Рабочая программа по музыке (1 класс)

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа музыке составлена на основе:

• требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

• «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);

• базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ ;

• «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);

• основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с. Старый Сибай МР Баймакский район РБ;

• положения о рабочей программе учителя начальных классов МОБУ СОШ с Старый Сибай.;

• Устава школы.

Программа составлена на основе авторской программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, авторы В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. -М.:Вентана -Граф, 2011.-64с.- (Начальная школа XXI века).

В авторскую программу изменения не внесены.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, и миру в целом.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры(Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки.

1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

2.Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.

5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8.Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка».


Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальном творчеству-направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательном и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.


Описание места учебного предмета в учебном плане.


Рабочая программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю ( 33 учебных недели в год), что соответствует учебному плану МОБУ СОШ с. Старый Сибай на 2015-2016 учебный год



Результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты:

• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;

• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям дружи народов.

Метапредметные результаты:

• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

• применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;

• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музык как способе выражения духовных переживаний человека;

• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.


Содержание начального общего образования по музыке


№ п/п

Тематический

блок

Кол-во

часов

Использ-ние ИКТ

Использование проектной

деятельности

Использование исследовательской деятельности

(элементы)

1

Жанры музыки

8

2

1

1

2

Содержание музыки

8

2

1

1

3

Музыкальный театр

9

2

1

1

4

Язык музыки

8

2

1

1

Всего

33

8

4

4


Требования к уровню подготовки учащихся.


К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

  • Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;

  • проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

  • знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

  • Решать практические и учебные задачи:

  • выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;

  • различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;

Тематическое планирование.


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Музыкальный материал

План

Факт

1.

Как можно услышать музыку? Образ музыки

1


04.09


Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать,погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т. д.

Р. М. Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1 ч.), «Заплетися, плетень р.н.п.

И. С. Бах «Прелюдия до-мажор».

2.

Жанры музыки. С.С. Прокофьев « Марш»

1

11.09.


Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

Б. Окуджава «Музыкант»,

Ф. Шуберт «К музыке»

Г. А. Струве «Музыка».

3.

Родина музыки. А. Попатенко «Скворушка»

1

18.09


Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

А. Попатенко «Скворушка» А. Филиппенко «Урожай собирай».

П. И. Чайковский «Осень».

В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке».

Е Поплянова «Эхо

4.

Мелодия. П.И. Чайковский «Мелодия»

1

25.09


Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Колыбельные: «Ай, баю-бай…»,

«Ходит сон по лавочке»,

П. Чайковский «Колыбельная»,

В. Усачева «Зыбка просыпает…»

5.

Характер музыки. Чувства человека.

1

02.10


Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Б. Окуджава «Музыкант»,

Ф. Шуберт «К музыке»

Г. А. Струве «Музыка».

6.

Искусство выражения в музыкально- художественных образах

1

09.10


Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально-созидательный процесс.

А. Лядов «Кикимора»,

«Музыкальная табакерка».

Г. Струве «Пестрый колпачок.

7.

Где найти песню? Играем в сказку.

1

16.10


Развитие образно-игрового восприятия музыки.

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» В. Яновской.

8.

Где взять танец?

1

23.10


Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения.

Д. Б. Кабалевский «Кавалерийская».

А. Филиппенко «Мы на луг ходили».

Е Тиличеева «Деревца».

ГР. Фрид «Ветер»

9.

Маршевый порядок.

1

30.10


Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

».Колыбельные: «Ай, баю-бай…»,

«Ходит сон по лавочке»,

П. Чайковский «Колыбельная»,

В. Усачева «Зыбка просыпает…»

10

Содержание музыки. Образ Родины

1

06.11


Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

П. И. Чайковский «Симфония № 4» (финал).

«Во поле березонька стояла» р.н.п.

В. Баснер «С чего начинается Родина».

11

Можно ли увидеть музыку?

1

13.11


Проникновение в понятие «музыкально-поэтическое» через проникновение к жанру былины.

М. Глинка «Первая песня Баяна»,

«Про Добрыню»,
«О Вольге и Микуле».

12.

Как увидеть музыку?

1

20.11


Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

М. Глинка фрагменты из оперы Руслан и Людмила»: первая песня Баяна , ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из 2 действия, марш Черномора.

13

Музыка живая.

