• Преподавателю
  • Музыка
  • Сборник консультация для родителей и педагогов Икт в музыкальном развитии детей. составитель Кайдаш К. Г

Сборник консультация для родителей и педагогов Икт в музыкальном развитии детей. составитель Кайдаш К. Г

Раздел Музыка
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области


Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


ЭТО ИНТЕРЕСНО….


Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын ученого, повзрослев, станет ученым? А сын писателя - писателем?

Можно нередко услышать «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет слуха», достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности не так, а несколько иначе.

Жизнь гораздо интересней, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится врачом, а писателя - скрипачом, и объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Это определяет в будущем способности и характер человека. И если сын музыканта определяет ту же профессию, что и отец, то причина в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается, что если для музыкального развития ребенка с самого детства созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди научились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать как рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.


Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Чудесные свойства улыбки

Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение, помогает трудиться и жить. Поэтому нельзя ходить с мрачным, скучным лицом даже тогда, когда настроение у вас неважное. Человек с естественной, приветливой улыбкой и сам обретает бодрость и жизнерадостность, повышает настроение у окружающих. Улыбка и смех - возбудители положительных эмоций. По образному выражению Стендаля, смех убивает старость. Намек на улыбку, сдержанная улыбка, нежная улыбка, радостная улыбка - каждая хороша по-своему. Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, украшенная приятной улыбкой.Сборник консультация для родителей и педагогов Икт в музыкальном развитии детей. составитель Кайдаш К.Г.

Очень полезно каждый день начинать так. Утром перед зеркалом нужно вспоминать что-нибудь приятное, что поможет придать лицу приветливое выражение. Только с таким выражением вы вправе обращаться к окружающим. Конечно, деланная улыбка, не отражающая положительных эмоций, способна произвести на окружающих самое неприятное впечатление. Улыбка "по заказу" как и истерический смех или хохот без оттенка искренности и радости, ничего общего не имеют с задачами самовоспитания.

Общеизвестно, что можно воздействовать на поток мыслей и эмоций, видоизменяя напряжение мышц всего тела. Можно, например, скуку или дурное настроение попробовать преодолеть с помощью ритмичных движений под хорошую эстрадную музыку, и вы увидите, что такой танец даже в одиночку вызовет у вас мышечную радость.

Если кому-то ритмичные движения неприятно выполнять под эстрадную музыку, можно легко и эффективно делать их под любую подходящую мелодию ("Юпитер" Моцарта). Угнетенное состояние легко снимается, а плохое настроение повышается от тихого насвистывания мелодии "с настроением". Попробуйте, например, насвистывать мелодию композитора Блантера, вникая в смысл слова:

"Когда душа поет

И просится сердце в полет -

В дорогу далекую, небо высокое,

К звездам нас зовет".

Посвистывая про себя, особенно на лоне природы, в тиши лесных просторов, иногда под аккомпанемент птичьих голосов, является одновременно и эстетотерапией (лечение красотой), и двигательно-вокальной терапией.

Такое же воздействие оказывают звукодвигательные дыхательные упражнения. Знаменитая танцовщица Айседора Дункан утверждала, что естественный танец, выражающий эмоции в виде движений в соответствии с характером музыкального произведения, является не только эфорективным методом самовыражения, но и мощным методом повышения культуры эмоций.

Лучезарная улыбка помогает доброжелательно относительно относиться к людям, с которыми общаешься, и избегать критических ситуаций, способных испортить настроение.

Доброжелательная улыбка, как правило, вызывает улыбку и соответствующее настроение и у окружающих.

Улыбка, так же как и хорошая шутка, радостное мироощущение, создает благоприятную атмосферу для общения.












































Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области


Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


УЧИТЕСЬ СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ.


Для развития музыкального восприятия у детей используются грамзапись, аудиозапись, показ иллюстраций, чтение стихотворений, показ игрушек, репродукций картин, оркестровка произведений, инсценировка песен, передача характера в движении.

