- Преподавателю
- Музыка
- План кружка Ровесники (по патриотическому воспитанию)
План кружка Ровесники (по патриотическому воспитанию)
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панова Л.С. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рекомендовано Утверждено
к утверждению «___»____________2015 г «___»_________2015 г.
Заместитель директора поУВР Директор
_________Т. М. Бондарчук ________Т. В. Одрова
Рекомендовано Утверждено
к утверждению
«___»____________2016 р. «___»_________2016 р.
Заместитель директора по УВР Директор
_________Т. М. Бондарчук ________Т. В. Одрова
Дополнительная
образовательная программа
«Ровесники»
вокально-патриотического воспитания
для учеников 1-4 классов
ОШ І-ІІ ступеней №11
2015-2016г.
Время работы: четверг 16.15 - 17.25 I семестр
пятница 15.10 - 17.00 І семестр
четверг 16.15 - 17.25 I I семестр
пятница 15.10 - 17.00 І I семестр
Срок реализации программы : 1 год
Автор программы: Панова Лиана Станиславовна
г. Шахтерск
2015г.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности кружка "Ровесники" направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания "Я" как гражданин своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно - нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает: на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально - значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
В программе перекликаются две составляющие (патриотическое воспитание и вокальное). Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребѐнка. Занятия пением способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно - нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены кружка принимают участие в конкурсах патриотической песни.
Вокальное воспитание и патриотическое объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребѐнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
1.3. Цель и задачи программы
Цель:
- организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников;
- передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном, вокальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе - в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
- обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности;
- формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
- формирование музыкальной культуры учащихся, представляющей положительный социально - художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социальной направленности личного музыкального вкуса;
- совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к вокальной музыке, желания слушать и исполнять ее;
- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, "увидеть" прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально - значимых акциях, концертах, конкурсах. разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического и вокального воспитания учащихся ОШ I-IIступеней №11 г. Шахтерска. Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 7-10 лет
1.6. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 3 ч в неделю, всего 135 часов: в 1--4-м классе.
Этапы реализации:
1. Подготовительно-организационный (май 2015-август 2015)
- создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
- анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
- сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
- разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь 2015 - апрель 2019)
- проведение занятий по данной программе;
- участие в различных проектах, социальных акций
- коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май 2019)
- мониторинг работы школы по данной программе;
- анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
1.7. Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами-интернационалистами, конкурсы, концерты, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
Социальные связи: музей города; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры г. Шахтерска, организация по делам молодежи г.Шахтерска.
Время проведения: вторая половина учебного дня, каникулы.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры.
Прогнозируемые результаты по вокалу:
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах, для ветеранов войны и труда, в городских конкурсах и фестивалях песни.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например - выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на городских мероприятиях.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляются в конце каждого года занятий
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
1 год:
-
сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-
получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-
получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
-
узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2 год:
-
сформированы понятия "родня", "дружба", "Отечество";
-
получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
3 год:
-
сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
-
получат возможность участвовать в создании экологических проектов: "Брешь в зелёном царстве", "Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух", "Янтарное светило", "Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны".
4 год.
-
сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
-
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-
получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
-
Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Шахтерском крае.
-
Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
-
Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
-
Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы
-
Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
-
Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в городе.
2.Учебно-тематический план
1год:
№
теория
практика
Тема занятия
Кол-во
направление «Моя семья»
1-3
1
2
Я и моя семья.
3
4,5
1
1
Очень я люблю маму милую мою.
2
направление «Я - человек»
6-8
1
1
1
Жил - был Я.
Я и моё имя.
3
9
1
Мир моих увлечений.
1
10
1
Акция «Школьный двор»
1
11,12
1
1
Все работы хороши - выбирай на вкус.
2
13-16
1
3
Край, в котором я живу.
4
17-19
1
2
Мой город.
3
направление «Я и Отечество»
20-23
2
3
Наша Родина.
5
24,25
2
Наши защитники.
2
26-29
2
2
Этот День Победы!
