- Преподавателю
- Музыка
- Выступление из опыта работы Музыкотерапия
Выступление из опыта работы Музыкотерапия
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савинкина А.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
Тема выступления: «Музыкотерапия для детей, или волшебная панацея»
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают.
Не секрет, что уже долгое время ученые проводят исследования воздействия музыки на организм человека и, в частности, ребенка, поскольку дети более подвержены восприятию.
Целительные свойства музыки заключаются в ее ритмичности и в способности вызывать эмоциональные переживания, состояния. Проживая вызванные прослушиванием музыки состояния, человек освобождается от негативных эмоций и подпитывается позитивными, за счет этого балансируется эмоциональная сфера. Подбирая тональность музыки, можно вызывать нужные состояния для проживания, например, минорная тональность вызывает депрессивность, а мажорная тональность действует возбуждающе. Своим ритмом музыка стимулирует физиологические процессы в организме, обладающие свои ритмом.
Музыкой можно просто наслаждаться, можно снимать стрессы, повышать работоспособность, развивать художественные способности и способности к учебе,
а самое главное, лечить детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Ребенок открывает для себя волшебный мир музыки, и при достаточном богатстве эмоциональных впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование (пение, слушание музыки, игре на ДМИ). При этом ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности, окружающий мир и себя в этом мире.
По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки, но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка.
Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.
Музыкотерапия включает в себя :
-
прослушивание музыкальных произведений;
-
пение песен;
-
ритмичные движения под музыку.
-
игра на ДМИ (казахские народные)
Пение - это работа со звуком (высотой, долготой, ритмом, дыханием). Эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность ученика, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя воздействие всех важнейших зон.
Огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится чистым, светлым и свободным. Качество звука переходит и на личность человека. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней.
При вокальном и хоровом пении ребенок получает эмоциональную разрядку, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, улучшается социальная активность. Ребенок приобретает новые средства эмоционального выражения, у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими.
Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.
Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:
-
«Поздоровайся песенкой» (в начале каждого урока мы с ребятами здороваемся песенкой).
-
«Спой, как тебя зовут» (в игре «Узнай по голосу»).
-
«Спой своей кукле колыбельную» (при изучении темы «Колыбельные песни», ребята сами поют колыбельную «малышу».
-
Исполнение программных песен.
А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.
Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:
П а н т о м и м а
Цель: снимать внутреннее напряжение, вызывать прилив энергии, чувствовать себя в гармонии с внешним миром.
Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес. Дети не танцуют под музыку, а показывают в движении то, что чувствуют.
Предлагаем детям превратиться в медвежат (надеть маски) и под музыку показать в движении приключения медвежат.
-
Предложить помаршировать по площади праздничным маршем (разминка).
-
Показать, как двигаются различные животные. (разминка, игры).
П е с е н к а - м а с с а ж
Цель: создать веселое настроение, вызвать сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.
Дети стоят в кругу выполняют самомассаж в сопровождении веселой песенки (исполняется «Пятнышки» Е.Железновой ).
Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов. Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.
Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще - это песни, текст которых составлен в форме внушения.
Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение.
Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения.
В своей работе использую коммуникативную песню-танец «У меня и у тебя».
Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке.
Но существует и самая простая, пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции.
Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка, а вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.
Релаксация под музыку
Цель: учить отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.
Релаксационная пауза. «Облака»
Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует:
-
улучшению общего эмоционального состояния детей;
-
улучшению исполнения качества движений, то есть развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
-
стимуляции речевой функции;
-
нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, подводит к следующим выводам:
-
использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
-
лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
-
продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
В целях улучшения эмоционального состояния детей, коррекции двигательных способностей, стимуляции их речевых функций применять на уроках музыкотерапию ( пантомиму, песенки-танцы, музыку для релаксации и аутотренинга, народных песен и кюев в вокальном и инструментальном звучании; применение казахских народных инструментов).