Использование фонограммы обогащает процесс восприятия музыки. Особенно эффективно ее применение в сравнении с «живой» музыкой. Исполнение музыкального произведения музыкантом на фортепиано можно сравнить с фонограммой, с оркестровым, с хоровым звучанием. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от её исполнения.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же хотите сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми её характера.

Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправданно. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе.

Задание усложняется, если использовать несколько контастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений - одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами.

Аналогично можно сопоставлять и музыкальные произведения со стихотворениями.

Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки. Поняли, что цвет в рисунке имеет выразительное значение. Светлые тона часто соответсвуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки. Тёмные -

тревожному, таинственному; яркие, сочные краски - весёлому, радостному характеру музыки.

Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета. Злого колдуна большинство рисуют тёмными красками, а добрую Золушку - яркими и светлыми. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему.

Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение - значит, выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Оркестровка побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с её звучанием.





































Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.

Поговорим об утренниках.


Утренник в детском саду - это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.

На самом деле утренник - это не совсем праздник для детей. Скорее, это демонстрация умений детей и одновременно отчет о проделанной работе музыкального руководителя.

Чего, например, хотят воспитатели? Чтобы была хорошая явка: во-первых, этот показатель очень ценен сам по себе, а во-вторых, чтобы не пришлось воспитательнице играть роль заболевшей Белочки или Снежинки.

Чтобы все дети, проявляли активность и на предложение поучаствовать в конкурсе, с неподдельной радостью вскакивали с мест.

Чтобы была дисциплина - без особого предложения никто с мест не вскакивал и не отрывал детали костюма у соседа.

Чтобы папы гордились, а мамы умилялись так, что в отдельные моменты не могли сдержать слез.

Утренник - важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарии и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности.

Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник, ничего кроме неприятностей (для ребенка из - за незнания материала), неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться, не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям , которые старательно учили стихи , песни, танцы в продолжении долгого времени.

Как правило, к утреннику детей готовят постепенно, сначала разучивая слова и мелодии песен, движения танцев, а за тем идет знакомство со стихами и сказками, герои которых будут «приходить » на праздник.

Разучивание материала на утренник, продолжается около двух месяцев.

Дети постепенно разучивают весь нужный материал на музыкальных занятиях, а затем в свободное от других не менее важных занятий (таких как: математика, развитие речи, лепка, рисование, конструирование, труд и др.) закрепляют с воспитателями пройденный на занятии материал. Дети учатся правильно и выразительно произносить слова стихотворений и отрывки из сказок, закрепляют исполнение отдельных танцевальных движений. Благодаря совместному и ежедневному труду музыкального руководителя и воспитателей, вы, родители, имеете возможность увидеть развитие вокальных, актерских, танцевальных данных

у своих детей. Но без помощи родителей праздника не будет. На праздник ребенок должен придти в карнавальном костюме (если это Новый год), нужны атрибуты для упражнений, маски.

Совет по оформлению костюма можно получить у музыкального руководителя или у воспитателя группы.

Обязательно на ногах у детей должны быть «чешки», или удобная обувь, но, ни в коем случае не тесные новые туфли!

И, помните!!! Детский праздник - это мероприятие для детей, а не для взрослых. И надо сделать всё, чтобы праздник ребёнку запомнился, чтобы он получил удовольствие и помнил об этом очень долго. Помогите нам. Ведь вместе - всегда лучше.










































Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.

"Ты" или "Вы"?

(о речевом этикете дошкольника)

Уже к трем годам в активном словаре малыша 1000-1500 слов. Он может логично построить не только простое, но и сложное, в том числе сложноподчиненное предложение, что позволяет ему высказывать различного рода суждения.

К шести годам активный словарь составляет 3000-3500 слов. Успешному развитию речи способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада. В помощь им издается методическая литература, различного рода пособия. Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребенка-дошкольника, как нам кажется, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом.

Имеется в виду культура речевого поведения детей - речевой этикет. Как, например, ребенку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить "вы", а в каких - "ты". Какие выражения употребить, когда надо попросить о чем-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культуры речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребенка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания, тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка.

Ребенок усваивает родную речь так называемым "материнским способом", подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…" Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, нецензурные слова.

Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения. А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово "пожалуйста", благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы торопимся отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, еще только постигающий, "что такое хорошо и что такое плохо", так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.Среди детей распространено употреблять имена собственные в пренебрежительной форме: "Колька, Анька и т.п." Этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующее данной языковой форме отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом "к". Но тому, кого так называют, это может быть неприятно и даже обидно. А ведь мы порой сами подаем ребенку пример такого обращения, когда говорим о своих знакомых. Нередко родители называют "любовно" своего сынишку или дочку не иначе, как "Вовка, Катьке". Ребенок не обижается, т.к. уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное

дошкольникам обостренное чувство языка.

Выражения "доброе утро", "добрый вечер", "спокойной ночи" являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова "здравствуйте", "до свидания".

С четырех лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а, уходя приветливо говорить "до свидания". Заменители этих выражений - "здорово", "чао", "будь" и т.п., которые так распространены теперь среди подростков, проникают и в лексикон дошкольников. Объясните, что такие выражения применимы лишь в отношении со сверстниками, но не со старшими взрослыми.

"Волшебное слово" - меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал "волшебной силе" слова "пожалуйста", обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.










Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.

СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые педагога считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладения навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).

3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).

4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3-4 лет - это всего 4-б звуков, у детей в-7-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).

В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.

РАЗУЧИВАЯ С ДЕТЬМИ ПЕСНЮ, ПОМНИТЕ:

1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Так ты с трудным ритмическим рисунком нужно пpoхлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.

4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой, песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдя, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками знакомого всем одуванчика.

6. Перед пением голос должен быть «разогрет», этого используются небольшие, на трех-пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.

7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть прямо, без напряжения, расправив плечики, спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?

Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?

Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь - это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.

Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните: Прежде чем проинтонировать (пропеть) злу к песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.


Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Слушание музыки как средство воспитания

патриотических чувств у старших дошкольников


С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.

Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.

По мнению Н.А. Метлова, слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает музыкальный вкус.

В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их детские души…»

Процессы обновления в сфере музыкального образования в детском саду создают ситуацию, в которой музыкальным руководителям предоставлены право и возможность самостоятельного выбора модели построения музыкальных занятий, учебных пособий, а также целенаправленного и последовательного осуществления работы со старшими дошкольниками по воспитанию патриотических чувств посредством музыки казахских и казахстанских композиторов.

Выбор темы данной статьи обусловлен требованиями, предъявляемыми современным обществом к выпускнику детского сада, который должен быть воспитан в духе патриотизма и гордости за свою страну.

Актуальность исследования определяется отсутствием в массовой практике детского сада эффективной методики музыкального образования дошкольников, где должное место было бы отведено формированию системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу и отражающих его самобытность.

Цель исследования - выявление возможности внедрения в раздел «Слушание музыки» наряду с высокохудожественными инструментальными и вокальными произведениями выдающихся композиторов прошлого: М.Глинки, Н. Римского-Корсакова, П.Чайковского, И.Баха, В.Моцарта, Э.Грига и советских композиторов: Д.Шостаковича и Д.Кабалевского произведений казахских композиторов, а также знакомство с казахской инструментальной музыкой (творчество Курмангазы, Таттимбета, Даулеткерея), песнями казахских акынов (Биржан-сал Кожагулов, Ахан-сере, Ибрай Сандыбаев, Мухат Мералиев), песнями казахстанских композиторов (Л. Мельникова, Л, Туркина, В. Видман и др).

Достижение данной цели планируется через решение комплекса задач:

  1. Пробудить у детей интерес к музыке казахских композиторов. (Эта задача решается соответствующим подбором несложных музыкальных произведений).


  1. Поднять общую музыкальность. (Посредством слушания музыки известных казахстанских композиторов у детей развиваются и обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания).


  1. Привить ребенку вкус к хорошей музыке. (Важно с малых лет создавать для детей благоприятную музыкальную среду, исполнять для них высокохудожественные музыкальные произведения).

  2. Познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом, гармонией.

