Открытый урок по специальности в классе гитары

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках по специальности и концертмейстерству в классе классической гитары - как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса.Уроки музыкального образования – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео - записей.Именно для уроков музыкального искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные,...
Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ

Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского





Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках по специальности и концертмейстерству в классе классической гитары - как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса.



Тема урока: Авторская песня - как всестороннее развитие учащихся ДШИ.





Открытый урок по специальности в классе гитары

Автор:

Баранова Галина Александровна, преподаватель народного отделения



Место выполнения работы: МБОУДОД Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

г. Вязьма



Тема урока: Авторская песня - как всестороннее развитие учащихся ДШИ.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цели урока:

- определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ.

- развитие потенциала современного урока по специальности и концертмейстерству средствами ИКТ.

Задачи урока:

Образовательные

- познакомить обучающихся с понятием «авторская песня», научить различать стили музыкальных произведений;

- исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в учебно - образовательном процессе.

- выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках специальности и концертмейстерства в ДШИ.

- проанализировать состояние проблемы использования ИКТ в учебном процессе.

-определить конструктивные особенности применения ИКТ для повышения интереса к музыке

- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемого проекта.

Развивающие

- развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства исполнительской культуры при работе над музыкальными произведениями;

Воспитательные

- воспитание культуры исполнения музыкальных произведений на публичных выступлениях.

- на основе полученных данных разработать комплекс уроков по специальности и концертмейстерству в ДШИ с применением ИКТ.


Здоровье-сберегающие

- соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкульминутки.

Оформление урока:

1. Оформление сцены:

- сцена оформлена таким образом, чтобы участники ансамбля гитаристов могли слышать друг друга, каждый участник группы играет свое произведение, а затем комментирует всю информацию по своему выступлению.

2. Оформление рабочего места групп:

- каждый учащийся группы имеет музыкальные инструменты ( гитары) со стихами, картинами, фотографиями, которые будет представлять на уроке.

- руководитель группы, преподаватель по классу гитары Баранова Галина Александровна, контролирует музыкальное исполнение каждого учащегося.

3. Оборудование:

- презентация к уроку

- гитары

-подставки

-пульты

4. Музыкальный материал:

- сборники пьес

- оформительный материал: слайды, тексты авторских песен, фотографии и другое.

5.Структура урока:

1.Организационный момент

2.Вступительное слово.

3.Демонстрирование биографий авторов и композиторов.

4.Иллюстрирование музыкальных произведений учениками.

6. Физкультминутка. Представьте, что вы Буратино. Нарисуйте носом воображаемую ноту, фермату, f, p,) - упражнения для шейного отдела позвоночника; Буратино потянулся (сидя, руки к плечам, поднимание и опускание локтей) - упражнения для грудного отдела позвоночника; (раз - нагнулся, два - нагнулся (наклоны к левой и правой ноге) - упражнения для поясничного отдела позвоночника; Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать (встают на носки, руки поднимают вверх и медленно садятся) - упражнения для крестцового и копчикового отдела.

7. Заключение. 8.Литература 9. Приложение



Ход урока

Организационный момент

Уроки музыкального образования - это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео - записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков музыкального искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в разные концертные залы, конкурсные площадки, в мир выдающихся музыкантов. Использование компьютера дает возможность слушать как классическую музыку, так и народную, в различном исполнении, на разных инструментах, высокого качества и исполнения. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Итак, процесс использования ИКТ на уроках по специальности и концертмейстерства в ДШИ - это неотъемлемая часть современного учебного процесса. Информационные технологии позволяют каждому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя "пакет" дидактических и технических средств.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет - технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно условно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. Мультимедийные презентации являются эффективной формой подачи информации, используются в качестве электронных пособий по определенным темам, позволяющих представлять учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей, четко структурированной информацией.

Вступительное слово

Открытый урок по специальности в классе гитары

Баранова Галина Александровна, преподаватель народного отделения.

Учитель. Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы, ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения.

Даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к музыкальному искусству.

Сегодня у нас очень интересный урок, который мы давно ждали и ответственно к нему готовились. Мы будем использовать в работе на уроке записи, видеозаписи, живое исполнение музыкальных произведений.

Учитель. Тема урока:

«Авторская песня - как всестороннее развитие учащихся ДШИ.»

Сегодня вы познакомитесь с биографиями бардов и их творчеством.

