- Преподавателю
- Музыка
- Обобщающий урок-сказка в 1-м классе «Праздник музыки»
Обобщающий урок-сказка в 1-м классе «Праздник музыки»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шпилевая Т.В. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока музыки
«Праздник музыки»
обобщающий урок-сказка в 1 классе I четверти.
Автор Шпилевая Татьяна Викторовна
учитель музыки МАОУ СОШ №96
Краснодар.
Праздник музыки.
Обобщающий урок - сказка.
1-й класс, I четверть.
Цель урока: закрепление полученных знаний, умение применять свои знания в игровой форме урока.
Оборудование: Таблицы с надписями: «песня», «танец», «марш»; картинки с изображением детей поющих, танцующих, марширующих; флажки на каждого ребенка красного, синего и зеленого цвета; портрет П.И.Чайковского; заячьи шапочки; фланелеграф и различные фигурки для него; фонохрестоматия.
Ход урока.
Организация учащихся на уроке: вход под музыку И.Дунаевского «Школьные годы», музыкальное приветствие.
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы устроим праздник музыки и выясним, чему вы научились на наших уроках. А самыми почетными гостями у нас будут три основы музыки, «три кита» - песня, танец и марш. Вы уже знаете, что «три кита» дружат друг с другом, потому что часто встречаются в одном музыкальном произведении. А дружба, как известно, помогает всегда и во всем. Давайте и мы начнем наш концерт с песни о дружбе.
Исполнение песни «Когда мои друзья со мной» муз. В.Шаинского, сл. М.Танича.
В класс входят старшие дети в костюмах сказочных героев: Бабы Яги, Лешего, Кота Матвея.
Яга: Кто это тут распелся?
Леший: Ты, что, старая, ослепла? Не видишь, сколько здесь собралось мальчишек и девчонок?
Кот: И чего они сюда забрели? Покой весь нарушили? Про дружбу какую-то пели!
Яга: (к детям) А разрешите поинтересоваться, что вы тут делаете?
Учитель: У нас сегодня праздник «трех китов» - трех основ музыки. Ребята, как они называются?
Дети: Песня, танец, марш.
Учитель: А вас - Баба Яга, Леший и Кот Матвей - мы тоже приглашаем.
Кот: интересно, а куда мы вообще-то попали, что это за здание?
Учитель: Это школа. Здесь дети учатся.
Леший: Все, чему нужно, я в лесу научился: пугать, обманывать, обижать…
Яга: Правильно, Леший! А здесь чему можно научиться?
Учитель: Ребята, давайте споем песню «Чему учат в школе» и наши гости сразу все поймут.
Исполнение песни «Чему учат в школе» В.Шаинского.
Леший, Кот Матвей и Баба Яга переговариваются между собой.
Кот: Надо им как-то помешать.
Леший: Ведь они дети. Давайте их напугаем, они и сами из школы убегут.
Кот: Ты что, Леший, не видел какой взгляд у мальчишек серьезный и внимательный. Видать ничего не боятся. И девчонки им подстать.
1.
Яга: Я знаю что делать! Давайте возьмем и украдем у них «трех китов».
Кот: Точно!
Леший, Кот Матвей и Баба Яга забирают со стола картинки с изображением детей.
Учитель: Ребята, что же нам теперь делать? Ведь музыка не может существовать без марша, танца и песни. Баба Яга, Леший, Кот Матвей, верните нам, пожалуйста, «трех китов». Мы вас очень просим.
Яга: (посовещавшись) Хорошо! Мы вам вернем, но только если вы их угадаете по музыке.
Учитель: Ну что, ребята, вы сможете узнать по музыке, где звучит песня, марш и танец? (Раздает детям трехцветные флажки, напоминает, как ими пользоваться).
Яга: Ну, тогда вот мое первое задание!
Слушание: «Итальянская полька» С.Рахманинова.
Дети флажком определяют жанр - танец.
Учитель: Как называется этот танец? Кто его написал?
Дети: «Итальянская полька» С.Рахманинова.
Учитель: Давайте отметим хлопками акценты в конце музыкальных фраз.
Исполнение с хлопками.
Яга: Ну ладно. Вы угадали. А какой «кит» сейчас прозвучит?
Слушание: Вальс из балета П.Чайковского «Спящая красавица».
Дети флажком определяют жанр - танец.