Психофизическое состояние старших дошкольников позволяет оперировать такими абстрактными понятиями, как вера, любовь, родина. Но объем детского внимания невелик. Чувство любви к родине, гордости за свою страну развивается у детей постепенно. Поэтому для слушания на начальном этапе подбираю небольшие произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой.

Фиксирую внимание детей на фортепианном выступлении и заключении. Постепенно они узнают песни по мелодии.

Первое слушание инструментальной музыки дети воспринимают сложно, но по мере того, как дошкольники знакомятся с основными элементами музыки и привыкают к гармоническим сочетаниям, они пытаются выражать настроения, чувства, мысли.

При повторных прослушиваниях произведений замечаю, что дети могут выделять выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ. Заостряю внимание на очень важном моменте: дети с достаточной лёгкостью различают отдельные выразительные средства музыки - определяют темп (музыка быстрая, медленная), динамику (тихая, громкая), регистр (высокий, низкий, средний). Но этого мало. Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Чтобы понять это, нужно внимательно вслушаться в звучание, всё время меняющееся.

Обращаю внимание на то, что детям сложно понять музыкальный язык произведений казахских композиторов.

В качестве слушания старшим дошкольникам предлагаю отрывки из кюев Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета. Знакомство с творчеством этих композиторов и их кюями осуществляю постепенно (по принципу: от простого к сложному). По мере того, как дети неоднократно узнают тот или иной кюй при прослушивании, отдельные слова или сказанные ими целые предложения переходят в разряд стимулов для последующей реакции. При повторном слушании ответы детей трансформируются в умение через знание и достигают уровня навыка.

Итак, после цикла занятий с детьми, в программу которых было включено слушание инструментальной музыки казахских композиторов, сделала следующий вывод:

Старшие дошкольники готовы к восприятию сложных музыкальных произведений, отражающих национальную самобытность, воспитывающих уважение к творчеству казахских и казахстанских композиторов, чувство любви к нашей Республике, к её бескрайним широким степям, к её величию и могуществу.

Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесёт большую пользу. Дети полюбят музыку своего края, у них разовьётся музыкальный слух, появится потребность слушать и наслаждаться музыкой. В будущем это поможет им стать высокообразованными гражданами своей страны, её настоящими патриотами.








Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области


Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Слушаем музыку.

Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время.

Учим ребенка, слушать музыку. Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми .между тем давно замечено, что музыка - самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым.

Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из "Детского альбома" Чайковского. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка.

Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе "Как рассказывать детям о музыке"; "Про трех китов". Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее.

Детям доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески постарше, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.













































Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области


Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Расскажите детям.


Сборник консультация для родителей и педагогов Икт в музыкальном развитии детей. составитель Кайдаш К.Г.

Итальянское слово «опера» буквально обозначает «произведение», «действие». Опера родилась в итальянском городе Флоренции в конце 16 века.

Опера - это такое произведение для театра, в котором все артисты на сцене поют. Обычная речь в оперном спектакле или вообще не звучит, или звучит в отдельных эпизодах.

Музыка в опере раскрывает характер героев, их мысли, чувства, переживания. Исполнителями оперы являются певцы-солисты, хор, симфонический оркестр. Арии, вокальные сольные номера, создают образ каждого действующего лица. Массовые сцены исполняет хор. Симфонический оркестр сопровождает пение и танцы, помогает слушателям понять смысл того, что происходит на сцене.

В зависимости от содержания оперы бывают сказочные, лирические, комические, героические.

Многие оперы написаны на сюжет из литературы. Это оперы Н.А.Римского-Корсакого на сюжеты сказок Пушкина «Золотой Петушок» и «Сказка о царе Салтане».

Нашими композиторами созданы оперы специально для детей:

♪ «Морозко» М. Красева,

♪ «Три толстяка» В. Рубина,

♪ «Белоснежка» Э. Колмановского и др.



Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области


Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Музыкальное воспитание
в семье.Сборник консультация для родителей и педагогов Икт в музыкальном развитии детей. составитель Кайдаш К.Г.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности слушания записей детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на музыкальных инструментах; самостоятельное музицирование.



Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отклонение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.