Как вы поняли, что изображается портрет кого? Ответьте на вопрос при помощи слайда. Слайд № 1

Авторская песня как жанр. История возникновения и развития этого жанра.

Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?

Ученик. Авторская песня, или бардовская музыка - это песенный жанр

Учитель. Как самостоятельный жанр когда возник?

Ученик. Песенный жанр возник в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение. Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х

Чаще всего (хотя и не всегда) исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки - отсюда и название «Авторская песня»

Учитель. Каких поэтов песенников вы знаете?

Ученик. Вначале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева).

Ученики рассказывают биографии Ю. Визбора, Ю. Кима.

И исполняют песню «Рыба-кит» Ю. Кима

Слайд № 2

Ученики исполняют песню «Милая моя» Ю. Визбора.

Слайд № 3

Учитель. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б. Окуджава, Н. Матвеева и А. Дулов.Позднее, в 1960-х - 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Туриянский, Виктор Берковский, Серге Никити, Александр Городницкий, Вадим Егоров, Александр Лобановский, Арон Крупп, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Мирзаян, Владимир Бережков,Вера Матвеева, Виктор Луферов, Александр Ткачёв, ПётрСтарчик Александр Суханов, Владимир Ланцбер Вероника Долина, Александ Дольский ,ЛеонидСемаков, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева(«Иваси»).

Учитель. Что еще можно добавить об авторской песне?

Ученик. Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников»

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первый этап - романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» - пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» - в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Ученики исполняют песни Б. Окуджавы

Слайд № 4

Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.

Ученики исполняют песню А. Галича

Слайд № 5

С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.

Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка - распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.

Ученики исполняют песни В. Высоцкого.

Слайд № 6

Учитель. Однако, отношение государства к авторам было далеко не единым. Так, Союз Писателей занимал позицию предельно неприязненную - «что это за поющие поэты»; в то же время Союз композиторов многое делал для авторов самодеятельной песни, считая, что их творчество, при всей самодельности их мелодий, компенсирует некоторое пренебрежение массовой песней, появившееся у профессиональных композиторов в 60-е годы по сравнению с довоенным временем (в частности, это мнение звучало в известном документальном фильме 1967 г. «Срочно требуется песня»). При всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С.Никитина

Ученики исполняют песни С.Никитина

Слайд № 7

Учитель. Гимном студентов и молодежи вообще многие считают песню О.Митяева «Изгиб гитары желтой». Ученики исполняют ее

Слайд № 8 Заключение

Применение ИКТ открывает новые пути в развитие навыков мышления и умение решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения. Помогают педагогу сделать уроки более интересными и убедительными, а огромный поток информации - легкодоступным. Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность преподавания предметов музыкально-теоретического цикла на всех уровнях - от дошкольника до выпускника.

Открытый урок по специальности в классе гитары


Литература:

- Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

- Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1- Каримов И. М. «История московского КСП». М., Янус-К, 2004.

- Авторская песня. Антология. Составитель Д. А. Сухарев. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. ISBN 5-94799-234-5

- Джагалов Росен Авторская песня как жанровая лаборатория «социализма с человеческим лицом» / Авторизованный перевод с англ. А. Скидана // Новое литературное обозрение. № 100 . 2009.

- Берег надежд: песни ленинградских авторов. 1950-1060-е годы. - СПб: Бояныч, 2002. - 448 с, ил. - ISBN 5-7199-0153-1

- Поющая душа. Песни ленинградских авторов. 1970-е годы. - СПб: Всерусский собор, 2008. - 864 с. - ISBN 978-5-903097-23-4

- Красильников В. Обучение электронному музицированию на уроках в общеобразовательной школе. Искусство в школе, 2012г.

- Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

- Тараева Г.Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007

- Авторская песня в библиотеке Максима Мошкова

- Левин Л. И. Авторская песня // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия

- Сергей Орловский. Впечатления от семинара Владимира Ланцберга, 07.05.2005

- Сергей Орловский. Новый слой культуры - Авторская культура песен, 15.10.2012

-Христианская авторская песня

- Московский Центр авторской песни

- Сообщество исполнителей авторской песни под гитару

- Сообщество «Музыка социального и гражданского действия»

- Клуб авторской песни Bardi.lv

- Русские барды - песни и судьбы (краткие сведения по более чем 160 русскоязычным исполнителям)

- Музыкально-поэтический салон «Эклектика»

Образовательные ресурсы сети Интернет.

