Рабочая программа Музыка 3 класс

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОМОЖАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ Н.Г. ДОМОЖАКОВА»



«Рассмотрено»

______________

Руководитель ШМО

Творчески-развивающего цикла

И.Д. Митюхляева

Протокол №1 от 28.08.14г.

«Согласовано»

_____________

Заместитель директора

по УВР

Моршнева Т.С.

«Утверждено» _______________

Директор школы Сорокина Т.А.

Приказ № 239/2

от 30.08.2014г.


.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыке

для 3 класса








Составитель:

учитель музыки

Ощенкова М.В.











а. Доможаков

2014 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012г.

- На основании Устава МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова».

- Требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС), ООП НОО МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова».

- Учебного плана МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова».

С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак ( - М.: Дрофа, 2012. - 107, с.).

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потреб­ностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образо­вания на основе государственного образовательного стандарта.

Цель предмета «Музыки» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи музыкального образования

в области личностных результатов включают:

наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственнос­ти человека за общее благополучие;

наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

наличие эмпатии как понимания чувств дру­гих людей и сопереживания им;

выражение чувства прекрасного и эстетиче­ских чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

В области метапредметных результатов:

осуществление поиска необходимой информа­ции для выполнения учебных заданий с использова­нием учебника для 3 класса;

умение строить речевые высказывания о музы­ке (музыкальных произведениях) в устной и пись­менной форме (в соответствии с требованиями учеб­ника для 3 класса);

умение ориентироваться на разнообразие спо­собов решения смысловых и художественно-творче­ских задач (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учеб­ника, для решения задач;

владение основами смыслового чтения художе­ственных и познавательных текстов; умение выде­лять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществление элементов синтеза как состав­ление целого из частей (на примере материала меж­дисциплинарных тем учебника для 3 класса);

осуществление простых обобщений между от­дельными произведениями искусства на основе вы­явления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);

подведение под понятие на основе существен­ных признаков музыкального произведения и их син­теза (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

наличие стремления находить продуктивное со­трудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

участие в музыкальной жизни класса (школы, района).

В области предметных результатов:

наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровиза­ции, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 3 класса;

знание имен выдающихся отечественных и за­рубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Мо­царт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);

умение воспринимать музыку различных жан­ров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

наблюдение за процессом и результатом музы­кального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов (с учетом требований учеб­ника для 3 класса);

умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы - трех- частная, рондо, вариации);

знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных ду­ховых;

проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (умение исполнять более сложные длитель­ности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия - подголоски).

2. Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания учебного предмета «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики.

Изучение «Музыки» направленно на формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной культуры мира; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.)

Изучение музыки дает возможность реализации интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой и др.). Возникает возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания на материале музыкального искусства.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на предмет «Музыка» в начальной школе выделяется 135ч. Из них в 4 классе 34 ч.(1 ч.- в неделю, 34 учебные недели),

Основные содержательные линии

В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (трехчастная, вариации, рондо).

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход от частно­го к общему.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 3 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-2 клас­сах в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие ин­дивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирова­ние представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины ми­ра, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Главная тема 3 класса - «О чем рассказывает музыка» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с: литературным; изобразительным искусством; окружающим миром.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

- метод наблюдения за музыкой;

- метод убеждения и увлечения музыкой;

- метод импровизации;

- метод переинтонирования;

- метод «сочинения уже сочинённого»;

- метод размышления о музыке;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод восхождения от частного к общему.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В поурочное планирование внесены коррективы, для применения в ней РК.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального компонента государственного стандарта среднего общего образования.


Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке

для 3 класса

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса заключаются:

в наличии интереса к предмету «Музыка»;

в умении высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные ин­тонации - вопрос, восклицание, радость, жалость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жиз­ненными образами, явлениями); в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных во 2 классе (не менее трех); в знании имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.-А. Моцарт, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев); в знании музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых; в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия - подголоски).

Планируемые результаты универсальных учебных действий.

