Рабочая программа по музыке УМК Гармония

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по музыке УМК Гармония

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР:

________Е.В. Серохвостова

31.08. 2015г.

Принято

решением Педагогического совета

протокол №1 от 31.08.2015г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ

«Зиняковская ОШ»

__________П.В. Ермолаев

пр. №____ от 31.08.2015 г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зиняковская основная школа»

Городецкого муниципального района



Рабочая программа учебного курса

Музыка

для 3 класса









Разработала:

учитель музыки

Г.В. Молькова





с. Зиняки

2015 - 2016 учебный год

Аннотация

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программ общеобразовательных учреждений Музыка: Программа. 1-4 классы. М.С. Красильникова, УМК «Гармония»,Смоленск, Ассоциация ХХІ век , 2012г.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение музыки в каждом классе начальной школы отводится по одному часу в неделю.

В 3 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013г.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). - Москва: Яхонт. - 2013г.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013г.

  • Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013.

Пояснительная записка

Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для 1-4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы.

Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры».

Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребёнка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования по данной программе.

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение обучающихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки - искусства «интонируемого смысла», - в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.

3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства: композитора-исполнителя-слушателя.

4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

- в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

- в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

- в разнообразии методов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

- в построении творческого диалога ребёнка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

- в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения обучающихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений.

Погружение ребёнка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определённым этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных сцен - это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются её коммуникативные функции - возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания обучающимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами - носителями академической музыкальной традиции. Всё это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа «Музыка. К вершинам музыкального искусства» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объёмом учебного времени, отведённым на изучение данного предмета в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.

Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в общем объёме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа - во 2-4 классах).

В 3 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы - посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе - кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями обучающихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребёнка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности обучающихся.

«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.

«Фольклорное творчество», раскрывающее обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях народа в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.

«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения обучающихся путём приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.

«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования обучающихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).

Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижёров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура, одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России.

Основные ценностные ориентиры содержания предмета:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает обучающимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения, в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у обучающихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Содержание учебного предмета

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.). Интонация и развитие - основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение. Музыкальная речь как способ общения между людьми.

Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В процессе изучения музыки на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ, в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других обучающихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Обучающиеся получат возможность:

• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Обучающиеся получат возможность:

• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Обучающиеся научатся:

• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

• моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

• планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

• творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Вид контроля

Всего

Контроль

1

Родство контрастных тем-образов в симфонической сюите и кантате

9

2

Контраст и единство тем-образов в симфонии

7

3

Контраст и единство образов в опере

10

4

Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии

8

Всего

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Универсальные учебные действия

Дата

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

план

факт

I четверть

Родство контрастных тем-образов в симфонической сюите и кантате (9 ч.)

1

Как соотносятся контрастные музыкальные

темы в опере «Иван Сусанин»

М. И. Глинки?

1

УИПЗЗ

познавательный интерес

к музыкальным занятиям;

эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения

устанавливать новые ориентиры действия с известными музыкальными произведениями

схватывать целое в единстве его контрастных частей;

использовать графические

модели для решения учебных задач

участвовать в учебном диалоге при обсуждении музыкальных произведений

2-3

Как соотносятся контрастные музыкальные

темы в симфонической

сюите Э. Грига «Пер Гюнт»?

2

УИПЗЗ

эмоционально-ценностное

отношение к шедеврам зарубежной музыки

адекватно воспринимать

оценку своей работы педагогом и одноклассниками

постигать произведение

с разных сторон: художественной, научной, языковой; синтезировать целое из частей;

самостоятельно достраивать недостающие компоненты;

моделировать развитие музыки до её прослушивания;

выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения

участвовать в учебном диалоге при обсуждении музыкальных произведений

4

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» Часть 1. Русь под игом монгольским Составляем композицию кантаты

1

УИПЗЗ

формирование национальной идентичности;

эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной

музыки;

углубление представления

о неразрывной связи музыки и жизни;

учебно-познавательный

интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в

разных видах музыкальной

деятельности;

ставить исполнительские

задачи и добиваться их решения;

взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности;

рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

выделять в целом составляющие его элементы;

предвосхищать композицию многочастного произведения до его прослушивания;

опираться на графическую

запись в решении творческих задач;

создавать пластическую

модель музыки первой части

обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую групповую позицию

5

Учимся моделировать

темы кантаты

Часть 2. Песня об

Александре Невском

1

УИПЗЗ

развивать патриотические

чувства

взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

создавать темы, мелодии по заданным характеристикам;

