Элективный курс Юный музыкант

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Инструментальное музицирование - самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Играть на музыкальных инструментах играя, - именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания школьников.

Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость соприкосновения с тайнами музыкального искусства, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления учащихся.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы прошлого столетия стал музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного).

При игре на музыкальных инструментах развиваются все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Система заданий при обучении игре на музыкальных инструментах у учащихся позволяют:

  • поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке;

  • привить навыки игры на музыкальных инструментах;

  • знакомить с произведениями детской классической музыки на практике;

  • овладевать простейшими элементами музыкального языка;

  • формировать у детей творческую индивидуальность, самостоятельность и свободу мышления;

  • развивать навыки общения и сотрудничества.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности - развиваются и совершенствуются творческие способности детей, коммуникативные качества, умение слышать себя и своих партнеров по ансамблю, следовать одной общей цели, оценивать свою игру, посмотрев на себя со стороны.

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е творческую среду. Для того, чтобы у учащихся шло полноценное развитие его творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально - положительное отношение к красивому, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

Цели:

  • Расширение и обогащение представления учащихся о музыкальных инструментах, знакомство с историей их возникновения, особенностями их устройства, характером звучания.

  • Совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах.

  • Развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения, чувства ансамбля.

  • Воспитание любви к музыке.

Основными задачами работы являются:

♪ Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования.

♪ Развитие природной музыкальности детей.

♪ Расширение музыкального кругозора

♪ Развитие чувства ансамбля, баланса звучания оркестра.

♪ Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

♪ Развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, фантазии и изобретательности в звукотворчестве, ассоциативного мышления и воображения.

Организация и проведение занятий

Программа кружка "Юный музыкант" предназначена для детей 10- 13 лет.

Предполагается 34 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30-40 минут. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретический , во второй части - игра на музыкальных инструментах.

Структура занятий

1. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой)

2. Подготовительная часть (ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений)

3. Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).

4. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).

Диагностическое обследование детей

В работе используются обследования, ориентированные на выявление способностей ребенка-дошкольника. Это стандартный тест - анкета, разработанные специалистами в области детской психологии А да Ханом и Г.Кафом. широко применяемые в США и мало известные у нас. Их преимущество в том, что он достаточно прост, каждый родитель или педагог сможет это определить.

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

1. Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.

2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает.

3. Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение.

4. Сочиняет свои собственные мелодии и песенки.

5. Научился играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Ожидаемые результаты: в результате обучения по программе «Юный музыкант» учащиеся будут иметь представление об игре на музыкальных инструментах; владеть практическими умениями и навыками, теоретическими основами нотной и музыкальной грамоты.


Заключение

Игра на детских музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Процесс вхождения в мир Музыки бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

Занятия в кружке могут дать позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Дети искренне будут радоваться каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставят "публичные" выступления перед учащимися, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки.


Тематическое планирование

  1. Тема: «В мире музыкальных инструментов»

  2. Тема: «Нотный стан».

  3. Тема: «Где живут ноты».

  4. Тема: «Знакомство с понятиями: октава, гамма, пауза».

  5. Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»

  6. Тема: «Музыкальная викторина»

  7. Тема: «Музицирование»

  8. Тема: «Высокие и низкие, длинные и короткие звуки»

  9. Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»

  10. Тема: «Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

  11. Тема: «Музицирование»

  12. Тема: «Поэтапное разучивание нового музыкального произведения»

  13. Тема: «Понятия: вступление, заключение, мажор, минор»

  14. Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»

  15. Тема: «Что такое длительности»

  16. Тема: «Знакомство с понятиями «мажор», «минор»

  17. Тема: «Длительности нот, их запись»

  18. Тема: «Музицирование»

  19. Тема: «Магазин музыкальных инструментов»

  20. Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»

  21. Тема: «Произведения русских композиторов»

  22. Тема: «Музицирование»

  23. Тема: «Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

  24. Тема: «Играем в оркестре»

  25. Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»

  26. Тема: «Музицирование»

  27. Тема: «Произведения зарубежных композиторов»

  28. Тема: «Музыкальная терминология»

  29. Тема: «Музыкальная викторина»

  30. Тема: «Продолжение освоения музыкальной грамоты»

  31. Тема: «Музицирование»

  32. Тема: «Путешествие в мир музыки»

  33. Тема: «Музыкальная викторина»

  34. Тема: Отчет



© 2010-2022