- Преподавателю
- Музыка
- Элективный курс Юный музыкант
Элективный курс Юный музыкант
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филиппова Ю.И. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Инструментальное музицирование - самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Играть на музыкальных инструментах играя, - именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания школьников.
Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость соприкосновения с тайнами музыкального искусства, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления учащихся.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы прошлого столетия стал музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного).
При игре на музыкальных инструментах развиваются все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Система заданий при обучении игре на музыкальных инструментах у учащихся позволяют:
-
поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке;
-
привить навыки игры на музыкальных инструментах;
-
знакомить с произведениями детской классической музыки на практике;
-
овладевать простейшими элементами музыкального языка;
-
формировать у детей творческую индивидуальность, самостоятельность и свободу мышления;
-
развивать навыки общения и сотрудничества.
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности - развиваются и совершенствуются творческие способности детей, коммуникативные качества, умение слышать себя и своих партнеров по ансамблю, следовать одной общей цели, оценивать свою игру, посмотрев на себя со стороны.
Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е творческую среду. Для того, чтобы у учащихся шло полноценное развитие его творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально - положительное отношение к красивому, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.
Цели:
-
Расширение и обогащение представления учащихся о музыкальных инструментах, знакомство с историей их возникновения, особенностями их устройства, характером звучания.
-
Совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах.
-
Развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения, чувства ансамбля.
-
Воспитание любви к музыке.
Основными задачами работы являются:
♪ Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования.
♪ Развитие природной музыкальности детей.
♪ Расширение музыкального кругозора
♪ Развитие чувства ансамбля, баланса звучания оркестра.
♪ Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
♪ Развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, фантазии и изобретательности в звукотворчестве, ассоциативного мышления и воображения.
Организация и проведение занятий
Программа кружка "Юный музыкант" предназначена для детей 10- 13 лет.
Предполагается 34 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30-40 минут. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретический , во второй части - игра на музыкальных инструментах.
Структура занятий
1. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой)
2. Подготовительная часть (ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений)
3. Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).
4. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).
Диагностическое обследование детей
В работе используются обследования, ориентированные на выявление способностей ребенка-дошкольника. Это стандартный тест - анкета, разработанные специалистами в области детской психологии А да Ханом и Г.Кафом. широко применяемые в США и мало известные у нас. Их преимущество в том, что он достаточно прост, каждый родитель или педагог сможет это определить.
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
1. Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.
2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает.
3. Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение.
4. Сочиняет свои собственные мелодии и песенки.
5. Научился играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Ожидаемые результаты: в результате обучения по программе «Юный музыкант» учащиеся будут иметь представление об игре на музыкальных инструментах; владеть практическими умениями и навыками, теоретическими основами нотной и музыкальной грамоты.
Заключение
Игра на детских музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Процесс вхождения в мир Музыки бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.
Занятия в кружке могут дать позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Дети искренне будут радоваться каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставят "публичные" выступления перед учащимися, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.
Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки.
Тематическое планирование
-
Тема: «В мире музыкальных инструментов»
-
Тема: «Нотный стан».
-
Тема: «Где живут ноты».
-
Тема: «Знакомство с понятиями: октава, гамма, пауза».
-
Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»
-
Тема: «Музыкальная викторина»
-
Тема: «Музицирование»
-
Тема: «Высокие и низкие, длинные и короткие звуки»
-
Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»
-
Тема: «Изготовление шумовых музыкальных инструментов»
-
Тема: «Музицирование»
-
Тема: «Поэтапное разучивание нового музыкального произведения»
-
Тема: «Понятия: вступление, заключение, мажор, минор»
-
Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»
-
Тема: «Что такое длительности»
-
Тема: «Знакомство с понятиями «мажор», «минор»
-
Тема: «Длительности нот, их запись»
-
Тема: «Музицирование»
-
Тема: «Магазин музыкальных инструментов»
-
Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»
-
Тема: «Произведения русских композиторов»
-
Тема: «Музицирование»
-
Тема: «Изготовление шумовых музыкальных инструментов»
-
Тема: «Играем в оркестре»
-
Тема: «Продолжать знакомить с нотным станом и расположением нот на нем»
-
Тема: «Музицирование»
-
Тема: «Произведения зарубежных композиторов»
-
Тема: «Музыкальная терминология»
-
Тема: «Музыкальная викторина»
-
Тема: «Продолжение освоения музыкальной грамоты»
-
Тема: «Музицирование»
-
Тема: «Путешествие в мир музыки»
-
Тема: «Музыкальная викторина»
-
Тема: Отчет