Рабочая программа для 4 класса, авторы Челышева Т. В. , Кузнецова В. В. по ФГОС

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большеключищенская средняя школа имени В.Н. Каштанкина

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании РМО

Заместитель директора по УВР

Директор

Протокол №1

Загумённова К. С. /_____/

_____________ Сорокина М. А.

___________Н.А. Горбунова

от « » августа 2015г.

«___» _________________ 2015г.

Приказ от №





Рабочая программа


Наименование учебного предмета ___МУЗЫКА_______________________________________________________________________________

Класс____________4____________________________________________________________________________________________________________

Уровень общего образования начальное общее образование

Учитель Чепракова Ольга Валентиновна_________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год___2015-2016 учебный год__________________________________________________________________

Количество часов по учебному плану всего 35 часа в год; в неделю 1 часа

Планирование составлено на основе 1.Программы по учебному предмету «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В. 2012 год

УМК 2. Музыка 4 класс Учебник. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. /Академкнига, 2014 год

3. Музыка 4 класс Методическое пособие для учителя. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. / Академкнига, 2014 год


(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а)____________________________________________Чепракова О.В._____________________________

подпись расшифровка подписи



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года,

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 18.12.2012г. №1060; от 29.12.2014 г. № 1643);

с учётом примерной программы по учебному предмету «Музыка» 4 класс Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2014 год

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы Челышева Т.В., Кузнецова.

Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.

Цель предмета:

Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально- пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

1.1. Общая характеристика учебного предмета.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы- охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

1.2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» (входит в образовательную область искусство) изучается в 3 классе один час в неделю, всего 35часа в год.


1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Личностные задачи:

формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.

Познавательные и социальные задачи:

приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству;

формировать целостную художественную картину мира;

воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;

развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.

Коммуникативные задачи:

формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

1.4. Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта по предмету "Музыка" к уровню подготовки учащихся по следующим основным содержательным линиям:

- содержание и язык музыкального искусства;

- функционирование музыки в жизни;

- отечественная и мировая музыкальная культура.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в сочетании практической и устной форм посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий (включая творческие задания), содержащихся в учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах.

Тематический контроль осуществляется в сочетании практической и устной форм посредством проведения фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий (включая творческие задания), содержащихся в учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.

Установление показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:

Уровни усвоения учебного материала

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Низкий

Распознавание или различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Удовлетворительный

Восприятие музыкального образа на уровне переживания; определение настроения, выраженного в музыке.

Осуществление вокального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой.

Средний

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Наблюдение за развитием музыки, выявление и объяснение изменений темпа, динамики, тембра, регистра, лада; выявление контрастов и повторов, определение формы музыкального произведения.

Осуществление вокального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объеме музыкального материала, предусмотренного учебной программой.

Достаточный

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств в процессе вокального музицирования. Использование различных способов развития музыкальной мысли в процессе сочинения и импровизации.

Высокий


Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения; воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели или пластического образа, соответствующих характеру музыки.

Создание исполнительского плана и его самостоятельное воплощение при помощи соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокального музицирования.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест.





II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«Музыка мира» (34 часа)

«Музыка моего народа» (9 часов)

Народная песня - энциклопедия в жизни русского народа. Разнообразие жанров русских народных песен. От народной песни - к творчеству композиторов (интонационно - песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов.

«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» (7 часов).

Музыка народов - субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10 часов).

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.

«Композитор - исполнитель - слушатель» (8часов).

Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор - народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель - состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор - исполнитель - слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.
















III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов (план/

факт)

Тип урока / форма проведения

Планируемые результаты

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Оборудование, ЭОР

Система контроля

Дата проведения

Предметные (по элементам системы знаний)

Метапред

метные

Личностные

План

Факт

1

2

3

4

5.1

5.2

5.3

6

7

8

9.1

9.2

Раздел 1

1-четверть

Музыка моего народа.

1

Россия- Родина моя.

1

Изучение нового материала.

Позновательные: развивать умение работать с учебником.

Совместное составление и обсуждение плана.

Отрабатывать навыки вокально-хорового пения: кантилена - плавное пение.

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

опрос

2-3

Народная музыка как энциклопедия жизни.

2

Изучение нового, повторение пройденного

Осуществлять контроль своего участия в различных видах музыкальной деятельности.

Размышлять об особенностях языка произведений, простейших музыкальных жанров.

Эмоционально откликаться на музыку.

