марш со свободным движением рук, 2 часть - марш на носочках, руки на поясе.

Исполнение марша - танца.


Кот: (зло) Что-то вы развеселились. Вы не забыли, что у меня остался еще один «кит»?

Учитель: Нет, не забыли. Ребята, какой «кит» остался у Кота Матвея?

Дети: «Песня».

Учитель: Ребята, давайте споем Коту Матвею песню «Во поле береза стояла», чтобы он стал добрее. Только скажите, кто придумал эту песню - композитор или народ?

Дети: Это русская народная песня.

Исполнение песни «Во поле береза стояла» (р.н.п.)


Учитель: Ребята, а что самое важное в песне? Что мы называем «душой музыки»?

Дети: Мелодия.

Кот: Так и быть. Я тоже вам отдам «песню». (Ставит на место картинку с поющим ребенком).

Учитель: (К сказочным персонажам) А вы знаете, что вся музыка записывается разными знаками. Они называются нотами. Ребята, как они называются?

Дети: До, ре, ми…

Учитель: Давайте споем песню про «Семь подружек».

Исполнение песни «Семь подружек» муз. В.Дроцевич, сл. В.Сергеева.


Учитель: (показывая на картинки) Ну вот, все наши «Три кита» снова вместе. Вы уже знаете, что в каждом музыкальном произведении обязательно есть одна из этих основ музыки, но песня, танец и марш могут встречаться вместе. И в подтверждении этого давайте споем еще одну песню про веселого музыканта и покажем на каких инструментах они играют, а зайчата нам потанцуют. (Выбирает по желанию трех ребят, одевает им заячьи шапочки).

Исполнение песни «Веселый музыкант» А.Филиппенко.

3.

Леший: Теперь мы все поняли.

Яга: Мы поняли, что нам нужно очень многому научиться.

Кот: Мы сейчас пойдем в лес и всем лесным жителям расскажем, что в школе учиться обязательно нужно.

Все: До свидания! (Уходят из класса).

Учитель: Вы, ребята, молодцы! Славно разгадывали музыкальные загадки! По-моему, праздничный концерт у нас всетаки получился. Я хочу, чтобы музыка стала вашим настоящим другом.

Выход из класса под музыку И.Дунаевского «Школьные годы».









































4.


© 2010-2022