Музыкальное воспитание в семье

Слушание радио и телепередач

Слушание аудиозаписей,

дисков и т.д.

Обучение игре на музыкальных инструментах


Самостоятельное музицирование















Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.

САМЫЙ ПЕРВЫЙ НОВЫЙ ГОД


Как подарить малышу сказку? Как устроить праздник для него и именно для него, а не для самолюбования собой как педагогом-новатором? Можно, конечно, не забивать себе голову этими вопросами, ведь ребенок еще так мал. Однако, не понимая смысла каких-то праздничных действий, он способен прочувствовать атмосферу веселья и радости. А если что-то в эти праздничные дни будет происходить ради ребенка, то это только будет способствовать росту его самоуважения.

Поэтому я хочу поделиться советами с молодыми родителями, как устроить для малыша Праздник Первого Нового Года.

Приглашаем гостей


Хорошо, если малыш является завсегдатаем детской площадки и у него есть пара-тройка приятелей - ровесников. Обсудите с их мамами идею проведения будущего праздника у вас дома. Небольшая разница в возрасте малышей совсем не повредит идее торжества.

Обговорите с мамами сюжет и продолжительность развлечения. Праздник для малышей предусматривает минимальные по времени организационные моменты и более продолжительную свободную игровую часть. Лучшее время - до обеда, где-то в одиннадцать утра.

Помните, что наиболее ярко врезаются в память начало и конец события, поэтому более подробно продумайте сценарий приветствия и прощания с гостями. Кроме того, не стоит начинать праздник сразу, как придут все гости, детишкам необходимо время осмотреться и наиграться новыми для них игрушками. И только тогда, когда схлынет волна первых впечатлений, и вы заметите, что ребята начинают «слонятся» по комнате, приступайте к придуманным вами развлечениям.

Создаем сценарий


Не ждите от ребятишек полной включенности в задуманную вами сюжетную линию. Приготовьтесь к тому, что каждый ребенок будет присутствовать на празднике «сам по себе». Поэтому придуманные вами забавы должны быть как можно проще, короче и ярче. Например, предложите гостям заранее у себя дома изготовить для нарисованной елочки украшения. И во время праздника вместе с детьми приклейте их на елочку скотчем. Или поиграйте с детьми в инсценировку какой-нибудь детской песенки. Еще можно организовать оркестр, раздав детям самодельные музыкальные инструменты, пластиковые бутылочки с разными наполнителями, и вволю погреметь ими. А если малыши просто проигнорируют ваши задумки, что вполне ожидаемо, не отчаивайтесь, играйте сами, как бы от лица своего ребенка. Потому что спустя несколько дней, казалось бы, совсем не увлеченное чадо, начнет выдавать и те движения, и те слова, которые вам никак не удавалось вытянуть из него на празднике.

Музыкальное сопровождение

Продумайте музыкальное сопровождение праздника. Самый лучший вариант - это «живая музыка». Однако, если нет дома фортепиано или баяна, и никто из родителей не играет на музыкальных инструментах, не беда. Подберите диск с подходящими песенками. Маленькие дети любят потрясти попки под ритмичные плясовые мелодии типа «Барыни» или «Калинки-малинки». Можно использовать аудиозаписи детских песен их мультфильмов, такие как «Песни для всей семьи от Дедушки Мороза», «Зимние песенки», «Лучшие песни для детей. Настоящий друг».


Дед Мороз и Снегурочка


В возрасте полутора - двух лет детки очень осторожны в общении с незнакомыми взрослыми, поэтому не стоит приглашать домой костюмированных персонажей. Не экспериментируйте и с Дедом Морозом и Снегурочкой. Самый лучший вариант - это все те же золотые помощники - старшие ребятишки или куклы «Би-ба-бо», одетые на руку взрослого, они не вызывают у детей страха и с ними можно придумать небольшой на 2-3 минуты сказочный сюжет. Например, маленькие зверушки, зайка и мишутка, пришли к ребятам в гости на праздник и принесли подарки от Дедушки Мороза, который на этом празднике вполне может присутствовать в нарисованном или пластмассовом варианте.