применять освоенные способы работы в новых условиях;

составлять целое из частей;

соотносить варианты решения одной творческой

задачи

уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении;

овладевать средствами вербального и невербального

общения

6

Часть 3. Крестоносцы

во Пскове

Часть 4. Вставайте,

люди русские

1

УИПЗЗ

развивать патриотические

чувства;

развитие сопереживания,

эмпатии, эмоционально-

нравственной отзывчивости

адекватно воспринимать

оценку учителя и одноклассников

создавать темы, мелодии по заданным характеристикам;

соотносить варианты решения одной творческой

задачи;

устанавливать причинно-

следственные связи;

соотносить литературный

и музыкальный образы;

расширять представление

о соотношении контрастных образов в музыкальном произведении;

совершенствовать выразительность исполнения; ориентироваться в графической записи части музыкального произведения;

постигать произведение

искусства с разных сторон:

художественной, научной, языковой

коллективно обсуждать

прослушанное, аргументировать собственное мнение, опираясь на музыку

произведения; расширять опыт вербального и невербального

общения

7

Часть 5. Ледовое побоище

1

УИПЗЗ

познавательный интерес

к музыкальным занятиям;

развитие сопереживания,

эмпатии, эмоционально-

нравственной отзывчивости

увеличивать шаг ориентировки в многочастном

музыкальном произведении

в разных видах музыкальной деятельности;

принимать возможность

разнообразия способов решения поставленной задачи

расширять представление

о возможностях музыки в

отражении исторических

событий;

охватывать часть в единстве процессуальной

и композиционной сторон;

соотносить целое и его части;

устанавливать причинно-

следственные связи;

прогнозировать развитие

событий;

достраивать и восполнять

недостающие компоненты;

постигать произведение

искусства с разных сторон:

художественной, научной, языковой

обсуждать с одноклассниками смысл переданных в музыке событий

8

Часть 6. Мёртвое поле

Часть 7. Въезд Александра во Псков

1

УИПЗЗ

развивать патриотические

чувства;

эмоционально-ценностное

отношение к шедеврам отечественной музыки

адекватно воспринимать

оценку учителя и одноклассников

устанавливать причинно-

следственные связи;

достраивать и восполнять

недостающие компоненты;

составлять целое из частей;

постигать произведение

искусства с разных сторон: художественной, научной,

языковой

вступать в учебное сотрудничество с одноклассника-

ми;

коллективно обсуждать

музыкальное произведение,

аргументировать собственную точку зрения

9

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Обобщение

1

УОСЗ

развитие патриотических

чувств;

формирование оптимистического мировосприятия;

познавательный интерес

к музыкальным занятиям

увеличивать шаг ориентировки в многочастном

музыкальном произведении

в разных видах музыкальной деятельности;

ориентироваться в графическом конспекте произведения;

учитывать разные мнения,

стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве

составлять целое из частей

и характеризовать функцию каждой части;

сравнивать разные фрагменты кантаты;

воспринимать художественное произведение

подробно и сжато

II четверть

Контраст и единство тем-образов в симфонии (7 ч.)

10

Что я знаю о симфонии?

В. А. Моцарт. Симфония № 40. Моделируем

темы первой части

1

УИПЗЗ

эмоционально-ценностное

отношение к шедеврам зарубежной музыки;

познавательный интерес к музыкальным занятиям

взаимодействовать с учителем и одноклассниками

в учебной деятельности

выявлять общность композиции произведений

отечественных и зарубежных композиторов;

увеличивать шаг ориентировки в сонатно-симфоническом цикле;

прогнозировать целое на основе его части;

моделировать главную и

побочную темы из заключительной, как их синтеза,

в опоре на графическую запись;

действовать по аналогии,

выявлять причинно-следственные связи;

достраивать и восполнять

недостающие компоненты

11

Первая часть. Экспозиция

Первая часть. Разработка

1

УИПЗЗ

познавательный интерес к музыкальным занятиям;

эмоционально откликаться

на шедевры музыкальной

культуры

опираться на графическую

модель при решении учебных задач;

корректировать результаты своей исполнительской

деятельности;

рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

понимать смысл преобразования музыкального

материала; предвосхищать развитие музыкальной истории до её прослушивания

участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения

музыкой;

овладевать средствами вербального и невербального

общения

12

Первая часть. Реприза и кода

Первая часть Симфонии № 40 В. А. Моцарта (графический

конспект)

1

УИПЗЗ

формирование эстетических чувств на основе

постижения шедевров зарубежной музыкальной

классики;

