Открытый урок в 5 классе по теме Волшебная палочка дирижера

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 классе


Тема «Волшебная палочка дирижера»


Цель урока:


Дать понятие о значении дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о расположении инструментов входящих в состав симфонического оркестра

Задачи:

Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с расположением инструментов симфонического оркестра; познакомить со знаменитыми дирижерами, углубить восприятие симфонической музыки.

  • Развивающая: : развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.


  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, умение работать в команде.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

Ученик получит возможность для формирования эмоционального отношения к музыке. Устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; понимать, что различные жанры в музыке могут преобразовываться друг в друга

Ученик получит возможность научиться отличать инструменты симфонического оркестра.

Метапредметные.

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные: научится организовывать работу в команде;

Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в команде.

Понятийный аппарат:

Симфонический оркестр, дирижер, расположение инструментов, партитура.

Оборудование:

Проектор, компьютер, презентация, фортепиано, музыкальный центр, диски, таблички "Расположение инструментов симфонического оркестра"

Музыкальный материал

И. Брамс "Венгерский танец № 5", Й. Гайдн Фрагмент симфонии, "Rondo Veneziano - Musica ... Fantasia", Silenzium - Anthem of the World (Stratovarius), А. Вивальди "Лето", Д. Гершвин "Голубая рапсодия".

Виды деятельности

Слушание музыки, анализ музыкального произведения, пластическое дирижирование, пение

Формы работы

Фронтальная.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Организационный блок ( 2 мин)

Ход урока:

Музыкальное приветствие "Прозвенел звонок".

Игра "Несбивайка".

Мотивационный блок (8 мин)

Создание проблемной ситуации. Учитель. Удобно ли вам было петь, если бы я не показывала, где нужно вступить, где снять звук? (Ответы учащихся). То есть легче когда кто-то руководит, управляет?

А когда на сцене сидят музыканты, их много (кстати, как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах - оркестр), как они могут играть слаженно?

Ученики: (предполагаемые ответы). Им помогает дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

Учитель: А что дирижер держит в руках?

Ученики: палочку

Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы сегодня с вами будем говорить?

Ученики: О дирижере и его палочке …

Учитель: А как вы думаете, какая у него палочка?

Ученики: Волшебная

Учитель: А почему она волшебная?

Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.

Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?

Ученики: Волшебная палочка дирижера

Учитель: Молодцы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о расположении музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.

Учитель предлагает подумать и назвать свой главный вопрос урока.

После корректировки учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему урока): Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен в симфоническом оркестре Позднее мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

Информационный блок (8 мин)

Происхождение термина "дирижер".

Работа с таблицей "Расположение инструментов симфонического оркестра". Обратить внимание как расположены инструменты. Почему одни располагаются ближе к сцене, их больше по количеству, а другие находятся дальше, их меньше. (Ответы учащихся).

Учитель: Попробуйте показать мне дирижерский жест. Как показать тише, громче?

Игра "Дирижер" (отработка элементарного дирижерского жеста).

Почему палочка в правой руке, а что делает левой? Знаете? (Ответы). Правой показывает темп и ритм, левой, той что ближе к сердцу, характер, нюансы исполнения.

Концерт долго длится, представляете, в какой физической форме нужно быть, чтобы выдержать весь концерт.

Учитель: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

Учитель: Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них - уже изъян».

Обратите внимание на партитуру (на экране) - сколько строчек, суметь уследить за каждой партией, услышать...

Знакомство с великими дирижерами мира.

Карло Мария Джулини
(9 мая 1914 -14 июня 2005)
- итальянский скрипач и дирижёр. Театр «Ла Скала»(Милан, Италия) Джулини дирижировал тринадцатью операми, одним балетом и пятьюдесятью концертами. «Музыка на бумаге мертва. Наша задача - не что иное, как пытаться оживить эту безупречную математику знаков». (К. Джулини).

Леона́рд Бернста́йн
( 25 августа 1918 - 14 октября 1990) -
американский композитор, пианист и дирижёр. Учился в Гарвардском университете. Ассистент дирижёра (1943-44), дирижёр (1957-58), главный дирижёр (1958-69) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-48). Автор множества книг, а также музыкальных произведений: опер, оперетт, мюзиклов («Питер Пэн"1950), симфоний, писал музыку к балетам и др.

(Слайд)

Ге́рберт фон Карая́н
( 5 апреля 1908 - 16 июля 1989) -
австрийский дирижёр. Выступал в качестве дирижера с различными симфоническими оркестрами в Австрии, Германии, Англии , дирижировал также в оперном театре «Ла Скала» в Милане. Продолжал дирижировать и записываться вплоть до своей смерти в 1989 году. По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке среди ста дирижёров из разных стран Герберт фон Караян занял четвёртое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества.

Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра.

Владимир Теодорович Спиваков - всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки. Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО за выдающийся вклад в мировое искусство.

(Слайд)

Аналитический (практический блок) - (12 мин)

Просмотрим два видео фрагмента. Ваше мнение о жестах и манере дирижирования этих дирижеров. Каков характер предложенных произведений, удалось ли передать его дирижеру... Бернстайн дирижирует мимикой. Как достичь такой слаженности звучания в оркестре?

А Спиваков? Какие жесты в быстрой части, какие - в медленной? Обратили внимание, никто из дирижеров почти не смотрит в ноты.

(Ответы)

Закрепление и применение новых знаний и способов действий (5 мин)

Учитель: Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен?

Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер?

А какими качествами должны обладать музыканты оркестра? Внимательностью! Я проверю, какие вы внмательные...

Игра "Ритмическое эхо"

Оценочный блок (2 мин)

Оцениваю вашу работу, ваши ответы на мои вопросы сегодня на уроке на "хорошо" и "отлично".

Рефлексия (3 мин)

Оцените жестами сегодняшний урок:

1. Было интересно, узнали много нового.

2. Было интересно, не узнали ничего нового.

3. Было не очень интересно, не узнали ничего нового.

Спасибо! До свидания!




© 2010-2022