4
направление «Я и природа»
30
1
Почему год круглый?
1
31
1
Загадки о временах года и явлениях природы.
1
32
1
Информационный проект «Не проходите мимо!»
1
33
1
Экскурсия в природу!
1
2год:
№
теория
практика
Тема занятия
Кол-во
направление «Моя семья»
1
1
Моя родня.
1
2
1
Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».
1
3
1
Изготовление панно «Моя семья»
1
4
1
Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.
1
направление «Я - человек»
5
1
О дружбе, доброте, отзывчивости.
1
6
1
Что такое хорошо, что такое плохо.
1
7
1
О лени и лентяях.
1
8
1
Беседа: «Кому нужна моя помощь?»
1
9
1
Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»
1
10
1
Когда у друзей лад - каждый этому рад.
1
направление «Я и Отечество»
11
0,5
0,5
История города Шахтерска. Город и его символы.
1
12
1
Мастер - класс «Кулон - оберег»
1
13
1
Беседа «О чём рассказывает наш герб?»
1
14
1
Игра « Сабантуй»
1
15
1
Беседа «Мои земляки»;
1
16
1
Экскурсия в музей
1
17,18
1
1
Обычаи и традиции Шахтерского края.
2
19,20
1
1
Открытия, которые совершил человек
2
21
1
В гостях у ветерана
1
22
1
«Честь имею»
1
23,24
2
КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы.
2
25-27
1
2
Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне»
3
28
1
Подготовка к праздничному концерту.
1
29
1
Музыкально - литературная композиция, посвящённая Великой Победе.
1
направление «Я и природа»
30
1
Мы маленькие дети на большой планете.
1
31
1
Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!
1
32
1
Природа и фантазия.
1
33
1
Игра «Все на белом свете - солнышкины дети»
1
34
1
Экскурсия в природу.
1
3 год
№
теория
практика
Тема занятия
Кол-во
направление «Моя семья»
1
1
Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья»
1
2
1
Вся семья вместе - так и душа на месте.
1
3,4
1
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»
2
5
1
КТД «Семейный альбом»
1
направление «Я - человек»
6
1
Мы школьники, а это значит..
1
7
1
Моё хочу и моё надо.
1
8
1
Друг в моей жизни.
1
9
1
За что уважают в семье и обществе
1
10
1
Игра - практикум «Подари другому радость»
1
11
1
Полезные и вредные привычки.
Проверь себя.
1
12
1
Умеешь ли ты дружить.
1
13
1
Как научиться разговаривать с людьми.
1
14
1
Как научиться преодолевать трудности вместе.
1
15
1
Как понять друг друга без слов.
Красота и здоровье.
1
направление «Я и Отечество»
16
1
Кто такие патриоты?
1
17
1
Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»
1
18
0,5
0,5
Чем и кем славен мой город?
1
19
1
Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.
1
20
1
Музыка нашего народа
1
21
1
Мастер - класс
1
22
1
Викторина «Что такое Шахтерская земля?»
1
23
1
КВН для мальчиков «Защитники Родины»
1
24
0,5
0,5
День памяти.
1
25
1
Заочная экскурсия «две столицы»
1
26
1
Подвижные игры на свежем воздухе.
1
направление «Я и природа»
27,28
1
1
Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами»
2
29
1
Сбор информации для проекта.
1
30-32
1
2
Презентации исследовательских проектов на школьной научно - практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон - друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони».
3
33
1
Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
1
34
1
Игра - путешествие «Лидер»
1
4год:
№
теория
практика
Тема занятия
Кол -во
направление «Моя семья»
1,2
1
1
Доброе семя - добрый и всход.
2
3,4
1
1
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
2
5,6
2
КТД «Мама, папа, я - очень дружная семья»
2
направление «Я - человек»
7
1
Я имею право. Кодекс моих прав.
1
8
1
«Благодарность - это…»
1
9
1
Умеем ли мы обижаться.
1
10
1
«Мои мечты - мои желания»
1
11
1
Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»
1
12
1
Круговая беседа - представление «Я и мои таланты»
1
13,14
2
Встреча с интересными людьми.
