- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа 4 класс
Рабочая программа 4 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гурина Ю.В. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Образовательная область: искусство
Предмет: Музыка
Курс: «Музыка».
Класс: 4 А, Б
Тип программы: авторская Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.
1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
Год обучения: 2015-2016 уч. год
Количество часов в год: 34 часа
Составитель: учитель музыки Гурина Юлия Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Музыка» разработана для учащихся 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), образовательной программы начального общего образования МБОУ гимназии №2 и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011.
1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной», положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственности этапов обучения.
Предмет «Изобразительное искусство» является курсом предметной области «Искусство».
Особенность по отношению к ФГОС.
Рабочая программа направлена на реализацию ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
Концепция программы.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы.
Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.к образовательному процессу МБОУ гимназии №2. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах обусловлен следующими причинами:
1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.
2. Полное обеспечение программы учебно-методическим комплектом включающим программу по учебному предмету «Музыка», учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию для каждого года обучения.
3. Сохранение непрерывности художественного образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».
Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы, изобразительного и театрального искусства. За счет этого достигаются межпредметные связи, особенно актуальные в условиях интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ гимназии №2.
Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.
Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год.
Основные принципы отбора материала.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие
временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, не более 2х минут.
Предполагаемые результаты.
В результате изучения курса «Музыка» в 4 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Система оценки достижений учащихся.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Критерии оценки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. и авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2011 1-4 классы». Допущена Министерством образования и науки РФ, 2009.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.- М.: Просвещение, 2015. 1-4 классы», рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Методической основой изучения курса «Музыка» является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.
Цель предмета:
Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Основные принципы программы:
К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).
Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Общепедагогические принципы и подходы:
- принцип воспитательной направленности обучения и обеспечения всестороннего развития;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип доступности и посильности;
- принцип политехнической направленности содержания;
- принцип ведущей роли практической деятельности в обучении;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Типы уроков
Содержание уроков строится по типологии Ю.А.Конаржевскому
-
комбинированный урок.
-
урок усвоения новых знаний учащихся.
-
урок закрепления изучаемого материала.
-
урок повторения.
-
урок систематизации и обобщения нового материала.
-
урок проверки и оценки знаний.
Формы организации учебного процесса
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются классно-урочная, групповая, коллективная работа с учащимися.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Методы обучения: словесные; наглядные; практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные, учебная работа, самостоятельная работа учеников.
Формы и методы контроля за ЗУН учащихся:
Викторины.
Карточки с заданиями, кроссворды.
Фестивали детской песни (май).
Тестирование.
Творческие проекты и презентации.
Формы организации работы с текстом:
Работа с учебником:
1. ознакомительное чтение, изучающее содержание учебного материала;
2. рассматривание иллюстрированного материала, анализ содержания и приемов работы с художественными материалами на примере картин выдающихся художников,
3. участие в диалоге и высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном или послушанном тексте, анализе иллюстративного ряда;
4. поиск информации с использованием других источников по творчеству композиторов и т.д.
Логические связи предмета с другими предметами
Программа является интегративным курсом и предполагает широкое использование межпредметных связей. Метапредметный подход формирует у детей понимание необходимых связей в системе «человек - общество - природа». Содержание программы курса «Музыка» напрямую связано с такими предметами как окружающий мир, литературное чтение, информатика, технология, ИЗО, курс «Истоки».
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» является необходимым компонентом начального общего образования школьников и относится к образовательной области «Искусство». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
-
понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный смысл;
-
накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
-
развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);
-
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);
-
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание тем учебного курса
«Музыка» для 4 класса
№
Содержательная линия
Часы
Процент учебного времени
1
Музыка в жизни человека
4 ч.
12%
2
Основные закономерности музыкального искусства
23 ч.
68%
3
Музыкальная картина мира
7 ч.
20%
Итого:
34 часа
100%
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Тип урока
Вид контроля
УУД (деятельность учащихся)
Дата по плану
(неделя)
Дата по факту
1
Россия - Родина моя.
Мелодия.
Песни о Родине
1
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
вводный
Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Рахманинова, подобрать стихи о родном
крае, созвучные музыке этих композиторов. Выделить мелодию, как главное выразительное средство музыки.
1
2
Как сложили песню.
1
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Знать особенности русской народной песни, уметь определятьжанры, выразительно исполнять народные мелодии.
2
3
Песни народов
1
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Урок закрепления знаний / урок - путешествие
текущий
Знать особенности народной песни, уметь определять жанры,выразительно исполнять народные мелодии.
3
4
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собраласяРусь!»
1
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Прокофьев «Александр Невский».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Знакомство со святыми земли Русской, назвать имена святых,знакомство с песней-гимном стихирой, слышатьторжественный, праздничный характер.
4
5
А.С. Пушкин и музыка.
1
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок путешествие
текущий
Пушкина. Уметь выразительно читать стихи. Сравнить хорШебалина «Зимняя дорога» с одноименным стихотворениемПушкина.
5
6
Зимнее утро.
Зимний вечер. П.И.Чайковский«У камелька»
1
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Урок закрепления знаний
текущий
Сравнивать музыку Чайковского и стихи, слышатьмечтательный, задумчивый характер.
Знать сказки Пушкина. Назвать знакомые музыкальныеинструменты, создающие образы белки, богатырей, царевны.Знать понятие тембра и регистра.
6
7
«Что за прелесть эти сказки».
