- Преподавателю
- Музыка
- Современные образовательные технологии в школе
Современные образовательные технологии в школе
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пельменева Н.В. |
Дата | 28.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
6
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Теоретические основы современных подходов к обучению
Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств как:
-
совокупность социально значимых свойств человека;
-
система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
-
система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;
-
осознание окружающего мира и себя в нем;
-
система потребностей;
-
совокупность способностей, творческих возможностей;
-
совокупность реакций на внешние условия, и т. д.
Педагогическая технология функционирует
---В качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения;
--в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении;
-- в качестве реального процесса обучения
Структура педагогической технологии:
1)Концептуальная основа
2) Содержательная часть обучения-цели обучения (общие и конкретные)
3)Содержание учебного материала
4) Процессуальная часть-- технологический процесс:
--организация учебного процесса
--методы и формы учебной деятельности учащихся;
--методы и формы работы учителя;
--деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
--диагностика учебного процесса
Критерии технологичности:
1) системность ( педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
---логикой процесса;
--взаимосвязью всех его частей;
--целостностью
2) Управляемость предполагает возможность:
--диагностического целеполагания
--планирования
--проектирования процесса обучения
--поэтапной диагностики
--варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
3) Эффективность - современные педагогические технологии должны быть:
--эффективными по результатам
--оптимальными по затратам
--гарантировать достижение определенного стандарта обучения
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. По принципу применения
--общепедагогические
---частнопредметные, отраслевые
--локальные, модульные, узкометодические
2. По философской основе
--материализм/ идеализм
--Диалектика/ метафизика
--Сциетизм/ природосообразность
--Гуманизм/ антигуманизм
3. По организационным формам
--Классно- урочные/ альтернативные
--Академические/ клубные
--Индивидуальные/ групповые
--Коллективный способ обучения
--Дифференцированное обучение
4) По типу управления познавательной деятельностью
--Классическое лекционное современное
--Обучение с помощью ТСО традиционное
--Обучение по книге обучение
--Система «Консультант»
--Система малых групп
--Программированное обучение
--Компьютерное обучение
--Система «Репетитор»
--Программное обучение
5) По подходу к ребенку
--Авторитарное
--дидактико-, социо-, антропо-, педацентрическое
--Личностно- ориентированное
--гуманно- личностное
--технология сотрудничества
--Свободного воспитания
6_По характеру содержания и структуры
--обучающие
--воспитательные
--Светские
--религиозные
--образовательные
--профессиональные
--гуманистические
--технократические
--проникающие технологии
7)По преобладающему (доминирующему) методу
--репродуктивные
--Объяснительно- иллюстративные
--Развивающее обучение
--Проблемное, поисковые
--Творческие
--Программированное обучение
--Диалогическое
--Игровое
--Саморазвивающее обучение
--Информационные (компьютерные)
8) По направлению модернизации существующей традиционной системы
--На основе гуманизации и демократизации отношений
--На основе активизации и интенсификации деятельности детей
--На основе эффективности организации управления
--На основе методического и дидактического конструирования материала
--Природосообразные
--Альтернативные
--Целостные технологии авторских школ
9)По категории обучающихся
--Массовая технология
--Продвинутого образования
--Компенсирующего
--Технологии работы с трудными
--Технологии работы с одаренными
АНАЛИЗ УРОКА
1 Методические требования к современному уроку
--Урок нацелен на конкретные результаты, на определенный вклад в развитие личности школьников, на одновременное повышение качества обученности, его эффективности, а также уровня учебной мотивации, школьного самочувствия учащихся;
-- Урок - относительно самостоятельное звено в целостной самостоятельной системе обучения;
--Урок строится как система, в центре которой развивающиеся взаимодействия учителя и ученика
--Урок строится на основе:
1) учета программных требований, требований учебных стандартов
2) диагностики потребностей и возможностей учащихся, классных коллективов
3) самооценки возможностей учителя
---Каждый урок имеет точное дидактическое назначение (тип) и свои неповторимые особенности
----ТИПЫ УРОКОВ
1) Урок новых знаний
2) Урок повторения
3) Урок коррекции
4) Урок обобщения
5) Урок тренировочный
----ЗАДАЧИ, РЕШАЮЩИЕСЯ НА УРОКЕ
Обучающие
Ценностные
Психологического развития и оздоровления учащихся
воспитательные
---Содержание урока соответствует ряду дидактических принципов. Учитель выделяет главное, существенное в учебном материале и вместе с учащимися стремится обеспечить его усвоение на уроке;
----На уроке применяются многообразные формы, методы и средства
----На уроке обеспечивается корректный дифференцированный подход к ученикам
---Учитель способствует становлению и развитию учебно- познавательной деятельности школьника и эффективно ею управляет
---Для проведения урока необходима благоприятная обстановка
--Урок проводится по плану, который является творческим документом учителя
---Проводя учебное занятие, учитель вправе отойти от плана, т.е. перестроить ход урока (к этому учитель должен быть готов)
--Учитель проводит рефлексию урока. Самоанализ
РЕФЛЕКСИЯ - размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания
(Словарь С.И. Ожегова)