в области личностных результатов:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающий социальные учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- наличие основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- наличие эмоционально ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

в области метапредметных результатов:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 3 класса;

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 3 класса);

- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно - творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

- умение использовать знаково-символические средства, представленных в нотных примерах учебника, для решения задач;

- владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);

- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления существенной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);

- подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города);

в области предметных результатов:

- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально - творческому самовыражению (пении, в игре на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально - пластическое движение, участие в музыкально - драматических спектаклях);

- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 3 класса;

- знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский - Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);

- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

- наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов (с учетом требований учебника для 3 класса);

- умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы - трехчастная, рондо, вариации);

- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же несложные элементы двухголосия - подголоски).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

- организовывать самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации);

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

- представлять широкой публике результаты собственной деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).


Критерии оценки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения ,средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например ,предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни ,предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование, ритмически правильное; пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.


Формы организации учебного процесса

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

Итоговый конроль

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый.

Один раз в четверть оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью заданий тестового типа, регулярно проводится тематический контроль в форме: наблюдение, устный опрос, самостоятельная работа. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста в каждой четверти на завершающем уроке, итоговая контрольная по темам года.

I четверть - 9 урок «Бег по кругу»

II четверть - 7 урок «Рождество Твое, Христе боже наш…»

III четверть - 10 урок «Жизненные правила для музыкантов»

IV четверть - 9 урок «Урок обобщения»

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Содержание программы


Тема года: «Музыкальная прогулка»

Урок №1. Картины природы в музыке

Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии.

Музыкальный материал: К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Волшебная палочка» (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. «Оранжевая песенка» (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синявского. «Родная песенка» (пение).

Урок №2. Может ли музыка «нарисовать» портрет

Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера.

Музыкальный материал: К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (ф-т) (слушание); «Кукушка» швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто «Любитель-рыболов» (пение).

Урок №3. В сказочной стране гномов

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трёхчастной форме. Специфические особенности трёхчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст.

Музыкальный материал: Э. Григ «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии «Тролли» (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского «Смешной человечек» (пение, импровизация).

Урок №4. Многообразие в единстве: вариации.

Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития.

Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); «В сыром бору тропина» русская народная песня (пение).

Урок №5. «Дела давно минувших дней…»

Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).

Урок №6. «Там русский дух... там Русью пахнет!»

Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.

Музыкальный материал: Т. Чудова. «Протяжная» из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть, фр-т (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение).

Урок №7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов - русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев - в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты.

Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Ледовое побоище»; «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение).

Урок №8-9. Бег по кругу: рондо

Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания.

Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша» фр-т (слушание); М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Весёлое рондо (пение, театрализация).

Урок №10-12. Какими бывают музыкальные интонации

Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами. Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях.

Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Гремят барабаны» (слушание); В. А. Моцарт. Концерт №21 для фортепиано с оркестром, II часть (слушание); М. Мусоргский. «С куклой», из вокального

цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферана. «Барабан» (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. «Зима» (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Добрый день!» (пение).

Урок №13. Знаки препинания в музыке

Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций.

Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. «Счастье» (пение).

Урок №14. «Мороз и солнце, день чудесный…»

Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского).

Музыкальный материал: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Кабы не было зимы» (пение, импровизация).

Урок №15-16. «Рождество Твое, Христе Боже наш…»

Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.

Музыкальный материал: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», I действие (слушание);

В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Песенка о снежинке» (пение).

Урок №17. Колокольные звоны на Руси

Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов.

Музыкальный материал: Ростовские колокольные звоны (слушание); Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание); «Колокольный звон» музыка и стихи неизвестного английского автора (пение); Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. «Колокольчик мой хрустальный» (пение).

Урок №18. Музыка в храме

Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений.

Музыкальный материал: М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); П. Чайковский. «В церкви» из «Детского альбома» (слушание); «Небо и земля» народное песнопение (пение).

Урок №19. М.И. Глинка - основоположник русской классической музыки

Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки.

Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи В. Забилы. «Ты, соловушка, умолкни» (пение); М. Глинка. «Арагонская хота», обработка для детского оркестра Т. Бейдер, фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).