2
направление «Я и Отечество»
15
1
Я - гражданин.
1
16,17
2
Символы городов.
2
18
1
Чудо, сотворенное когда-то.
1
19
1
Я бы с песни начал свой рассказ.
1
20
1
Города - герои.
1
21
1
Юные герои Великой Отечественной войны.
1
22,23
2
Военно - спортивная игра «Следопыт»
2
24
1
Конкурс презентаций о городах Новороссии.
1
25
1
Мастер - класс «оригами»
1
26
1
Экскурсия в музей
1
27
1
Знакомство с Книгой Памяти
1
28
1
Мастер - класс «Я играю»
1
направление «Я и природа»
29
1
Загадки окружающего мира.
1
30
1
В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!
1
31
1
Деловая игра: «Мы вместе»
1
32-34
1
2
Мы в ответе за планету!
3
3. Содержание программы
1год.
№
Наименование тем курса
Содержание занятия
ууд
Форма организации. Виды деятельности
Дата
направление «Моя семья»
1-3
Я и моя семья.
разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи;
распевка «Веселые нотки» Роджер
Песня «Из чего наш мир состоит?»
Муз. Б. Савельева
Сл. М. Танича
Л. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности
П. - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
Р. удерживать цель деятельности до получения ее результата К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
Игры. Соревнования беседа
4-5
Очень я люблю маму милую мою.
рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой»
распевка «Веселые нотки» Роджер
песня «Наши мамы самые красивые»
Сл. И. Вахрушева
Муз. С. Соснин
игры творческая работа
направление «Я - человек»
6-8
Жил - был Я.
самопредставление, игра «Давайте знакомиться, рисование «Пьедестал»)
Я и моё имя.
(беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково» Составление проекта «Мое имя»
Песня «Ровесники» Слова: И. Дик,
Музыка: А.Островский
Л. умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
Р. планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций
К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Игры.соревнования
9
Мир моих увлечений.
Круговая беседа - представление «Я и мои таланты».
Песня «Я рисую этот мир» Муз. А. Ермолова Сл. С. Золотухина
соревнование
10
Акция «Школьный двор»
совместное мероприятие с родителями: посадка деревьев, уборка школьной территории
Песня «Я рисую этот мир» Муз. А. Ермолова Сл. С. Золотухина
родительское собрание совместное мероприятия
11-12
Все работы хороши - выбирай на вкус.
загадки о профессиях; рисование «Кем я буду, когда вырасту»
песня «Кем быть?»
Л. Девятова
игры соревнованиеэкскурсия
13-16
Край, в котором я живу.
рассматривание картин о природе родного края
фотовыставка «Донбасс»; викторина «Что в родном краю растёт?»; экскурсия в парк
Песня «Родная песенка»
Ю.Чичков - П. Синявский
Анкетирование экскурсия
17-19
Мой город.
экскурсия «С чего начинается Родина»; посещение выставки в Музее «Моя малая Родина»; рисование «Мой город»; ролевая игра «Магазин сувениров».
Песня «Родная песенка»
Ю. Чичков-П. Синявский
игры индивидуальное консультирование экскурсия
направление «Я и Отечество»
20-23
Наша Родина - Донбасс
рассматривание репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»; Донецк - главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о флаге, раскрашивание нарисованного флага; пение русских народных песен, частушек, колядок; рисование на тему «Моя Родина»
Песня «С чего начинается Родина?»
Муз. В. Баснера
Сл. М. Матусовского
Л. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира
П. выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения);
Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
Игры викторина творческая работа
24-25
Наши защитники.
песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»;
Песня «Моя Армия»
Сл.И.Резник
Муз: Э.Ханок
К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
семейные праздники, соревнование
26-29
Этот День Победы!
изготовление праздничных открыток; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; оформление стенда
Песня «О той войне»
Е. Плотникова
творческая работа Экскурсия встреча с ветеранами
направление «Я и природа»
30
Почему год круглый?