расширение представления

детей о собственных познавательных возможностях;

развитие позитивной само-

оценки

корректировать свою исполнительскую деятельность

Составлять целое из частей;

осваивать произведение

в единстве процесса развёртывания музыкальной

истории и её модели (графический конспект);

увеличивать шаг ориентировки в сонатно-симфоническом цикле;

читать графический конспект, записи;

воспроизводить художественное произведение

подробно и сжато

участвовать в коллективном обсуждении

13

Моделируем композицию Симфонии № 40

В. А. Моцарта

(два разворота)

1

УИПЗЗ

познавательный интерес к музыкальному искусству

взаимодействовать с учителем и одноклассниками в

учебной деятельности;

увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах

музыкальной деятельности;

договариваться и приходить к общему решению

в совместной деятельности

восполнять недостающие

компоненты произведения;

составлять целое из частей;

достраивать графическую

схему произведения;

определять этапы развёртывания музыкальной

истории симфонии

участвовать в

коллективном обсуждении и аргументировать свою точку зрения

14

Вторая часть. Анданте

1

УИПЗЗ

формирование эстетических чувств на основе

постижения шедевров зарубежной музыкальной

классики;

познавательный интерес к музыкальному искусству

ставить исполнительскую

задачу и реализовывать её

восполнять недостающие

компоненты произведения;

составлять целое из частей;

достраивать графическую

схему произведения

участвовать в коллектив-

ном обсуждении музыкального произведения, аргументировать свою точку

зрения музыкальными примерами;

овладевать средствами вербального и невербального

общения

15

Третья часть. Менуэт

Четвёртая часть. Финал

1

УИПЗЗ

формирование эстетических чувств на основе

постижения шедевров зарубежной музыкальной

классики;

познавательный интерес к музыкальному искусству

ставить исполнительскую

задачу и реализовывать её

восполнять недостающие

компоненты произведения;

составлять целое из частей; достраивать графическую

схему произведения

участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения, аргументировать свою точку

зрения музыкальными примерами;

овладевать средствами вербального и невербального

общения

16

В. А. Моцарт. Симфония № 40. Обобщение

1

УОСЗ

познавательный интерес к музыкальному искусству;

эмоционально откликаться

на шедевры музыкальной

культуры

увеличивать шаг ориентировки в многочастном

музыкальном произведении

в разных видах музыкальной деятельности;

корректировать результаты своей исполнительской

деятельности;

ставить исполнительскую

задачу и реализовывать её;

развивать навыки учебного

сотрудничества

совершенствовать выразительность исполнения

музыки

участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою точку зрения

музыкальными примерами;

овладевать средствами вербального и невербального

общения

17-18

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»

Интродукция.

Площадь в Путивле

(три разворота)

2

УИПЗЗ

развитие патриотических

чувств;

познавательный интерес к музыкальным занятиям;

понимать душевное состояние героев и сопереживать

им

обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;

взаимодействовать с учителем и одноклассниками

в учебной деятельности

сравнивать произведения

разных жанров по существенным признакам;

распознавать жизненное

содержание художественного произведения; читать графическую запись музыки, опираться на неё

при исполнении и анализе музыки;

выявлять общие черты в

музыкальной речи разных героев;

достраивать и восполнять

недостающие компоненты;

переводить художественный образ из одного вида искусства в другой;

делить целое на смысловые

части;

соотносить разные варианты решения одной творческой задачи;

понимать информацию,

представленную в неявном виде;

устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их;

совершенствовать выразительность исполнения

музыки

Участвовать в коллектив-

ном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения

19

Действие 1. Картина 1.

В тереме князя

Владимира Галицкого

(два разворота)

1

УИПЗЗ

эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения

ставить исполнительские

задачи и добиваться их решения;

обсуждать разные точки зрения на одно явление

сравнивать и обобщать образы художественного произведения;

устанавливать причинно-

следственные связи

участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественного произведения,

аргументировать музыкой свою точку зрения

20-21

Действие 1. Картина 2.

В тереме Ярославны

(четыре разворота)

2

УИПЗЗ

приобретение опыта эмоционального переживания

жизненных проблем других

людей, сочувствия людям,

находящимся в трудной ситуации;

выявлять нравственные основы поступков героев

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

договариваться о распределении ролей в совместной

деятельности

распознавать жизненное

содержание художественного образа;

моделировать развитие художественного произведения до его прослушивания;

выявлять мотивацию поступков людей;

анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы;

выявлять характерные интонации музыкальной речи

героев;

переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой

участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения;

овладевать средствами вербального и невербального

общения

22-23

Действие 2.

