Открытый урок по специальности фортепиано

 Цель урока: Использование заданий для формирования первоначальных навыковМетоды: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, поисковый, эмоциональной отзывчивости, обобщения."Этапы урока:  Организационный момент.  Вступительное слово педагога.  Практическая часть (показ учащимися заданий и выполнение их).  Заключение. Ход урока1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока; психологический настрой учениц.2. Вступительное слово.3. Практическая часть:- Повторение...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по специальности фортепиано

В уроке участвуют ученицы: Гупало Катя 2класс

Пацер Снежана 2 класс

Тема урока: Развитие навыков чтения с листа в младших классах

Цель урока: Использование заданий для формирования первоначальных навыков

Задачи урока:1.Умение без предварительного проигрывания исполнять произведение от начала до конца с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний.

2.Развитие зрительно-слуховых, ритмических навыков, аппликатурной техники, естественной координации, интуиции и творческого воображения учащихся.

3. Воспитание у учащихся осмысленного отношения к тексту, умение видеть все обозначения и слышать в них музыкальное содержание.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, поисковый, эмоциональной отзывчивости, обобщения.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово педагога.

3. Практическая часть (показ учащимися заданий и выполнение их).

4. Заключение.

Ход урока

1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока; психологический настрой учениц.

2. Вступительное слово: «Лучший способ научиться быстро читать - это как можно больше читать». (И.Гофман)

Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства.

За последние 20-30 лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошо читать с листа. И это не смотря на то, что профессиональный виртуозно-исполнительский уровень вырос.

Причин множество - это отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в ДМШ и ДШИ, в упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию.

Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей отличается от параметров их сверстников 60-80х годов прошлого века, возросшая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Современному ребёнку очень трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество - умение продолжительно концентрировать внимание - чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Отсутствие такого специфического зрительно-моторного навыка часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.

Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа являются:

- элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

- игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

- потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;

- невнимательность к динамическим знакам;

- пренебрежение знаками агогики.

Формирование первоначальных навыков чтения с листа следует начинать с игровых заданий, которые подчинены первоочередным задачам: снятию психологического «зажима» у ребёнка перед чтением нот с листа и сделать это занятие по возможности увлекательным.

Важно, чтобы ученик усваивал правила и отрабатывал необходимые навыки под контролем педагога. Необходимым условием успешного применения заданий является их систематичное использование на каждом уроке (5-7 минут - именно столько времени обычно требуется для выполнения одного задания).

В своей работе с учащимися я использую «Игровой курс: Чтение нот с листа на уроках фортепиано» авторов Т.Камаевой, А.Камаева.

Сегодня на уроке ученицы покажут задания, с которых следует начинать формирование навыков чтения нотного текста в начальном звене музыкальной школы.

3. Практическая часть: Интересен этот курс и тем, что у каждого задания есть таблица: в верхней строке - цифры, соответствующие числу ошибок, в нижней строке - оценка. Ученик сам должен выставить себе оценку, что стимулирует его на точное выполнение. Пока ребёнок не выполнит задание на «5», не переходить к следующему.

Задание №1 (выполняет Катя). Прочитай ноты в скрипичном ключе в следующем порядке:


Ученица задание выполнила правильно и поставила себе «5».

Задание №2 (выполняет Снежана). А теперь перевернём нотный стан с нотами «вверх ногами», и прочти нотную строчку из задания 1 в басовом ключе.

Ученица выполнила задание на «5» после второго проигрывания.

Задание №3 (выполняет Снежана). Прочитай ноты со знаками альтерации - диезами, бемолями и бекарами. Будь внимательна.


Снежана выполнила задание на «5» после второго проигрывания (ошибка была - «до - определила неверно»).

Задание №4 (выполняет Катя). Прочти ноты со знаками альтерации в басовом ключе. Справилась с заданием на «5».

- Вы уже знаете, что знаки альтерации бывают ключевыми и случайными. Ключевые знаки выставляются на каждой нотной строчке и действуют на протяжении музыкального произведения. Случайные знаки выставляются слева от ноты. Они действуют только в одном такте и относятся к одному звуку!

Задание №5 Потренируемся на простых примерах (Снежана играет 1 отрывок, Катя-2).

