Рабочая программа по музыке в 5 классе ФГОС

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Караваинский филиал



Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ

методическим советом Директор школы И.Ю.Хурцилава


Протокол № ____от _______2015г. Приказ №____от ____2015г.




Рабочая программа

по музыке в 5 классе


на 2015-2016 уч.год






Составитель:

Агапова М.Н.





2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке в 5-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2011 в соответствии с ФГОС 2 поколения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса - М.: Просвещение, 2013.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5 - М.: Просвещение, 2013.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Результаты изучения предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;


Содержание тем учебного курса

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема I полугодия: "Музыка и литература" (17 часов)

Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2-3 Вокальная музыка. (2ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Народное музыкальное творчество.

Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички.

Урок 4-5. Фольклор в музыке русских композиторов.(2ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира

Урок 6. Жанры инструментальной и вокальной музыки. (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 7. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: "Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем". Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 8. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны»(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 9-11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (3ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - Ф.Шопен. Творчество Ф. Шопена и других композмторов рамантистов исполнения от художественной.

Урок 12-13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (2ч.)

Развитие жанра - опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов.

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов - песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом "Кошки" Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Урок 17. Обобщение изученного по разделу: "Музыка и литература"

Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (17 часов)

Урок 18-19. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (2ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 20. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Соборность сознания русского человека.

Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 25. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры - Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 27. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 28. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра - фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 29. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 30-31. Импрессионизм в музыке и живописи. (2ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр - Реквием.

Урок 33. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном - инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир композитора. (1ч)

Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Учебно-тематическое планирование (34ч.)

№ урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Формы контроля

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Музыка и литература (17часов)

1

Что роднит музыку с литературой

1

Выявлять многосторонние связи музыки и литературы

2-3

Вокальная музыка

2

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать культуру слушателя и исполнителя

4-5

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Контрольный тест

Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

7

Вторая жизнь песни

1

Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки.

8

«Всю жизнь мою несу родину в душе...»

1

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

9-11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Осознание значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - Ф. Шопена, В. Моцарта.

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

Более подробное ознакомления с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же

13

Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко»

1

Знакомство с творчеством Римского-Корсакова

Народные мотивы в опере Садко

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

Контрольный тест

17

Мир композитора

1

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство(17ч)

18-19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

2

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства

20

«Небесное и земное» в звуках и красках

1

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

22

Музыкальная

живопись и живописная музыка

1

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»

23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов - С. Рахманинова и В. Кикты.

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель», расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно - музыкального опыта (повторение знакомых музыкальных произведений);

25

Волшебная палочка дирижера

1

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

26

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

27

Застывшая музыка

1

Контрольный тест

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

28

Полифония в музыке и живописи

1

Продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

29

Музыка на мольберте

1

Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

30-31

Импрессионизм в музыке и живописи

2

Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

32

«0 подвигах, о доблести, о славе…»

1

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

1

Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание своеобразия их творчества.

34

Мир композитора (обобщение)

1

Контрольный тест

Обобщить представления о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.

итого

34

4


Учебно-методическое обеспечение

Состав Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2009г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2012г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г

  • фонохрестоматия для 5 класса

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г.

Список -методических и учебных пособий

«Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  • Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  • Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  • Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  • Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  • Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  • Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  • Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  • «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  • «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  • Песенные сборники.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийные уроки Музыка в школе 5 класс

2.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

4.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/



Календарно - тематическое планирование по музыке 5 класса (34ч.)

№ п/п

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учебные действия

Виды контроля

По плану

фактически





Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Музыка и литература (17часов)

1

Что роднит музыку с литературой

1

Вводный

Знать:

что роднит музыку с литературой;

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуация Развивать умения «слышать другого

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ музыкальном


Устный опрос.

Интонационно-образный анализ



2-3

Вокальная музыка

2

Расширение и углубление знаний

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:называть основные жанры русских народных песен;

определять значение песни в жизни общества;

отличать романс от песни,

  • Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуация Развивать умения «слышать другого

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ музыкальном

Хоровое исполнение

Устный опрос.




