Рабочая программа 4 класс

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-

Образовательная область: искусство

Предмет: Музыка

Курс: «Музыка».

Класс: 4 А, Б

Тип программы: авторская Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.

1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

Год обучения: 2015-2016 уч. год

Количество часов в год: 34 часа

Составитель: учитель музыки Гурина Юлия Викторовна

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Музыка» разработана для учащихся 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии №2 и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.

1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.

Предмет «Изобразительное искусство» является курсом предметной области «Искусство».

Особенность по отношению к ФГОС.

Рабочая программа направлена на реализацию ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Концепция программы.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы.

Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.к образовательному процессу МБОУ гимназии №2. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах обусловлен следующими причинами:

1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.

2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.

3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».

Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ гимназии №2.

Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.

Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год.

Основные принципы отбора материала.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие

временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, не более 2х минут.

Предполагаемые результаты.

В результате изучения курса «Музыка» в 4 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Система оценки достижений учащихся.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Критерии оценки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011 1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.- М.: Просвещение, 2015. 1-4 классы», рабочая тет­радь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Методической основой изучения курса «Музыка» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.

Цель предмета:
Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Основные принципы программы:

К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).

Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.

Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.

Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.

Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Общепедагогические принципы и подходы:

- принцип воспитательной направленности обучения и обеспечения всестороннего развития;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип доступности и посильности;

- принцип политехнической направленности содержания;

- принцип ведущей роли практической деятельности в обучении;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Типы уроков

Содержание уроков строится по типологии Ю.А.Конаржевскому

  • комбинированный урок.

  • урок усвоения новых знаний учащихся.

  • урок закрепления изучаемого материала.

  • урок повторения.

  • урок систематизации и обобщения нового материала.

  • урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебного процесса

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются классно-урочная, групповая, коллективная работа с учащимися.

В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные, учебная работа, самостоятельная работа учеников.

Формы и методы контроля за ЗУН учащихся:

Викторины.

Карточки с заданиями, кроссворды.

Фестивали детской песни (май).

Тестирование.

Творческие проекты и презентации.

Формы организации работы с текстом:

Работа с учебником:

1. ознакомительное чтение, изучающее содержание учебного материала;

2. рассматривание иллюстрированного материала, анализ содержания и приемов работы с художественными материалами на примере картин выдающихся художников,

3. участие в диалоге и высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном или послушанном тексте, анализе иллюстративного ряда;

4. поиск информации с использованием других источников по творчеству композиторов и т.д.

Логические связи предмета с другими предметами

Программа является интегративным курсом и предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек - общество - природа». Содержание программы курса «Музыка» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, ИЗО, курс «Истоки».

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 34 часа.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.





Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Содержание тем учебного курса

«Музыка» для 4 класса

Содержательная линия

Часы

Процент учебного времени

1

Музыка в жизни человека

4 ч.

12%

2

Основные закономерности музыкального искусства

23 ч.

68%

3

Музыкальная картина мира

7 ч.

20%

Итого:

34 часа

100%

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

УУД (деятельность учащихся)

Дата по плану

(неделя)

Дата по факту

1

Россия - Родина моя.

Мелодия.

Песни о Родине

1

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

вводный

Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном

крае, созвучные музыке этих композиторов. Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки.

1

2

Как сложили песню.

1

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Знать особенности русской народной песни, уметь определятьжанры, выразительно исполнять народные мелодии.

2

3

Песни народов

1

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Урок закрепления знаний / урок - путешествие

текущий

Знать особенности народной песни, уметь определять жанры,выразительно исполнять народные мелодии.

3

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собраласяРусь!»

1

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Прокофьев «Александр Невский».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Знакомство со святыми земли Русской, назвать имена святых,знакомство с песней-гимном стихирой, слышатьторжественный, праздничный характер.

4

5

А.С. Пушкин и музыка.

1

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок путешествие

текущий

Пушкина. Уметь выразительно читать стихи. Сравнить хорШебалина «Зимняя дорога» с одноименным стихотворениемПушкина.

5

6

Зимнее утро.

Зимний вечер. П.И.Чайковский«У камелька»

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Урок закрепления знаний

текущий

Сравнивать музыку Чайковского и стихи, слышатьмечтательный, задумчивый характер.

Знать сказки Пушкина. Назвать знакомые музыкальныеинструменты, создающие образы белки, богатырей, царевны.Знать понятие тембра и регистра.

6

7

«Что за прелесть эти сказки».

1

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-игра

текущий

Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые.

7

8

Народные музыкальные традиции Отечества.

1

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

текущий

Слушая романсы, определять характер музыки и слов. Знатьотличительные особенности жанра романса.

8

9

Романсы на стихи Пушкина.«Приют,

сияньем муз одетый».