1
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-игра
текущий
Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые.
7
8
Народные музыкальные традиции Отечества.
1
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
текущий
Слушая романсы, определять характер музыки и слов. Знатьотличительные особенности жанра романса.
8
9
Романсы на стихи Пушкина.«Приют,
сияньем муз одетый».
1
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Уметь определять на слух музыкальные произведения.
9
10
Глинка «Иван Сусанин».
«Праздников праздник, торжествоторжеств».
1
Дальнейшее знакомство с музыкой оперы.Знакомство с песнопениями русской Православнойцеркви.
Урок закрепления знаний
текущий
Услышать интонации народной польской и русской музыки. Определить содержание арии Сусанина, характер музыки.
10
11
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
1
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Слышать интонационное своеобразие музыки других народов.Сравнивать музыку Мусоргского «Пляска персидок » и Глинки«Персидский хор», отличия от русской музыки.
11
12
Русский Восток.
Восточные мотивы. МузыкаХачатуряна
1
Народная и профессиональная музыка.
Урок закрепления знаний/ урок-игра
текущий
Услышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки,сравнить с картиной Сарьяна «Армения».
12
13
Глинка «Иван Сусанин».
«Праздников праздник, торжествоторжеств».
2
Дальнейшее знакомство с музыкой оперы.Знакомство с песнопениями русской Православнойцеркви.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Дальнейшее знакомство с музыкальными инструментами России. Исполнять народные песни с движением.
13
14
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
1
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Урок закрепления знаний
текущий
Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.
14
15
Композитор - имя ему народ.
Музыкальные инструменты России.
1
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний / урок-сказка
текущий
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.
15
16
Оркестр русских народных инструментов.
1
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.
16
17
Обобщающий урок по теме «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
1
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.
17
18
Народные праздники.
1
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Урок закрепления знаний / урок-игра
текущий
Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края. Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.
18
19
Музыкальные инструменты.
1
Музыкальные инструменты.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Знать особенности стиля рококо в искусстве, определение музыкальной формы «вариации», сравнить тему вариаций имелодию хора «Уж как по мосту, мосточку». Выявить интонационное сходство.
19
20
Мусоргский «Картинки свыставки».
1
Различные виды музыки: инструментальная.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка
текущий
Закрепить музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Определить образное содержание, характер и настроение музыки.
20
21
Рахманинов
романс «Сирень».
1
Выразительность и изобразительность в музыке.Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Найти общие черты в музыке Рахманинова и Шопена, знатьособенности полонеза, вальса, мазурки. Определять на слухтрехчастную форму музыки.
21
22
«Не молкнет сердце чуткое Шопена...».
Танцы Шопена.
1
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
Урок закрепления знаний / урок-игра
текущий
Определить душевное состояние, которое передает музыка, эмоциональный строй, современна ли музыка сонаты.
22
23
Музыка Л. Бетховена.
1
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
Урок комплексного применения ЗУН
текущий
Увидеть интернациональность музыкального языка. Закрепитьсредства выразительности, свойственные баркароле. Сравнитьс ноктюрном Бородина /любование природой/. Составитьсравнительную характеристику музыки Глинки и Чайковского.
23
24
«Царит гармония оркестра».
1
Особенности звучания различных видов оркестров:симфонического.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.
24
25
Театр музыкальной комедии.Мюзикл.
1
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров -оперетта и мюзикл. Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Урок закрепления знаний/ урок-путешествие
текущий
Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
25
26
Балет «Петрушка»
1
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров -балета.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
26
27
Бородин «Богатырская симфония».
Мусоргский
«Богатырские ворота».
1
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
27
28
Народные музыкальные традиции Отечества.
1
Народные музыкальные традиции Отечества.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
28
29
Праздников праздник, торжество из торжеств.
1
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Урок закрепления знаний
текущий
Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.
29
30
Родной обычай старины.
1
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
текущий
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений, сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
30
31
Прелюдия. Исповедь души.
1
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-сказка
текущий
Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий - музыкальный образ.
31
32
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
1
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Урок закрепления знаний
текущий
Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
32
33
В каждой интонации спрятан человек.
1
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Урок обобщения и систематизации знаний
итоговый
Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
33
34
Музыкальный сказочник.
1
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В соответствии с программой авторами разработаны учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Класс
Учебная программа
Учебники
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
«Музыка»
Учебник для общеобразовательных учреждений, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011
-
Музыка. 4 класс. Рабочая тетрадь, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.:Просвещение, 2011
-
Музыка 1-4кл. Методика работы с учениками, Критская Е.Д., М.:Просвещение, 2011
-
Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.
Презентации по урокам.
Раздаточный материал
-
Информационно-коммуникативные средства
-
Критская Е.Д. Музыка, 4 класс - Электронный ресурс: методическое пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
-
Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
-
Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
-
Подборка аудио- и mp3-дисков с песенным репертуаром.
-
Наглядные пособия
-
Портреты композиторов.
-
Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
-
Интернет-ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
-
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (мтериалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok
-
Технические средства обучения
-
Музыкальные инструменты.
-
Электронные музыкальные инструменты.
-
Персональный компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Экспозиционный экран.
-
DVD-проигрыватель.
-
Микрофоны и звукоусиливающая техника.
-
Плазменный телевизор.
-
Учебно-практическое оборудование.
-
Укладка для аудиовизуальных средств.
-
Шкафы для хранения таблиц и репродукций.
-
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов.