Интегрированный урок музыки и чтения Весенняя песня

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня».

Авторы: учитель чтения и развития речи: Быкова Мария Петровна и учитель музыки и пения Андрюшенко Лидия Евгеньевна.

Продолжительность урока: 40 минут.

Класс: 6.

Тип: интегрированный урок по предметам: чтение и музыка.

Тема: Весна.

Цель: Познакомить учащихся с содержанием второй части сказки Г. Скрибицкого.

Задачи:

Образовательные:

- формирование навыков беглого осознанного и выразительного чтения;

- знакомство учащихся с фольклорными традициями своего народа.

Коррекционные:

- развитие мыслительной деятельности учащихся;

- развитие умения слушать и слышать музыку и звуки природы;

- коррекция недостатков развития устной речи и навыков выразительного чтения.

Воспитательные:

- воспитание интереса к чтению через восприятие звуков родной природы и бережного отношения к ней:

Оборудование:

Презентация (изображение и голоса птиц, отрывки из текста, характеризующие голоса птиц).

Рисунки образов Зимы и Весны и таблички с прилагательными их характеризующими.

Образы Весны и Зимы в музыке.

Музыкальная композиция «Весна».

Солнце.

Практическая реализация:

- Орг. момент. 1 мин.

- Сообщение темы, цели урока. 3 мин.

Слушание и обсуждение музыки.

- Повторение пройденного материала (1 часть сказки). 10 мин.

Беседа по домашнему заданию

Слушание и исполнение заклички

Обсуждение рисунков

Игровой момент «Солнце»

Распределение прилагательных

Слушание и обсуждение музыки времён года.

Игровой момент «Угадай, кто поёт?»

- Подготовка к чтению. 4 мин.

Физминутка. (Логоритмика)

Словарная работа

- Знакомство с новым материалом 20 мин.

Комбинированное чтение (учитель - ученик).

Закрепление пройденного: выборочное чтение, беседа по вопросам.

Слушание и обсуждение музыкальной композиции «Жаворонок».

- Итог урока. Комментарий. 2 мин.

Сценарий урока.

Учитель чтения: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада нашей встрече. У вас я вижу на лице улыбки. Скажите, чему рады вы?

Ответ: Весне, погоде, изменениям в природе.

Я надеюсь, что это настроение сохранится у нас до конца нашего урока. Негромко звучит музыка «Весна».

А урок наш сегодня будет необычен: это одновременно и урок чтения, и урок музыки.

Музыка звучит громче.

Учитель музыки: Вслушайтесь в эту музыку. Что вы услышали в этом произведении.

Обсуждение настроения музыки, её звуков.

Как вы считаете, какое время года автор хотел показать в этой композиции? И почему вы так считаете?

Что бы узнать, какое же время года автор изобразил в этой композиции, я попрошу отгадать загадку.

Метель затихла, ветры смолкли.

У елей чуть блестят иголки.

Ну, а зима садится в сани,

Прощаться с нами ей пора!

И ей на смену величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало

Зовут красавицу… (Весна)

Стихотворение читает ученик.

Из далёких краёв, где морская волна

Кружевной рассыпается пеной,

К нам на крыльях ветров прилетает Весна

И приносит с собой перемены.

Учитель чтения: Какие перемены уже принесла Весна в наш край?

Ответы детей.

Сегодня на уроке мы будем с вами радоваться приходу весны вместе с писателями, поэтами и композиторами.

Обратимся к произведению, которое мы с вами изучаем.

-Скажите правильно, как оно называется?

- Это рассказ или сказка? А что в ней сказочного?

- Назовите главных героев сказки.

- Почему название времён года Зимы и Весны даны в тексте с заглавной буквы?

- Скажите, с какими трудностями столкнулась Весна?

- Зима не только в сказке не торопится уходить, но и в наших краях тоже.

Учитель музыки: Ребята, а вы желаете, чтобы Весна к нам пришла? Есть проверенный способ как её позвать. Весна всегда была долгожданным временем года, все ждали тепла и солнышка. Раньше на Руси говорили не «позвать», а «кликнуть», и маленькие стихотворения-песни, которые кого-то зазывали, имели своё название - «Заклички». Давайте прослушаем закличку, обращённую к Весне.

Слушание заклички.

Петь закличку нужно правильно и всем вместе. Логическое ударение, т. е. более сильное ударение, должно падать на первое и последнее слова. Буквы, выделенные в нашем тексте, поём протяжно, в народной манере исполнения, открыто.