Урок №20. Что такое патриотизм?

Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. «Патриотическая песня» (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. «Гляжу в озёра синие» (пение).

Урок №21. Русский национальный герой Иван Сусанин

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения.

Музыкальный материал: М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).

Урок №22. Прощай, Масленица!

Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»).

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. «Проводы зимы» (пение);

«Перед весной» русская народная песня, обработка В. Попова (пение).

Урок №23-24. Музыкальная имитация

Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший приём полифонического письма. Роль имитации в форме фуги.

Музыкальный материал: С. Ляховицкая. «Дразнилка» (слушание); В. Шаинский. «Весёлая фуга» (слушание); «Со вьюном я хожу» русская народная песня (пение).

Урок №25. Композиторы - детям

Мир сказочных образов, игр и забав в музыке для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».

Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Пятнашки» из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание); В. А. Моцарт. «Детские игры» (пение).

Урок №26. Картины, изображающие музыкальные инструменты

Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.

Художественный материал:

Живопись

Караваджо. «Лютнист»;

Ф. Гварди. «Концерт»;

Д. Тенирс. «Концерт семьи Тенирс на террасе»;

О. Ренуар. «Урок игры на гитаре».

Музыка

Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни, слушание);

Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);

Ф. Таррега. «Воспоминания об Альгамбре» (звучание гитары, слушание).

Песенный репертуар:

Б. Окуджава. «Музыкант» (слушание, пение).

Урок №27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам.

Музыкальный материал: «Много песен мы споем» венгерская народная песня (пение).

Урок №28. Струнные смычковые инструменты

Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое звучание.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); А. Дворжак. Мелодия (слушание); Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание); Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка» (пение).

Урок №29-30. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами).

Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. «В мире много сказок» (пение).

Урок №31. Вечная память героям. День Победы

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа.

Музыкальный материал: Р. Шуман. «Грезы» из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. «День Победы» (слушание, пение); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. «Аист на крыше» (пение); «Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня (пение).

Урок №32. Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Музыкальный материал: А. Зацепин, стихи А. Дербенева. «Волшебник» (пение); М. Минков, стихи Ю. Энтина. «Да здравствует сюрприз!» (пение).

Урок №33. Выдающиеся музыканты-исполнители

Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами - С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении.

Музыкальный материал: С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание); К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра» фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание); М. Мусоргский. Сцена с Юродивым из оперы «Борис Годунов» фрагмент (в исполнении И. Козловского, слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение).

Урок №34. Концертные залы мира

Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира - Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт-Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт-холл (Англия). Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание); песенный материал по выбору учителя (учащихся).







7.Описание материально-технического обеспечения Образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение курса


Для реализации программного содержания используются УМК:

Музыка 3 класс Алеев, В. В. 2 ч. Ч.1: учеб / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012.- 79.

Музыка 3 класс Алеев, В.В. 2 ч. Ч.2: учеб / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012.- 63.

Методические пособия для учителя:

Музыка. 3 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2007. - 200 с. : ноты.

Музыка. 3 класс: фонохрестоматия на 3 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 3 электрон, опт. диска (CD-Rom).

Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.

Золима, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие / Л. В. Золина. - М. : Глобус, 2008.

Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

Владимиров, В. Н. Музыкальная литература / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М. : Музыка, 1984.

Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов/ И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб.: ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М..: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я/ Э. И. Финкельштейн. - СПб.: Компози­тор, 1997.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа : ru. wikipedia.org/wiki

Классическая музыка. - Режим доступа : classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа : music-dic.ru

Музыкальный словарь . - Режим доступа : dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music


Средства обучения.

Печатные пособия: комплект портретов композиторов;

демонстрационный материал: Музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошко­льных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок, 2007).

Информационно-коммуникационные средства:

«Антология русской симфонической музыки» (8 CD).

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).

«Большая энциклопедия России: Искусство России» (1 CD).

Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (1 CD).

Технические средства обучения:

компьютер,

мультимедийный проектор,

экран проекционный,

принтер,

интерактивная доска, -DVD,

музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование:

музыкальный инструмент;





































© 2010-2022