- Преподавателю
- Музыка
- Интегрированный урок музыки и чтения Весенняя песня
Интегрированный урок музыки и чтения Весенняя песня
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андрюшенко Л.Е. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня».
Авторы: учитель чтения и развития речи: Быкова Мария Петровна и учитель музыки и пения Андрюшенко Лидия Евгеньевна.
Продолжительность урока: 40 минут.
Класс: 6.
Тип: интегрированный урок по предметам: чтение и музыка.
Тема: Весна.
Цель: Познакомить учащихся с содержанием второй части сказки Г. Скрибицкого.
Задачи:
Образовательные:
- формирование навыков беглого осознанного и выразительного чтения;
- знакомство учащихся с фольклорными традициями своего народа.
Коррекционные:
- развитие мыслительной деятельности учащихся;
- развитие умения слушать и слышать музыку и звуки природы;
- коррекция недостатков развития устной речи и навыков выразительного чтения.
Воспитательные:
- воспитание интереса к чтению через восприятие звуков родной природы и бережного отношения к ней:
Оборудование:
Презентация (изображение и голоса птиц, отрывки из текста, характеризующие голоса птиц).
Рисунки образов Зимы и Весны и таблички с прилагательными их характеризующими.
Образы Весны и Зимы в музыке.
Музыкальная композиция «Весна».
Солнце.
Практическая реализация:
- Орг. момент. 1 мин.
- Сообщение темы, цели урока. 3 мин.
Слушание и обсуждение музыки.
- Повторение пройденного материала (1 часть сказки). 10 мин.
Беседа по домашнему заданию
Слушание и исполнение заклички
Обсуждение рисунков
Игровой момент «Солнце»
Распределение прилагательных
Слушание и обсуждение музыки времён года.
Игровой момент «Угадай, кто поёт?»
- Подготовка к чтению. 4 мин.
Физминутка. (Логоритмика)
Словарная работа
- Знакомство с новым материалом 20 мин.
Комбинированное чтение (учитель - ученик).
Закрепление пройденного: выборочное чтение, беседа по вопросам.
Слушание и обсуждение музыкальной композиции «Жаворонок».
- Итог урока. Комментарий. 2 мин.
Сценарий урока.
Учитель чтения: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада нашей встрече. У вас я вижу на лице улыбки. Скажите, чему рады вы?
Ответ: Весне, погоде, изменениям в природе.
Я надеюсь, что это настроение сохранится у нас до конца нашего урока. Негромко звучит музыка «Весна».
А урок наш сегодня будет необычен: это одновременно и урок чтения, и урок музыки.
Музыка звучит громче.
Учитель музыки: Вслушайтесь в эту музыку. Что вы услышали в этом произведении.
Обсуждение настроения музыки, её звуков.
Как вы считаете, какое время года автор хотел показать в этой композиции? И почему вы так считаете?
Что бы узнать, какое же время года автор изобразил в этой композиции, я попрошу отгадать загадку.
Метель затихла, ветры смолкли.
У елей чуть блестят иголки.
Ну, а зима садится в сани,
Прощаться с нами ей пора!
И ей на смену величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало
Зовут красавицу… (Весна)
Стихотворение читает ученик.
Из далёких краёв, где морская волна
Кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает Весна
И приносит с собой перемены.
Учитель чтения: Какие перемены уже принесла Весна в наш край?
Ответы детей.
Сегодня на уроке мы будем с вами радоваться приходу весны вместе с писателями, поэтами и композиторами.
Обратимся к произведению, которое мы с вами изучаем.
-Скажите правильно, как оно называется?
- Это рассказ или сказка? А что в ней сказочного?
- Назовите главных героев сказки.
- Почему название времён года Зимы и Весны даны в тексте с заглавной буквы?
- Скажите, с какими трудностями столкнулась Весна?
- Зима не только в сказке не торопится уходить, но и в наших краях тоже.
Учитель музыки: Ребята, а вы желаете, чтобы Весна к нам пришла? Есть проверенный способ как её позвать. Весна всегда была долгожданным временем года, все ждали тепла и солнышка. Раньше на Руси говорили не «позвать», а «кликнуть», и маленькие стихотворения-песни, которые кого-то зазывали, имели своё название - «Заклички». Давайте прослушаем закличку, обращённую к Весне.
Слушание заклички.
