• Преподавателю
  • Музыка
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Загитова Алсу Асхатовна,

преподаватель фортепиано,

ГАПОУ «ЛМХПК», г. Лениногорск,

Республика Татарстан

Основная цель профессиональных образовательных музыкальных учреждений - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. Только всесторонне образованный педагог-музыкант, глубоко чувствующий и понимающий музыкальное искусство, может заинтересовать, увлечь школьников музыкой. Наряду с навыками общения с детской аудиторией, живое исполнение музыки учителем оказывает ни с чем несравнимое влияние на детское восприятие. В связи с этим, обучение игре на музыкальном инструменте является одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки высококвалифицированных учителей музыки.

Исполняя фортепианное произведение в процессе урока музыки, учитель должен стремиться донести до сознания школьников художественное содержание произведения и одновременно контролировать обстановку в классе. Поэтому от педагога требуется предельно свободное владение музыкальным материалом. Однако очень часто можно наблюдать, как студент теряет самообладание перед публикой, при этом волнение мешает раскрыть содержание музыкального произведения, теряется качество исполнения, результат совместной и тщательной работы педагога и студента. Причиной возникновения подобного состояния может быть тип нервной системы человека, редкая исполнительская практика, отрицательный предшествующий опыт, чувство повышенной ответственности [1, 49].

Следовательно, воспитание хорошего концертного самочувствия должно являться частью системы исполнительской подготовки. В связи с этим следует отметить, что при достаточно частых и регулярных выступлениях у человека вырабатываются адаптационные механизмы, помогающие справляться с волнением.

Способы и приёмы преодоления боязни исполнителя перед публикой:

  • сосредоточение внимания во время исполнения на несложных фрагментах музыкального произведения;

  • многократное выступление перед слушателями;

  • представление исполнителем себя и инструмента как бы в замкнутом круге, за пределами которого ничего нет;

  • медленное и тихое проигрывание музыкального произведения;

  • мысленное проигрывание с воспроизведением ситуации концерта;

  • использование видеозаписи собственного исполнения;

  • выявление потенциальных ошибок с помощью игры с завязанными глазами, с отвлекающими факторами, после преднамеренно испытанной физической нагрузки и др.

Умение применять такого рода психологические приёмы достигаются регулярной и длительной самостоятельной работой над способностью управлять собственными эмоциями.

Г.Г. Нейгауз отмечал, что «исполнение состоит, грубо говоря, из трёх элементов: во-первых, исполняемого (музыки), во-вторых, исполнителя, в-третьих, инструмента». И далее он продолжал: «Ясно, что очень хорошо играть на фортепьяно так же трудно, как делать любое другое дело очень хорошо, например, рвать зубы или мостить улицу» [2, 103].

Таким образом, исполнительская деятельность - это одна из важнейших профессиональных компетенций учителя музыки.

Список литературы:

  1. Касимов В.Г. Формирование сценического самочувствия учащихся-музыкантов: учеб. пособие / В.Г. Касимов. - Глазов: изд-во ГГПИ, 1991. - 62 с.

  2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры. - 2-е изд. - М.: Гос. муз изд-во, 1961. - 320 с.

© 2010-2022