4-5

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Интонационно- образный анализ музыки. Развивать умения «слышать другого

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Хоровое пение

Устный опрос.




6

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Сольное исполнение

Контрольный тест




7

Вторая жизнь песни

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь называть основные жанры вокальной

определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.



Урок - концерт



8

«Всю жизнь мою несу родину в душе...»

1

Расширение и углубление знаний

Знать значение колокольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Хоровое исполнение

Устный опрос




9-11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Расширение и углубление знаний

Знать:основные события из жизни и творчества композиторов

  • Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,

Хоровое исполнение

Устный опрос




12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

Расширение и углубление знаний

Знать:историю развитияоперного искусства;

понятия: опера, либретто, увер-тюра, речита-тив, хор,

ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров.

Сольное исполнение

Устный опрос




13

Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко»

1

Расширение и углубление знаний

Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

-Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров,

Сольное исполнение

Устный опрос




14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

Расширение и углубление знаний

Знать:историю развития балетного искусства;

понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать средства музыкальной выразительности

  • Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров,

Хоровое исполнение

Устный опрос




15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины


освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Хоровое исполнение

Устный опрос




16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

Расширение и углубление знаний

Знать:историю возникновения мюзикла;чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины


освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;


Контрольный тест



17

Мир компози-тора

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок- концерт

Знать, что роднит музыку, и изобразительное искусство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих искусств

Обобщение представлений о взаимодействии музыки и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

Выражать эмо-циональное со-держание музы-кальных произве-дений в исполне-нии, проявлять инициативу в ху-дожественно-творческой деятельности


Урок - концерт



Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство(17часов)

18-19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

2

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты музыки и изобразительного искусства

Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

-Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Хоровое исполнение

Устный опрос




20

«Небесное и земное» в звуках и красках

1

Расширение и углубление знаний

Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Хоровое исполнение

Устный опрос




21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Расширение и углубление знаний

Уметь: определять на слух основные части кантаты

  • Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства

  • Развитие музыкально- эстетического чувства,

Сольное исполнение

Устный опрос




22

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Знать мелодию, ритм, темп, динамику, лад Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; -

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Хоровое исполнение

Устный опрос




23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Хоровое исполнение

Устный опрос




24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

|

1

Расширение и углубление знаний

Знатьоб истории создания скрип-ки, ее мастерах изготовителях и исполнителях. Уметь:сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах

Сольное исполнение

Устный опрос




25

Волшебная палочка дирижера

1

Расширение и углубление знаний

Знать:понятия: оркестр, дирижер;

состав групп инструментов оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров

  • Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

  • Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах

Хоровое исполнение

Устный опрос




26

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Уметь:

  • делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);

проводить интонационно-образный анализ музыки

  • Интонационно- образный анализ Умение размышлять о воздействии музыки на человека,

  • Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Сольное исполнение

Контрольный тест




27

Застывшая музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать:отличия католической и православной музыкальной культуры;

а капелла. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Выражать эмо-циональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности


итоговый урок - концерт



28

Полифония в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать:

  • понятия: орган, полифония, фуга;

основные события из жизни и творчества И. С. Баха


Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

  • Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой


Устный опрос



29


Музыка на мольберте

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Различать основные нравственно-этические понятия

Сольное исполнение

Устный опрос



30-31

Импрессионизм в музыке и живописи

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз

Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Различать основные нравственно-этические понятия

Хоровое исполнение

Устный опрос



32

«О подвигах, о доблести, о славе...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Работать с разными источниками информации

Различать основные нравственно-этические понятия

Хоровое исполнение

Устный опрос




33

«В каждой мимолетности вижу я миры...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты музыки и изоб-разительного искусства

Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

Хоровое исполнение

Устный опрос




34


Мир композитора(обобщение)

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок- концерт

Знать, что роднит музыку, литературу и изо. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

проявлять инициативу в ху-дожественно-творческой деятельности

Индивидуальное исполнение

Контрольный тест





итого

34ч











© 2010-2022