Учитель: Как называется этот танец? Откуда он? Какой композитор написал эту музыку? Какие балеты П.И.Чайковского вы еще знаете?
Дети: Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Яга: Какие вы умные!
Учитель: Ребята, давайте научим Бабу Ягу отличать вальс от польки. Чем они отличаются?
Дети: Полька всегда звучит быстро, весело, отрывисто. Под нее хочется подпрыгивать. А вальс плавный, под него кружатся.
Яга: Делать нечего. Я возвращаю вам «танец». (Ставит на место картинку с танцующим ребенком).
Леший: Ну, теперь моя очередь. Мою загадку разгадайте!
Слушание: «Марш» С.Прокофьева.
Дети с помощью флажков определяют жанр - марш.
Учитель: Правильно, ребята. Это - «Марш» С.Прокофьева. (К Лешему). Ты знаешь, Леший, что марши бывают разные. Скажите, ребята, для кого могут быть написаны марши?
Дети: Для военных, для спортсменов, для школьников (детей), для игрушек.
Учитель: А чем они отличаются? Например, для солдат и для школьников? (Напевает мелодии маршей).
Дети: Для Военных марш серьезный, тяжелый, неторопливый, с низкими звуками, а для
2.
школьников марш светлый, легкий, более подвижный, веселый, с высокими звуками.
Леший: Ну, тогда я вам тоже отдам «Марш».
Учитель: А теперь от меня загадка. Какой «кит» сейчас прозвучит?
Слушание: «Танец с кубиками» П.Чайковского.
Дети с помощью флажков определяют жанр - танец-марш.
Учитель: (Объявляет название произведения, автора) Музыка всегда звучала одинаково? Сколько частей в этом произведении? Были похожие друг на друга части?
Дети: Здесь три части. Первая и третья были одинаковые.
Учитель на фланелеграфе с помощью фигурок выкладывает трехчастную форму музыки.
Учитель: Какая из этих частей носит более маршевый характер, а какая более танцевальный?
Дети: Первая и третья - маршевый, вторая - танцевальный.
Учитель: Давайте сейчас будем маршировать пританцовывая: мягко, не топая.
Разучивание движений: 1, 3 части - марш со свободным движением рук, 2 часть - марш на носочках, руки на поясе.
Исполнение марша - танца.
Кот: (зло) Что-то вы развеселились. Вы не забыли, что у меня остался еще один «кит»?
Учитель: Нет, не забыли. Ребята, какой «кит» остался у Кота Матвея?
Дети: «Песня».
Учитель: Ребята, давайте споем Коту Матвею песню «Во поле береза стояла», чтобы он стал добрее. Только скажите, кто придумал эту песню - композитор или народ?
Дети: Это русская народная песня.
Исполнение песни «Во поле береза стояла» (р.н.п.)
Учитель: Ребята, а что самое важное в песне? Что мы называем «душой музыки»?
Дети: Мелодия.
Кот: Так и быть. Я тоже вам отдам «песню». (Ставит на место картинку с поющим ребенком).
Учитель: (К сказочным персонажам) А вы знаете, что вся музыка записывается разными знаками. Они называются нотами. Ребята, как они называются?
Дети: До, ре, ми…
Учитель: Давайте споем песню про «Семь подружек».
Исполнение песни «Семь подружек» муз. В.Дроцевич, сл. В.Сергеева.
Учитель: (показывая на картинки) Ну вот, все наши «Три кита» снова вместе. Вы уже знаете, что в каждом музыкальном произведении обязательно есть одна из этих основ музыки, но песня, танец и марш могут встречаться вместе. И в подтверждении этого давайте споем еще одну песню про веселого музыканта и покажем на каких инструментах они играют, а зайчата нам потанцуют. (Выбирает по желанию трех ребят, одевает им заячьи шапочки).
Исполнение песни «Веселый музыкант» А.Филиппенко.
3.
Леший: Теперь мы все поняли.
Яга: Мы поняли, что нам нужно очень многому научиться.
Кот: Мы сейчас пойдем в лес и всем лесным жителям расскажем, что в школе учиться обязательно нужно.
Все: До свидания! (Уходят из класса).
Учитель: Вы, ребята, молодцы! Славно разгадывали музыкальные загадки! По-моему, праздничный концерт у нас всетаки получился. Я хочу, чтобы музыка стала вашим настоящим другом.
Выход из класса под музыку И.Дунаевского «Школьные годы».
4.