Подарки

Лучше всего дарить игрушки. И обязательно одинаковые или очень похожие. Например, это могут быть медвежата, поросята или символ наступающего года - веселые мышата. Их можно дарить и девочкам, и мальчикам.

Игрушки

Уберите из комнаты те, которые своей эксклюзивностью смогут вызвать ссоры у ребятишек. Желательно подобрать почти одинаковые комплекты на каждого ребенка, то есть, если вы ожидаете в гости троих ребятишек, то позаботьтесь о том, чтобы в комнате было по три-четыре мяча, куклы, машинки. Еще вариант, если каждый из гостей принесет на праздник парочку своих мишек или кукол. Но помните, внимание у малышей очень неустойчивое и большое количество новых игрушек сможет повредить каких-то специально задуманных вами сюжетов.

Угощение


Для таких маленьких детей не стоит устраивать никаких фуршетов. Это и не гигиенично, и просто опасно в случае с малышами. Лучше всего обойтись совсем без еды. Единственно приемлемым вариантом будет коллективное поедание фруктов или крекеров после танцевальной программы. Оденьте на руку все ту же игрушку «Би-ба-бо» и от ее лица предложите детям завернутые в фольгу небольшие яблоки: «Как плясали, как плясали, вы, наверное, устали! К нам зайчишка прибегал и гостинцы передал! Мы немножко отдохнем и опять играть начнем!»

Взрослые участники праздника


Не бойтесь выглядеть смешно. Не отстраняйтесь от детей придуманными приличиями «взрослого» поведения, а по существу, своими комплексами. Попробуйте на время праздника поверить в существование Деда Мороза. Пойте с детьми, даже если считаете, что вам в детстве медведь оттоптал оба уха, танцуйте с ними, играйте и попробуйте получить от этого праздника много- много удовольствия.







\

Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей.


Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования».

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детсаду и в школе.

Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) - мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.

К этим инструментам без определенной звуковой высоты, которые применяются как чисто звукокрасочные и ритмические инструменты, присоединяются ударные, имеющие определенную звуковую высоту: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Шумовые инструменты - это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста.

Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.

Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами. Карл Орф (1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.

Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры - импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце - и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора - дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

  • Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

  • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

  • Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

  • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

  • Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

  • Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

  • Металлические банки разных размеров;

  • Стеклянные бутылки и фужеры;


  • Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.

И многое другое, из чего можно извлечь звуки.

Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка)- является определяющим для успешного дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам музицирования. Все компоненты чувства ритма при этом имеют большое значение, но главным является чувство равномерной метрической пульсации и на протяжении всего обучения уделяется пристальное внимание его формированию и развитию. Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие задания как: услышать, отметить его самыми разными способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии.

Игровой мир озвучен простейшими самодельными музыкальными инструментами, сделанными самими детьми или вместе с родителями из всего, что они могут найти и приспособить для извлечения звуков. Внешний вид и необычное звучание самодельных инструментов еще больше заинтересовал детей

Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах - это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

  1. Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.

  2. Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.

  3. Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.

  4. Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.

  5. Воспитывать потребность к музицированию.

  6. Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.

  7. Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля

Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Ваш малыш производит впечатление музыкального ребенка?


Он обожает детские мелодии, поет по дороге в детский сад? Просит купить ему настоящее пианино, а не куклу или машинку? Возможно, вы - родитель будущего великого музыканта! Как же разглядеть и развить уникальные способности в ребенке, какие признаки указывают на его музыкальность?


Признаки.


Ребенок с удовольствием слушает музыку, может по памяти напеть услышанные мелодии. Он очень чувствителен к тембру голоса окружающих. Визгливый, неприятный голос может запросто вывести его из равновесия. У малыша появляются свои музыкальные предпочтения, он просит включить ему определенные музыкальные произведения.

Если у ребенка есть игрушечные музыкальные инструменты, он пытается на них играть. Кроха не бесцельно стучит по клавишам маленького пианино или барабанит разными предметами по пластинкам металлофона, а пытается воспроизвести услышанную ранее мелодию.


Как помочь развитию способностей.