Обучающие музыкальные сайты:

festival.1september.ru - Инновационный учебно-методический

vst-vst-portal.ru board/music_books/1 - Домашнее музицирование vst-portal.ru board/music_books/1 - Концертное использование инструмента muz-urok.ru - Музыка детям

anyaplanet.net - программы для обучения музыки

muzobuch.narod.ru - Игра при подключённом интернете

vst-portal.ru›board/music_books/1 - Книга по музыке

uroki-online.com - Уроки игры на гитаре

muzobuch.narod.ru - Компьютерные игры для обучения музыке

mapakids.net - Электронная библиотека

http://www.fizkult-ura.ru - Физкультминутки









Приложение



Слайд№1

Открытый урок по специальности в классе гитары

Высоцкий Владимир Семёнович, (1938-1980) русский поэт и актер

Родился 25 января 1938 г. в Москве в семье военного связиста.

В 1947-1949 гг. жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия), затем вернулся в Москву.

Во время учёбы в школе Высоцкий занимался в драмкружке и хотел поступать в театральный институт, но по настоянию родителей сдал экзамены в Московский строительный институт имени В. В. Куйбышева, откуда вскоре ушёл. Летом 1956 г. поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе.

В 1960-1961 гг. появились первые песни Высоцкого. За свою жизнь он создал их около тысячи. Официально не признанные, минуя радио,телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем.

Много песен и баллад предназначалось для кинофильмов. В 1966 г. Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для неё пять песен. Всего он сыграл в 30 художественных фильмах. Последние годы жизни Высоцкого были драматичны. При всенародной популярности он не мог добиться публикации своих стихов, выхода пластинок; тяжело переживал травлю, развязанную в прессе. От перенапряжения болел, в 1979 г. перенёс клиническую смерть. Умер 25 июля 1980 г. в Москве.



Слайд№2

Открытый урок по специальности в классе гитары

Юлий Черсанович Ким

Взять псевдоним ему пришлось не от хорошей жизни. Он был активным участником диссидентского движения и, чтобы продвигать свои сочинения, ему пришлось работать под чужой фамилией.

Юлий Черсанович Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. В 1938 году его отец, переводчик с корейского языка Ким Чер Сан, был репрессирован и расстрелян, а мать, учительница русского языка и литературы Нина Валентиновна Всесвятская, сослана. В 1946 году, после ссылки, она вместе с сыном недолго жила в Калужской области, в городе Малоярославце, а вскоре уехала с ним в Туркмению. Только в 1954 году семья смогла вернуться в Москву.

«Песня»


На далеком Севере

Бродит рыба-кит,

А за ним на сейнере

Ходят рыбаки…







Слайд№3

Открытый урок по специальности в классе гитарыВизбор Юрий Иосифович

В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт.

На Памире и в Забайкалье существуют перевалы Визбора. Создал несколько сот песен. В соавторстве с Сергеем Никитиным написаны "Милая моя", "Полярная звезда", "Ночная дорога" и др. К последним годам жизни Юрия Визбора относятся многие широко известные песни: "Вот уходит наше время", "Деньги" ("Теперь толкуют о деньгах"), "Увы, мои друзья!", "Волейбол на Сретенке".

МИЛАЯ МОЯ

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,

Пеплом несмелым подернулись угли костра,

Вот и окончилось все - расставаться пора…





Слайд№4


Открытый урок по специальности в классе гитары

Окуджава Булат Шалвович, (1924-1997), русский советский поэт, писатель

Родился в Москве в семье партийного работника. Окончил школу в 1941. В 1942 добровольцем ушёл на фронт. После войны учился в Тбилисском государственном университете. Работал учителем в сельской школе под Калугой.

Первый сборник его стихов «Лирика» вышел в 1955 в Калуге. В 1956 после реабилитации родителей возвратился в Москву. Сборники его лирики начали выходить один за другим: «Острова» (1959), «Весёлый барабанщик» (1964), «По дороге в Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967).

Известность приобрёл как исполнитель собственных песен, значительная часть которых посвящена впечатлениям военных лет.

В 1961 появилось его первое прозаическое произведение «Будь здоров, школяр». В 1965 он издал повесть для детей «Фронт приходит к нам», за ней последовали два исторических романа - «Бедный Авросимов» (1969) и «Похождения Шипова» (1971). Романы Окуджавы «Путешествие дилетантов» (1978) и «Свидание с Бонапартом» (1979-1983) поставили их автора в ряд лучших русских прозаиков.