- Сыграйте эти отрывки, но сначала внимательно посмотрите и найдите в них «опасные» такты со случайными знаками.


Девочки выполнили верно задание после повторного проигрывания. У обеих была одинаковая ошибка: не исполнили знак у второго звука в такте.

- Повторение звуков, а также «раскачивание» мелодии на соседних звуках встречается в музыке часто - это секунды. Секунды записываются так: одна её нота - на линейке, другая - между линейками. Играют их соседними пальцами.

Задание №6 (выполняет Снежана). Посмотри на музыкальные примеры (1,3,5). Найди повторяющиеся ноты и ноты «соседки». Будь внимательна к расставленным «ловушкам» (ключи, ключевые и случайные знаки, длительности).


Снежана примеры №1,3 исполнила верно, а в №5 - забыла ключевой знак; переиграла этот фрагмент.

- Если соседние звуки играются одновременно, они записываются не «в столбик», друг под другом, а рядом, по разные стороны одного штиля и выглядят как «клякса».

Задание №7 (выполняет Катя). «Кляксы»-секунды звучат резко, поэтому их можно встретить в пьесах, где композитор хочет изобразить, к примеру, кваканье лягушек, сигналы автомобиля и др. Играть секунды - одно удовольствие! Их легко заметить, а если угадать один из её звуков, то сразу можно сыграть оба. Попробуй сыграть эти «кляксы»-секунды. Где здесь «выросла фасоль»? После проигрывания, покажи отгадку.


Катя выполнила задание с первого раза.

- Перевернем нотный стан и сыграй секунды в басовом ключе. А в этом случае «фасоль выросла»? (ученица играет).

Это задание вызвало затруднение у девочки (следует повторить ноты малой и большой октав).

- Движение по гамме - это самое простое мелодическое движение. Оно часто встречается в музыке. После ноты на линейке всегда следует нота, расположенная между линейками. Зная этот секрет, можно не определять в такой мелодии каждую ноту! Чтобы сыграть пассаж из нот-бусин, достаточно определить первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии, чтобы во время остановиться или повернуть обратно.

Задание №8 (выполняет Снежана). Определи только первую ноту, а во время игры следи глазами за рисунком и не высчитывай высоту каждого звука.


Переверни ноты и сыграй их в басовом ключе.

Ученица справилась с этим заданием на «5».

Задание №9 (выполняет Катя). Теперь к гаммообразному пассажу добавим ритмический рисунок. Когда будешь играть, обрати внимание не столько на ноты, сколько на длительности.


Катя исполнила отрывок точно и получила «5».

Задание №10 (выполняет Снежана). Если пассаж включает пять идущих вверх друг за другом звуков, с какого пальца ты начнёшь играть? Укажи этот палец:

Правая рука ____, левая рука____.

А теперь взгляни на нотный текст и определи: где пассажи из пяти звуков? Скакого пальца ты их начнёшь?

Отметь эти пассажи квадратными скобками и сыграй сначала только их. А затем полностью весь пример.

За это - первая оценка, а вторая «5» - за игру всего примера.

Снежана правильно выполнила оба задания.

В заключении урока ученицы прочитали с листа пьесы:

Катя - «Коровушка» русская народная песня;

Снежана - «Зеленейся, зеленейся» русская народная песня.

Девочки справились с заданием, пьесы исполнили грамотно (точные ноты, длительности, знаки, штрихи).

Творческие задания помогли им не только применить уже знакомые элементы музыкальной ткани, но и отработать новый навык (штрихи).

4.Заключение: Формирование навыка чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка.

Наилучшие результаты навыка чтения с листа достигается тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста.

Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьёзно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.

Опыт показывает, что даже слабые ученики, систематически играя с листа, двигаются вперёд значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте.

Мои ученицы показали небольшую часть заданий, с которых следует начинать чтение нотного текста. «Игровой курс» авторов Камаевых Т.и И. полезное и интересное пособие, которое помогает педагогу в работе, но самое главное - увлекает детей своими интересными заданиями, ученики воспринимают их, как игру.

Мы, педагоги, должны использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа самостоятельному музицированию.




© 2010-2022