сказочное представление о временах года
Повторить все песни, которые учили на уроках Музыки о природе.
Л. навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие
П. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Р. заинтересованность в развитии своих способностей
К. описывать объект: передавать его внешние характеристики,используя выразительные средства языка;
Игры викторина
31
Загадки о временах года и явлениях природы.
времена года и явления природы.
Маленький концерт «Песни - 4 желания» (про разные времен года)
Соревнование беседа
32
Информационный проект «Не проходите мимо!»
сбор информации для индивидуальных проектов,
Проект индивидуальное консультирование
33
Экскурсия в природу!
совместно с родителями наблюдения, подвижные игры
семейные праздники,
2год. (песни будут подбираться в начале года)
1
Моя родня.
рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи
Л. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
П. проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу
Р. расширение кругозора о мире профессий
беседа
2
Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».
представления о семье, семейных традициях и праздниках
игры соревнование
3
Изготовление панно «Моя семья»
Я - в середине, а по лучам - члены семьи
К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Проект творческая работа
4
Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.
любовь и уважение к своим родителям
семейные праздники,
направление «Я - человек»
5
О дружбе, доброте, отзывчивости.
Доброта, отзывчивость взаимопомощь
Л. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
П. аргументировать свою точку зрения составлять план простого эксперимента
Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
родительское собрание
6
Что такое хорошо, что такое плохо.
Чтение стихотворения Маяковского
Игры викторина
7
О лени и лентяях.
Лень, последствия
Игры беседа
8
Беседа: «Кому нужна моя помощь?»
Милосердие, чувство дружбы и коллективизма;
соревнование
9
Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»
Мультфильм про кота Леопольда
Анкетирование беседа
10
Когда у друзей лад - каждый этому рад.
взаимопонимание, творческая активность
Игры беседа
направление «Я и Отечество»
11
История города. Город и его символы.
Шахтерск . символы
Л. основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
П. развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
викторина
12
Мастер - класс «Кулон - оберег»
Старинные предания
родительский лекторий
13
Беседа «О чём рассказывает герб?»
мастер - класс дают учителя родного языка и литературы
творческая работа
14
Игра « Сабантуй»
мастер - класс дают учителя физкультуры и родного языка и литературы
игры соревнование праздник
15
Беседа «Мои земляки»;
Знаменитые люди города
16
Экскурсия в Музей
участие в создании патриотических плакатов
Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,
«удерживать» логику повествования, приводить убедительные
доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
совместное мероприятие
17,18
Обычаи и традиции русского народа.
Праздники, народные игры
Игры праздник
19,20
Открытия, которые совершил человек
о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов
Игры беседа
21
В гостях у ветерана
Как важен мир
встреча с ветеранами
22
«Честь имею»
праздник посвящён Дню защитников Отечества
встреча с ветеранами
23,24
КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы.
Открытки своими руками
творческая работа
25-27
Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне»
сбор информации, обсуждение, защита проекта
Проект индивидуальное консультирование
28
Подготовка к праздничному концерту.
Разучивание песен и танцев
встреча с ветеранами
29
Музыкально - литературная композиция, посвящённая Великой Победе
День Победы. Поздравления ветеранов
совместное мероприятие праздник
направление «Я и природа»
30
Мы маленькие дети на боль-шой планете.
Бережное отношение к природе
Л. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и
вербальном виде
Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности
игры анкетирование
31
Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!
Плакаты, призывающие к охране природы
Соревнованиеэкскурсия
32
Природа и фантазия.
Аппликации с растительным орнаментом
К. - характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
творческая работа
33
Игра «Все на белом свете - солнышкины дети»
Дополнение классного уголка «Подсолнышки»
Игры творческая работа
34
Экскурсия в природу.
совместно с родителями оформление фотовыставки
Игры экскурсия
3год. (песни будут подбираться в начале года)
направление «Моя семья»
1
Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья»
объяснение значение пословиц по заданной теме
Л. - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
П. устанавливать причинно-следственные связи
Р. адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих
К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
анкетирование
2
Вся семья вместе - так и душа на месте.