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Уметь определять на слух музыкальные произведения.

9

10

Глинка «Иван Сусанин».

«Праздников праздник, торжествоторжеств».

1

Дальнейшее знакомство с музыкой оперы.Знакомство с песнопениями русской Православнойцеркви.

Урок закрепления знаний

текущий

Услышать интонации народной польской и русской музыки. Определить содержание арии Сусанина, характер музыки.

10

11

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Слышать интонационное своеобразие музыки других народов.Сравнивать музыку Мусоргского «Пляска персидок » и Глинки«Персидский хор», отличия от русской музыки.

11

12

Русский Восток.

Восточные мотивы. МузыкаХачатуряна

1

Народная и профессиональная музыка.

Урок закрепления знаний/ урок-игра

текущий

Услышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки,сравнить с картиной Сарьяна «Армения».

12

13

Глинка «Иван Сусанин».

«Праздников праздник, торжествоторжеств».

2

Дальнейшее знакомство с музыкой оперы.Знакомство с песнопениями русской Православнойцеркви.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами России. Исполнять народные песни с движением.

13

14

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Урок закрепления знаний

текущий

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

14

15

Композитор - имя ему народ.

Музыкальные инструменты России.

1

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / урок-сказка

текущий

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

15

16

Оркестр русских народных инструментов.

1

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Урок комплексного применения ЗУН

текущий

Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

16

17

Обобщающий урок по теме «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

1

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

17

18

Народные праздники.

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Урок закрепления знаний / урок-игра

текущий

Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

18

19

Музыкальные инструменты.

1

Музыкальные инструменты.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций имелодию хора «Уж как по мосту, мосточку». Выявить интонационное сходство.

19

20

Мусоргский «Картинки свыставки».

1

Различные виды музыки: инструментальная.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка

текущий

Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки.

20

21

Рахманинов

романс «Сирень».

1

Выразительность и изобразительность в музыке.Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Найти общие черты в музыке Рахманинова и Шопена, знатьособенности полонеза, вальса, мазурки. Определять на слухтрехчастную форму музыки.

21

22

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...».

Танцы Шопена.

1

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

Урок закрепления знаний / урок-игра

текущий

Определить душевное состояние, которое передает музыка, эмоциональный строй, современна ли музыка сонаты.

22

23

Музыка Л. Бетховена.

1

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

Урок комплексного применения ЗУН

текущий

Увидеть интернациональность музыкального языка. Закрепитьсредства выразительности, свойственные баркароле. Сравнитьс ноктюрном Бородина /любование природой/. Составитьсравнительную характеристику музыки Глинки и Чайковского.

23

24

«Царит гармония оркестра».

1

Особенности звучания различных видов оркестров:симфонического.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

24

25

Театр музыкальной комедии.Мюзикл.

1

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров -оперетта и мюзикл. Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Урок закрепления знаний/ урок-путешествие

текущий

Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

25

26

Балет «Петрушка»

1

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров -балета.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

26

27

Бородин «Богатырская симфония».

Мусоргский

«Богатырские ворота».

1

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

27

28

Народные музыкальные традиции Отечества.

1

Народные музыкальные традиции Отечества.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

28

29

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Урок закрепления знаний

текущий

Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

29

30

Родной обычай старины.

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений, сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

30

31

Прелюдия. Исповедь души.

1

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка

текущий

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий - музыкальный образ.

31

32

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Урок закрепления знаний

текущий

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

32

33

В каждой интонации спрятан человек.

1

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Урок обобщения и систематизации знаний

итоговый

Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

33

34

Музыкальный сказочник.

1

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

В соответствии с программой авторами разработаны учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.


Класс

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

«Музыка»

Учебник для общеобразовательных учреждений, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011

  1. Музыка. 4 класс. Рабочая тетрадь, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011

  2. Музыка 1-4кл. Методика работы с учениками, Критская Е.Д., М.:Просвещение, 2011

  3. Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.

Презентации по урокам.

Раздаточный материал



  1. Информационно-коммуникативные средства

  1. Критская Е.Д. Музыка, 4 класс - Электронный ресурс: методическое пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

  2. Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

  3. Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

  4. Подборка аудио- и mp3-дисков с песенным репертуаром.

  1. Наглядные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

  1. Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

  2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193

  3. Я иду на урок начальной школы (мтериалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok

  1. Технические средства обучения

  1. Музыкальные инструменты.

  2. Электронные музыкальные инструменты.

  3. Персональный компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Экспозиционный экран.

  6. DVD-проигрыватель.

  7. Микрофоны и звукоусиливающая техника.

  8. Плазменный телевизор.


  1. Учебно-практическое оборудование.

  1. Укладка для аудиовизуальных средств.

  2. Шкафы для хранения таблиц и репродукций.

  3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.


© 2010-2022