- Преподавателю
- Музыка
- Урок на тему: П. И. Чайковский и Ф. Шопен в сражающемся Сталинграде
Урок на тему: П. И. Чайковский и Ф. Шопен в сражающемся Сталинграде
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Прашкевичус М.В. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: П. И. Чайковский и Ф. Шопен в сражающемся Сталинграде.
Эпиграф к уроку: «Красота спасет мир».
Материал к уроку.
-
портрет П. И. Чайковского;
-
портрет Ф. Шопена;
-
свеча;
-рисунки ребят на тему о Великой Отечественной войне.
Музыкальные записи.
-
П.И. Чайковский. «Баркарола» ;
-
Ф. Шопен. « вальс» ;
-
В.Соловей-Седой . « Баллада о солдате » ;
-
Дубравин . « Ты откуда , музыка ? » .
Конспект урока.
Со звонком на урок начинает звучать песня « Баллада о солдате ».
Учащиеся проходят на свои места. Учитель: Здравствуйте, ребята. Итак, начинается наш урок Музыки. Я уверена, что многие из вас узнали песню, под которую вы вошли в класс. Что эта за песня? Учащимся: « Баллада о Солдате ».
Учитель: Да,это песня композитора В. Соловьева-Седого «Баллада о солдате ».
(Постепенно музыка затихает ) Учитель: Я хочу задать вам такой вопрос: « Хороша ли эта песня? Убедите меня в том, что эта музыка красивая ».
(ответы ребят ) Учитель: Понравилась она вам? А чем? Что вас затронуло в этой песне, что волнует в ней?
Учащиеся: Музыка очень красивая, повествовательного характера. В ней поется о солдате, минующем все преграды защищая свою родину, Отчизну.
Учитель: А правдиво ли музыка рассказала о событиях Великой Отечественной войны, о солдате, который защищал свою Отчизну?
Учащиеся: Да, все, то, о чем поется в песне, было как на самом деле.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы настроились на исполнение этой песни. Попытайтесь через исполнение передать свое отношение к этой песне.
Первый куплет попытайтесь спеть сдержанно, как будто вы рассказываете о солдате. Второй куплет- солдат поет, но поет, глотея слезы. Спойте широко, ведь он поет песню. В третьем куплете происходит само действие, кульминация всей песни: «...бил врагов...».Характер совершенно другой. Четвертый куплет как память солдату нашей Отчизны. Многие из вас, наверное, видели памятник неизвестному солдату, он впечатляет удивительной силой и мужеством. Так же мужественно попытаемся спеть четвертый куплет. Учитель: Ребята, а как вы думаете, эту песню поют сидя или стоя?
( ответы ребят ) -Правильно,уж если мы отдаем дань чести солдата, давайте тихонько встанем.
Исполнение песни В.Соловьева-Седого «Баллада о солдате ».
Учитель: Ребята, все вы, наверное, почувствовали, что сегодняшний наш урок мы посвящаем кому? - Конечно же, солдату Отчизны. Есть удивительные и просто прекрасные слова: « Красота спасет мир ». И в правоте этих слов мы должны убедиться на нашем уроке.
(небольшая пауза) Как-то на радио была подготовлена музыкальная передача о влиянии музыки на человека. Эту передачу прослушал жи-
тель г. Куйбышева, ныне г. Самары, Сергей Александрович Бабанов, и вспомнил событие, которое вернуло его в сражающийся Сталинград.
(Выключается свет, зажигается свеча, начинается рассказ)
В Сталинграде шли уличные бои. Одну сторону улицы занимали наши бойцы, другую - фашисты. Окна домов на той и другой стороне были постоянно под огнем пулеметов и автоматов. Огонь не прекращался ни днем, ни ночью.
Но вот однажды, к вечеру, из дверей дома, который находился в наших руках, вышел на улицу сержант и направился на середину перекрестка, где среди развалин виднелся засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохра - нившийся рояль. С недоумением и тревогой смотрели на сержанта наши солдаты. Ведь в любую секунду все могло кончиться... С недоумением, видимо, смотрели и с той стороны.
Сержант пробрался к роялю, придвинул к нему какой-то ящик, поднял крышку и... заиграл.
Наступила полная тишина. Ни одного выстрела - ни с той, ни с другой стороны. Все это казалось каким-то неправдоподобным волшебством, каким-то чудом.