уважение к семье и семейным традициям
Игры беседа
3,4
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»
Истории создания своей семьи
родительское собрание проект
5
КТД «Семейный альбом»
Родные, дорогие нам люди
семейные праздники,
направление «Я - человек»
6
Мы школьники, а это значит..
Права и обязанности детей
Л. соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; П. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации Р. корректировать деятельность: вносить изменения в процесс сучетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
соревнование
7
Моё хочу и моё надо.
Права и обязанности школьников
викторина
8
Друг в моей жизни.
Дружба, ее ценность
Игры беседа
9
За что уважают в семье и обществе
Правила поведения в социуме
Игры беседа
10
Игра - практикум «Подари другому радость»
Отзывчивость, поддержка
викторина
11
Полезные и вредные привычки.
Проверь себя.
Как бороться с вредными привычками , профилактика
анкетирование
12
Умеешь ли ты дружить.
Жизненные ценности
Игры беседа
13
Как научиться разговаривать с людьми.
Правила, культура общения
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
Игры беседа
14
Как научиться преодолевать трудности вместе.
понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Игры викторина
15
Как понять друг друга без слов.
Красота и здоровье.
Потребность в здоровом образе жизни
соревнование
направление «Я и Отечество»
16
Кто такие патриоты?
понятие «патриот»,
Л. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,государству; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
П. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку
Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
беседа
17
Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»
основы экологической культуры;
анкетирование
18
Чем и кем славен мой город?
Знаменитые люди села
экскурсия
19
Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.
толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений
творческая работа
20
Музыка татарского народа
многообразие флоры, фауны, культуры национальных традициях татарского народа
Игры праздники
21
Мастер - класс
родительский лекторий
22
Викторина «Золотое кольцо России»
История России, знаменитые места
викторина
23
КВН для мальчиков «Защитники Родины»
политические взгляды и убеждения
игры соревнование
24
День памяти.
ВОВ история
встреча с вете-ранами
25
Заочная экскурсия «две столицы»
История Москвы
История Санкт-Петербурга
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
викторина
26
Подвижные игры на свежем воздухе.
Военно-патриотические игры
игры
направление «Я и природа»
27,28
Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами»
Причины возникновения пожаров
Меры борьбы
Л. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
П. моделировать различные отношения между объектами окружающего мира
Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
совместное мероприятие экскурсия
29
Сбор информации для проекта.
Выбор тем для проекта
Проект индивидуальное консультирование
30-32
Презентации исследовательских проектов на школьной научно - практической конференции
«Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон - друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони».
творческая работа
33
Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
Причины загрязнения окружающей среды
Игры экскурсия
34
Игра - путешествие «Лидер»
Игры на выявление лидера
игры
4год. (песни будут подбираться в начале года)
направление «Моя семья»
Л. мотивировать свои действия; выражать готовность в любойситуации поступить в соответствии с правилами поведения
П. преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать
Р. анализировать эмоциональные состояния, полученные отуспешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
1, 2
Доброе семя - добрый и всход.
Представление о родословной семьи
викторина
3,4
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
История своей семьи
родительский лекторий
5,6
КТД «Мама, папа, я - очень дружная семья»
Семейные ценности
Традиции своей семьи
К. - характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности
семейные праздники, игры
направление «Я - человек»
7
Я имею право. Кодекс моих прав.
представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения;
Л. различать основные нравственно-этические понятия- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
П. Делать предварительный отбор источников информации
Р. анализировать собственную работу: соотносить план исовершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Викторина беседа
8
«Благодарность - это…»
понятия «культурный человек»
игры
9
Умеем ли мы обижаться.
Нормы поведения
соревнование
10
«Мои мечты - мои желания»
определении собственных творческих возможностей
анкетирование
11
Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»
определении собственных творческих возможностей
родительское собрание
12
Круговая беседа - представление «Я и мои таланты»
потребности к самовоспитанию
беседа
13.14
Встреча с интересными людьми.
Культура общения
совместное мероприятие
направление «Я и Отечество»
15
Я - гражданин России.