Для поддержания и развития музыкальных способностей ребенка водите его на концерты и театральные представления. Дома слушайте музыку вместе с ребенком. Пусть малыш видит ваш интерес и доброжелательный настрой. Если вы играете на каком-то музыкальном инструменте - это замечательно! Однако не забывайте и о других инструментах. Для полноценного музыкального развития ребенку необходимо слушать произведения, звучащие по-разному. Это обогащает его слуховой опыт. Купите ребенку простой в использовании магнитофон и диски с музыкой (детской, из мультиков или классической).

Пойте сами, только не искажайте мелодию. Ребенок, который увлекается музыкой, обязательно будет вам подпевать. Аккомпанируйте себе на детских музыкальных инструментах: бубне, треугольнике, колокольчиках, металлофоне. Рассказать ребенку о музыкальных инструментах можно с помощью простой игры.

«Кто на чем играет».


Кроме того, что эта игра позволяет запомнить названия музыкальных инструментов, она расширяет кругозор и развивает логику ребенка. Приготовьте картинки, на которых изображены люди, играющие на разных музыкальных инструментах.

Рассмотрите их очень внимательно, проговаривая все, что на картинках изображено.
Затем двигайте руками, как будто играете на барабане, и спрашивайте: «На чем я играю?» Если ребенок не догадался сразу, подскажите ему. Потом изобразите игру на пианино, гармони, гитаре, арфе. Если малыш на все вопросы отвечает верно, немного измените правила. Пусть теперь он выполняет ваши задания. Например, пусть изобразит, как играют на дудочке и т.д.

Когда вы рассказываете сказки, стихи или поете песенки ребенку, делайте это образно и с выражением. В вашем голосе он должен слышать разные звуки: громкие и тихие, ритмичные и беспорядочные, плавные и отрывистые. Иногда говорите малышу, что не можете вспомнить, как надо петь или играть на музыкальном инструменте, позвольте ему поучить вас.

Если ребенок выучил новую песенку или подобрал какую-то мелодию на музыкальном инструменте, предложите ему исполнить это перед бабушкой или папой. Но не заставляйте его выступать, если он стесняется. Скромный ребенок лучше пусть танцует и поет в одиночестве.

Если малыш захочет сам, запишите его в музыкальную школу или танцевальную студию.

И не забывайте играть с ребенком в музыкальные игры. Существует множество игр: с притопами, прихлопами, хороводами и песенками. Игры сильно различаются по возрастным возможностям. Совсем маленькие детки могут только подпевать и хлопать. А дети постарше способны на более серьезное музицирование.

Поощряйте в ребенке желание узнавать что-то новое. Не менее важно учить его завершать начатое дело и преодолевать трудности. Если вы будете создавать ребенку благоприятные условия для его развития, то ваш малыш обязательно преуспеет в жизни.
























Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Роль речи взрослого в развитии голоса детей

Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры воспитателя, взрослого, служат хорошим примером для дошкольников.

Речь взрослого должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой. Очень важно, чтобы дошкольники слышали выразительную речь, не только в детском саду, но и дома. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нужно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. Детям, говорящим тихо, надо постоянно напоминать о необходимости говорить погромче и наоборот.

Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить друг с другом вежливо, не допускать повышения тона, раздражительного голоса. Манера говорить на повышенных тонах, пискливым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и забавить их от этого недостатка бывает очень трудно.

Очень важно учить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять "вежливые слова": спасибо, извините, пожалуйста, др. Взрослый должен поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом.

Спокойный голос, доброжелательный тон взрослых, не только по отношению к детям, но и друг к другу должны стать нормой любого педагогического коллектива.

Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Ән күй жетекшісі:

Музыкальный руководитель:

Кайдаш Ксения Георгиевна.


Памятка родителям

Музыка детства хороший воспитатель

и надежный друг на всю жизнь.


Необходимо помнить следующее:

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому, не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные, для этого потребуется время и терпение.

З. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.








Ақмола облысының Ерейментау ауданы білім бөліменің,

«Сказка» бөбекжай - бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли - сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области


© 2010-2022