Сначала, словно из давней мирной жизни солдаты услышали « Вальс » Шопена...
(звучит «Вальс» Шопена)
Потом зазвучала «Баркарола» П. И. Чайковского (звучит «Баркарола» Чайковского)
Все слушали, как зачарованные. Можно было лишь догадываться, как слушали те, по другую сторону...
И только, когда сержант закрыл крышку рояля и вернулся в расположение своего подразделения, бой возобновился.
(Пауза. Свеча гаснет, учитель ведет диалог с ребятами)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какая сила заставила заставила замолчать пулеметы?
Учащиеся: Музыка.
Учитель: А чем она вам понравилась? Что вы ощутили, слушая эти музыкальные произведения? О чем вы думали?
Учащиеся: Эта музыка была полностью контрастна войне, она звучала спокойно, как- будто из мирной жизни.
Учитель: А почему же замолчали все автоматы? Наши молчали потому, что это свой солдат, но ведь молчали пушки и с той стороны. Почему? Какой же силой обладала музыка, что даже заворожила их? Поделитесь мыслями, что вы сами почувствовали ? Красива ли была мелодия?
Учащиеся: Да, музыка была красива.
( высказывания ребят)
Учитель: Да, музыка была просто прекрасна. И было, наверное, просто невозможно стрелять, когда звучала она.
Учитель: А как вы думаете, что побудило этого сержанта пойти к роялю? Ведь в любой момент, в любую минуту он мог быть застрелен.
( высказывание ребят) Учитель: Ребята, каждый по свому из вас прав, а я думаю, что возможно Петр Ильич Чайковский, когда писал свое музыкальное произведение, хотел, чтобы люди, слушая его музыку, находили в ней утешение и подпору. А шопеновский музыкальный звук, который наполнен « золотом » ( как сказал Ференц Лист ), обладает такой силой, которая заставила замолчать оружия, пусть даже на короткое время сражения.
Учитель: Вот видите, мы с вами и пришли к выводу, что красота спасет мир » . Пусть на время, но хорошая красивая музыка остановила сражения.
( пауза)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, можем ли мы с вами ощущать воздух, можем ли мы чувствовать, как мы дышим? Или же мы просто не обращаем на это внимание? Вот знаете, насколько мы привыкаем к воздуху, так же привыкаем и к музыке.Ведь музыка сопровождает нас всю жизнь. А вот от куда же она возникает, берет силы, чтобы стать другом,
утешением, а если нужно, даже встать комиссаром перед самым передним окопом, ответил песня, которая так и называется - « Ты откуда, музыка? » слова Суслова, музыка Дубравина.
Учитель: Какая эта песня по характеру и содержанию?
Учащиеся: Нежная, добрая, теплая, ласковая.
Учитель: Откуда же она берется?
Учащиеся: ...Она весело скакала в ручье по камушкам, с горки прыгала с волною (и т. д.).
Учитель: Правильно, вот и стала она песенкой, песенкой простою. А сейчас мы с вами начнем ее разучивать. (вокально-хоровая работа)
Итог урока:
Учитель: Я хочу закончить наш урок стихами, которые написала ученица 4-го класса московской средней школы Людмила Таничева. А вы внимательно послушайте и скажите, правдивы ли эти стихи.
Как много песен у любви.
Есть песни у надежды, у отваги,
У мужества высокого, как флаги- Их только позови. Есть песни горя, Лад у них особый.
Все чувства можно песнями излить. А вот у подлости и злобы Нет песен, и не может быть!
Учитель: Как вы думаете, права ли Людмила Таничева? Учащиеся: Да, совершенно согласны с московской ученицей. Есть пасни разные, и грустные и веселые. Учитель: А теперь давай вспомним песни отваги и мужества, песни горя и печали, песни радости и веселья -назовите их.
( ответы ребят )
Учитель: Вот видите,как была права десятилетняя школьница. Если песни радости и горя, утешения и покоя, веселья, а вот песен подлости и злобы нет, и не может быть! Учитель: А сейчас я прошу вас всех встать, и почтить память тех, кто в те трудные годы для всей страны защищал нашу Родину, отдал жизнь ради нашего с вами счастья на этой земле.
( Минута молчания. звучит метроном ). Учитель: На этом наш урок закончен. До свидания.
(Звучит «Баллада о солдате », ребята выходят из класса )