1

27.11


Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально-интонационную форму свои детские ощущения.

Д. Кабалевский «Клоуны», М. П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой».

14

Каждый композитор - художник.

1

04.12


Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства.

П. И. Чайковский «Детский альбом».

15

Изобразительность в музыке.

1

11.12


Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типичного.

К. Сен-Санс «Караван животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «купы и петух»).

16.

Изобразительность в музыке.

1

18.12


Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицировании.

Обр. Чо Гир-Сока «Танец бабочек»,

В. Селиванова «Шуточка».

17

Фрагменты бытования музыки.

1

25.12


Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

П. И. Чайковский - балет «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «танец феи Драже», «Вальс цветов»).

18

Рождение музыкальной формы. Русские народные песни

1

15.01



Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».

А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р. Шуман «Дед Мороз»,

Г. Вихарева «Дед Мороз».

19

Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни

1

22.01


Показать способность музыки передавать движение.

Р. Шуман «Смелый наездник»,

В. Калистратов «Пешком шагали мышки».

20

Где живут ноты?

1

29.01


Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом.

В. Герчик «Нотный хоровод,

В. Дроцевич «Семь подружек».

21

Музыка передает характер сказочных героев

1

05.02


Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

В. Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба-Яга» обр. М. Иорданского.

Г. Ванагайте «Деревянный поезд».

22

Музы не молчали

1

12.02


Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

«Вспомним, братцы, Русь и славу»,

«Славны были наши деды»,

В. Соловьев-Седой «Соловьи»,

А. Бородин «Богатырская симфония» (ч.1).

23

Природа просыпается (весна в музыке)

1

26.02


Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу.

Э. Григ «Весной».

П. И. Чайковский «Песня жаворонка»,

Укр.н.п. «Ой, бежит ручьем вода»,

З. Левина «Кап-кап».

24

Музыка и стихи о маме

1

04.03


Сопоставить поэзию и музыку В. Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности, доброты и ласки.

Г. Гладков «Колыбельная»,

М. Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбом»),

Е. Соколова «Сегодня мамин день»,

А. Филиппенко «Весенний вальс».

25

Мелодии и краски

1

11.03


Показать обновление жизни и природы, выражение эти состояний в музыке.

Р. Шуман «Веселый крестьянин»,

Э. Григ «Халлинг»,

В. Николаев «Песня ручья»,

Я.Дубравин «Капли и море».

В. Усачева «Жила-была работа».

26

В детском музыкальном театре

1

18.03


Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку - это значит полноценно прожить жизнь.

С. С. Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»).

«Девушки с лилиями (из балета «Ромео и Джульетта»).

27

В детском театре

1

08.04


Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.

С. Прокофьев. Опера «Великан».

28

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

15.04


Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.

И. Гайдн Детская симфония» (ч.1),

И. Завалишина «Музыкальная семья».

29

На концерте.

1

22.04


Познакомить детей с правилами на концерте, жанром «концерт».

А. Шнитке «Рондо» (из Concerto grosso» № 1),В. Шаинский «Голубой вагон».

30

Легко ли стать музыкантом?

1

29.04


Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом

И. Бах «Прелюдия и фуга до-мажор».В. Дементьев «Необычный концерт».

31




Что значит услышать музыку?


1

06.05


Обобщение тем года.

Ф. Шуберт «К музыке»,

Г. Струве «Музыка»,

И. С. Бах «Прелюдия до-мажор».

32


Идем в поход.

1

13.05


Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения.

Д. Б. Кабалевский «Кавалерийская».

А. Филиппенко «Мы на луг ходили».Е Тиличеева «Деревца».ГР. Фрид «Ветер»

33

Что может музыка?

1

20.05


Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

П. И. Чайковский - балет «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «танец феи Драже», «Вальс цветов»).


































Перечень учебно-методического обеспечения.


  • Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов В.О.Усачёва, Л.В.Школяр:

  • На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» -., В.О.Усачёва, Л.В.Школяр Просвещение, 2010., стр.3-28.

  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2010г.

  • Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2010 г.

  • Учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2010г.

  • Рабочая тетрадь для 1 класса, М., Просвещение, 2010г.


Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска

2. Интерактивная доска

3. Персональный компьютер

4. Мультимедийный проектор

5. МФУ

6. Принтер

7. CD и DVD диски по темам курса

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа : km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193


© 2010-2022