В половецком стане (четыре разворота)

2

УИПЗЗ

понимать жизненные обстоятельства, чувства других людей и сопереживать

им;

эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения;

воспринимать неоднозначность нравственных поступков персонажей

ставить исполнительскую

задачу и решать её;

адекватно воспринимать

чужую точку зрения

принимать разные точки зрения на одно явление;

понимать вариативность

нравственных норм и оценок;

предвосхищать развитие

музыкально-сценических

образов; сравнивать разные точки зрения на одно явление;

переводить музыкальный образ в сценический;

выявлять мотивацию поступков людей;

увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении;

воспринимать особенности

музыкальной речи разных групп героев

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах,

группах;

участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения

24

Действие 3.

Окраина половецкого

стана (два разворота)

1

УИПЗЗ

эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения;

понимать жизненные обстоятельства, чувства других людей и сопереживать

им

обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию

соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами их народа;

выявлять мотивацию поступков людей;

сравнивать и обобщать образы художественных произведений;

устанавливать аналогии

и причинно-следственные

связи

взаимодействовать с учителем и одноклассниками

в учебной деятельности;

уметь слушать собеседника

и участвовать в коллективном обсуждении

25

Действие 4. В Путивле

(два разворота)

1

УИПЗЗ

эмоционально и осмысленно воспринимать художественное произведение;

понимать жизненные обстоятельства, чувства других людей и сопереживать им

адекватно воспринимать

оценку учителя и одноклассников;

обсуждать разные точки зрения на одно явление

соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами народа;

достраивать музыкально-

сценический образ;

увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении;

сравнивать и обобщать образы художественного произведения;

устанавливать аналогии и причинно-следственные

связи;

переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой

взаимодействовать с учителем и одноклассниками

в процессе учебной деятельности

26

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Обобщение

(три разворота)

1

УОСЗ

развитие патриотических

чувств;

познавательный интерес к музыкальным занятиям;

гордость за творческие достижения представителей

национальной культуры;

эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения

адекватно воспринимать

оценку учителя и одноклассников

увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении;

сравнивать и обобщать образы художественного произведения, анализировать их сквозное развитие;

делить целое на смысловые

части;

достраивать и восполнять

недостающие компоненты; выявлять конструктивное

родство контрастных тем

оперы

участвовать в коллективном обсуждении художественного произведения;

исполнять музыку индивидуально, в группах, коллективно

27

М. П. Мусоргский.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки».

Прогулка

1

УИПЗЗ

познавательный интерес к музыкальным занятиям;

потребность в общении с произведениями художественной культуры

увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах

музыкальной деятельности;

обсуждать и корректировать результаты своей

исполнительской деятельности;

рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

распознавать жизненное

содержание художественных образов; переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой;

прогнозировать развитие

художественного образа;

устанавливать аналогии

и причинно-следственные

связи;

расширять представление

о выразительности диалогов в инструментальной

музыке;

выявлять и сопоставлять,

существенные характеристики частей художественного произведения;

анализировать сквозное развитие образа в художественном произведении;

создавать пластическую

модель частей произведения, ориентироваться в

графической записи основных тем;

выявлять конструктивное

родство контрастных образов одного музыкального

произведения;

составлять целое из частей;

сопоставлять разные точки

зрения на одно явление;

понимать информацию,

представленную в неявном виде

расширять опыт вербального и невербального

общения; участвовать в коллективном обсуждении и исполнении художественного

произведения;

формулировать собственное мнение, подтверждать

его примерами

28

Гном.

Старый замок

Тюильрийский сад.

Быдло

1

УИПЗЗ

29

Балет невылупившихся

птенцов.

Два еврея, богатый и бедный

1

УИПЗЗ

30

Лимож. Рынок.

Избушка на курьих ножках (Баба-яга)

1

УИПЗЗ

31

Катакомбы. С мёртвыми на мёртвом языке

1

УИПЗЗ

32

Богатырские ворота

М. П. Мусоргский.

Фортепианный цикл

«Картинки с выставки». Обобщение

1

УОСЗ

33

М. И. Глинка.

«Камаринская».

Фантазия для

симфонического

оркестра

1

УИПЗЗ

эмоционально-ценностное

отношение к творческим

достижениям выдающихся

отечественных

композиторов; гордость за художественные ценности своего

народа;

развитие познавательного

интереса.