Исполнение заклички.

ВорОночки, перепЁлочки,

ПрелетИтя к нам, принесИтя нам

ВяснУ красну, Лето тЁплаю,

Нам ЗимА надоела, весь кОром поела.

- А ещё у каждого из вас есть частица солнышка, и, если мы их объединим,

то у нас солнце станет ещё ярче и жарче. И Весна придёт к нам быстрее.

Дети на доске прикрепляют частицы солнышка.

Учитель чтения: Наше солнышко стало светить совсем по-весеннему. А почему в нашей сказке и в прозвучавшей закличке Весну называют Весна - Красная?

Давайте посмотрим в виде кого вы изобразили Весну и Зиму на своих рисунках??

Обсуждение рисунков.

На предыдущем уроке мы с вами подбирали слова и выражения, характеризующие наших главных героев Зиму и Весну. Но вот беда, налетели помощники Зимы - вьюги и метели и всё смешали. Помогите мне расставить правильно карточки, характеризующие Весну и Зиму.

Зима Весна

Капризная Добрая

Ворчливая Робкая

Сердитая Ласковая

Хитрая Тёплая

Заносчивая Заботливая

-К какой части речи относятся эти слова?

- Обратите внимание на рисунки и скажите, удалось ли нам передать через выражение лиц Зимы и Весны их характер?

Учитель музыки: Скажите, ребята, а музыка может предать характер и настроение?

Попробуем определить, какое время года изображено в музыкальных отрывках.

Слушание и обсуждение.

Ребята, вы помните, кто в сказке просил Весну быстрее вступить в свои права? Какие птицы?

А вы их видели или слышали?

Давайте попробуем их узнать.

Слайд с голосами птиц и их с изображением.

Учитель чтения: Послушаем разговор Весны, Зимы и птиц в сказке.

Но прежде вспомним, как нужно читать слова Весны - умоляюще, Зимы- заносчиво, птиц- с просьбой.

Чтение отрывка из сказки по ролям.

Учитель музыки: Я хочу познакомить вас с ещё одной птичкой. Видели ли вы когда-нибудь жаворонка и слышали ли вы его песню?

Слайд с изображением жаворонка его пение.

Скоро 22 марта. На Руси считалось, в этот день весеннего равнодноденствия весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. Что такое равноденствие?.. Этот день ещё называли праздником «Жаворонки» и пекли булочки в виде этих птичек.. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков - сначала взмывание вверх, а потом падение вниз. Ребята, я предлагаю вам побывать в роли жаворонков, и полетать как они.

Физминутка.

Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья.

Дети проговаривают текст с движением.

Цир-лир-лир- лю, цир- лю-лю- люююю.

Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит.

Камнем падает с высот,

И поёт, поёт, поёт!

Учитель чтения: Как летает жаворонок вы узнали, а хотели бы вы знать, о чём поёт жаворонок и почему Зима уступила свои права? Значит, нам нужно дочитать сказку до конца.

Но прежде, чем начать её читать, разберём некоторые слова.

Словарная работа.

Комбинированное и выборочное чтение, беседа по вопросам.

- Кого разбудила эта песня?

-Что лесные жители услышали в этой песне?

- Кем с земли казался жаворонок? Зачитайте эту строку.

-Как вы думаете, почему Зима после песни жаворонка не стала спорить с Весной и молча отправилась в далекий путь.

Найдите отрывок и зачитайте его, где говорится о том, как жаворонок спел свою песню.

Учитель музыки: Знаете ребята, у нас есть музыка, которая изображает жаворонка, его полёт и трель. Давайте вместе послушаем и охарактеризуем эту музыку.

Прослушивание и обсуждение.

Мелодия сложная, красивая, очень лёгкая, её нельзя спеть, потому что это птичья трель. На каком инструменте исполняется произведение?

А какая птица первой в наши края приносит весну?

Вы замечательно знаете птиц и даже можете определить их по голосам - ведь это их язык, они общаются, живут и радуют нас своими песнями. Хочется пожелать вам: «Любите мир, окружающий вас, и весеннее солнце обязательно порадует вас своим теплом». Спасибо за урок!

В качестве ресурса были использованы материалы из сети Интернет:

1 - muzofon.com/

2 - Яндекс.Картинки: найдено 2 млн картинок



© 2010-2022