Последний прижизненный поэтический сборник вышел в 1996г.

Виноградная косточка

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье,
Говорите мне прямо в глаза чем пред вами слыву,
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Слайд№5

Галич (Гинзбург) Александр Аркадьевич (19.10.1918 - 15.12.1977), родился в Екатеринославле (ныне - Днепропетровск), детство провел в Севастополе, до эмиграции жил в Москве.

Окончил театральную студию им. К.С.Станиславского (1938). Актер, поэт, драматург. Автор около 20 пьес и сценариев фильмов. Лауреат нескольких отечественных и международных премий, лауреат Сталинской премии, Гос. премии СССР (1987).

С 1955 г. член Союза писателей СССР, исключен из СП и из Литфонда в 1971, восстановлен в 1988г.

Песни сочинял с конца 50-х г. на свои стихи.

Слушая Баха

На стене прозвенела гитара,

Зацвели на обоях цветы.

Одиночество Божьего дара -

Как прекрасно

И горестно ты!

Открытый урок по специальности в классе гитары

Слайд№6

Открытый урок по специальности в классе гитары

На братских могилах

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают…



Слайд№7

Открытый урок по специальности в классе гитары

Сергей Никитин

Российский композитор, автор-исполнитель (как правило, вместе с женой Татьяной Никитиной), один из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне.

Окончил физический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1968) отделение акустики. Физик, кандидат физико-математических наук.
С 1962 г. пишет песни на стихи российских и зарубежных поэтов, таких, как Д. Сухарев, Э. Багрицкий, Б. Пастернак, Ю. Мориц, Ю. Левитанский, Г. Шпаликов, Д. Самойлов, В. Шекспир и других, а также на стихи выпускников физфака МГУ С. Крылова и В. Миляева. Первая песня, «В дороге» («Ночь и снег, и путь далек…») на стихи И. Уткина появилась у Никитина в декабре 1962 г.

В репертуаре Сергея Никитина есть две песни на собственные стихи. Сергей Яковлевич был организатором и руководителем квартета физиков МГУ (1963-1967), а также квинтета физиков (1968-1977), в котором пела и Татьяна Хашимовна Садыкова, впоследствии ставшая женой композитора и его партнером по сцене.

Несколько лет Сергей Никитин проработал заведующим музыкальной частью московского театра «Табакерка» под руководством Олега Табакова, сотрудничал и с другими театрами. Кроме того, композитор много работает в кино, на радио и телевидении. В настоящее время Никитин - член Союза театральных деятелей РФ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Царскосельской художественной премии (1997) и свободный художник.

Каждый выбирает для себя Am E7 Am

женщину, религию, дорогу. C G7 C

Дьяволу служить или пророку - A7(F) (A7) Dm

каждый выбирает для себя. 2 р. G7(Am) C(E7) E7(Am)

Слайд№8 Олег Митяев

Родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка.

В 1963г. поступил в начальную школу №59. Затем в 1967г. в среднюю школу №55. В 1969 году перешел в среднюю школу №68.

В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округу. Мать воспитывала строго, но справедливо. Отец пил, поэтому сам Олег не употреблял спиртного до тридцати лет. В школе учился плохо, поэтому очень любил каникулы и перемены.

Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой "восьмерочкой", еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть "Цыганочку", ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже "маленькая звездочка", "большая звездочка", "барре", "Гимн восходящему солнцу" и весь набор тех лет: "От меня до тебя шагать...", "Синий-синий иней..." и т.д.

В 1971г. из-за любви к песне "Марш монтажников" поступил и в 1975 г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, но быстро понял что это не его. С 1975 по 1977 г. служил в армии. Служить выпало в городе Москве, где он охранял адмирала флота Советского Союза, был матросом, носил морскую форму.

В 1977 г. поступил и в 1981 г. оконч Митяев Олег Григорьевич ил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность - тренер по плаванию.

Открытый урок по специальности в классе гитары

Для туристов и компанейской публики Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Для публики ресторанной он - "Ненаточенные ножи" и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех, кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне" бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня «Как здорово…»

Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь Качнется купол неба, большой и звездно-снежный... Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

***

© 2010-2022