ставить исполнительские

задачи и решать их;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осознавать место

возможных ошибок при

исполнении произведения

и находить пути их

преодоления;

корректировать результаты

своей исполнительской

деятельности

составлять целое из частей;

составлять план-схему и ориентироваться по ней в исполнительской

деятельности;

определять родство

контрастных тем;

переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой;

составлять пластическую

модель произведения;

соотносить варианты

решения одной творческой

задачи

коллективно обсуждать и

исполнять музыкальное

произведение;

совершенствовать

выразительность

исполнения;

расширять опыт

вербального и

невербального общения

34

Родство контрастных

образов в музыкальном

произведении

1

УКИЗ

эмоционально-ценностное

отношение к шедеврам отечественной и зарубежной

музыки;

формирование эстетического вкуса на основе постижения отечественной и

зарубежной музыкальной

классики;

развитие позитивной самооценки; ориентироваться в нравственном содержании поступков героев

сравнивать близкие и контрастные образы одного

произведения;

увеличивать шаг ориентировки в музыкальных произведениях в разных видах

музыкальной деятельности;

взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности

углублять представление о

неразрывной связи музыки и жизни;

охватывать музыкальные

произведения, пройденные за год;

ориентироваться в графической записи, опираться

на неё в исполнительской и исследовательской деятельности

работать индивидуально, в

парах и группах; расширять опыт вербального и невербального

общения

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном календарно-тематическом планировании:

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний - УИПЗЗ;

  2. Урок закрепления новых знаний и выработки умений - УЗНЗВУ;

  3. Урок комплексного использования знаний и умений - УКИЗ;

  4. Урок обобщения и систематизации знаний и умений - УОСЗ;

  5. Урок проверки, оценки и контроля - УПОКЗ











Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта в составе:

Учебные пособия для обучающихся

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2011 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2011 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2012 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2012 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). - Москва: Яхонт. - 2011 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). - Москва: Яхонт. - 2012 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). - Москва: Яхонт. - 2014 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2012 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2012 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

Учебно-методические пособия для учителя

  • Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2012 и послед.

  • Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2014 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 2 класс. Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н. Музыка. 3 класс. Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2014 и послед.

  • Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н. Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2014 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

  • Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва: Яхонт. - 2013 и послед.

Для решения поставленных задач кабинет музыки необходимо оснастить соответствующим оборудованием:

Необходимое оборудование

- музыкальный центр,

- телевизор, видеоплеер,

- фортепиано,

- детские музыкальные инструменты,

- народные музыкальные инструменты,

- синтезатор,

- компьютер,

- маркерная доска.

Дополнительные средства

- проектор,

- интерактивная доска,

- комплект

детских синтезаторов для обучающихся.

Печатные пособия

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.

- Примерная программа общего начального образования по музыке.

- Программа «Музыка» для начальных классов «К вершинам музыкального искусства».

- Комплект учебников для обучающихся.

- Комплект музыкальных альбомов для обучающихся.

- Нотные хрестоматии музыкального материала к программе.

- Методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе.

- Наглядные пособия (графические партитуры и плакаты) с записью музыки изучаемых произведений.

- Сборники народных и композиторских песен и хоров, инструментальных пьес.

- Пособия, раскрывающие вопросы содержания программы, организации музыкально-

творческой деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время.

- Методические журналы по педагогике искусства: «Искусство в школе», «Музыка в школе».

- Фортепианные переложения изучаемых оперных и симфонических произведений.

- Репродукции картин и тексты литературных произведений, привлекаемых для изучения отдельных тем программы.

- Плакаты с нотным и поэтическим текстом гимна России, текстами исполняемых по программе песен и оперных фрагментов.

- Атлас музыкальных инструментов.

- Портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.

Цифроые ресурсы

- Фонохрестоматия музыкального материала к программе для учителя.

- Фонохрестоматия музыкального материала к программе для обучающихся.

- Компакт-диски с аудио- и видеозаписями опер, балетов, мюзиклов, концертных исполнений симфонических и камерных произведений, музыкального фольклора разных народов России.

- Видеофильмы о жизни и творчестве отечественных и зарубежных композиторов.

- Видеофильмы о выдающихся исполнителях и музыкальных коллективах мира.

- Видеофильмы об истории развития музыкальных инструментов.

- Видеофильмы о народных музыкальных инструментах.

- Видеоматериалы предъявления результатов проектной деятельности школьников (исполнительской и исследовательской).

Учебно-методические материалы должны регулярно пополняться новыми образовательными ресурсами, средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), расширяющими образовательное пространство урока и способствующими повышению познавательной активности детей, их творческому самовыражению.



© 2010-2022