Статья Современный урок музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок музыки в условиях реализации ФГОС

В системе образования существует много мнений о том, каким должен быть современный ученик? Кто-то считает, что главное - это получение прочных знаний, умении учиться, другие говорят о правильном, гармоничном воспитание подрастающего поколения, о развитии творческих способностей. Но всё же на сегодняшний день главная задача -сформировать у учащихся способность к саморазвитию, к самореализации, что поможет нашим детям найти своё место в жизни, стать счастливыми людьми в современном обществе.

Минувший год для меня был сложным и в то же время интересным. Изучив все нормативные документы: учебники, рабочие тетради, я поняла, что ничего не изменилось в структуре представления учебного материала. Я просто должна изменить свою деятельность. Теперь при подготовке к уроку затрачиваю почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Но в то же время бучение становится более интересным, познавательным и развивающим. Важный плюс - современный урок создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Второй плюс ФГОС - это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние годы, а третий преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

В своей практике современного урока использую деятельностный метод обучения, который имеет ряд преимуществ:

1. Может применяться при изучении любого предмета.

2. Органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.

3. Обеспечивает включение детей в деятельность.

4. Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся - готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к социальному взаимодействию.

5. Позволяет осуществлять формирование системы культурных ценностей и её проявлений в личностных качествах, формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умение вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.

Опыт показывает, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

На уроках музыки я часто использую межгрупповую работу (т.е. каждая группа получает задание, намечает пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно результат). Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и способности каждого учащегося, открывает большие возможности для объединения в группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.

Групповая деятельность учащихся предполагает повышение роли педагога в учебно - воспитательном процессе. Объём работы, конечно, увеличивается, она качественно изменяется. Важна специальная подготовка материала и разработка оригинальных методик проведения урока. Нельзя забывать, что важна также и психологическая сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе. Учитель выполняет разнообразные функции:

1. Контролирует ход работы в группе.

2. Отвечает на вопросы.

3. Регулирует споры, порядок работы.

4. В крайнем случае, оказывает помощь отдельным учащимся или всей группе.

Как я подбираю группы. Учитываю реальные знания школьников и их успеваемость, зафиксированную в сознании одноклассников. Но этого для успешной работы мало. Надо учитывать и характер взаимоотношений учащихся друг с другом (симпатии, антипатии, готовность к сотрудничеству).

Члены группы (4-5 человек) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Очень важно, чтобы ученики умели слышать друг друга, делать выводы, прийти к общему решению. Хорошо, если ученики придерживаются определённых правил, которые мы повторяем перед таким занятием:

- уметь слушать каждого члена группы;

- высказывать свои мысли, даже если они кажутся неверными;

- не приписывать себе успех;

- не ссылаться на «объективные» обстоятельства.

Мы выделяем следующие элементы работы группы:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка задачи;

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы в группах;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о работе групп и достижениях при выполнении поставленной задачи.

Какие виды работ можно решать в группах? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения.

На различных этапах урока музыки стараюсь использовать различные методические приёмы. В организационном моменте - это «Театрализация», «Высказывания великих», «Эпиграф». В постановке целей - это «Тема - вопрос», «Подводящий диалог». На этапе актуализации знаний - «Кроссворд», «Корзина идей». На этапе «открытие» нового знания- «Привлекательная цель», «Мультимедийная презентация».

Таким образом, современный урок музыки в условиях реализации ФГОС позволяет решать основные цели и задачи, которые ставит перед нами современное общество:

  1. Научиться ставить цели и задачи совместной деятельности.

  2. Научиться слышать и слушать друг друга.

  3. Научиться делать выводы, приходить к общему решению.

  4. Научиться коллективной познавательной деятельности.

У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Воспитание ученика-исследователя на уроке музыки - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.



© 2010-2022