• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок на тему Работа над координацией, голосоведением в произведениях выносимых на экзамен. Работа над крупной формой

Открытый урок на тему Работа над координацией, голосоведением в произведениях выносимых на экзамен. Работа над крупной формой

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок: Работа над координацией, голосоведением в произведениях, выносимых на экзамен. Работа над крупной формой.

Преподавателя Асерчевой М.Ю.

Отделения «Фортепиано»

Ход урока: Первый этап: исполнить произведения в целом, выявить технически сложные отрезки. Подобрать упражнения, соответствующие сложным в исполнении частям произведений. Ознакомить учащегося с основными направлениями творчества композиторов изучаемых произведений. Ю.Весняк, Сонатина до мажора. Фортепианные пьесы Ю. Весняка создавались в течение более чем двух десятилетий, оставаясь известными сравнительно узкому кругу профессионалов и любителей музыки. По признанию автора, он долгое время был убежден в том, что «эти миниатюры заключают в себе слишком личные размышления и переживания, которые вряд ли смогут по-настоящему взволновать слушателей. Однако позднее искренняя, непосредственная реакция публики на концертные исполнения отдельных пьес наглядно показала всю ошибочность моего убеждения». Обнаружилось и другое: фортепианные «странички из дневника», сочинявшиеся порознь, разделенные годами и не имеющие какой бы то ни было «умышленной» связи друг с другом (сюжетной, тематической, образной или жанровой), ныне воспринимаются подобно циклу миниатюр. Такова внутренняя цельность, таково единство впечатления, вызываемого музыкой Ю. Весняка. Здесь напрашивается сравнение с поэзией, где на протяжении XIX - XX веков закрепилось название «книга стихотворений». Поэт, предлагающий читателю плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», не стремится привести к определенному «знаменателю» все богатство жизненных явлений, которое запечатлелось в стихах разных лет. Эти стихи естественно складываются в книгу благодаря неповторимой лирической интонации пишущего, индивидуальности его взгляда на мир. Так и фортепианные пьесы Ю. Весняка, не случайно сравниваемые с поэтичным образом дождевых капель на стекле. Подобно каплям, протекают мгновения, слагаясь в годы и оставляя человеку сладостно-горькие воспоминания о безвозвратно минувшем. А художник вновь и вновь пытается «перечить» Времени - стихотворной строкой, живописным этюдом «с натуры», музыкальной миниатюрой ...

Впрочем, «погруженность в себя» для Юрия Весняка совсем не равнозначна удаленности от слушателя. Напротив, музыка доступна самой широкой аудитории. Секрет подобной «общительности» заключается в убежденном следовании автором классическим традици­ям. Концертный размах и виртуозность («Наваждение», Токката) мирно соседствуют у Ю. Весняка с «салонной» чувствительностью (баллада «Не уходи...», «Сопатоrе», «Актриса») и «детскими» фантазиями (вальс «Диана», «Сказочка»), - сходная многогранность присуща Глинке и Чайковскому, Рахманинову и Прокофьеву, Шостаковичу и Свиридову, Бабаджаняну и Гаврилину, вообще отечественной фортепианной классике, вне зависимости от ранга и масштаба дарования того или иного художника. Прослушать аудиозапись произведений в разном исполнении, сделать сравнительный анализ.

Второй этап: непосредственно работа над сложными местами по координации, работа с различными видами штрихов одновременно в обеих руках: стаккато, легато, полиритмия. Работа над каждым голосом отдельно в полифонии. Соединять разные голоса поэтапно и попеременно. Добиться определённого качества исполнения на данном этапе.

Третий этап: убедится, что учащийся понял, осознал задачи, поставленные педагогом на уроке, озвучил план дальнейшей самостоятельной работы. Определить равномерно объём работы на последующих этапах.

В конце урока планируется домашнее задание: поэтапная работа над произведениями, закрепление материала урока, работа над техникой, аппликатурой, динамикой. Учить произведения наизусть поэтапно. Репетировать исполнение программы целиком.

Используемая литература:

Н. Николаев. Школа игры.

Ганоны. Упражнения.

Ю. Весняк. Сонатины и пьесы.

М. Фридкин. Анализ музыкальных форм.



© 2010-2022