Выступление из опыта работы Музыкотерапия

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Тема выступления: «Музыкотерапия для детей, или волшебная панацея»

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают.

Не секрет, что уже долгое время ученые проводят исследования воздействия музыки на организм человека и, в частности, ребенка, поскольку дети более подвержены восприятию.

Целительные свойства музыки заключаются в ее ритмичности и в способности вызывать эмоциональные переживания, состояния. Проживая вызванные прослушиванием музыки состояния, человек освобождается от негативных эмоций и подпитывается позитивными, за счет этого балансируется эмоциональная сфера. Подбирая тональность музыки, можно вызывать нужные состояния для проживания, например, минорная тональность вызывает депрессивность, а мажорная тональность действует возбуждающе. Своим ритмом музыка стимулирует физиологические процессы в организме, обладающие свои ритмом.

Музыкой можно просто наслаждаться, можно снимать стрессы, повышать работоспособность, развивать художественные способности и способности к учебе,

а самое главное, лечить детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Ребенок открывает для себя волшебный мир музыки, и при достаточном богатстве эмоциональных впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование (пение, слушание музыки, игре на ДМИ). При этом ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности, окружающий мир и себя в этом мире.

По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки, но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка.

Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.

Музыкотерапия включает в себя :

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • пение песен;

  • ритмичные движения под музыку.

  • игра на ДМИ (казахские народные)

Пение - это работа со звуком (высотой, долготой, ритмом, дыханием). Эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность ученика, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя воздействие всех важнейших зон.

Огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится чистым, светлым и свободным. Качество звука переходит и на личность человека. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней.

При вокальном и хоровом пении ребенок получает эмоциональную разрядку, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, улучшается социальная активность. Ребенок приобретает новые средства эмоционального выражения, у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:

  • «Поздоровайся песенкой» (в начале каждого урока мы с ребятами здороваемся песенкой).

  • «Спой, как тебя зовут» (в игре «Узнай по голосу»).

  • «Спой своей кукле колыбельную» (при изучении темы «Колыбельные песни», ребята сами поют колыбельную «малышу».

  • Исполнение программных песен.

А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.

Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:

П а н т о м и м а

Цель: снимать внутреннее напряжение, вызывать прилив энергии, чувствовать себя в гармонии с внешним миром.

Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес. Дети не танцуют под музыку, а показывают в движении то, что чувствуют.

Предлагаем детям превратиться в медвежат (надеть маски) и под музыку показать в движении приключения медвежат.

  • Предложить помаршировать по площади праздничным маршем (разминка).

  • Показать, как двигаются различные животные. (разминка, игры).

П е с е н к а - м а с с а ж

Цель: создать веселое настроение, вызвать сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Дети стоят в кругу выполняют самомассаж в сопровождении веселой песенки (исполняется «Пятнышки» Е.Железновой ).

Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов. Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.

Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще - это песни, текст которых составлен в форме внушения.

Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение.

Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения.

В своей работе использую коммуникативную песню-танец «У меня и у тебя».

Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке.

Но существует и самая простая, пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции.

Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка, а вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.

Релаксация под музыку

Цель: учить отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.

Релаксационная пауза. «Облака»

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;

  • улучшению исполнения качества движений, то есть развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

  • стимуляции речевой функции;

  • нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, подводит к следующим выводам:

  1. использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;

  2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;

  3. продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

В целях улучшения эмоционального состояния детей, коррекции двигательных способностей, стимуляции их речевых функций применять на уроках музыкотерапию ( пантомиму, песенки-танцы, музыку для релаксации и аутотренинга, народных песен и кюев в вокальном и инструментальном звучании; применение казахских народных инструментов).

© 2010-2022