Групповая

МР3 диск с музыкой для 4 класса

опрос

4-5

«Преданья старины глубокой…»

2

Изучение нового, повторение пройденного.

Коммуникативные: Учиться подбирать нужные движения.

Работа с учебником.

Проявлять любовь в Родине, народным мелодиям

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

опрос

6-7

Музыка в народном духе.

2

Изучение нового, повторение пройденного.

Регулятивные: развивать умение в постановке задач.

Выявлять новые знания.

Сольное пение.

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Опрос.

8-9

Сказочные образы в музыке моего народа.

2

Изучение нового материала и закрепления знаний.

Индивидуальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Викторина

Раздел 2

2-четверть

Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ.

10-12

«От Москвы - до самых до окраин…»

3

Изучение нового материала / урок- беседа.

Коммуникативное: передавать эмоциональное состояние в творческом музицировании.

Удержание цели и задачи урока.

Применение умений в творческом исполнении музыкального материала.

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Опрос

13-14

Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны

2

Повторение пройденного/Урок- беседа

Коммуникативные: слаженно петь в хоре, ансамбле

Развивать умение ставить учебную цель и находить способы её решения.

Учиться различать по слуху тмбр различных инструментов.

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

опрос

15-17

Знакомимся с интанационными портретами музыки народов России

3

Изучение нового материала / урок- беседа.

Регулятивные: умение работать в группах

Повторение, закрепление знаний, работа с учебником.

Передача эмоционального состояния в выразительном пении и пластических двежениях.

Групповая, индивидуальная.

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Опрос, викторина

Раздел 3

3-четверть

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

18-19

Выразительность и изобразительность музыки народов мира

2

Изучение нового материала / урок- беседа.

Умение адекватно оценивать себя и товарищей.

Хоровое пение, пение в группах -ансамблях.

Воплощение образа музыки в собственном исполнении.

Фронтальная.

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Опрос.

20-21

Своеобразие музыкальных интонаций в мире

2

Изучение нового материала / урок- беседа.

Анализ музыкального произведения, поиск нужной информации в учебнике

Построение высказываний о музыки.

Учиться эмоционально сопровождать своё пение.

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

опрос

22-23

Как музыка помогает дружить народам?

2

Изучение нового материала / урок- беседа.

Формирование оценивания самого себя.

Смысловое чтение в учебнике.

Умение выразить словами личное отношение к народной музыке

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Опрос

24-25

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?

2

Изучение нового материала / урок- беседа.

Анализ музыкального материала, доказательства своего мнения.

Коммуникативные: осуществлять работу в группах.

Воплощать образы музыки в собственном исполнении.

Групповая

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Опрос

26-27

Как прекрасен этот мир!

2

Изучение нового материала / урок- беседа.

Позновательные: моделирование, музыкально- ритмических движений

Умение точно выражать свои мысли, анализируя музыку.

Обобщение темы, умение делать вывод.

Индивидуальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Викторина

Часть- 4

4-четверть

Композитор- исполнитель - слушатель

28-30

Композитор - творец красоты

3

Изучение нового материала / урок- беседа.

Осуществлять работу в группах

Умение находить в книге иллюстрации по теме урока, и комментировать их.

Развитие интереса к музыке через слушание пьес.

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Опрос

31-32

Галерея портретов исполнителей

2

Изучение нового материала / Урок-лекция.

Развитие знаний музыкальной грамоты, при разборе нотных примеров.

Умение работать с нотным примером.

Эмоциональный отклик на музыку

Фронтальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Опрос

33-35

Вслушивайся и услышишь!

3

Урок контроля и оценки знаний учащихся / урок-лекция

Развивать умение импровизации.

Применять основы знаний, средств музыкальной выразительности при анализе музыки.

Развитие эстетических чувств.

Индивидуальная

МР3 диск с музыкой для 4 класса

Викторина

IV. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методическая литература:

  1. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего предметной линии учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 - 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государ­ственному образовательному стандарту основного общего обра­зования:

  2. Учебники: Музыка: 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.: ил.

3. Рабочие тетради: Музыка. Творческая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 2-е издание. - М., «Просвещение», 2013.

4. Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

5. Методическая литература: Уроки музыки: 1-4 классы: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2007.

6. Алексеева Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).

Средства обучения:

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (компьютер с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), видеоаппаратуру, наглядные пособия - презентации Microsoft Power Point, портреты композиторов, мультимедийная установка.










V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление элементов синтеза как составление целого;

- понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

Выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;

  • распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).


© 2010-2022