Петь закличку нужно правильно и всем вместе. Логическое ударение, т. е. более сильное ударение, должно падать на первое и последнее слова. Буквы, выделенные в нашем тексте, поём протяжно, в народной манере исполнения, открыто.
Исполнение заклички.
ВорОночки, перепЁлочки,
ПрелетИтя к нам, принесИтя нам
ВяснУ красну, Лето тЁплаю,
Нам ЗимА надоела, весь кОром поела.
- А ещё у каждого из вас есть частица солнышка, и, если мы их объединим,
то у нас солнце станет ещё ярче и жарче. И Весна придёт к нам быстрее.
Дети на доске прикрепляют частицы солнышка.
Учитель чтения: Наше солнышко стало светить совсем по-весеннему. А почему в нашей сказке и в прозвучавшей закличке Весну называют Весна - Красная?
Давайте посмотрим в виде кого вы изобразили Весну и Зиму на своих рисунках??
Обсуждение рисунков.
На предыдущем уроке мы с вами подбирали слова и выражения, характеризующие наших главных героев Зиму и Весну. Но вот беда, налетели помощники Зимы - вьюги и метели и всё смешали. Помогите мне расставить правильно карточки, характеризующие Весну и Зиму.
Зима Весна
Капризная Добрая
Ворчливая Робкая
Сердитая Ласковая
Хитрая Тёплая
Заносчивая Заботливая
-К какой части речи относятся эти слова?
- Обратите внимание на рисунки и скажите, удалось ли нам передать через выражение лиц Зимы и Весны их характер?
Учитель музыки: Скажите, ребята, а музыка может предать характер и настроение?
Попробуем определить, какое время года изображено в музыкальных отрывках.
Слушание и обсуждение.
Ребята, вы помните, кто в сказке просил Весну быстрее вступить в свои права? Какие птицы?
А вы их видели или слышали?
Давайте попробуем их узнать.
Слайд с голосами птиц и их с изображением.
Учитель чтения: Послушаем разговор Весны, Зимы и птиц в сказке.
Но прежде вспомним, как нужно читать слова Весны - умоляюще, Зимы- заносчиво, птиц- с просьбой.
Чтение отрывка из сказки по ролям.
Учитель музыки: Я хочу познакомить вас с ещё одной птичкой. Видели ли вы когда-нибудь жаворонка и слышали ли вы его песню?
Слайд с изображением жаворонка его пение.
Скоро 22 марта. На Руси считалось, в этот день весеннего равнодноденствия весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. Что такое равноденствие?.. Этот день ещё называли праздником «Жаворонки» и пекли булочки в виде этих птичек.. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков - сначала взмывание вверх, а потом падение вниз. Ребята, я предлагаю вам побывать в роли жаворонков, и полетать как они.
Физминутка.
Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья.
Дети проговаривают текст с движением.
Цир-лир-лир- лю, цир- лю-лю- люююю.
Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе висит.
Камнем падает с высот,
И поёт, поёт, поёт!
Учитель чтения: Как летает жаворонок вы узнали, а хотели бы вы знать, о чём поёт жаворонок и почему Зима уступила свои права? Значит, нам нужно дочитать сказку до конца.
Но прежде, чем начать её читать, разберём некоторые слова.
Словарная работа.
Комбинированное и выборочное чтение, беседа по вопросам.
- Кого разбудила эта песня?
-Что лесные жители услышали в этой песне?
- Кем с земли казался жаворонок? Зачитайте эту строку.
-Как вы думаете, почему Зима после песни жаворонка не стала спорить с Весной и молча отправилась в далекий путь.
Найдите отрывок и зачитайте его, где говорится о том, как жаворонок спел свою песню.
Учитель музыки: Знаете ребята, у нас есть музыка, которая изображает жаворонка, его полёт и трель. Давайте вместе послушаем и охарактеризуем эту музыку.
Прослушивание и обсуждение.
Мелодия сложная, красивая, очень лёгкая, её нельзя спеть, потому что это птичья трель. На каком инструменте исполняется произведение?
А какая птица первой в наши края приносит весну?
Вы замечательно знаете птиц и даже можете определить их по голосам - ведь это их язык, они общаются, живут и радуют нас своими песнями. Хочется пожелать вам: «Любите мир, окружающий вас, и весеннее солнце обязательно порадует вас своим теплом». Спасибо за урок!
В качестве ресурса были использованы материалы из сети Интернет:
1 - muzofon.com/
2 - Яндекс.Картинки: найдено 2 млн картинок