понятия «гражданин»,
Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, роднойстраны; - выражать положительное отношение к процессу познания:проявлять внимание, удивление, желание больше узнать
П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
16,17
Символы Российских городов.
понятия «гражданин», «город-герой»;
викторина
18
Чудо, сотворенное когда-то.
памятники духовной и материальной культуры России
интерактивное занятие,
19
Я бы с песни начал свой рассказ.
история создания военных песен, исполнение военных песен
соревнование
20
Города - герои.
Знакомство с городами-героями
слайд - шоу
21
Юные герои Великой Отечественной войны.
Биографии юных героев Великой Отечественной войны
встреча с ветеранами
22,23
Военно - спортивная игра «Следопыт»
Игры военно-спортивного характера
Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») ипооперационный контроль («как выполнена каждая операция К. - характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
игры соревнование
24
Конкурс презентаций о городах России.
Презентации о городах
Проект творческая работа
25
Мастер - класс «Татарские орнаменты»
мастер - класс дают учителя технологии и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З.
Творческая работа
26
Экскурсия в музей
Дети войны
экскурсия
27
Знакомство с Книгой Памяти
активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины.
встреча с ветеранами
28
Мастер - класс «Сюмбуля»
мастер - класс дают учителя технологии и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З.
семейные праздники, игры
направление «Я и природа»
29
Загадки окружающего мира.
экологический КВН
Л. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
Р. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
Игры беседа
30
В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!
сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему
Проект Анкетирование экскурсия
31
Деловая игра: «Мы вместе»
умение оценивать своё поведение в природе
игры
32-34
Мы в ответе за планету!
активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле
Викторина творческая работа
4. Методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
-
спортивный инвентарь;
-
подборка видеофрагментов, презентаций
-
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
-
принтер, сканер, мультмедиапроектор;
-
цифровой фотоаппарат
-
портреты писателей, поэтов, композиторов
-
музыкальный инструмент (фортепиано),
-
ноутбук,
-
микрофоны,
-
фонограммы музыкальных произведений,
-
методические, нотные пособия по вокалу,
-
сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Конкретные формы занятий кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Учебно-методическая литература
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
1.
ЖиренкоО.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007
Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007.
Классные часы по эти-ческому и эстетичес-кому воспитанию
2.
Дик Н.Ф. 2008
Внеклассная работа в начальных классах. Ростов - на - Дону Феникс, 2008.
Фольклорные праздники, конкурсно игровые программы
3.
Дик Н.Ф. 2004
Сердце отдаю детям Ростов - на - Дону Феникс, 2004.
Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах
4.
Дик Н.Ф. 2004
Сердце отдаю детям Ростов - на - Дону Феникс, 2004.
Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах
5.
Дереклеева Н.И. 2005
Педагогика, психология, уп-равление Москва «Вако», 2005.
Справочник классного руководителя
6.
Кулинич Г.Г. 2006
Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006.
Сценарии общешкольных и клубных мероприятий
7.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005
Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.
Внеклассные мероприятия 1 класс
8.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005
Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.
Внеклассные мероприятия 2 класс
9.
Гамаль Е.В.
Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007.
Методические рекомендации для учителей.
10.
Игонина Г.С., Горелова Н.А.
Наша Родина - Россия
М «Просвещение», 2007
Кроссворды, ребусы,
Вся учебно-методическая литература взята с Интернета.
5. Список использованной литературы.
1. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2010 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
1-2 класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный кур
с по праву и граждановедению для начальной школы. - Волгоград: Учитель,2006.
3-4класс: Чутко Н.Я.,ФесенкоО.Г. Факультативный курс«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -- Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.: 2008.
2. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
3. Декларация прав ребенка (1959 г.).
4. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
5. Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
6. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
7. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
8. Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
9. frolkina.ucoz.ru›publ/svjaz_universalnykh_…
edu-reforma.ru›Форум бесплатных курсовКлуб модерации и активных методов обучения
10. new-metodist.blogspot.com›МетодистиК
Карпинская Е. В. внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление
По факультативному курсу «Я - гражданин России»